Настя Posted April 25, 2020 Share Posted April 25, 2020 Руны футорка Raven Kaldera (c) Перевод: Анна Блейз (с) Большинство людей, работающих с рунами, предпочитают базовый 24-рунный скандинавский футарк — главным образом потому, что приобрести такой комплект гораздо проще. Я же всегда был из тех детей, которые требуют, чтобы в наборе было 64 фломастера, — просто из принципа; поэтому футорк поначалу привлек меня всего лишь тем, что рун в нем больше. Но когда я изучил его внимательно, сокровенные значения этих дополнительных рун взволновали и потрясли меня до глубины души. Эти руны темны, сложны и таинственны; значения их амбивалентны, и от них так и веет рёкками или йотунами, «темными богами» скандинавской мифологии. Я пользуюсь футорком много лет, и теперь уже не представляю себе, как бы я обходился всего 24 рунами. Если атты футарка посвящены асам и ванам, то насчет дополнительных рун футорка мне всегда было очевидно, что они составляют атт Хель. Исключение— самая последняя, девятая из них: Гар, руна Одина. Начнем с самого противоречивого из всех знаков рунического алфавита — с Эар (Ear), Руны Могилы. Она посвящена Хель, Владычице Смерти. Дом этой богини открыт для всех, а обликом она — наполовину прекрасная женщина, наполовину гниющий труп. Сама руна очертаниями подобна стойке для разделки туш, на которую подвешивают вниз головой убитое животное. Поскольку я живу на ферме и собственноручно забиваю и разделываю домашнюю скотину, этот образ вызывает во мне сильные чувства. Он напоминает мне обо всех, кто умирает, чтобы сам я и моя семья, племя и общины могли жить дальше. Такова идея руны Эар. Подобно «Смерти» в картах Таро, Эар говорит о том, что смерти и утраты — тоже часть жизненного цикла. Чтобы одно выжило, другое должно умереть. Мы можем питаться только тем, что когда-то было живым. Даже растительная пища — и та вырастает на перегное, в который превратились другие растения. Жизнь сменяется смертью, а смерть порождает новую жизнь. Руна Могилы напоминает нам о том, что все проходит, все в этом мире непостоянно, но каждая утрата открывает новую главу истории… и сам этот цикл перемен — единственная константа, на которую можно рассчитывать с полной уверенностью. Могущество Хель абсолютно и неизменно вовеки, несмотря на то, что именно она несет в нашу жизнь вечные перемены. Если вам выпала Эар, это значит, что ваша жизнь или какая-то ее часть нуждается в полной «перезагрузке». И это не совет, не рекомендация, а констатация факта: руна Хель не спрашивает вашего согласия. Это неизбежно случится, — говорит Эар, — потому что время пришло и потому что так дóлжно. А уж насколько мучительным это будет — зависит только от вашего отношения. Единственное, над чем вы здесь властны, по большому счету, — это над тем, как именно вы встретите грядущий удар судьбы. Однако та внутренняя смерть, о которой говорит Эар, — отнюдь не мгновенная гибель. Скорее, это долгое, медленное гниение — процесс постепенных, но неотвратимых перемен. Следовательно, в гальдре эту руну можно использовать как катализатор такого процесса, и особенно хороша она для чар, помогающих людям отпустить прошлое. Я давал ее как талисман людям, которые решили развестись и которым предстояло за следующие несколько лет научиться жить совсем по-иному, чем прежде. Следующая руна — Ак (Ac), руна Дуба и дубового посоха. Очертаниями она подобна человеку, держащему в руке палку. Хотя оснований в источниках для этого не находится, но всякий раз, когда я использую эту руну, через нее ко мне как будто обращается Ангрбода, Ведунья Железного Леса, первая жена Локи. Дуб — одно из тех деревьев, которые в старину называли «железными», отчасти за мощь и стойкость, а отчасти потому, что в дубы часто расщеплялись и возгорались от удара молнии. Поэтому с дубом тесно связан Тор (равно как и другие боги грозы). Во многом это объясняется естественными причинами: из-за грубой коры и особого строения древесины дуб плохо проводит электричество, поэтому молния не может пройти сквозь него беспрепятственно, и дерево зачастую раскалывается в огненной вспышке. В связи с этим дубы в далекой древности почитали как подателей огня. Ангрбода — йотунша, великанша; в видениях она является как высокая, невероятно сильная и очень решительная женщина. Дети ее не менее могущественны: Фенрис, великий волк, едва не сожравший весь мир; Змей Мидгарда, опоясывающий его своим телом; и Хель, Богиня Смерти. Испугавшись, что Локи и его жена наплодят еще больше чудовищ и в конце концов лишат его власти, Один тайно убил и сжег Ангрбоду. Говорят, что Локи нашел лишь пепел ее сердца, сгоревшего дотла, как сердцевина разбитого молнией дуба. Если вам выпала руна Ак, это означает, что вы, заслуженно или нет, стали своего рода громоотводом для чужих страхов и гнева. Вам нужно собраться с духом и держаться стойко, как дуб, чтобы вынести все удары и не сгореть. Если всё это не убьет вас, вы станете сильнее. Ключевое слово руны Ак — Стойкость, чем она и отличается от другой «силовой» руны, Уруз/Ур. Ак — это дерево, прочно укорененное в земле, или высокая гора. Если в силе Ур есть что-то определенно «мужское», что-то от свирепого буйвола, сметающего все на своем пути, то в силе Ак чувствуется нечто более женственное (но вовсе не пассивное). Первую можно представить как неудержимый натиск, а вторую — как предмет, который невозможно сдвинуть с места. Я использую Ак в целительном гальдре, наряду с Ур; а две эти руны, соединенные в вязь, отлично работают, если начертить их на теле человека (телесными жидкостями, а если вы с ним не в таких близких отношениях, то просто маркером) в тех местах, которым надо придать силу и выносливость. Когда мне предстоит долго ходить пешком, я рисую такую связанную руну себе на коленях, потому что они у меня ни к черту. Следующая руна — Иор (Ior), руна Змея. Она очевидным образом посвящена одному из детей Ангрбоды — Йормунганду, Змею Мидгарда, самой огромной змее на всем свете, обвивающей своим телом Мидгард. Йормунганд — граница между Мидгардом и остальными мирами, и в этом — секрет его руны. В низшей октаве ее ключевое слово — именно Границы, и если Иор выпала вам в гадании, это может означать, что вам необходимо установить для себя какие-то границы. (В гальдре я использую ее как эффективное средства для установки границ, нередко — в составе связанной руны, куда входят также Эйваз — для обороны и Альгиз — для охраны. Такую вязь я давал созависимым людям, которым нужно было научиться ставить более четкие и устойчивые границы.) В высшей октаве Иор напоминает о том, что любая граница — это, в сущности, пограничное пространство, и стоять на границе — значит, быть причастным к обеим ее сторонам. В отличие от Фенриса, пол которого — определенно мужской, и от Хель, которая со всей определенностью женщина, у Йормунганда с полом не все так однозначно. Некоторые воспринимают его как мужскую сущность, некоторые — как женскую. Определить пол змеи вообще очень трудно, и эти животные с древних времен ассоциировались с двуполыми божествами — Шивой, Дионисом, Ариадной, Афиной, Лилит, — а также с обновлением, возрождением и мудростью. Половая принадлежность Йормунганда — такая же скользкая, как его чешуя: я обратил внимание, что мужчины чаще чувствуют в нем мужское начало, а женщины — женское, поэтому лично я полагаю, что он/а относится к третьей категории — Ни То, Ни Другое и Оба Сразу. Однако этот космический гермафродит окружает все сущее и служит границей целого мира. Быть одновременно и мужчиной, и женщиной — значит, обладать великой силой, потому что в этом состоянии ты причастен всему. Как заметил один мой знакомый бигендер, «я точно такой же, как и все… только больше». Чтобы объять собой все сущее, нужно объединить противоположности, потому что всякая противоположность — это разделение, а разделение противоречит задачам Йормунганда. Тезис— антитезис. Черное— белое. Мужчина — женщина. Чтобы извлечь свое «я» из этой бесконечной войны противоборствующих сил, необходимо отказаться воевать в принципе и перейти в новое состояние, в точку, именуемую Синтезом. В этой точке начинаешь понимать, что на самом деле в тебе заключены оба полюса, и тем самым перестаешь принимать только один из них и демонизировать (и проецировать вовне) второй. Если вам выпала Иор, прекратите отождествляться с одной из сторон в идеологической борьбе и поймите, что вы находитесь по обе стороны баррикад одновременно, а, значит, можете охватить взглядом всю проблему в целости. Только после этого, рассмотрев ее со всех точек зрения, вы сможете найти правильное решение. Юр (Yr), Руна Лучника, связана с Аурвандилем, знаменитым лучником из скандинавских мифов. Иногда ее также описывают как Руну Руки — талисман ремесленников, что позволяет соотнести ее с братом Аурвандиля — Вёлундом, кузнецом, которого постигла печальная судьба. Но и в том, и в другом случае Юр остается руной Сосредоточения. Охотник целиком сосредоточен на своей добыче: чтобы это понять, достаточно лишь представить себе, как он стоит, натянув тетиву и прикрыв один глаз, всем своим существом сконцентрировавшись на цели… И в этом есть немало общего с сосредоточенностью вдохновенного художника или ремесленника, упрямо, неотступно, одержимо Творящего — час за часом, день за днем. И в том, и в другом случае речь идет о попытках уловить нечто ускользающее, нечто такое, что можно поймать лишь ценой предельного внимания, терпения и совершенной точности. Если вам выпала Юр, значит, в вашу жизнь входит именно такая сосредоточенность, на что бы она ни была направлена — на разрушение или созидание. «До сих пор ты был слишком рассеян, — говорит вам Мироздание. — Настало время дисциплинировать свое сознание». Ос (Os) — руна Божьего Гласа, и за нее соперничают несколько богов. Иногда ее ассоциируют с Браги, божественным скальдом скандинавского пантеона, а иногда — с самим Одином в тех случаях, когда он говорит устами какого-нибудь человека. Кроме того, Ос родственна побратиму и заклятому врагу Одина — Локи-Трикстеру. Общее между тремя этими богами — то, что они олицетворяют различные способы изречения божественных истин человеческими устами. Скальд или бард пробуждает в слушателях новые чувства своими речами или пением. Голос прорицателя нередко бывает невнятен: толпа ждет от него откровений о настоящем, а он вещает о будущем; но, тем не менее, он помогает людям соприкоснуться с тем, что называют Вод, — с божественным сознанием. Однако Божий Глас может пройти через вас и еще одним путем — путем Трикстера. Иногда этот голос вкрадчив, полон соблазна и способен убедить эскимоса в насущной пользе холодильника, а иногда — неуправляем и внезапен, как голос шута или дурачка, который спрашивает «почему?», когда предполагается, что никто не должен даже замечать неладного и уж тем более — задавать какие-то вопросы. Локи дурачит богов своими проделками, однако он же — единственный, кто честно указывает на их недостатки. Если вам выпала руна Ос, это значит, что вы должны Пустить в Ход Слова… и слова эти должны идти из самых глубин вашей души. Вы должны сказать правду вслух, даже если это превратит вас в изгоя. Разумеется, вам дозволено выразить ее достаточно осторожно, чтобы люди охотнее к вам прислушались, но при этом вы не должны поступиться истиной ни на волос. Смотрите на это так, что Власть Предержащим сейчас нужно донести до людей определенную весть, а вы — те самые уста, которые им нужны, чтобы эту весть высказать. Очертаниями Ос напоминает жестикулирующего человека — оратора, протягивающего руки навстречу слушателям. В гальдре Ос применяется как талисман для улучшения коммуникации и речевых способностей. Эта руна может помочь на собеседовании, при выступлении с докладом, в преподавании и вообще в любых ситуациях, где нужен хорошо подвешенный язык. В отличие от других рун, Ос только радуется, когда ее съедают; на память приходит миф о том, как Идунн вырезала руны на языке Браги, чтобы тот обрел красноречие. Сам я рисовал руну Ос кетчупом и горчицей и прямо у себя на языке, и на сэндвиче, который потом съедал. Кроме того, я пек печенье, на котором вырезал ее ножом. Квеорт (Cweorth), Руна Погребального Костра, формой подобна палочке-сверлу, служившей для разжигания священного огня еще долго после того, как обычный огонь стали добывать при помощи кремня и кресала. Как и Чен/Кауназ, это руна Огня, но если Чен — это огонь кузнечного горна или факел Истины, освещающий путь, то Квеорт — огонь очищения и разрушения, погребальный костер, пожирающий мертвую плоть. Родина всякого огня в скандинавской вселенной — Муспелльхейм, огненный мир. Его хранитель — Сурт, угрюмый исполин, который когда-то намеренно подвел свое огненное царство почти вплотную ко льдам Нифльхейма и тем самым положил начало Мидгарду и прочим мирам. Сурт — Хранитель Погребального Костра; и это суровое божество, требующее полного совершенства. Если вам выпала Квеорт, значит, настало время очистить свою жизнь от всего лишнего, сбросить и сжечь весь хлам и оставить только то, без чего вы попросту не сможете идти дальше. В отличие от Эар, руны медленной, неотвратимой энтропии, Квеорт — это огненная смерть, которой вы должны пойти навстречу, если не хотите обойтись без особо мучительных ожогов. (Интересно, что две эти руны Смерти соотносятся с двумя способами избавления от трупов, которые были приняты в Скандинавии в древние времена: воины из высшего сословия, ассоциировавшиеся с асами, сжигали своих мертвецов, а те, кто «умирал на соломе» и отправлялся в Хельхейм, погребали своих в земле.) В гальдре Квеорт помогает человеку пройти через такой период, когда все ненужное в его жизни сгорает на погребальном костре, и придает ему силы отказаться от того, чем необходимо пожертвовать. Последние три руны — нортумбрийские: Стан, Хальк и Гар. Стан (Stan) означает «камень». Это, собственно, и есть Руна Камня, но не простого, а такого, который служит замком свода, или стоячего камня, который возвышается в центре мироздания. «Каков краеугольный камень вашей картины мира?» — спрашивает вас Стан, чтобы вы еще раз подтвердили для себя его ценность или переоценили и отвергли. В руническом раскладе Стан отмечает ключевую точку, «пробирный камень» всей проблемы. Может оказаться так, что истинная причина конфликта не имеет ничего общего с тем, что считают таковой или что готовы признать за таковую враждующие стороны. Стан — это руна-индикатор, во многом подобная Ансуз, которая указывает на некую божественную весть. Если Стан выпала в раскладе, обратите внимание на руны, которые вы достали непосредственно перед ней и после нее. В них — ключ к решению. В гальдре Стан используется в составе связанных рун для защиты чего-либо жизненно важного. Хальк (Chalc), или Кальк (Calc), — Руна Чаши. Это Святой Грааль, идеальная цель, к которой стремились рыцари короля Артура, и та идеальная цель, к которой стремимся мы все. Для каждого человека Святой Грааль выглядит как-то по-своему, но в том или ином виде он есть у всех… а те, у кого его нет, упускают в своей жизни очень многое. Если вам выпала Хальк, это значит, что вам снова пришла пора устремиться к недостижимому. Возможно, ваша цель так навсегда и останется за горизонтом, но если вы хотя бы не попытаетесь до нее добраться, жизнь для вас утратит всякий смысл. Последняя руна, Гар (Gar), не входит ни в один из аттов. С ней не связано никаких цветов, камней и даже собственно звуков. (Некоторые скажут, что она обозначает звук «г», но эту функцию уже с успехом выполняет Гебу/Йиву.) Несколько десятилетий тому назад Ральф Блум, автор серьезно раскритикованной впоследствии книги о рунах футарка, по какой-то причине решил присовокупить к ним пустую руну, бланку, стоящую вне аттов. Предполагалось, что она должна означать «тайну», как будто говоря: «Что бы сейчас ни происходило, тебе этого знать не следует». Блум назвал ее руной Одина. На самом деле никакой дополнительной руны-бланки в футарке не было. Почему же ему показалось, что такой символ необходим? Если бы он не ограничился двадцатью четырьмя рунами, а обратился к футорку, то нашел бы в нем Гар — самую настоящую руну, которая означает именно то, что он пытался приписать своей пустой руне. Когда мне выпадает Гар, это обычно означает: «Хватит спрашивать». Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Настя Posted April 25, 2020 Author Share Posted April 25, 2020 Младший Футорк Младший Футарк появился после уже известного скандинавского Футарка из 24 Рун. Неизвестный мастер сократил и упростил их начертание. Из-за своего более позднего появления, и уменьшения в количестве и было принято называть этот Футарк "младшим". Ещё его называют Футарком викингов. Руны: Fe Богатство «Фе» — руна мобильной энергии мира и личности. Эту руну применяют для привлечения богатства. Она также является могучим источником жизненной энергии. Посредством «Фе» можно проецировать или пересылать силы других рун. При гадании «Фе» указывает на то, что речь идет о богатстве. С другой стороны, она может предупреждать о конфликте, связанном с богатством. Возможны новые начинания. Негативный аспект руны связан с алчностью. Если энергия «Фе» не отдается и не принимается свободно и щедро, она может погубить человека. Ur Моросящий дождь, окалина «Уp» — это основная энергия органической жизни и сила, организующая и единящая жизнь. В магии энергия «Уp» может использоваться для того, чтобы собрать все руны вместе и упорядочить их. Это знак несокрушимой воли. Руна помогает в исцелении тела и регенерации тканей. Если эта руна выпадает при гадании, то означает упорное преследование внутренних целей, служащих во благо товарищам. Это знак доброй воли и внутренней силы, борьбы за свободу и независимость. Перевернутая руна может предполагать слабость, одержимость или зависимость от других. Thurs Великан «Туpс» — это сила природы, сила, негативно реагирующая на сознание. Это мировая сила противостояния. Турсы (великаны-ётуны) — полусознательные, полубожественные существа, исконные враги асов и ванов. Силы, олицетворяемые ими, использует против них же бог-ас Тор. Руна «Туpс» может быть «укрощена» и применяться в магических целях как грозное оружие агрессивной защиты. Это аналог «Молота Тора». Знак «Туpс» также можно использовать в сексомагических pитуалах (конечно, соблюдая осторожность). При гадании знак «Турс» может толковаться как конфликт с внешними (возможно, неизвестными) силами. Скоро должен наступить кризис, который может ускорить перемены. Применяйте его осторожно. Берегитесь предательства. Ass Бог Это руна Одина — покровителя рунной магии. Руна «Асс» — знак богоподобного сознания и мудрости. Это также руна экстаза и поэтического вдохновения. Используйте эту руну, чтобы пробудить эти силы и нести их в мир. При гадании «Асс» раскрывает присутствие определенного вдохновения или знания. Ответ следует искать в интуиции и вдохновении, сочетающихся с интеллектом и рациональной любознательностью. Это — основа рунического метода. Если руна кажется перевернутой, то она может означать заблуждение и непонимание. Reidh Верховая езда «Рейд» — формула цикличного, ритмичного и пропорционального движения. Это руна жизненного путешествия. Этот знак может также означать «колесницу». В магической практике знак «Рейд» считается полезной силой, помогающей направлять энергии по верным каналам. Этот знак помогает искать совет у высших сил. Благодаря ему возможен успех при решении юридических вопросов. При прорицании «Рейд» указывает на то, что жизненное путешествие ведет человека к рациональности, справедливости и порядку. Руна может указывать на помощь со стороны. «Плохое» положение руны может означать приближение кризиса и даже несправедливость и нерациональность. Kaun Язва «Каун» — это энергия пламени, расщепляющая вещи на составные части с тем, чтобы анализировать их. Неконтролируемая энергия несет с собой разрушение. Эту силу непросто укротить и держать под контролем. Тогда она становится принципом созидания. «Каун» также является символом щедрости и гостеприимства. Это руна продолжения рода, оплодотворения и созревания. В магической практике знак «Каун» используют для упpавления энергией, для созидания и во всех видах сексуальной магии. При прорицании «Каун» в первую очередь толкуется как знак болезни, выpождения и увядания. Однако при хорошем положении он указывает на способность к творчеству, трансформации и даже регенерации. Эта руна свидетельствует о необходимости отдыха и релаксации для прихода вдохновения и периода творческой активности. Hagall Град Град может уничтожить злаки — убить семена в земле. Знак «Хагаль» — это руна кризиса и возможного несчастья. Но, в то же время, он — ледяное зеpно. Это космическое семя в начале всех вещей, космос в форме семени. В магии знак «Хагаль» — это семя знания. Но он также эффективен при работе на более низком уровне, как мощное оружие защиты. При бросании рун «Хагаль» в первую очередь означает травму или кризис. Он указывает на изменения. Если вы прислушаетесь к основным «семенным» концепциям и будете действовать соответственно, то можете надеяться на благоприятный исход. Нынешняя ситуация может измениться. Naudh Нужда В знаке «Науд» отражены мировые принципы сопротивления и противодействия. Это происходит на всех уровнях — в природе, в обществе и в психике. Хотя причина сопротивления может быть внешней и не поддаваться контролю, способ использования этого сопротивления или стресса полностью подвластен человеку. «Науд» указывает на «огонь нужды», вызванный трением. Чтобы преодолеть сопротивление «Науд», человек должен почерпнуть энергию из собственных глубин. «Науд» имеет большое магическое значение. Он может быть применен для преодоления тяжелого стресса. Его энергия может принести вдохновение и проникновение в судьбу. В процессе самосовершенствования следует разгадать тайну этого знака, чтобы определить свой жизненный путь. Это орудие развития силы воли. При прорицании этот знак указывает на трения и разногласия. Противостояние или сопротивление скорее всего приходит извне. Ситуация требует новых и оригинальных (самостоятельных) решений. Iss Лед «Исс» (лед) — это космический принцип сжатия, исходящий из Нифльхейма. Лед вбирает в себя все вещи и пытается удержать их холодными и застывшими. Эта сила уравновешивает космический огонь, излучаемый Муспелльсхеймом. Сила «льда» является фактором отвердения всех вещей. Это гравитационная сила, удерживающая на месте все вещи мира. Она, конечно, может быть и полезной, и вредоносной. Иногда приходится сдерживать неконтролируемое движение и хаотический динамизм. Но, когда «лед» сдерживает необходимое движение, он дестpуктивен и увеличивает энтропию в системе. Руна «Исс» консолидирует и укрепляет эго-сознание. В рунной магии этот знак используется как мощное средство концентрации воли. С его помощью можно фокусировать личное осознание. «Исс» также является способом сдерживания тех элементов, которые вы хотите «заморозить» — стабилизировать. При гадании знак «Исс» обозначает концентрацию на собственном «Я» и укрепляет идею фокусировки на единственном предмете в жизни. Это может оказывать разрушительное воздействие и приводить к эгомании или слабоумию. Там, где появляется знак «Исс», возможен застой. Ar Урожай Это руна вечного возвращения согласно природным циклам, а также метафизическим законам. Она несет добро с собой и в себе. В эпоху викингов народы Севера приносили дары в день летнего солнцестояния богам и богиням. Руна «Ар» символизирует как благосостояние, так и мир, который оно должно принести, как Фроди — мифический король Дании, который принес стране процветание и мир, вошедшие в поговорку. В магии руна «Ар» употребляется как знак гармонии элементов. Она способствует обретению высоких знаний о мировых циклах. Это знак манифестации тайн (рун) во Вселенной. Знак «Ар» — это руна вознаграждения за прошлые поступки. Акт бросания рун требует спокойствия и безмятежности — и это уже само по себе является вознаграждением. Природные процессы завершают полный цикл в этом знаке. В жизни царит мир и довольство. Плохой аспект руны или ее прочтение в перевернутом положении означают бедность и конфликт. Sol Солнце Солнце несет с собой жизнь, поддерживает и кормит все живое на Севере. Это, по-видимому, и является причиной того, что его наделяют женскими качествами в германской мифологии. У древних скандинавов Солнце было богиней — Сунной. Солнце изгоняет и мягко разрушает присущие льду («Исс») силы сдерживания и застоя. На этот знак ориентируются люди, отправляясь в посвятительные путешествия. Под знаком соль духовные мореплаватели поднимают паруса. «Сол» почитается одним из самых благоприятных магических знаков. Он, как маяк, указывает дорогу к высшему сознанию. Он также может охранять мага и приносить успех в путешествии по яростным волнам жизни. Эта та сила, с помощью которой маг может прорваться сквозь барьеры, преграждающие путь к высшим сферам бытия. В прорицании эта руна сулит надежду и поддержку. Она обещает успех. Но руна также требует от вас верности собственным целям. Знак «Сол» может быть и знамением прорыва к высшим энергиям. Единственный отрицательный аспект руны — это то, что вы можете обмануться в своих ожиданиях успеха и достижения высоких целей, которых вы, на самом деле, еще не поставили перед собой. Установите контакт со своим высшим "Я", ищите Солнце. Tyr Тюр В эпоху викингов руна «Тюp» традиционно указывала на самого бога Тюра (в английском варианте — Тиу). Тюр — бог космического закона и порядка. Его задание в сотворении мира состояло в расширении космического пространства, в котором можно было продолжать творить мир. К тому же Тюр является богом самопожертвования. В обеих рунических поэмах есть ссылка на миф, рассказывающий о том, как Тюр потерял свою руку в борьбе с волком Фенриром, опустошавшим Асгард. Боги, не желая проливать кровь волка, связали его магической веревкой. Но прежде, чем волк дал согласие, чтобы боги наложили на него путы, он потребовал, чтобы Тюр засунул ему в пасть свою руку в знак доказательства «добрых намерений». Тюр положил в волчью пасть руку, и волк тут же отхватил ему кисть. В магии эту руну можно использовать как залог успеха и справедливости («Тюp» — это руна победы). Это также знак знаний, обретенных благодаря самопожертвованию Тюра. Через эту руну осуществляется соединение противоположных начал. В прорицании руна Тюра указывает на вашу преданность и верность. Это сила наиболее чистой формы справедливости. Руна предполагает вашу способность к определенному самопожертвованию. Вам советуют проанализировать ситуацию, проявив рациональное мышление, прежде чем приходить к определенным выводам. Руна взывает к вашей логике. Если же руна находится в плохой, или перевернутой, позиции, то это может означать тенденцию к чрезмерному увлечению анализом и присутствие в вашей жизни несправедливости. Bjarkan Березовый прут Название этой руны относится в первую очередь не к самой березе, которая по-исландски называется просто bjоеrk, а к Березе-богине — Фрейе. Это руна преобразований и соответствий. Руна «Бьяркан» упpавляет процессом рождения—жизни—смерти—возрождения в природе и за ее пределами. «Бьяркан» — это знак соответствий в сферах, лежащих вне рамок природы. Руна «Бьяркан» — знак этих «скрытых» влияний и внутренний путь их распознания. В магии руну «Бьяркан» используют для сокрытия и защиты. Это укрытие, за которым могут происходить преобразования. Руна пpедставляет созидательную эволюцию. Она приводит все процессы к их плодотворному завершению и пpоявлению вовне. «Бьяркан» — знак начинаний и преобразований, опирающихся на вечные образцы. Это постепенные и естественные перемены. При плохом положении руна указывает снижение способности к постижению и замедление роста. Madhr Человек Это руна человечества. Древнейшее название этой руны — «Маннац», что означает «человечество», а не просто «человек». Это знак тайны человечества, единственного рода существ, наделенного божественным даром духовности и божественными архетипами сознания наряду с богами. Люди рождены смертными. Это обеспечивает им способность к самосовершенствованию. Смертность — это дар, ниспосланный нам богами и богинями. Вот почему обе рунические поэмы подчеркивают это человеческое свойство: человек — нагромождение праха. Знак «Мадр» — это модель божественной структуры человеческого создания, которая нашла свое отражение в социальных, политических и религиозных моделях, которые люди создают и изменяют. В магии «Мадр» — это руна, открывающая взору разума скрытую сокровищницу воображения, знак, стимулирующий познание, мудрость и интеллект. Его можно использовать как символ динамического равновесия личности. При бросании рун «Мадр» указывает на присутствие божественных структур сознания. В любой ситуации вы должны проявлять ум и проницательность. Руна призывает к тщательной оценке своей жизненной позиции. При плохом положении знака вас может подстерегать опасность в виде депрессии или самообмана. Lugr Вода Это предвечная космическая вода бьет ключом из глубин Нифльхейма. Знак «Луг» относится к воде жизни. Это руна самой органической жизни, и путей, ведущих как к ней, так и от нее. С водой мы пришли в эту жизнь и через воды мы должны совершить путешествие к источнику жизни — к чертогу Вальгаллы. В Северной мифологии существует целая космологическая структура мифических рек и потоков воды, по которым и над которыми шаман, посвященный и умерший должны добраться до своей цели. В сфере магии знак «Луг» считается эффективным средством усиления интуиции и жизненности. Им также можно воспользоваться в преодолении трудностей, которые жизнь так щедро разбрасывает на нашем пути. Знак «Луг» может указывать на тяжелые испытания, ждущие вас впереди, но при этом свидетельствовать о наличии жизненных сил. Рядом лежит царство бессознательного. Следует отправиться в плавание по открытому морю. Если руна находится в плохом положении, это может означать, что жизненные силы человека на исходе и он стал жертвой тревоги и страха, возможно, иррационального характера. Yr Тис Между бесконечным миром вверху и бесконечным миром внизу, между жизнью и смертью — между Асгардом и Мидгардом — лежат космические просторы. Руна «Ир» полна напряжения, полна потенциальной энергии, ждущей высвобождения. Она подобна энергии натянутой тетивы, дерева, из которого готовят костер, железа, ждущего закалки. Тис — вечное дерево, оно живет более двух тысяч лет. Но это и дерево смерти, так как его хвоя и ягоды ядовиты. Яд, содержащийся в тисе, не может вызвать «отравления», он причиняет только смерть. К этой руне следует относиться с величайшим почтением и осторожностью. Не используйте ее силу легкомысленно. Поскольку древесина тиса столь крепка и гибка, в древности она была любимым материалом для луков. Из нее также любили делать рунические амулеты и талисманы. В магии руна «Ир» считается мощным знаком как жизненных сил, так и неотвратимых сил смерти. Тис — могучий защитник, но он может стать и причиной смерти. Посредством этого знака возможно установить контакт с потусторонними сущностями. Это также один из самых эффективных символов в эротической магии для привлечения любовника или любовницы. При прорицании руна «Ир» указывает на завершение процесса. Она также указывает на вечность или вневременность. В конце процесса может произойти просветление. Ее сила может обеспечить вам защиту. При плохой позиции руны «Ир» вы можете ожидать плохого исхода в решении представшего перед вами вопроса. Необходимо прибегнуть к магии. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Настя Posted April 25, 2020 Author Share Posted April 25, 2020 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Настя Posted April 25, 2020 Author Share Posted April 25, 2020 Руны речи и Могучие руны Málrúnir og rammrúnir Данная работа представляет читателю малоизвестный пласт новоисландской культуры XVI–XVIII вв. — пост-младшеруническую традицию. В Исландии, по-настоящему, никогда не прерывалась руническая традиция, уходящая своими корнями через младший (викингский) ряд — футорк к старшеруническому футарку. Одно время (особенно в XVII в. [JÁ: I, x]), когда страна (находившаяся тогда в политической зависимости от Дании) вымирала от голода и болезней, в народной среде большее развитие получила магическая сторона этой традиции. При этом, благодаря интересу ученых тех веков к прошлому, вовремя удалось сохранить то основное звено бытовавшей рунической традиции, которое связывало ее с древними скандинавскими текстами. Сначала исландский епископ Бриньольв Свейнссон (XVII в.), разыскав рукопись «Саги о Вёльсунгах», содержавшую песнь «Речи Брюнхильд», попросил известных специалистов из его народа прокомментировать ее загадочную руническую часть. Некоторое время спустя Бриньольв Свейнссон обнаружил основную рукопись эддических песней (CR 2365), где несколько отличной версии «Речей Брюнхильд» учеными людьми того времени было дано название «Речи Сигрдривы». Так с легкой руки епископа Бриньольва Свейнссона люди до сих пор продолжают сочинять комментарии и пытаются толковать рунические поучения валькирии Сигрдривы из эддических «Речей Сигрдривы». Среди различных имен рун в упомянутой поэме встречается термин málrúnar, т. е. «руны речи» (варианты перевода см. также в [AM 413 fol.: 99], [CL-V: 417], [Кораблев 2005б: 63]). Уместно сослаться на Гудбранда Вигфуссона, цитирующего в данной связи «Младшую Эдду»: «mál-rúnir “руны речи” (как противоположные магическим рунам), алфавит: þessi er upphaf allra hátta sem málrúnar eru fyrir öðrum rúnum, [Snorra] Edda 121» [CL-V: 417]; цитата из Снорри в переводе: «Это основа всех размеров, так же как málrúnar (руны речи) — это исходный вид рун» (ср. также Papp. fol. nr. 38 и AM 413 fol). Таким образом, термин «руны речи» сохранился в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона (ок. 1220–1225 гг.), которая до обнаружения рукописи «Старшей Эдды» являлась фактически главным источником древней «языческой» (т. е. поэтической) мудрости для исландцев XV–XVII вв. Учитывая вышесказанное, можно говорить о своеобразном «руническом ренессансе» в Исландии XVII в., который, по сути, лег в основу зарождающейся тогда науки рунологии. Наука эта полноценно оформилась только во времена Л. Виммера (вторая половина XIX в.) — первого ученого, сумевшего правильно интерпретировать и упорядочить гигантский материал, содержащийся в корпусе рунических надписей, собиравшихся в течение нескольких веков его предшественниками (ср. [Смирницкая: 36–7]). По сравнению с другими скандинавскими странами в Исландии сохранилось самое малое количество рунических надписей. Самая старая — это надпись на резной двери церкви в Вальтьоувстадир; известны также несколько рунических камней с именами погребенных (надписи типа — her huiler Semundr Gamlason «здесь покоится Сэмунд, сын Гамли»); каменное колесико веретена с исландским руническим «алфавитом»-футорком (fuþork); надписи на стенах пещеры, а также разнообразные предметы домашнего обихода с вырезанными на них рунами именами владельцев или целыми «футорками» и т. д. (подробнее см. [Bæksted]). Надписи рунами сохранились также в нескольких ранних исландских рукописях, таких, например, как «Третий грамматический трактат» (XIV в.); на полях различных исландских пергаментных манускриптов (AM. 54 8:0; AM. 544 4:0; Gl. kgl. Saml. 3269a 4:0 и др.); в лечебнике («Lægebog»), записанном ок. 1500 г. (AM 434a 12mo); в знаменитых «рунических страницах» (rúnablöð), записанных ок. 1500 г. (AM 687d 4to) и содержащих «Исландскую песнь о рунах» (rúnakvæði). Ее текст приводится ниже по изданию Р. Пейджа [Page: 27–30, 35–37]. (1) f er frænda rog ok flædar viti ok g[ra]fseids gata «f (fé — “имущество”) — это ссора родичей и маяк прилива, и “тропа могильной рыбы” (=дракона)». (2) u er skygia gratur ok skæra þuer[rir ok] hirdis hatr «u (úr — “мелкий дождь”) — это слезы облаков и разрушитель прокоса, и раздраженье пастуху». (3) þ er kuenna kuöl ok kleita ibui ok […]lrunar ver «þ (þurs — “великан-турс”) — это мýка женщинам и скальный житель, и муж Вальруны (т. е. великанши)». (4) o er alldingautr ok asg[ar]dz iof[ur ok v]alhallar visi «o (óss — “ас”) — это древний Гаут и князь Асгарда, и правитель Вальгаллы». (5) r er sitiandi sela ok snudig ferd ok iors erfidi «r (reið — “верховая езда”) — это блаженство сиденья [в седле], и скорый путь, и труд лошадям». (6) k er barna baul ok bardagi ok h[o]ldfuahus. «k (kaun — “болячка (язва?)”) — это вред детям и битва, и “обиталище гнилой плоти”». (7) h er kallda [k]orn ok knap[a dri]fa ok snaka sott. «h (hagall — “град”) — это холодное зерно и пурга, и “болезнь змей” (= зима)». (8) n er þyiar þra [ok…] kost[r] ok v[o]ssamlig verk. «n (nauð — “нужда, нуда”) — это горе служанки и суровые условия [жизни], и тяжкий труд». (9) i er aR baur[k]r [ok un]nar þ[e]kia ok feigra manna far. «i (íss — “лед”) — это кора реки и крыша волн, и путь обреченных». (10) a er gumna g[.] d […] ok d[a]ladreyri. «a (ár — “урожайный год”) — это людям блага и [доброе лето], и кровь долин (?)». (11) s er s[k]yia skiolldr [ok sk]inandi raudull ok isa aldrtregi. «s (sól — “солнце”) — это щит облаков и сияющее светило (колесо), и вечное горе льда». (15) l [er] vellanda va[..] ok [..]dr ketll ok glaummunga grandi. «l (lögr — “вода”) — это бурлящая река Вимур [МЭ: 109–110, 119] и большой котел и поле рыб (?)». (13) b er […] ok litid tre ok u[.]gsamligr uidr «b (bjarkan — “береза”) — это многолистая ветвь (?) и маленькое древо, и дивный лес (?)» [Page : 37]. (14) m er manns g[a]man ok moldar auki ok skipa skreytir. «m (maðr — “человек”) — это радость человеку и [по смерти] земли (= праха) приращение, и кораблей украшатель». (12) t er [ein]hendr [a]s ok vlfsleifar ok hofa hilmir. «t (Týr — “Тир”) — это однорукий ас и “волчий недоедок”, и владыка капищ». (16) y er ben[…]otgiarnt jarn «y (ýr — “лук”) — это согнутый лук […] хрупкое железо (?)…» (Подробнее о проблемах, связанных с исландской песней о рунах см. [Page]; см. в Приложении также текст новоисландской песни о рунах.) Как замечает Якоб Бенедихтссон, «<в XVII веке> знание рун в большинстве случаев было забыто в Исландии или же руны использовались только с магическими целями. По этой причине никто там не хотел признаваться в каком-либо знании рун из-за страха быть обвиненным в колдовстве» [JB: xxii]. Грань между «рунами» и «рунами» и находит выражение в разделении терминов málrúnir («руны речи», см. выше), или же bókrúnir («книжные руны») — т. е. обычные рунические знаки для записи текстов, и rammrúnir (букв. «могучие руны»), или же galdrarúnir («магические руны») — руны для чародейского использования [MVS], [JB: 6, 212, 213, 222, 367, 454, 455]. И, тем не менее, именно XVII век можно считать расцветом знания о рунах в Исландии, так как интерес влиятельного датского чиновника Оле Ворма (Ole Worm: 1588–1654) стимулировал развитие там научных рунических исследований. Наиболее яркими представителями исландского «рунического ренессанса» явились образованные священники Арнгримюр Йоунссон Ученый (Arngrímur Jónsson lærði, 1568–1648): см. в [MVS] его сочинение Crymogæa (1609); его письма о рунах (1636) опубликованы в [JB] (в числе прочего он впервые разъяснил на латыни значение термина ramrúnir); скаульхольтский епископ Бриньольв Свейнссон (Brynjólfur Sveinsson, 1605–1675) — тот самый, что разыскал и спас знаменитую рукопись «Эдды» (см. его рунические надписи в [JB: 110, 119], также о нем см. [EGP: I, 48]); пастор из Лёйвауса Магнус Оулавссон (Magnús Ólafsson í Laufási, 1573–1636). Магнус Оулавссон впервые, через Оле Ворма, опубликовал исландскую “бандруну” (bandrún) «Ólafur» (см. [JB: 222, 460]) и он же сочинил руническую загадку, посвященную Арнгримюру Ученому (см. [Faulkes: 313; 457–62] и Приложение 2). Из народа вышли два известнейших знатока рун, самоучки, не знавшие латыни — Йоун Гвюдмюндссон Ученый (Jón Guðmundsson lærði, 1574–1658) и Бьёрн Йоунссон из Скардсау (Björn Jónsson á Skarðsá: 1574–1655). Йоун Ученый из-за того, что он подвергся гонениям по обвинению в занятиях колдовством (см. [EGP: 81–82, 92], [JB: 220, 223, 458–459, 460]), оставил не много своих работ, посвященных рунам. Во-первых, ему приписывается авторство сводной таблицы семи видов исландских рунических алфавитов, которая была опубликована в книге Оле Ворма «Runir, seu Danica literatura antiqvissima» (1636) и встречается в других, современных ему, исландских рукописях. Во-вторых, это трактат «Að fornu í þeirri gömlu norrænu kölluðust rúnar bæði ristingar og skrifelsi» (1642, далее «Ristingar») — «Встарь на древнесеверном языке прозывались руны нарезками и буквицами» (рукопись Nks. 1867. 4to; издана в [EGP], сокращенный пер. [Кораблев 2005б]). Этот трактат был написан Йоуном Учёным по просьбе епископа Бриньольва Свейнссона как комментарий к руническим поучениям валькирии из эддической поэмы «Речи Брюнхильд» (= «Речи Сигрдривы»). Изображений рун там не дано, и это скорее трактат о руническом предании, традиции Исландии в XIV–XVII вв. Бьёрн из Скардсау оставил нам более детальную работу о рунах под названием «Nokkuð lítið samtak um rúnir, hvaðan þær séu, hvorir þær hafi mest tíðkað, hvar af sitt nafn hafi, um margfjölda þeirra, megn og kraft ásamt ráðningum þeirra dimmu rúnaljóða Brynhildar Buðladóttur með því fleira hér að hnígur. Bráðafangs uppteiknað til umbóta vitra manna á Skarðsá í Skagafirði annó 1642. Björn Jónsson» («Один маленький сборник о рунах, откуда они, кто их более всего использовал, откуда они свои имена получили, об их разнообразии, мощи и силе вместе с истолкованием таинственных рунических поэм Брюнхильд, дочери Будли с другим материалом к тому относящимся. Спешно составил для улучшения знаний мудрых людей в Скардсау в Скагафьорде в г. по Р. Хр. 1642 Бьёрн Йоунссон»; рукопись [Papp. fol. nr 38]). Рукопись Бьёрна из Скардсау, известная как «Samtak», сохранилась в двух редакциях. Короткая редакция состоит, в основном, из интерпретации «Речей Брюнхильд» и главы «О мощи и силе рун», представляющей собственный комментарий Бьёрна к отдельным местам «Саги об Эгиле» и эддической песни «Речи Высокого». Более пространная редакция начинается с обсуждения прибытия на север, то есть в Скандинавию, асов из Азии (ср. [МЭ: 11–15]). Вторая и третья главы повествуют о языке асов и «был ли у асов алфавит». Бьёрн делает вывод, что их язык назывался norræn или dönsk, а алфавит был рунический. Четвертая глава озаглавлена «Что термин руны значит». Следующая глава — «О различных именах рун». Она трактует о том, что одни руны получили свои имена благодаря своей форме, другие названы по своим географическим корням и, наконец, третьи — «от того действия, которое, как полагают, они производят». Последняя глава пространной редакции рукописи «Samtak» — «О том, как допустимо или законно использовать руны». В конце трех более поздних списков рукописи «Samtak» к ней прибавлена приведенная выше «Исландская песнь о рунах». Вероятно, эти списки не принадлежат самому Бьёрну из Скардсау (см. [Einar G. Pétursson]). В главе, носящей название «О различных именах рун» приводятся руны в алфавитном порядке (АВС), обычный футорк (fuþork. hnias. tbmlR), фрагмент «Исландской песни о рунах», пример трехчастных рун на основе знака f (fé) «имущество» (см. Приложение 3), изображения «Солнце-рун» (Sólrúner), «Рун-веточек» (Kvistrúner) и др., а также трехчастные «Литеры нищего бродяги» (Staf karla letur). В главе «О мощи и силе рун» говорится о бандрунах (stafsmyndir / rúnabönd), о составленных из них сложных магических знаках (stafamyndir) «Гапальдюр» (Gapalldr) и «Могучая грива» (Gynfaxi) и о рунических монограммах (fangamörk). Бьёрн также утверждает, что исландский скальд Эгиль Скаллагримссон (из «Cаги об Эгиле») вылечил некую девицу именно посредством бандрун [ИС: 180–181], а «королева Гуннхильд вырезала для Эгиля руны с тем, чтоб он не мог пребывать в покое в Исландии, покуда он не отправился на ее (т. е. королевы) поиски, отчего и возникла драпа о выкупе /его головы. — Л. К./ у конунга Эйрика Кровавая Секира (см., например, [ДП: 12], [КИ: 273–77, 608–9], [ПС: 11–22; 137–140]). И я называю означенного Эгиля величайшим вёлундом /т. е. мастером. — Л. К./ рун» [Papp. fol. nr 38: 144r]. Позже о рунах писали пастор Йоун Дадасон (Jón Daðason, 1606–1676, рукопись «Gandreið» [Nks 76 fol.]), и Йоун Эггертссон (Jón Eggertsson, 1643–1689, рукопись «Um rúnakonstina, skrif Ólafs gamla er svo var nefndur — «О руническом искусстве писанье Олава, который был прозван Старым», 1687 год; Papp. fol. nr 64 [EGP: 140], [Einar Ól. Sveinsson: 96, 114–116]). Последняя из упомянутых рукописей содержит, в основном, фольклорные сведения и относит слово руны к любой магии. В ней нет изображений рун как письменных знаков, но упоминаются руны для обнаружения вора (draum-rúnir — букв. «руны сна»), руны для перехода вброд моря и т. д. Йоун Эггертссон сделал также добавления к спискам «Samtak» Бьёрна из Скардсау и «Tíðfordríf» Йоуна Ученого [Papp. fol. nr 64]. В рукописи «Gandreið» пастора Йоуна Дадасона даны изображения málrúner blásnar og stúngnar (рун речи раздутых и пронзенных), adalrwnurwner (главных рун), torkienningar (т. е. рун, сбивающих с толку), alfærur (всегодных рун: универсального алфавита, состоящего из 52 знаков, включая обозначения sc и sch) [Nks 76 fol.: 465–66]. Далее (сс. 467–71) автор повествует о «рунической астрологии», где «рунам речи» даны соответствия знаков Зодиака, планет, сторон света, стихий и т. д. (см. Приложение 4.) На последующих страницах упоминаются merkerúner (руны-знаки?). В главе 74 говорится о römmurúner (букв. «могучие, чародейские руны»), и здесь этот термин используется в смысле любой магии. На страницах 482–83 встречается подборка цитат о колдунах из Библии. Здесь пастор Йоун Дадасон называет колдунов «авторами römmurúner». В главе 76 речь идет «об иероглифических изображениях рун». На страницах 494–495 приводятся цитаты из Библии под заголовком «Об исследователях небесных рун». Далее следует глава «О сильных и вредоносных рунах». В рукописи представлен также «Еврейский алфавит» (с. 511) с руническими именами и цифровыми каббалистическими соответствиями.[1] Cкорее всего рукописи «Ristingar» и «Gandreið» взаимосвязаны, ибо только в них упоминается загадочный ас рунической исландской традиции Фимбультюр (Fimbultýr). Кроме того, в исландских магических рукописях (galdrabækur) XVII–XIX вв. встречаются рунические надписи, принадлежащие к традиции rammrúnir (см. выше) или же к villurúnir «сбивающим с толку / запутывающим рунам» [Galdrabækur]. Со слов исландца Йоуна Ругманна (Jón Jónsson Rúgmann, XVII в.) известно, что в период “исландского ренессанса” древние поэмы записывались рунами [EGP: I, 35], [AM 413 fol.: 193]. Кроме того, писарь Якоб Сигурдссон (Jakob Sigurðsson, 1727–1779) при копировании «Младшей Эдды» выполнил несколько поясняющих подписей «рунами речи» под собственными иллюстрациями в рукописи [ÍB 299 4:0]. Самый значительный труд, посвященный исландским рунам, сочинил в XVIII в. писарь Йоун Оулавссон из Грюннавика (Jón Ólafsson úr Grunnavík, 1705–1779). Труд этот носит следующее название: «Johannis Olavii Runologia, það er Jóns Ólafssonar Rúnareiðsla, eðr hans yfirvegunar þankar um rúnir, öllum þeim í ljósi látnir, er stunda eptir fornum fræðum; samanskrifuð fyrst í þremr þáttum í Kaupmannahöfn Anno Domini 1732, en nú aptr að nýju af sjálfum honum hreint uppskrifuð, og með tillagi af nokkrum stykkjum, sem eru að tölu þrjú, og þessu sama efni tilheyra, aukin samastaðar A.D. 1752». («Рунология Йоганна Олава, то есть “Рунические указания” Йоуна Оулавссона, или же его проницательные мысли о рунах, все из коих освещаются, подчас сообразно древним знаниям; сочинено изначально в трех частях в Копенгагене по Р. Хр. 1732 и ныне заново им же самим набело переписано, с дополнением из некоторых отрывков, коих числом три к тому же вопросу относящихся; прибавлено в том же месте по Р. Хр. 1752»; [AM 413 fol.]). «Рунология» состоит из четырех частей. Первая часть называется «О рунах в целом и об их происхождении». В двух первых главах этой части обсуждается значение термина «руны». Четвертая глава «Рунологии» представляет собой опровержение свидетельств, что рунами пользовал Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Настя Posted April 25, 2020 Author Share Posted April 25, 2020 Основные рунические системы. Истоки рунического Искусства - как и зарождение самих рунических символов - корнями уходят в древнейшие времена. Сегодня принято считать, что классический общегерманский рунический строй - Футарк - был сформирован к середине II Первоначально он появился в Дании, примерно к III в. от Р.Х. относится его распространение в остальной Скандинавии, к IV - V векам - на континенте. В V веке от Р.Х руническое письмо и руническая магия пришли на Британские острова - вместе с германскими племенами англов и саксов. Британские маги и жрецы не удовлетворились Футарком и создали свой собственный рунический строй, являющийся переработкой и дополнением исходного (Футарка). Эти руны (их 28) известны как ранние англо-саксонские. Позднее, к IX веку, был создан еще один англо-саксонский рунический строй, содержащий уже 33 знака - поздние англо-саксонские, или нортумбрийские , руны. Как и на Британских островах, в Скандинавии руны тоже постепенно менялись, но скандинавские жрецы пошли по обратному пути. Сохраняя для магических надобностей Футарк, они вырабатывали все новые и новые рунические алфавиты, применявшиеся почти исключительно как средство письменности. Так, первые переработанные алфавиты содержали 16 знаков, близких по начертанию к рунам Футарка, последние (XI - XII вв.) - 15 и меньше знаков, иногда не имеющих с Футарком ничего общего. Всего в Скандинавии было создано около десятка алфавитов: несколько в датском стиле и немного больше - в шведско-норвежском. Эти скандинавские переработки Футарка называют иногда Младшими Рунами. Таким образом, в Северной Европе руническая традиция в процессе своего развития разделилась на несколько отдельных систем. Из них важнейшими были: - Общегерманский старший футарк - состоит из 24 рун; - Англо-саксонский футорк - 33 руны (500-1000 гг.); - Скандинавский младший футарк - 16 рун — и его различные вариации (600-1200 гг.); - Современный немецкий арманен из 18 рун (начало XX в.); Старший футарк Старший футарк, как и следует из его названия, является самым древним вариантом германского рунического ряда. Само название футарк — точный аналог тех слов, которыми мы привыкли обозначать буквенные ряды: алфавит (греч. альфа-бета) и азбука (старослав. аз-буки ). Только слово футарк складывается не из названий, а из звуковых значений первых шести рун любого рунического ряда: ф-у-т-а-р-к. Возможен вариант: фударк. Дело в том, что третья руна может соответствовать звукам, которых нет в русском языке, но которые вы можете представить себе, если когда-нибудь изучали английский. Старший футарк составлялся примерно с 200 г. до н.э. по 200 г. н.э. В нем 24 руны, которые принято подразделять на три атта (семьи, рода, группы) по 8 рун. Первый атт, начинающийся с руны феху, связан с германским богом Фреем, второй, начинающийся с хагаля, — с Хеймдаллем, а третий, начинающийся с тюра, — с Тюром. Руны старшего футарка: 1. Fehu (ф) — СКОТ (богатство, динамическая сила); 2. Uruz (у) — ЗУБР (жизненная формообразующая сила); 3. Thurisaz (р) — ТУРС (великан, сокрушающий сопротивление); 4. Ansuz (а) — БОГ (Вотан, верховный первопредок); 5. Raidho (р) — КОЛЕСНИЦА (средство передвижения по пути силы); 6. Kenaz (к) — ФАКЕЛ (контролируемая энергия); 7. Gebo (г) — ДАР (обмен энергией); 8. Wunjo (в) — РАДОСТЬ (гармония схожих сил); 9. Hagalaz (х) — ГРАД (разрушение, форма семени); 10. Nauthiz (н) — НУЖДА (горе, самовозгорающийся огонь); 11. Isa (и) — ЛЁД (сжатие); 12. Jera (й) — ГОД (хороший урожай, орбиты, циклы); 13. Ihwaz (и) — ТИС (ось, соединяющая небеса, землю и хель); 14. Perthro (п) — ЖРЕБИЙ (эволюционная сила); 15. Elhaz (-з) — ЛОСЬ (защитная сила учения); 16. Sowilo (с) — СОЛНЦЕ (солнечное колесо, кристаллизированный свет); 17. Tiwaz (т) — ТЮР (небесный бог, суверенный порядок); 18. Berkana (б) — БЕРЕЗА (богиня-хранительница и освободительница); 19. Ehwaz (э) — ЛОШАДЬ (доверие, сотрудничество); 20. Mannaz (м) — ЧЕЛОВЕК (психический порядок богов); 21. Laguz (л) — ВОДА (жизненная энергия, органический рост); 22. Ingwaz (нг) — ИНГ (земной бог, процесс пищеварения); 23. Dagaz (д) — ДЕНЬ (сумерки и рассвет); 24. Othala (о) — ИМУЩЕСТВО (духовная сила предков). Англо-саксонский футорк Первый пересмотр старшего футарка произошел, когда эти руны попали в англо-саксонскую культуру, то есть около 500 г. н. э. До 900 года англо-саксы изменяли древнегерманский рунический ряд. Сначала к его 24 рунам были добавлены еще пять. Эти руны, с 25-й по 29-ю, соответствовали особым гласным звукам и были необходимы для того, чтобы приспособить германский футарк к древнеанглийскому языку. Поскольку четвертой руной в ряду стал ос со звуковым значением о, новый рунический ряд получил название футорк. Итак, первоначально в англо-саксонском руническом футорке было 29 рун. Впоследствии в англо-саксонской Нортумбрии в рунический ряд были внесены еще четыре руны. Знаки с 25-го по 32-й составили особый, четвертый атт. Что касается последней, 33-й руны, то она выполняет уникальную функцию и не входит ни в какой атт. В результате получился футорк из 33 рун. 33-я руна гар символизирует копье Одина и служит центром, вокруг которого вращаются все остальные руны. Это руна завершенности. Символический смысл рун англо-саксонского футорка объясняется в так называемой "Древнеанглийской рунической поэме", написанной ок. 1000 г. н. э. В ней собраны поэтические метафоры, относящиеся к первым 29 из 33 англо-саксонских рун. Руны англо-саксонского футорка: 1. Feoh (ф) — Богатство — удобство, которым человек должен уметь наделять других, если он хочет заслужить почёт среди богов. 2. Ur (у) — Яростный огромный рогатый зубр, попирающий копытами вересковый покров земли. 3. Thorn (ю) — Очень острый шип, до которого больно дотрагиваться. 4. Os (о) Уста — источник языка и Всей мудрости. 5. Rad (р) — Путешествие воина, за которым легко наблюдать, но которое трудно совершить самому. 6. Cen (к) — Яркое пламя факела, освещающее королевский замок. 7. Gyfu (г) — Дар, врученный нуждающемуся, приносит доверие, почёт и достоинство. 8. Wynn (в) — Радость, не знающая страдания, сожаления или беспокойства. 9. Haegl (х) — Град — самое белое зерно, сыплющееся с неба, разносимое ветром и порождающее воду, когда тает. 10. Nyd (н) — Лишения, которые угнетают сердце, но и служат источником спасения для тех, кто понимает их ценность. 11. Is (и) — Очень холодный и скользкий лёд, прозрачный, как стекло, и похожий на драгоценный камень. 12. Ger (дж) — В пору урожая земля производит плоды и для богатых, и для бедных. 13. Eoh (е) — Тис с грубой корой и крепкими корнями — страж огня. 14. Peordh (п) — Игроки за шахматной доской — источник отдыха и развлечения (и посвящения) для воинов. 15. Eolh (з, кс) — Осока, болотное растение, которое режет до крови всякого, кто прикасается к ней. 16. Sigel (с) — Солнце, которое указывает путь всем рыбакам с моря назад на берег. 17. Tir (т) — Планета Марс (или полярная Звезда) как путеводная звезда, которая никогда не сбивается с курса в туманах ночи. 18. Beorc (б) — Берёза, не дающая плодов, но размножающаяся семенами в листьях, ветви которой образуют небесную корону. 19. Eh (э) — Воинский конь, чья гордость в копытах, радость для человека. 20. Mann (м) — Человек, который дорог своей родине, но которому суждена могила. 21. Lagu (л) — Бесконечные глубины моря, неукротимые волны которого устрашают всех путешествующих по нему. 22. Ing (нг) — Герой-вождь Инг из датской королевской семьи, продвигавшийся на восток. 23. Ethel (ж) — Дом, источник всего благополучия и счастья для человека. 24. Daeg (д) — Славный свет дня, дающий надежду всем. 25. Ac (а) — Священный дуб, дающий корм для свиней и благородную древесину для кораблей. 26. Aesc (Ж) — Ясень, из которого сделан щит, защищающий человека от нападений. 27. Yr (й) — Топор (или лук и стрелы), надёжное оружие для всадника. 28. Ior (эо, ио) — Бобёр, который охотится на берегу, а обитает в речных водах. 29. Ear (эа) — Могила, ужасная для каждого воина, ложе из холодного праха земли, конец всему. 30. Cweord — (кв) (Меч, Защита). 31. Calc (к) — (Чаша, Яд). 32. Stan (ст) — (Камень, Структура). 33. Gar (г) — (Копьё Одина, Мировая ось). Младший футарк Вторая ревизия старшего футарка произошла, когда руническая традиция была занесена в Данию, Норвегию и Швецию. Около 600 г. н. э. датчане сократили число рун в футарке до 16 (в противоположность англо-саксам, увеличивавшим число рун). Эти 16 рун и известны как младший футарк. По мере того, как датские руны («общие», или «квадратные») распространялись по Норвегии и Швеции, их начертание упрощалось, и к 1000 г. в Норвегии появился предельно лаконичный вариант младших рун, который называют «веточками». К 1200 г. уже была написана норвежская «Руническая поэма», описывавшая 16 знаков младшего футарка, а ок. 1400 г. появился и исландский вариант. Руны младшего футарка и их значения: 1. Fe (ф) — Имущество, золото, богатство; 2. Ur (у/о/в) — Моросящий дождь, окалина, зубр; 3. Thurs (th англ./р) — Турс (великан); 4. Ass (а) — Бог (Один); 5. Reidh (р) — Верховая езда, раскат грома; 6. Kaun (к/г/нг) — Болезнь, язва; 7. Hagall (х) — Град; 8. Naudh (н) — Нужда; 9. Iss (и/э/й) — Лёд; 10. Ar (а) — Год, урожай; 11. Sol (с) — Солнце; 12. Tyr (т/д/нд) — Тюр (бог неба); 13. Bjarkan (б/п/мб) — Береза (богиня); 14. Madhr (м) — Человек; 15. Logr (л) — Вода, море, водопад; 16. Yr (-р) — Тис или лук из тиса. Немецкий арманен Последний раз рунический порядок подвергся переработке и переосмыслению в начале нашего столетия в Германии. Гвидо фон Лист, один из видных деятелей Германского возрождения, долгое время исследовал символизм древних рун и масонских знаков, скрывавших в себе руны. В 1902 г. фон Лист перенес операцию по удалению катаракты и в течение 11 месяцев носил на глазах повязку. В этот период вынужденной слепоты он получил мистическое видение, в котором 24 старших германских руны были сведены к 18. Этот рунический ряд назывался арманен. Руны были расположены таким образом, чтобы их порядок соответствовал 18 руническим заклинаниям, приведенным в древнескандинавской поэме «Хавамал». Когда зрение фон Листа восстановилось , он рассказал о своем видении на страницах немецкого теософского альманаха «Гнозис». Через несколько лет (1908) он подробно описал систему арманена в книге «Секрет рун». Важной частью системы Гвидо фон Листа является то, что все его 18 рун вписываются в правильный шестиугольник с проведенными в нем тремя диагоналями. Каждая руна содержит в себе определенную часть этой универсальной фигуры, причем руне хагаль («материнской руне») придается особое значение как единственной руне с акцентированной центральной симметрией. Фон Лист создал и своеобразную рунную мандалу, в которой, кроме 18 знаков арманена, фигурируют шестиконечная звезда и трехлучевая свастика — магические символы с многовековой историей. Если старший футарк делился на три атта по восемь рун, то арманен — на три «рода» по шесть рун. Род, начинающийся с руны «фа», соответствует Богу; начинающийся с руны «хагаль» — человеку; начинающийся с руны «бар» — духу и сознанию. Концы трехлучевой свастики на мандале указывают на эти ключевые руны. Реальность часто повторяет мифические сюжеты. Многие обращали внимание на то, что открытие фон Листом эзотерического порядка рун очень напоминает руническую инициацию Одина, который, будучи повешенным на Мировом Древе и проведя так девять дней в полном мраке, получил видение рун старшего футарка. Руны арманена и их значения: 1. Fa (ф) — Преходящее; 2. Ur (у) — Изначальное; 3. Thorn (ю) — Громовая стрела; 4. Os (о) — Уста; 5. Rit (р) — Колесо; 6. Ka (к) — Дева; 7. Hagal (х) — Самонаблюдение; 8. Not (н) — Нужда; 9. Is (и) — Воля; 10. Ar (а) — Солнечный свет; 11. Sig (с) — Победа; 12. Tyr (т) — Меч; 13. Bar (б) — Песня; 14. Laf (л) — Закон; 15. Man (м) — Материнство; 16. Yr (й) — Радуга; 17. Eh (э) — Брак; 18. Gibor (г) — Дар. Источники: А. Костенко Приложения к русскому переводу книги Эдреда Торссона "Северная магия" Эдред Торссон — «Северная Магия» Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.