Перейти к публикации
Форум - Замок

Нитсшест NÍÐSTÖNG (шест презрения)


Рекомендованные сообщения

НИТСШЕСТ 

 

Нитсшест (др.-сканд. níðstang) — у германских племен шест для проклятия врагов. Название происходит от понятия нитс. Нитс (др.-сканд. níð, др.-англ. nīþ, nīð) обозначает в ряде германских языков потерю чести либо статус злодея. Заклейменный таким образом человек носил название др.-сканд. níðingr, др.-англ. nīðing, nīðgæst. Возможно, однако, что клеймение не носило физический характер и являлось лишь формой социального определения статуса человека. 

 

Возвращаясь к понятию нитсшества, следует отметить, что процесс с его использованием считался очень сильным и мощным вербальным способом наложить проклятие на врага. 

 

Церемония проклятия проводилась следующим образом. Проклинающий брал в руки достаточно длинный ореховый шест с насаженным на него черепом лошади, поварачивал его в сторону врага, произносил проклятия (нидвиса) и оскорбления в его адрес. Данное действие сопровождалось вырезанием проклятий руническим письмом и освящением их кровью. 

 

Нитсшест хорошо описан в саге об Эгиле Скаллагримссоне. Эгиль тогда проклял короля Эрика и испугал ландвэттиров Норвегии, подняв шест с обезображенной головой лошади и направив её в сторону Эрика, там же он вырезал руны и произнёс проклятие. 

 

Вот выдержка из саги: "Но когда они уже держали паруса наготове, Эгиль снова поднялся на остров. Он взял орешниковую жердь и взобрался с ней на скалистый мыс, обращенный к материку. Эгиль взял лошадиный череп и насадил его на жердь. Потом он произнес заклятье, говоря: 

 

— Я воздвигаю здесь эту жердь и посылаю проклятие конунгу Эйрику и его жене Гуннхильд, — он повернул лошадиный череп в сторону материка. — Я посылаю проклятие духам, которые населяют эту страну, чтобы они все блуждали без дороги и не нашли себе покоя, пока они не изгонят конунга Эйрика и Гуннхильд из Норвегии. 

 

Потом он всадил жердь в расщелину скалы и оставил ее там. Он повернул лошадиный череп в сторону материка, а на жерди вырезал рунами сказанное им заклятье. 

 

После этого Эгиль вернулся к своим спутникам на корабль. Они подняли паруса и вышли в море. Попутный ветер крепчал, и корабль шел быстро. Тогда Эгиль сказал: 

 

"Ветер храпящий рубит 

Море лезвием бури, 

Волны сечет крутые — 

Дорогу коня морского. 

Ветер в одеждах снежных 

Рвет, как пила, зубцами 

Крылья морского лебедя, 

Грудь ему раздирая." 

 

Сага о людях из Озёрной Долины свидетельствует, что когда Финбоги не явился на хольмганг, Ойкул, в наказание за трусость Финбоги, соорудил нитсшест из резной мужской головы, насажанной на шест, который он положил в грудь убитой кобылы, положив её голову в сторону жилища Финбоги.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

NÍÐSTÖNG (нитсшест, шест презрения) 

автор Dixi 

 

Níðstöng (нитсшест, шест презрения) является древним ритуалом, и, по мнению некоторых исследователей, восходит к древним обычаям жертвоприношения. По своей сути – это проклятие, однако довольно специфическое, имеющее важные отличительные особенности, о которых я упомяну ниже. Ритуал заключался в следующем: воздвигался деревянный шест (обычно из орешника) на верхний конец которого нанизывалась лошадиная голова (иногда – целая лошадь); после этого читалось проклятье, которое затем вырезалось рунами на шесте, а шест разворачивался в сторону неприятеля. Что особенного? 

 

1. Публичное выражение презрения. 

Нитсшест поднимался против человека, который, по мнению «автора шеста», был достоин общественного презрения. Такой человек должен был нарушить закон, не соблюдать принятые общественные нормы и вести себя неподобающим образом. Поднятие шеста презрения – это способ вызвать резонанс в обществе, указать на человека, который достоин осмеяния. Новость о поднятии нитсшеста быстро распространялась в округе и была поводом для разговоров на долгие годы после такого события. Более того, в исландских сагах упоминается о случаях, когда нитсшест буквально разваливался в руках того, кто воздвиг его «несправедливо», или обращался против такого человека. 

 

2. Публичное выражение угрозы. 

Думаю, тут всё понятно. Все видели и знали, кто поднял нитсшест и против кого. Кроме того, угроза составляла важную часть проклятья. 

 

3. Магический характер. 

При всём вышеперечисленном, это была именно магия, притом магия очень древняя и «чёрная». Заслуживает внимание и содержание самого проклятия. Наверное, самый известный нитсшест упоминается в «Саге об Эгиле». Возводя шест презрения, кроме того, что он проклинает своих врагов, он обрушивает проклятие и на духов земли, которым «не будет покоя, пока живы его неприятели». (Вообще, я мог бы дословно привести данное проклятие в оригинале, однако сознательно этого не делаю, ибо не считаю это хорошей идеей. Хотя при должном упорстве и сообразительности его вполне можно отыскать самостоятельно.) Что касается «духов земли», то тут имеются в виду не элементали, как скорее всего подумали некоторые из вас, а духи местности – landvættir, которые, по мнению исследователей, отвечали за плодородие и процветание данной области. Притом «область влияния» такого духа существенно различалась – это мог быть как какой-нибудь древний камень, так и участок поля или леса. И раз уж речь зашла о них, хотелось бы продемонстрировать один интересный, но малоизвестный факт. 

Скорее всего, вам приходилось видеть на рисунках или в фильмах, что корабельные носы драккаров были украшены драконьими мордами. Так вот: при приближении к берегу эти морды снимали, так как считалось, что они могут напугать landvættir, что не есть хорошо. Это правило было даже закреплено в виде закона, притом самого первого закона, который был принят в Исландии. И зная это, можно предположить, что голова лошади, насаженная на шест, также «пугает» духов земли. А проклятие, адресованное им, ещё больше усугубляет это дело. Таким образом, проклятие в níðstöng ложится не только на неприятеля, но и на землю, которая принадлежит ему, на духов-хранителей этой местности, подвергая врага возможности потерять прибыль, а возможно и подвергнуться некой атаке со стороны landvættir. 

 

4. Средство против более сильного врага. 

Не всегда, но достаточно часто шест презрения поднимался против врага, силы которого превосходили. К примеру, Эгиль Скаллагримссон воздвигает свой нитсшест против конунга Эйрика и королевы Гуннхильды, при этом являясь выходцем из семьи землевладельцев (хоть и с богатым прошлым). 

 

Таким образом, níðstöng является не просто экзотическим проклятьем, а крайне многогранным символом, имеющим помимо всего прочего ещё и богатую историю. Следы подобных ритуалов можно отыскать и в других культурах. В качестве примера хочу привести один случай, произошедший в средневековой Англии. Я не буду утверждать, что там имело место применения шеста презрения, однако его элементы там явно прослеживаются. В чём же он заключался? 

 

22 августа 1272 года группа мужчин из 17 человек вошла в королевский лес Рокингема. В течение следующих трёх дней они убили около 8 оленей, не имея при этом разрешения на охоту, после чего на их след вышли королевские лесничие. Они преследовали эту группу, пока не настигли их за весьма необычным занятием. «Нарушители» соорудили три шеста, на которые поместили головы убитых ими оленей, после чего развернули их в направлении короля и преследовавших их лесничих. Лесничие попытались вступить с ними в схватку, однако, по всей видимости, не рассчитали силы и были вынуждены отступить. 

 

Как мы можем видеть, данный «акт браконьерства», завершившийся установкой шестов с оленьими головами, весьма напоминает возведение нитсшеста. Вполне возможно, что вся эта «акция» затевалась с целью посрамить короля, а завершение её подобным действием – это своеобразная «вишенка на торте» и «бонус для тех, кто в теме». 

 

Вот, пожалуй, и всё, что я хотел написать по поводу шеста презрения. Замечу только, что исландцы и по сей день помнят об этом символе, и прекрасно знают его значение. Так 9 ноября 2007 года во время акции протеста к статуе Йона Сигурдссона был прикреплён níðstöng, который затем был обращён к зданию парламента. Таким образом люди выражали свой протест против расширения промышленного комплекса и недовольство коррумпированностью чиновников. Нужно отметить, что это далеко не единственный случай поднятия шеста презрения в наше время. И хотя ещё много можно написать по поводу его использования в современном мире, но, пожалуй, пора уже заканчивать наш экскурс, иначе он рискует превратиться в нудную сводку фактов. Кто заинтересовался – найдёт нужную информацию самостоятельно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...