Ester Posted March 23, 2011 Share Posted March 23, 2011 ИСТЕРОИДНЫЙ РАДИКАЛ, ИЛИ ТЕАТР ОДНОГО АКТЕРА В.В. Пономаренко, врач-психиатр, психолог, генеральный директор ООО «Линтер» Общая характеристика В основе этого радикала - слабая нервная система. В психофизиологии силу нервной системы принято оценивать по тому, как долго она способна выдерживать процесс возбуждения. Таким образом, одним из ведущих внутренних условий истероидного радикала является неспособность нервной системы относительно долго выдерживать возбуждение. На поведенческом уровне это означает прерывистую, нестабильную работоспособность, повышенную истощаемость, быстро развивающуюся потребность в отдыхе, восстановлении сил, склонность беречь то немногое (в смысле запаса энергии), чем наградила природа. Какой образ поведения должен сформироваться при таком внутреннем условии? Поиск – всегда и во всем – легких путей. Неспособность и, соответственно, нежелание глубоко погружаться в какую бы то ни было проблему, бороться с трудностями, добиваться реальных результатов… Все верно. Как человек с неразвитой мускулатурой обходит стороной пугающие его гири и штанги, так индивидуум, наделенный истероидным радикалом, старается не связываться с задачами, требующими длительных, сосредоточенных усилий. Выходит, истероидная тенденция в поведении – это леность, поверхностность во всем, уклонение от напряженного производительного труда? Следовательно, этот радикал – социально вредный? На первый вопрос ответим «да». На второй – «нет». Категорическое «нет»! Как уже было сказано, каждый радикал выдержал испытание временем, многократно подтвердил и продолжает подтверждать свою полезность для общества. Однозначного ответа нет. Это важно понимать. Как, впрочем, важно понимать и то, что индивидуум, наделенный истероидным радикалом, не выбирает. Он, возможно, и рад быть глубоким и содержательным, но это слишком большая нагрузка, которая непременно приведет к перенапряжению психики, к срыву. Вторым по значению внутренним условием истероидного радикала является неистребимая уверенность в высокой социальной значимости, в особом предназначении и ценности собственной личности. Это свойство формирует логика социальной адаптации. Судите сами. Как человеку, с самого раннего возраста неспособному равняться со сверстниками в объемах и качестве любой поведенческой «продукции» отвоевать себе место под солнцем? Ответ: только уверенно и неутомимо нахваливая то немногое, что ему удалось сделать (чтобы шевелить во рту языком, сил хватит). Закреплению этого свойства характера способствуют взрослые, воспитывая ребенка как кумира семьи. Какие бы ошибки он ни совершал, его воспитатели (прежде всего, родители) оценивают его поведение как безусловно положительное. Они выражают и сообщают своему чаду уверенность в его выдающихся способностях и бесспорных заслугах. Таким образом, истероидный радикал складывается, с одной стороны, из неустойчивой работоспособности, поверхностности, в принципе не предполагающих достижения каких-либо серьезных, осязаемых практических результатов. С другой – из представления о собственной непогрешимости в любых обстоятельствах. Есть еще и третье. Самооценка человека складывается, с одной стороны, из отношения к масштабу и общественному значению собственной личности, с другой – из уверенности (или неуверенности) в своих реальных силах, в способности решить предлагаемую задачу «здесь и сейчас». У обладателя истероидного радикала первая из этих частей самооценки получает постоянное положительное подкрепление (кумир семьи) и с годами только развивается, вторая же, напротив, время от времени страдает от осознания объективно невысокой результативности. Итак, третье внутреннее условие возникновения истероидной тенденции, являющееся производным от первых двух, – конфликт самооценки. Обладатель истероидного радикала постоянно испытывает психический дискомфорт, воспринимая себя неординарной, одаренной личностью и одновременно переживая стыдную для высоко ценящего себя человека неуверенность, боязнь спасовать перед реальными трудностями. Единственным выходом для него становится поиск социального окружения, которое безоговорочно согласилось бы воспринимать его таким, каким он хочет казаться, – ярким, значительным, успешным. Иными словами, истероид[1] в течение всей жизни воспроизводит модель межличностных отношений, аналогичную той, семейной, модели, в которой он играл роль кумира. Не имея полноценной возможности справиться с реальностью, истероид создает иллюзию благополучия и успеха. При этом все, что противоречит этой иллюзии, удаляется (вытесняется) из его сознания. Всех тех, кто не желает верить в иллюзию, он удаляет их своего ближайшего социального окружения. Внешний вид У обладателей истероидного радикала нет каких-либо особенностей телосложения. Поэтому сразу перейдем к особенностям внешности и внешнего вида. Если вы спросите: «Можно ли на групповой фотографии разглядеть истероида? Отвечу: «Нельзя не разглядеть!» Истероид, желая обратить на себя благожелательное внимание, делает все, чтобы не затеряться в толпе. Он хочет выделиться. Говоря языком гештальтпсихологии, он стремится предстать перед окружающими «фигурой» и ни в коем случае не слиться с «фоном»[2]. В этой связи основной особенностью внешности, свойственной истероидному радикалу, является яркость. Для истероидного радикала характерна насыщенность красок в одежде, яркость косметики, обилие и яркость украшений, иных аксессуаров. Помните, как Пушкин в «Арапе Петра Великого» описывает процесс одевания «щеголя» Корсакова: «Француз камердинер подал ему башмаки с красными каблуками, голубые бархатные штаны, розовый кафтан, шитый блестками; в передней наскоро пудрили парик, его принесли, Корсаков… потребовал шпагу и перчатки, раз десять перевернулся перед зеркалом и объявил Ибрагиму, что он готов». Яркость дополняется претензией на оригинальность. Именно претензией, а не истинной оригинальностью (которая является уделом шизоидов). Истероид, выбирая одежду, обувь, аксессуары, отдает предпочтение наиболее оригинальным моделям из общепризнанных. Ведь в стремлении выделиться из «серой» массы, истероид делает лишь первый шаг к обретению своего внутреннего психологического благополучия. Ему еще только предстоит расположить к себе окружающих, заставить их поверить в его необыкновенные способности, редкие душевные качества и т.д. А этого добиться невозможно, не оставаясь понятным и близким большинству. Излишняя оригинальность здесь может только помешать, оттолкнуть людей. Истероид следует моде, но не творит моду. Он по сути своей не творец, а подражатель, имитатор. Продолжая тему имитаторства, отметим удивительную способность истероидов к социальной мимикрии, что проявляется в склонности переодеваться в самые различные наряды, приобретать характерный внешний облик той социальной группы, в которую они в данный момент включены (или воображают, что включены). И не просто переодеваться, а преображаться! Формально-поведенчески и, что самое интересное, внутренне тоже. В такие минуты истероид не просто выглядит как типичный (даже наиболее яркий, узнаваемый) представитель этой группы, но и ощущает себя таковым. Сама личность его существенно трансформируется. Человек, щедро наделенный истероидными качествами, одинаково легко и комфортно чувствует себя и во фраке, на высочайшем приеме, и в телогрейке, сидя на деревенской завалинке, и в военном мундире, щеголевато прохаживаясь вдоль строя… При этом, будучи одетым во фрак, он (специально не настраиваясь, не заставляя себя!) размышляет о благе Отечества, о преимуществах монархии перед демократией и об иных высоких материях; телогрейка настраивает его на домотканно-лирический лад. Мундир заставляет его беспрестанно чертыхаться, врать напропалую о былых боях и походах, мечтать о прибавке к жалованью, бранить в голос подчиненных, сквозь зубы – начальство … Знаете, кем надо быть, чтобы так преображаться? Правильно: никем. Чем больше в реальном характере выражена истероидная тенденция, тем больше личность напоминает некий конструктор, который легко разбирается и собирается вновь, но всякий раз – в совершенно иной конфигурации. Сколько-нибудь устойчивого ядра личности просто не существует. Постоянно присутствует только одно – эгоцентризм. Личность истероида изменчива, подобно тому как форма жидкости зависит исключительно от формы сосуда, в который ее наливают. «Сосудом» становится социальное окружение. Интересный пример. Известная певица, обращаясь к публике, как-то сказала: «Не путайте меня с героинями моих песен. Я не такая, как они». И добавила (внимание!): «Я вообще не знаю, какая я». Очень откровенная и психологически точная самооценка истероида! Добавив эти штрихи к характеристике радикала, мы обосновали еще одну важную особенность истероидной внешности – изменчивость. Никто так часто не меняет свой внешний вид (прическу, макияж, одежду и т.п.), как истероиды. В некоторых случаях изменчивость приобретает характер контрастности. Истероид хочет быть ярким. Но что делать, если вокруг много ярко одетых людей? Как выделиться на их фоне? Остается одно – прийти на праздник жизни в демонстративно затрапезном одеянии. Лишить свою внешность любых проявлений радости: волосы в пучок и под серый плат, румяна, помаду, серьги и бусы – долой, на ноги – боты «прощай, молодость»… И вот оно – вожделенное внимание окружающих! Для истероида нет более драматичной ситуации, чем встретить где-нибудь в общественном месте человека, одетого точно так же, как он! Обостренно реагируют истероиды и на те ситуации, когда оказывается, что они одеты неподобающим образом. На самом деле любой человек, уделяющий внимание собственной внешности, имеет в характере истероидный радикал. При этом его выраженность, «процентное содержание» относительно других радикалов определяется во многом тем, насколько человек внимателен к своей внешности, сколько времени, сил и средств он тратит на формирование своего внешнего облика. Если забота о внешности является основным занятием индивидуума, ради которого он готов пренебречь всеми остальными, то он – истероид. Оформление пространства В оформлении пространства (жилья, рабочего кабинета и т.д.) истероидный радикал проявляет те же свойства, что и в оформлении своей внешности: яркость, претензия на оригинальность, склонность имитировать предметную субкультуру социальной группы, к которой он принадлежит (или – чаще – хотел бы принадлежать) в конкретный период его жизни, изменчивость. Показателем истероидности является также эгоцентризм – как правило, не скрываемый. Собственные фотографии (соло, в окружении семьи и – на почетном месте – в обществе известных персон), дипломы, кубки, призы, именные значки свидетельствуют, что у хозяина этого интерьера самое любимое слово – «Я». Интерьер истероида персонифицирован, он используется в интересах самопрезентации. Попадая в него, даже неискушенный наблюдатель сразу же получает максимум полезной информации о личности его обитателя. Истероиды обожают всевозможные безделушки, отдавая предпочтение ярким, экзотическим, редким экземплярам. Привычки истероида – тоже своего рода безделушки, имеющие привкус имитации реальной деятельности. Истероид нередко подражает коллекционерам, собирая подобие реальной коллекции. История, стоимость и иные качества собираемых вещей ему важны не сами по себе, а лишь постольку, поскольку они способны вызвать широкий социальный резонанс, сделать их обладателя центром всеобщего внимания. И здесь он стремится быть, с одной стороны, оригинальным, с другой – понятным подавляющему большинству потенциальных зрителей… Любопытно, что если истероид курит, то, как правило, трубку или сигары. Это эффектно, элегантно, значительно и… на самом деле – не более чем имитация курения. Многие из привычек истероида связаны с оформлением внешности. Поэтому среди его вещей особое место занимают специально предназначенные для этого инструменты, украшения и т.д. Ну и, разумеется, истероида легко узнать по яркости и разнообразию его гардероба. Постоянное его пополнение, приобретение все новых и новых туфлей, шляпок, перчаток, платьев, кофточек, галстуков и т.д. – главная привычка истероидов. Мимика и жесты Наличие истероидного радикала проявляется также в характерных мимике и жестикуляции, особенностями которых являются манерность, театральность, претенциозность. Истероид любит красивые, «выигрышные» позы, призванные свидетельствовать о «высоком происхождении», «элитном воспитании». Он принимает их во всех случаях, независимо от содержания происходящего. Выражение его лица часто приобретает характер произвольно надеваемой «мимической маски», формально соответствующей роли (имитируемому психологическому состоянию), которую истероид в данный момент играет. Маска высокомерия, маска недоумения, маска гнева, маска дружелюбия… Именно формально, поскольку при этом отчетливо чувствуется его неискренность, деланность, наличие признаков наигрывания, имитации реальных переживаний. Эти характерные для истероидов феномены гениальными штрихами обозначает Толстой, описывая, в частности, поведение Бориса Друбецкого – персонажа романа «Война и мир»: «Мундир, шпоры, галстук, прическа Бориса, – все это было самое модное и comme il faut… Он сидел немножко боком на кресле подле графини, поправляя правой рукой чистейшую, облитую перчатку на левой, говорил с особенным, утонченным поджатием губ об увеселениях высшего петербургского света и с короткой насмешливостью вспоминал о прежних московских временах и московских знакомых. Но нечаянно… он упомянул, называя высшую аристократию, о бале посланника, на котором он был, о приглашениях к N.N. и к S.S.». Особенности поведения Что за характер скрывается за яркой истероидной внешностью? Прежде всего, следует отметить удивительную способность истероидов производить на людей наиболее выигрышное впечатление с первых же минут знакомства. С самого начала они выставляют напоказ лучшее, что в них есть, – поворачиваются к окружающим «фасадом». В дальнейшем это впечатление идет на убыль. Они много обещают, охотно и широко декларируют масштабные намерения, убеждают – на словах – в наличии у всех присутствующих и прежде всего у них самих больших возможностей и т.п., словом, активно создают иллюзию всеобщего благополучия и гарантированного успеха. На это в основном и уходят их силы. Дальше их поведенческий сценарий просто не прописан. «Сейчас отсюда вылетит птичка!» – говорят они, завладевая вниманием окружающих. При этом в их собственном психическом пространстве рождается маленькая иллюзия, что птичка все-таки вылетит. Для них такой поворот событий вроде бы даже не исключен, хотя они понимают, что птички нет и взяться ей неоткуда. Иллюзия длится до тех пор, пока истероид и его зрители хотят в нее верить. Перестают – иллюзия рушится, зрители расходятся. Истероид принимается – нет, не за разведение птичек, а за создание новых иллюзий и поиск новых зрителей. Социальная гибкость, т.е. широкая приспособляемость к самым разнообразным социальным условиям, группам людей, видам деятельности, – еще одон важное свойство истероидов. Они гибки, потому что поверхностны. Попробуйте быть гибким, будучи твердо убежденным в чем-либо, имея собственные устойчивые принципы, правила, взгляды, добиваясь желаемого конкретного результата! Не получится. Придется сталкиваться с противоположным мнением, бороться, негодовать, защищаться, дистанцироваться от оппонентов и злопыхателей… Нельзя быть гибким, занимаясь реальным делом. С легкостью меняться, подстраиваясь под социальное окружение, можно только за счет замены одной иллюзии на другую. Так происходит с истероидом. Главное для него – на любых условиях сохранить благожелательное внимание к своей персоне. Только вниманием он по-настоящему дорожит. Наличие в характере истероидного радикала определяет и способность к ролевому поведению. Увлеките истероида новой, желательно необычной, неординарной, ролью и вскоре вы его не узнаете. Вам будет казаться, что он полностью, кардинально изменится (разумеется, на самом деле он не приобретет сколько-нибудь устойчивых качеств «новой» личности. Но имитация будет впечатляющей!). Истероидный радикал наделяет человека способностью к экспромту. Отсутствие заранее определенного алгоритма поведения, пробелы в информации об условиях, в которых ему предстоит проявить себя, истероида не смущают. Напротив, он вдохновляется возможностью заменить скучноватую реальность более яркой иллюзией. Кроме того, в основе экспромта – артистизм, талант гибко приспосабливаться к обстоятельствам за счет быстрого выбора и убедительного исполнения подходящей к случаю роли. Такова истероидность. Она делает человека заметным, гибким, артистичным. Согласитесь, не самые плохие качества. Не говоря уже о способности творить иллюзию. Иллюзия правит миром, господа! Мир так устроен, что с приобретением любого позитивного свойства одновременно приобретается и его негативное «второе я». Это проявление диалектики. В отношении истероидного радикала мы обязаны сказать, что оборотной стороной сопряженной с ним социальной гибкости является беспринципность. Умение и желание истероида производить яркое впечатление на новых людей превращаются в склонность время от времени менять круг друзей, переходить из одного коллектива в другой и т.п. Талант актера, имитатора, «иллюзиониста» ведет к отказу от реальной деятельности в пользу иллюзии, имитации результата. Экспромт оборачивается т.н. псевдологией – вдохновенным враньем, посвященным своим или – реже – чужим успехам. Говорят, истероиды хорошо чувствуют людей, их настроение. Это не так. Истероидам с их абсолютным эгоизмом, эгоцентризмом окружающие важны только как публика, внимающая и хлопающая в ладоши. Они никого не настроены понимать, никому не сочувствуют, они умеют лишь имитировать психологическое состояние собеседника по типу зеркального отражения, не более. Впрочем, часто и этому бываешь рад. Посильные задачи Мы условились, что в этом разделе будут обсуждаться те виды деятельности, которыми обладатель изучаемого радикала способен заниматься с минимальным психическим напряжением, те результаты, на достижение которых он нацелен независимо от внешней (в т.ч. материальной) стимуляции. Характер рождает наиболее мощную мотивацию к определенному виду деятельности, перед которой бледнеет даже столь ценимое нынче денежное вознаграждение. Истероид всегда и везде, в чем бы ни заключались его должностные обязанности, занимается почти исключительно самопрезентацией. Никогда глубоко не проникая в содержание деятельности, он искренне убежден, что может справиться с любым заданием, было бы желание. Однако дальше его присутствия во всевозможных президиумах, масштабного публичного прожектерства, обещаний всеобщего непременного процветания, клятв «лечь на рельсы» в случае неуспеха, эффектного позирования перед зрителями и слушателями и т.п. дело не идет. Следует знать, что истероид: - любому своему занятию (не важно, поручили ему составлять бухгалтерскую отчетность или заниматься уборкой территории) постарается обеспечить максимум общественного внимания; - при столкновении с первыми трудностями резко начнет терять к работе интерес и, в конце концов, бросит ее, недоделав; - на требование дать отчет о полученных результатах мгновенно, экспромтом, нарисует панораму многочисленных ожидаемых и неожиданных успехов (почти сплошь иллюзорных). Поэтому, если вы намерены использовать качества истероида с пользой для коллектива, ставьте перед ним задачи презентации (товаров, услуг, идей, новых проектов) и формальной отчетности. В первом случае он будет максимально выигрышным способом представлять широкой общественности свой коллектив и созданный им продукт (на самом деле, разумеется, самого себя, как лучшую часть такого замечательного, работоспособного, талантливого коллектива). Во втором – будет изо всех сил стараться «не потерять лицо». И у него получится. При этом ни проверять его, ни как-то особо стимулировать, ни подсказывать ему не надо. Надо только вовремя его остановить. Словом, выпуская его на сцену, надо придерживать его за фалды, чтобы в нужный момент утащить за кулисы. Категорически нельзя (и просто бессмысленно) мучить истероида работой рутинной, однообразной, требующей сосредоточенности на деталях, последовательности и настойчивости! Тем более если по окончании ее не ожидается мощного социального резонанса. Оскорбленный, он либо сразу уйдет от вас, либо начнет искать выход из психотравмирующей ситуации, погружаясь то в одну, то в другую объективно легкую, но «долгоиграющую» болезнь (его начнут одолевать бесконечные «простуды», «дистонии», «несварения желудка», «растяжения связок»). Да, можно вступить с ним в войну. Но качество и результативность работы от этого не повысится. Более того, возникший конфликт взбудоражит общественное мнение, а уж манипулировать им истероид, поверьте, умеет. Лучшего способа управлять людьми, чем сотрудничать с ними, ставить перед ними не просто выполнимые, а наиболее для них легкие – и потому приятные – задачи, не существует. Только так можно обеспечить искомую профессиональную надежность человека – стабильную результативность независимо от внешних условий. Ведь даже «ненадежный» истероид в одном абсолютно надежен – в желании нравиться, привлекать внимание, играть роль за ролью… Сделав это его профессией, вы не будете знать горя. Особенности построения коммуникации Если вы хотите сразу понравиться истероиду, поступайте так, чтобы он почувствовал себя «фигурой» на вашем «фоне». Осыпьте его комплиментами, иными знаками вашего расположения и доброжелательного внимания. Не бойтесь переборщить. Истероид, даже очень умный, развитый, конечно, заметит, но непременно простит вам подобный разгул воображения. Он подумает: «Ну, брат, ты хватил. Хотя…» И в его душе разольется теплота, возникнет ответная волна дружелюбия. Помните, что лучший подарок для истероида – публичное признание его заслуг. Он более всего ценит моральные поощрения. Хотите его отблагодарить, отметить – вручите ему грамоту, повесьте медаль. При всех, под громкие аплодисменты. Не упускайте возможности поздравить истероида с праздниками, с днем его (!) рождения. Вовсе не обязательны при этом дорогие подарки (истероид не станет, подобно эпилептоиду, пытаться выяснить цену подаренной вещицы). Покажитесь ему на глаза, скажите несколько теплых слов. Этого будет достаточно, чтобы упрочить ваше взаиморасположение. Девиз истероида – внимания много не бывает! Грубой коммуникативной ошибкой в отношении истероида будет попытка – вольная или невольная – конкурировать с ним за место «фигуры», оттеснить его в «фон», перетянуть одеяло внимания на себя. Он тут же преисполнится к подобному конкуренту недоброжелательством и постарается подпортить его реноме. -------------------------------------------------------------------------------- [1]Терминами «истероид», «шизоид» и т.п. здесь и далее мы обозначаем людей, в характере которых эти радикалы явно доминируют. [2]Такой стиль поведения называется демонстративным, отсюда второе название истероидного радикала – демонстративный. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Ester Posted March 25, 2011 Author Share Posted March 25, 2011 Отрывки из книги Фрица Римана "Основные формы страха" СТРАХИ ИСТЕРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ "Они явно стремятся к переменам и свободе, жаждут всего нового и рискованного, перед ними открыты шансы и возможности будущего. Они боятся всяких ограничений, традиций, закономерностей и порядка." "Прошлое прошло и не интересует их более; будущее есть поле для возможного, однако они, по существу, ничего не планируют, так как это было бы связано с традициями и установками. Для них важно лишь то, что для них открыто и им является; они всегда готовы освободиться от данности, от сложившихся обстоятельств" "Их стремление к свободе это, по преимуществу, стремление к свободе от чего-то, а не для чего-то. Что же происходит, если действующие правила игры в межчеловеческих отношениях и естественный и необходимый для жизни порядок не воспринимаются? В этом случае люди живут в мире, где законы и положения гибки, как каучук, где все уступает желаемому и любимому в данный момент, где порядок не воспринимается всерьез, так как постоянна только изменчивость. В каждой жизненной ситуации они ищут лазейку, для того чтобы в своем поведении уклониться от принятого порядка и последовательности Законы каузальности, т. е взаимосвязь между причиной и следствием, столь необходимые при столкновении с физической природой, они не готовы применять и использовать; для них действительно лишь то, что применимо здесь и сейчас. Естественно, в большинстве своем они боятся и, по возможности, избегают жестко установленных границ и ограничений - даже биологических данностей, при которых необходимо быть либо мужчиной, либо женщиной, возрастных определений, упоминаний о неизбежности смерти. Они стремятся играть все роли, которые предусмотрены в человеческом коллективе, и избегают всяческих предписаний и законоположений. Резюмируя, можно сказать, что их страшит в жизни и окружающей среде все то, что свидетельствует об ограниченности и неизбежности, все то, что мы обозначаем и поддерживаем как реальность. Однако мы приспосабливаемся к миру фактов и принуждены воспринимать, понимать и усваивать нашу зависимость от законов жизни. Эту реальность, которая дает нам право не обращать внимания на случайные, мелочные проблемы, личности с истерическим развитием не признают и пытаются разрушить. Тем самым они обретают для себя призрачную свободу, которая со временем становится все более опасной, так как они предпочитают жить в иллюзорном мире, где реальность не ограничивает их фантазию, возможности и желания. Они все более и более погружаются в псевдореальность, в "ложную действительность". Однако чем больше мы отдаляемся от реальности, чем больше возрастает степень нашей кажущейся свободы, тем меньше мы ориентируемся в "действительной действительности" и тем меньше учитываем ее в своем поведении. Это приводит к тому, что попытки связаться с реальностью становятся все более неудачными, приводят к разочарованиям и возвращают этих людей назад в мир желаний. При этом пропасть между желаемым и действительным растет, и это является настоящим порочным кругом для лиц с истерической личностной структурой. Рассмотрим более подробно аспект псевдодействительности. Реальность нашего существования основана на уже упоминавшемся законе взаимосвязи причины и следствия, действия и последствия. Это приводит нас к закономерностям, которыми мы не можем пренебрегать безнаказанно. Испытывая чувство, что этот закон причинности ограничивает их возможности и принуждает к выстраиванию последовательности своих действий и самоотказу, личности с истерическим развитием уклоняются от его выполнения, прибегая к "страусиной политике". Они действуют так, как будто причинности не существует. Одержимые доминирующими в настоящее время желаниями, не принимая во внимание последствия этих желаний и не пытаясь проверить их реалистичность, они живут по принципу "после нас хоть потоп". Они наивно полагают, что и принципы причинности, и их последствия не имеют влияния на текущие события или, по крайней мере, не имеют прямого отношения к данной ситуации. Будучи зависимыми от своих желаний и от того, что производит на них сиюминутное впечатление, они пренебрегают возможными последствиями и находятся под суггестивным влиянием своих желаний, думая о причинах и следствиях только потом. " "Данный пример во многих отношениях показателен и характерен; он иллюстрирует целый ряд типичных истерических образцов поведения: одержимость желаниями с влечением к их немедленному удовлетворению, при котором бросающееся в глаза заменяет обдумывание, ирреальные установки заставляют пренебрегать логичностью и последовательностью своих действий, происходящее оценивается произвольно, с надеждой на чудо, на счастливый случай, возможные последствия своих действий вытесняются и отвергаются, так что приходится все время латать дыры, нанесенные при столкновении с действительностью, с помощью лживых "историй", заменяющих истинные события; предаются забвению неприятные случаи и происшествия, связанные, прежде всего, с чувством собственной вины или неправоты; и, в конце концов, происходит отрицание неудобной или неприятной необходимости нести ответ за свое поведение или уклонение от такой необходимости. К этим людям особенно применимо выражение Ницше: ""Я это сделал", - говорит моя память. "Я не мог этого сделать", - говорит моя гордость и остается неумолимой. И память уступает". С такой же легкостью обращаются истерики и с другими реальностями, а также со временем. Пунктуальность, планирование своего времени и его распре деление для них тягостны и непереносимы; они нередко расценивают эти качества у других людей как мелочность. Или возьмем такую биологическую реальность, как наша зависимость от половой принадлежности, от процесса созревания и от возраста. Лица с истерическим развитием не хотят отказываться от своих установок, стремятся как можно дольше считаться детьми, которые не имеют никаких обязанностей, стремятся удержать молодость и не нести ответственности за те изменения, которые они вносят в окружающий мир или во взаимоотношения с другими. Ответственность для них - неприятное и неудобное понятие, требующее соблюдения определенных условий, которые напоминают им о законе причинности и неприятных последствиях и выводах с ним связанных." "Ведь все это, в конечном счете, относительно и зависит от той точки зрения, которой мы придерживаемся в данный момент. Они воспринимают мир пластично и гибко и возникающим на их жизненном пути ошибкам дают произвольное истолкование. Кто знает, что в данный момент действует, а что уже прошло? Счастливым об разом их мысли свободны, они убеждены в достаточности настоящего и не думают о том, что может произойти в будущем - кто может доказать противоположное? С их точки зрения логика - это обременительная, докучливая реальность. Они все более и более отдаляются от реальности и от решения логически вытекающих из нее проблем - их собственная логика отличается от логики других людей тем, что в ней минимум логики. Когда посторонние находят в их мышлении непонятные пропуски и разрывы, за которыми они не поспевают, а их поведение определяют как немотивированное, сами истерики хорошо себя понимают и находят свои мысли и поступки вполне логичными. Какие фантастические возможности представляет раз говор с истерической личностью, если собеседник хоть раз догадается о том, что руководит истериком и как мало знают посторонние о его мотивах и желаниях! Так развивается так называемая псевдологика, приводящая к сознательной или подсознательной лживости, в которой едва ли не каждый может уличить истерическую личность. Собственно говоря, страх этих людей перед необходимостью и окончательностью не осознан. Он заменяется часто встречающимся у них страхом открытых улиц и площадей (агорафобия), а также страхом замкнутых пространств, охватывающим их в лифтах, купе пассажирских поездов и т. д. (клаустрофобия). Так же часто встречается страх перед животными. Эти страхи являются переносом основного страха на второстепенное и безобидное, прежде всего, из соображений избегания и предотвращения. " "Когда под влиянием страха лица с истерическим развитием ощущают себя припертыми к стенке и не видят выхода из ситуации, развивается паническая реакция или паническая атака - "Fluent nach vom", - при которой невозможен какой-либо разумный и обоснованный прорыв. Мы должны теперь показать, что истерическим личностям свойственно постепенное суммирование неправильного, ошибочного поведения, которое приводит их к безысходной ситуации. " "Другой возможностью, которую приобретает страх, припирающий истериков к стенке, является так называемый "поворот копья в другую сторону" ("Spiep umzudrehen"), при котором вина за происшедшее перекладывается на других. При этом упреки к самому себе заменяются претензиями к постороннему, что рефлекторно приводит к свойственной детям реакции, когда они на реплику "ты дурак" автоматически отвечают "сам дурак". " "Проецирование на других собственного чувства вины в форме упреков может достичь такой степени, что они начинают верить в виновность другого человека по принципу "держи вора". Это, естественно, приводит к неискренности, которая, в конечном счете, переходит в лживость при различных жизненных ситуациях. Все это вызывает подспудное чувство неуверенности и неопределенный страх, что в некоторых случаях выражается в поисках роли, защищающей их от последствий своих действий и реальности. Часто это "бегство в болезнь", которая, по крайней мере, дает им возможность выиграть время и избежать ответственности." Истерическая личность и любовь "Истерические личности любят любовь. Они любят все, что может способствовать повышению их самооценки - упоение, экстаз, страсть; любовь воспринимается ими как вершина их переживаний." "Их влечет к безграничным любовным переживаниям, однако не в форме самоотдачи, а в плане распространения и расширения своего "Я", к апофеозу своего "Я". "истерические личности пытаются усилить интенсивность своих переживаний, т. е. направляют любовные чувства вовнутрь, для удовлетворения своего "Я". В связи с этим любовные взаимоотношения истерических личностей характеризуются интенсивностью, страстностью и требовательностью. Они ищут в любви, прежде всего, подтверждения своего "Я", им нравится упоение и опьянение, которые им дает партнер, они ожидают в связи с любовными отношениями кульминации своей жизни. " "Для истерических личностей важно упоение от силы своего воздействия на партнера, от того, сколь глубоко влияют на него особенности их характера и сама их сущность. Чем более выражены специфические особенности истерической личностной структуры, тем более требовательными становятся манеры, тем ярче проявляется требовательность в подтверждении собственной ценности. В таких случаях любовная связь имеет доминирующую установку на постоянное подтверждение собственной значимости, в связи с чем необходимо постоянное обновление любви, и усиливается присущее истерическим личностям непостоянство. " " Поскольку самооценка истерических личностей связана исключительно с доказательствами любви к ним, они ненасытны в средствах и способах, с помощью которых добиваются этого" Истерическая личность и агрессия "Чем больше выражены истерические расстройства, тем больше проявляется агрессивность; гибрид самовосхваления и аферизма может принять экстремальные формы, а необычная впечатлительность и чувствительность - привести к нарциссическому заболеванию. Нередко наблюдается непомерное хвастовство, стремление к расточительству; они оттесняют других, для того чтобы играть первую скрипку и быть на первом плане; каждый однополый "другой" является потенциальным соперником, и они всячески стремятся унизить его и затмить собственным блеском. У истериков часто встречается стремление импонировать, они хотят произвести безусловное, неизгладимое впечатление. Стремление быть в центре внимания и произвести впечатление может достигать весьма высокой степени из-за неумения проводить различие между кажущимся и действительным, желаемым и реальным. В связи с недостаточностью самокритики и самоконтроля агрессия у истерических личностей носит импульсивный характер, она легко возникает вследствие их увлеченности, которая вообще преобладает у личностей такой структуры. " "Истерическая агрессия нередко принимает архаичные формы "двигательной бури", у истериков это проявление потребности в драматизировании, в том, чтобы произвести впечатление на окружающих. Истерики в своих проявлениях стремятся произвести впечатление и поразить окружающих, что нередко может расцениваться как заранее предусмотренная стратегия. Для них нападение есть лучшая защита. Другую особенность истерической стратегии можно определить как "нелогичность". " "лабильна и ранима самооценка у истерической личности, как болезненно она реагирует даже на легкую критику и малейшие неприятности. Вследствие недостатка идентификации с самим собой это приводит к тому, что основа личности, ее базис становится более зыбким и неустойчивым; из-за болезненного и уязвимого самолюбия происходит высвобождение чувства ненависти, которое взаимодействует со страхом перед обесцениванием своего "Я"." Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Cancer Posted March 31, 2011 Share Posted March 31, 2011 первый пост очень интересен был для меня. В моем окружении есть подобные люди. Жаль, что в статье не рассказывается о том, как таким людям можно стабилизирвать свое поведение. Или такие люди не меняются? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Irina Posted February 24, 2012 Share Posted February 24, 2012 Отличная статья! Спасибо. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Valentina Posted February 24, 2012 Share Posted February 24, 2012 первый пост очень интересен был для меня. В моем окружении есть подобные люди. Жаль, что в статье не рассказывается о том, как таким людям можно стабилизирвать свое поведение. Или такие люди не меняются? Присоединяюсь. Семь лет живу с таким артистом.Что делать? Заметила, если не поддерживать скандал,который любит "из ничего" устроить истеройд, у истеройда появляются головные боли. Если ввяжусь в скандал-голова болит у меня.Стараюсь не "зацепить", но может быть есть другие способы совместного проживания с истеройдом? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Алесь Posted February 24, 2012 Share Posted February 24, 2012 Ну да, Ирин... Только - во многом - надуманная и бесполезная))) Кто из психологов готов указать - когда у человека будут обострения истеричности??? При чем - тип личности(с точки зрения психологии) - не столь важен... Если мы говорим об склонности к истерии - то это чаще всего люди с пораженным Солнцем или Луной через соединение/квадрат Сатурна... Ну и как дополнительный фактор - напряжение Уран-Нептун... Это истерик по жизни... Но ведь мы проходим транзиты... И если анализировать истерию по транзитам - то вполне понятно, что такие ситуации чаще всего проходят в 2-х критических периодах - 21 год(квадрат Уран-Уран) и около 40 - когда мы проходим оппозицию Уран-Уран и одновременно квадрат Нептун-Нептун...Тут всех несет... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Irina Posted February 24, 2012 Share Posted February 24, 2012 Ну да, Ирин... Только - во многом - надуманная и бесполезная))) Кто из психологов готов указать - когда у человека будут обострения истеричности??? При чем - тип личности(с точки зрения психологии) - не столь важен... Если мы говорим об склонности к истерии - то это чаще всего люди с пораженным Солнцем или Луной через соединение/квадрат Сатурна... Ну и как дополнительный фактор - напряжение Уран-Нептун... Это истерик по жизни... Но ведь мы проходим транзиты... И если анализировать истерию по транзитам - то вполне понятно, что такие ситуации чаще всего проходят в 2-х критических периодах - 21 год(квадрат Уран-Уран) и около 40 - когда мы проходим оппозицию Уран-Уран и одновременно квадрат Нептун-Нептун...Тут всех несет... Хм..Алесь, думаю, тот или иной тип присущ всем, без исключения..Тест Козлова (по психотипам), четко докзывает, что в разных пропорциях в каждом намешано все семь типов, но один все равно оказывается ведущим..)))) Чем мне статья понравилась - практическим подходам, человеку, который использует для работы с собой и другими различные методы и подходы, мне кажется, немаловажно понимать особенности психотипов (я опять же понимаю, что человек в разные морменты-периоды будет проявлять разные черты, но ведущий тип - как ни крути, останется..) По крайне мере, мне такого рода статьи помогли преодолеть некие разногласия (хотя бы начать работу в этом направлении) между мной и близким человеком, поскольку, будучи Истероидом в бОльшей степени, я часто не находила порнимания с человеком. с ярко выраженным Депрессивно-тревожным психотипом. Буквально, мое "веселое махание хвостом" воспринималось как угроза или оскорбление и наоборот..))или, мой творческий беспорядок, который меня вдохновлял, неизменно погружал моего визави в ступор и в попытки немедленной уборке и приведению все в порядок, после которого я рвала на себе волосы, и кажется, нецензурно выражалась, поскольку "обрывки бумажек", ликвидированные как мусор, были спецательно подготовлены для коллажа...ну и прочее в том же духе.)) Описание психотипов не приговор, конечнол, но для более ровного сосуществования и дальнейшей работы в тот период (я не занималась тогда астрологией всерьез) мне оказались очень и очень "в тему"..)) Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Iskatel-0 Posted February 24, 2012 Share Posted February 24, 2012 Описание психотипов не приговор, конечнол, но для более ровного сосуществования и дальнейшей работы в тот период (я не занималась тогда астрологией всерьез) мне оказались очень и очень "в тему"..))Вообще, описания психотипов, классификация их совершено необходима для понимания сути происходящегоЭто видение ситуации изнутри. И очень полезное для желающих изменить ситуацию, руководствуясь не какими-то общими, пусть даже верными, но часто бесполезными соображениями. А очень часто они и не верные. Мне тоже материал показался интересным. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Valentina Posted February 24, 2012 Share Posted February 24, 2012 И мне стало понятно, чего от меня хочет младший зять- восхищения! Квадратура Солнце-Сатурн. Жила со старшим зятем. Другой психотип- да никаких поводов к конфликту. Спасибо за статью. Зятю надо отдыхать. Позаботимся. А поможет? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Рамина Posted February 24, 2012 Share Posted February 24, 2012 И мне стало понятно, чего от меня хочет младший зять- восхищения! Квадратура Солнце-Сатурн. Жила со старшим зятем. Другой психотип- да никаких поводов к конфликту. Спасибо за статью. Зятю надо отдыхать. Позаботимся. А поможет?Расскажите потом, помогло ли? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Valentina Posted February 24, 2012 Share Posted February 24, 2012 Расскажите потом, помогло ли? Это ещё надо организовать. Двое малолетних. Младшей-4 мес. Если только к маме.... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
myata Posted April 23, 2012 Share Posted April 23, 2012 Очень многое про меня:(( Многое делаю на показ и один из самых больших страхов - быть незамеченной, непохваленной...Самое большое желание - быть интересной!! Последнее время и при изучении астрологии сталкиваюсь все больше и больше с этим своим качеством в своей карте. Оно прямо вырисовывается... Больше всего в моих словах "Я, мое, мне" и вижу как люди устают от меня!!! А раньше я это не особо замечала. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.