Jump to content
Форум - Замок

Израильская система образования


 Share

Recommended Posts

Не про школьное, про высшее, но все-таки.

 

Яков Бендерский, педагог и публицист

 

Образование: мыльный пузырь или черная дыра?

 

"Я считаю высшее образование мыльным пузырем, причем пузырем классическим". (Питер Тиль)

 

Если выдавить из статьи Питера Тиля разбавленную водой общих рассуждений суть, то выпадет горький осадок. С точки зрения дальновидного инвестора, основателя известной фирмы PayPal, человека чуточку разбирающегося в том, куда выгодней вкладывать деньги, столько тратить на высшее образование нерационально. Прежде, чем клеймить Тиля в некомпетентности и обвинять его в недальновидности, давайте послушаем его доводы.

 

Во-первых, автор доказывает: инвестиции в высшее образование – самый что ни есть дутый и заманчивый мыльный пузырь. Причем, ждать, когда он все же лопнет не нужно – пузырь уже лопнул. Просто мы еще этого не заметили.

 

Во-вторых, для студентов годы учебы – просто растянувшийся праздник жизни, легкая и необременительная дискотека, на которой так сладко проводить время.

 

И последнее. Редко кому из студентов, взявших для учебы огромные ссуды, удается выплатить их в срок. Подводя итог, автор называет образование самым романтическим и обманчивым мифом, который прививается молодым с детства. Высшее образование – это черная дыра, которая жадно поглощает время, силы, нервы и средства.

 

Более половины абитуриентов в Израиле видят в учебе способ «узнать что-то новое». Примерно четверть объясняет свое поступление тем, что после армии принято идти учиться. 9% поступают в вузы под давлением родителей.

 

Однако не будем прямо переносить ситуацию с образованием в США, стране, оказавшейся в центре кризиса, с положением студентов в Израиле. Да и оплата за обучение у нас на порядок ниже. Тем не менее, согласитесь, что параллель вполне уместна.

 

Во всем мире уходит в прошлое шкала профессиональных предпочтений 20-века – рождается новая система ценностей. В связи с этим меняется и отношение к высшему образованию: из абсолютной ценности оно смещается в категорию относительных предпочтений. Кому учеба в университете – кому хорошие деньги. Из удивительного ощущения выигрыша и чувства превосходства над сверстниками, обладатели престижных дипломов неожиданно оказываются в проигрыше.

 

Для того, чтобы почувствовать эту разницу не обязательно быть великим инвестором и разбираться в финансовых пузырях. Обратите внимание на прошедшие за минувший год в Израиле забастовки, посмотрите, кто жалуется на низкий уровень жизни и неудовлетворенность профессией.

 

В списке наименее привлекательных профессий: строители, плиточники, грузчики, водители грузовиков, сварщики, слесари-ремонтники, слесари-сантехники.

Ну и что, вы думаете, представители плохо оплачиваемых профессий решили побороться за свои права, постарались переломить ситуацию? Как бы не так. Именно эти профессии, которые считаются самыми черными, именно они-то и являются самыми востребованными на рынке труда. На каждого рабочего названной специальности в среднем более 20 запросов от работодателей. Потому среди забастовщиков редко встретишь сварщиков или сантехников, а все больше студентов или людей с дипломами.

 

Кто только не бастовал в прошлом году, кто только не требовал от правительства повышения зарплат! Что в итоге привело к потере 168 864 рабочих дней!

 

Началось с масштабной забастовки соцработников, за ними эстафету борьбы подхватили врачи, потом учителя и даже дипломаты. С середины июля начался "палаточный протест", длившийся многие месяцы. И снова в нем деятельное участие принимают молодые специалисты и студенты.

 

Показательным является забастовочный марафон врачей. После крупнейшей в стране 158-дневной забастовки доктор Эйдельман сказал: "В ближайшее время зарплата и условия труда медиков существенно улучшатся и многие молодые врачи не будут думать о том, как найти себе другую, более выгодную специальность".

 

Но даже после подписания общего договора забастовку продолжили молодые врачи-интерны. На глазах у нас умирает миф о зажиточной жизни дипломированных врачей. Миф, взлелеянный поколениями еврейских матерей. Еще раньше развеялись как дым представления о серьезных заработках у дипломированных юристов, психологов, социальных работников, учителей. Не говоря уж об историках, философах, лингвистах и разных прочих гуманитарных шведах.

 

По данным портала Yoram.ru по числу абитуриентов в лидерской тройке факультеты медицины, экономических дисциплин и общественных наук. Факультеты точных наук занимают пятое место.

 

Такое чувство, будто живем мы в параллельных мирах. Один мир: это мир чистой мечты и свободного выбора. Другой мир – гадкой и несъедобной действительности. По данным все таго же аналитического портала Yoram, более половины абитуриентов в выборе факультета назвали интерес к данной области знаний. Около 30% выбирали будущую специальность на основании соответствия своих способностей, и только 21% в качестве основной причины выбора факультета назвали спрос на рынке труда.

 

Потому и получается, что выбор профессии, сформированный далекими от жизни представлениями, не учитывающий психо-физиологических особенностей организма, не опирающийся ни на какие социологические опросы, больше похож на сон в майскую ночь.

 

В конце концов приходишь к грустному выводу: редко кому по-настоящему удается удержать в своих руках поводья судьбы. Миф о собственном выборе профессии лишь старомодная сказка, утешающая младенца, будто он сам выбирает себе дорогу, будто бы лишь он – хозяин, творец и созидатель своей грядущей судьбы. Глупости все это.

 

Нет, давно уже не мы выбираем свои жизненные дороги, а они милостиво выбирают нас. Тот же, кого они не заметили, просто выпадает из жизни, поэтому оставшие дни ему приходится влачить на обочине.

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 407
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Posted Images

Минпрос разрешил «смешанные» школы

 

07 февраля 2012. Комиссия Кнессета по образованию одобрила сегодня, в понедельник, утвержденные министром просвещения Гидеоном Сааром правила к Закону «О государственном образовании» (поправка № 10), касающиеся общего (смешанного) государственного образования.

 

В частности, начиная со следующего учебного года (2012-2013), при выполнении необходимых условий аккредитованные школы (как государственные, так и государственные религиозные, в которых ведется обучение с 1 по 8 класс) смогут получить статус общих (смешанных) государственных школ.

 

В министерстве подчеркивают, что решение об изменении статуса будет приниматься совместно школой, родителями и учениками.

 

Согласно новым правилам, государственное образовательное учебное заведение или государство религиозное учебное заведение может изменить свой статус на статус «государственного общего (смешанного)» учебного заведения при выполнении следующих условий:

 

• Согласие не менее 2/3 родителей учеников школы на изменение статуса образовательного учреждения;

 

• Согласие большинства преподавательского состава школы;

 

• Соответствие атмосферы и образа жизни школы духу общего образования и целям государственного образования, закрепленным в Законе «О государственном образовании»;

 

• Представление дополнительной учебной программы, соответствующей руководящим принципам министерства, касающимся общего образования (с акцентом на воспитание еврейской идентичности, воспитание толерантности как части наследия Израиля, воспитание в духе мирного сосуществования разных представителей еврейского народа в Израиле и в диаспоре).

 

• Проявление толерантности в отношении как религиозного, так и нерелигиозного образа жизни, а также проявление терпения и терпимости к выбору одежды и к стандартам поведения различных слоев населения, как нерелигиозных, так и религиозных;

 

• Наличие в школе координатора по иудаизму (из числа координаторов школы); готовность сотрудников школы пройти курс повышения квалификации по теме.

 

Учебные заведения, заинтересованные в смене статуса, должны подать соответствующее прошение в министерство просвещения не позднее 01.04.2012, на которое министерство обязуется отреагировать в течение 45 дней. Учащимся, не согласным с решением о смене статуса заведения, будут предоставлены альтернативы.

 

Начиная с 2013-2014 учебного года, после подачи заявки на изменение статуса школа будет проходить министерскую проверку в течение учебного года. Решение министерства просвещения будет направлено в школу по окончании проверки. Родители школьников будут проинформированы о решении министерства местными властями с началом записи в учебные заведения.

 

Марина Бабичева, пресс-служба министерства просвещения

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

Минпрос об успехах «русских» школьников

 

16 марта 2012. Ежегодно в Израиле проводятся экзамены «Мейцав» по четырем основным предметам: родной язык (иврит), математика, английский и естественные науки. Экзамены проводятся в пятых и восьмых классах, а экзамен по родному языку (ивриту) сдают также второклассники. Представленное ниже исследование основывается на результатах экзаменов 14000 учащихся израильских школ (за каждый год, в каждом классе и по каждому предмету), репатриантов из стран СНГ (проживающих в Израиле более 3 лет) и уроженцев Израиля.

 

Успехи школьников-репатриантов из стран бывшего Советского союза на экзаменах «Мейцав» по математике и естественным наукам аналогичны достижениям уроженцев Израиля, а по английскому языку даже выше (на одну пятую стандартного отклонения). В то же время, результаты экзаменов по ивриту таких школьников немного ниже, чем у уроженцев Израиля (во вторых классах разница составляет 1/2 стандартного отклонения, в восьмых классах — четверть стандартного отклонения).

 

При анализе разницы в знаниях на основе социально-экономического положения картина выглядит несколько иначе. Здесь разрыв в знаниях по ивриту «в пользу» школьников-уроженцев Израиля исчезает, а по другим предметам увеличивается разрыв в пользу школьников-репатриантов. А при анализе разницы в знаниях, когда за основу корреляции берется образование родителей, то в группе учащихся, у родителей которых нет высшего образования, успеваемость школьников-репатриантов значительное выше, чем школьников-уроженцев Израиля по всем предметам и во всех классах (за исключением экзамена по ивриту во вторых классах – таблицы прилагаются в отдельном файле).

 

Алексей Цесарский, советник министра просвещения: «Министерство образования много инвестирует в оптимальную абсорбцию школьников-репатриантов: это и дополнительные часы занятий, и специальные учебные программы для учащихся всех возрастов. Все это – сверх обычных программ системы образования. В частности, министерством образования была разработана учебная школьная программа по изучению иврита как второго языка, включающая специальные дидактические и практические материалы и тесты. Цель такой программы — гарантировать, что по завершению процесса обучения дети, для которых иврит не является родным языком, смогут уверенно говорить и писать на нем, используя различные уровни языка в различных контекстах, наравне со своими сверстниками. Программа ориентирована на школьников с 1 по 12 класс, изучающих иврит как в группах, так и индивидуально. Результаты работы министерства четко выражаются в успехах школьников репатриантов на экзаменах «Мейцав».

 

Напомним, что бюджет департамента абсорбции школьников-репатриантов министерства образования составляет сегодня примерно 220 миллионов шекелей.

 

Пресс-служба министерства просвещения

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Школьники будут изучать кибервойны

 

28 марта 2012. С начала следующего учебного года в старшей школе появится предмет «Электронные войны». Эта дисциплина – часть национальной программы развития изучения компьютерных технологий в школе (начиная с начальной школы). По словам начальника отдела науки и технологи при министерстве образования д-ра Офера Римона, речь идет не о новом предмете, но о новой специализации в рамках существующего учебного курса «разработка программного обеспечения».

 

Новая учебная программа была разработана министерством просвещения совместно с экспертами разведки и с сотрудниками отдела по кибервойнам ЦАХАЛа, она направлена на расширение изучения темы электронных войн (или, как их еще принято называть, кибервойн) в старших классах.

 

Киберпространство — это пространство компьютерных сетей и компьютерных систем, в котором хранятся цифровые данные и ведется интерактивное взаимодействие. Киберпространство позволяет пользователям общаться, обмениваться идеями, информацией, оказывать социальную поддержку, вести бизнес и пр. Использование киберпространства уже давно стало неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, и поэтому его изучение столь важно.

 

Новая дисциплина будет повышенной сложности (10 академических кредитов), и записаться на нее смогут только отличники. Программу курса можно разделить на 2 части: первая часть — это изучение компьютеров по уже существующей школьной программе, вторая же часть включает изучение принципов разработки программного обеспечения с акцентом на кибервойнах.

 

Теоретические занятия будут проходить параллельно с занятиями практическими, с акцентом на защиту информации операционной системы или информационной сети. В конце курса учащиеся должны будут представить итоговый проект, темой которого может стать написание антивируса или программы защиты информации, а также сдать выпускной экзамен («багрут»).

 

Д-р Римон добавил, что многие из изучавших разработку программного обеспечения в школе, продолжают работать в сфере компьютерных технологий в армии, а также что после демобилизации перед такими молодыми людьми открывается много возможностей.

 

Алексей Цесарский, советник министра просвещения

Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

В средних школах начнут учить на медсестер

 

18 апреля 2012. Заместитель министра здравоохранения Яаков Лицман утвердил пилотную программу подготовки дипломированных медсестер и медбратьев в рамках технических школ системы ОРТ. Начинать обучение медицинской специальности школьники смогут задолго до получения аттестата зрелости, в 8 классе. Для получивших аттестат предусматриваются укороченные двухлетние курсы.

 

В следующем учебном году пилотный курс должен начаться в трех школах системы ОРТ — в Ашкелоне, Араде и Абу Басме. В дальнейшем планируется ввести такие учебные планы и в других школах-колледжах ОРТ.

 

Решение заместителя министра вызвало скандал в профессиональном сообществе. Глава минздрава утвердил программу, представленную ему дирекцией школ ОРТ, без консультаций с профессионалами, и профессиональные объединения среднего медицинского персонала уже грозят забастовками, опасаясь девальвации и деградации своей профессии, сообщает Haaretz.

 

В Израиле ощущается острая нехватка среднего медицинского персонала — на 100,000 населения приходится 476 медбратьев и медсестер, значительно меньше, чем в большинстве развитых стран. Но причина этой нехватки заключается не в недостаточном количестве мест в профессиональных учебных заведениях, а в плохих условиях труда, — говорят в профессиональных объединениях. Увеличить прием в школы медсестер, действующие при университетах и больницах, — не проблема, и в последние годы это уже сделано.

 

Председатель гистадрута медсестер Илана Коэн называет решение готовить медицинских работников в техническом колледже «беспрецедентным». «Сестры — это не механики, а девочка-школьница, при всем уважении, не в состоянии принять ту меру ответственности, которая ложится на плечи медсестры».

 

Минздрав заявляет, что заниматься подготовкой медсестер смогут только учебные заведения, соответствующие строгим критериям ведомства, и специалисты не видят в программе никакой опасности снижения качества подготовки среднего медицинского персонала.

Link to comment
Share on other sites

День Катастрофы и героизма: акценты 2012 года

 

 

18 апреля 2012. В среду вечером Израиль начинает отмечать День Катастрофы и героизма европейского еврейства. В этом году он пройдет под знаком еврейской солидарности.

 

Исторические документы и свидетельства очевидцев указывают на то, что именно в той невыносимой и немыслимой ситуации, в которой оказались евреи Европы, крепли взаимовыручка и чувство долга по отношению к другим людям, например: люди селили в своих домах беженцев, активисты молодежных движений открывали благотворительные кухни для нуждающихся, в гетто осуществлялся сбор и распределение еды и одежды, преподаватели тайно учили детей и подростков, партизаны укрывали в своих убежищах стариков и женщин, семьи брали на воспитание чужих детей, узники лагерей делились друг с другом последним куском хлеба…

 

Во всех образовательных учреждениях Израиля пройдут мероприятия, посвященные Дню Катастрофы: специальные занятия и дискуссии, посвященные детальному изучению Холокоста накануне памятной даты, а также минута молчания, мемориальные церемонии 19 апреля.

 

В этот день в школах будут отменены поездки и развлекательные мероприятия. Ученикам рекомендовано отдать предпочтение скромной одежде и вести себя, насколько это возможно, сдержанно.

 

В начальных классах занятия будут базироваться на изучении литературных источников и на семейных историях детей и взрослых. В старшей и средней школе изучение не ограничится личным аспектом, и Холокост будет рассматриваться в контексте нравственно-этических ценностей и дилемм.

Кроме того, в День Катастрофы и героизма европейского еврейства в системе образования пройдут следующие мероприятия:

 

1. День Катастрофы и героизма европейского еврейства откроется официальной церемонией в среду, 18 апреля 2012 года, в 20:00, на площади Варшавского гетто в Яд ва-Шем. В церемонии примут участие руководители государства, 2500 человек, переживших Холокост, молодежь и солдаты.

 

2. В четверг, 19 апреля 2012, церемония начнется в 10.00 с сирены и 2 минут молчания, после чего официальные лица, представители общественных организаций и делегации школьников возложат венки.

 

3. В течение дня 19 апреля в Центре изучения Катастрофы в Яд ва-Шем состоятся встречи школьников с пережившими Холокост, пройдут тематические экскурсии, семинары и музыкальные концерты.

 

4. 19 апреля пройдет ежегодная церемония оглашения имен погибших «У каждого человека есть имя». Церемония откроется в 10:30 оглашением имен жертв Катастрофы в Зале памяти в «Яд ва-Шем». Школьники и преподаватели могут принять участие в этом мероприятии и почтить память погибших возложением цветов в Зале памяти Яд ва-Шема.

 

Алексей Цесарский, советник министра просвещения

Link to comment
Share on other sites

Минпрос добивается экономии на учебниках

 

23 апреля 2012. По инициативе министра просвещения Гидеона Саара начат проект по снижению затрат родителей на учебники. Министерство просвещения начало подготовку к введению масштабной программы обмена учебниками уже со следующего учебного года.

 

Обмен учебниками в школах значительно снизит нагрузку на семейный бюджет, позволив родителям ежегодно экономить сотни шекелей, а также освободит их от необходимости искать нужные учебники в течение летних месяцев. Обмен учебниками также обеспечит равные возможности для всех учащихся начать учебный год с полным комплектом учебных пособий.

 

Министр просвещения Гидеон Саар: «Реализация программы обмена учебниками в школах позволить родителям экономить сотни шекелей в год. В интересах родителей проголосовать за участие школы в программе уже со следующего учебного года».

 

Основные цели программы: значительное облегчение финансовой нагрузки на родителей; организованное и упорядоченное приобретение учебников до начала учебного года; улучшение процесса контроля и обеспечения руководящих принципов министерства по использованию утвержденных учебных пособий; привитие социальных и образовательных ценностей школьникам: равенству всех школьников, привитие уважительного отношения к учебникам и развитие чувства личной ответственности.

 

Среди школ и отделов образования муниципалитетов был распространен специальный циркуляр генерального директора, в котором подробно описан процесс обмена учебниками во всех его аспектах. Кроме того, министр просвещения намерен на следующем заседании Кнессета провести соответствующий законопроект. Проект предназначен для устранения препятствий и установления законодательного регулирования процесса, предложенного министром.

 

Согласно программе, начиная со следующего года, все школы должны будут в обязательном порядке провести голосование (необходимое, согласно закону) среди родителей и решить, участвовать ли в программе обмена учебниками.

 

Согласно поправке, внесенной министром просвещения в нынешнюю каденцию, для участия в программе необходимо набрать минимум 60% голосов «за» (а не 90%, как было ранее).

 

Согласно программе, родители будут ежегодно уплачивать т.н. «родительский взнос» на приобретение учебников, утвержденный комиссией Кнессета по образованию. Сумма платежа (на момент публикации последнего циркуляра гендиректора) составляет не более 280 шекелей для начальных школ и не более 320 шекелей для средних и старших школ. Что означает значительную экономию средств за каждый год обучения.

 

В конце учебного года школьники будут передавать свои учебники более юным учащимся. В начале учебного года школьники будут получать все учебники, по которым ведется обучение в течение года.

Для облегчения работы педагогических кадров и обеспечения логистической поддержки школам министерство просвещения создало специальный отдел по реализации программы.

 

Министерство просвещения выделяет 100 миллионов шекелей на помощь школам по приобретению учебников, средства будут выделяться дифференцированно, в зависимости от индекса школы. Дополнительно министерство будет ежегодно выделять 20 млн шекелей на поддержание и управление программой во всех школах.

 

В настоящее время программа обмена учебниками действует в сотнях начальных школ. В соответствии с решением министра просвещения программа будет распространена на все школы, которые пожелают в ней участвовать, в том числе средние и старшие школы.

 

Алексей Цесарский, советник министра просвещения

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Новое в Израиле: «высшее образование» в школе

 

03 мая 2012. Сегодня министр просвещения Гидеон Саар объявил на конференции, посвященной высшему образованию, о начале новой, революционной программы поддержки отличников учебы «Высшее образование в средней школе».

 

Программа дает школьникам возможность больше учиться, достигать больших успехов и набирать академические кредиты, которые будут засчитаны Открытым университетом и пойдут в счет первой академической степени, еще будучи в школе. Оценки, полученные за курсы в рамках программы, станут альтернативой экзаменам на аттестат зрелости (по конкретным предметам).

 

Программа начнет работу уже в новом, 2012-2013, учебном году в 10-12 классах. Она ориентирована на талантливых, способных и заинтересованных в рамках школьного обучения параллельно начать высшее образование школьников.

 

По оценкам министерства просвещения в новом учебном году по новой программе будут учиться 1000 школьников.

 

Обучение по различным дисциплинам будет проводиться преподавателями Открытого университета или посредством он-лайн уроков. Школьники, которые в ходе обучения по программе наберут академические кредиты за половину степени, получат один год отсрочки от армии, чтобы окончить степень.

 

Министр просвещения Гидеон Саар: «Важно, чтобы система образования работала на развитие отличных достижений в учебе. Данная программа откроет двери в мир высшего образования для талантливых школьников из географической и социальной периферии и поможет им реализовать свой потенциал уже в средней школе. Также этот шаг укрепит государственное образование и разовьет направления обучения для одаренных учащихся».

 

Согласно программе, оценка за курс будет приравнена оценке за экзамен на аттестат зрелости по данному предмету.

 

Обучение будет проводиться по следующим дисциплинам: обществознание (2 академических кредита); арабский мир и ислам (5 академических кредитов); литература (5 академических кредитов); информатика (5 академических кредитов); социальные науки: психология, политология, социология и экономика (5 академических кредитов) и география (5 академических кредитов).

 

В дальнейшем министерство намерено расширить программу и включить в нее все предметы, входящие в аттестат зрелости.

 

Также в программу включены предметы, оценка за которые в аттестате будет взвешенной (т.е. в аттестате будет среднее оценки, полученной в рамках программы, и оценки за экзамен на аттестат зрелости): математика (2 академических кредита из 5), химия (2 академических кредита из 5), физика (4 академических кредита из 5), биология (4 академических кредита из 5), медиа (3 академических кредита из 5), театр и кино (3 академических кредита из 5) и искусство (3 академических кредита из 5).

 

В каждой школе учащиеся выберут дисциплины, которые они хотят изучать углубленно. В каждой школе, где наберется группа минимум из 15 человек, обучение будет проводить сотрудник Открытого университета, при этом все учащиеся будут иметь возможность посещать и виртуальные уроки. В сформированных группах могут обучаться дети разных возрастов.

 

Каждый школьник, записавшийся на программу, должен будет прослушать вводный курс «Академическое письмо» (для специализаций: литература, обществознание, биология, химия, искусство, театр, медиа, социальные науки и географии) и курс «Введение в математику» (для специализаций: математика, физика и информатика). В ходе обучения школьники приобретут навыки чтения и написания научных работ, научатся работать с научными текстами и подготовятся к дальнейшему изучению математики.

 

Школа назначит координатора программы, который будет посредником между школьниками и вузом и будет помогать учащимся в ходе их обучения.

 

Отмечается, что в настоящее время министерство просвещения проводит подобную программу только для одаренных школьников (всего по программе обучается 300 детей), но до сих пор оценки за курсы не приравнивались к оценкам за экзамен на аттестат зрелости.

 

Стоимость одного учебного курса составит порядка 1550 шекелей (для сравнения: студенты платят за каждый курс порядка 2100 шекелей). Министерство будет предоставлять школьникам стипендии (как на основе социально-экономического статуса, так и за отличную учебу).

 

Данная программа была разработана министерством просвещения совместно с министерством финансов, Национальным советом по экономике и Открытым университетом.

 

Марина Бабичева, пресс-служба министерства просвещения

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

Что читают израильские дети: рейтинг минпроса

 

08 июня 2012. В честь открытия Недели ивритской книги министерство просвещения публикует список любимых книг израильских детей, в составлении которого приняли участие 250 000 детей, посещающих учебные заведения.

 

Самой любимой книгой детей дошкольного возраста признана «Большая война» Оры Эяль, выдержавшая с 1986 года 16 переизданий. Это книга о страшной ссоре двух друзей с очень красочными картинками, которая, по словам педагогов, «наглядно демонстрирует бессмысленность любых ссор и конфликтов — как между людьми, так и между народами».

 

Второе место в рейтинге дошкольного чтения заняла «Параоша» Элен Стефенс. Этот новый детский бестселлер, вышедший в свет в 2011 году, рассказывает трогательную историю собачки, ищущей себе любящего хозяина.

 

На третьем месте по популярности у дошкольников — «Ловец чудовищ Эяля» Йоны Тефера, вышедшая в свет в 2010 году. Эта книга, по словам рецензии, «помогает родителям и самим детям справляться с детскими ночными страхами».

 

Среди младших школьников (1-2 классы) наибольшей популярностью, по версии минпроса, пользуется книга «Третий ящик дедушкиного стола» Джуди Таль-Копельман — детская повесть о Холокосте, рекомендованная минпросом для чтения в начальных классах. Маленький Ури находит ключ от потайного ящика дедушкиного стола, дедушка сначала сердится — но потом рассказывает внуку о своем детстве в Германии.

 

На втором месте — переводная книга английской писательницы Крессиды Коуэлл «Мой первый дракон» из серии «Как дрессировать драконов»: о том, как юный викинг, мечтающий о победах над драконами, впервые видит живого дракона — и вскоре становится его другом.

 

Третье место в рейтинге предпочтений младшеклассников занимает веселая сказка «Трапеза у королевы» Рото Моден с иллюстрациями самой писательницы. Маленькая израильтянка Нина, которую родители пытаются учить правилам поведения за столом, вдруг получает приглашение на торжественный ужин к королеве Великобритании — и, преодолевая сложности этикета, выходит победительницей из всех испытаний.

 

У школьников 3-4 классов классов читательские предпочтения выглядят следующим образом:

 

1. Детский роман «Остров на Птичьей улице» Ури Орлева — книга о жизни еврейского ребенка в Варшавском гетто в годы Второй мировой войны, вышедшая в свет тридцать лет назад, стала самой читаемой книгой ивритской литературы о Катастрофе. Роман удостоен престижных международных наград, переведен на многие языки, включая русский.

 

2. Переводная книга американско-британского писателя Эрика Найта «Лэсси возвращается домой» о приключениях собаки колли, которую хозяевам пришлось продать из-за нужды в тяжелые годы Великой депрессии. Роман прогремел на весь мир благодаря экранизации 1943 года, в которой потрясающе сыграла главную роль шотландская овчарка Пэл. В этом фильме сыграла свою первую роль будущая звезда Элизабет Тейлор. Впоследствии о приключениях колли Лэсси сняли целый телесериал.

 

3. Автобиографическая книга Наоми Шай «Об этом нельзя говорить», посвященная ее старшей сестре Битье. В дом хайфской семьи Шай десятилетняя сирота Батья попала после перенесенных в Европе ужасов Холокоста, и Наоми, с трех лет считавшая Батью родной сестрой, спустя десятилетия рассказала, как родители скрывали тайну старшей приемной дочери.

 

У школьников старших классов первые три места поделились следующим образом:

1. Приключенческий роман Сьюзен Коллинз «Голодные игры». Его главная героиня Китнисс Эвердин становится участницей Голодных игр, добровольно вызвавшись заменить младшую сестру. Их семья проживает в очень бедном районе, где основным средством существования является добыча угля. Китнисс вместе с еще одним участником из ее района пытаются не просто выжить, а привлечь спонсоров.

 

2.«Аня из Зеленых Мезонинов» — книга канадской писательницы Люси Мод Монтгомери. Действие этого романа происходит в конце XIX века. Одинокие брат и сестра среднего возраста, которые вместе живут в «Зелёных Мезонинах», решают усыновить мальчика, но к ним по ошибке попадает девочка одиннадцати лет по имени Аня Ширли. Аня изо всех сил старается понравиться своей новой семье, но в то же время не нравится сама себе. Новым родителям приходится заняться ее воспитанием всерьез.

 

«Вступительный экзамен» — книга израильской писательницы Навы Макмель-Атир, которая повествует о девочке-подростке по имени Соль. Соль живет вместе с родителями, выходцами из России, в бедном квартале Тель-Авива. Она мечтает стать актрисой, но проваливается на пробах для нового спектакля и получает маленькую, незаметную роль. После этого события бурно развиваются на фоне израильской действительности.

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Математика уходит из израильских школ

 

22 июня 2012. За последние пять лет доля израильских старшеклассников, сдающих выпускной экзамен по математике на высоком уровне (5 единиц), упала с 14.1% до 10.7%, сообщает Haaretz, ссылаясь на внутреннюю статистику минпроса.

 

При общем росте численности учащихся абсолютное число тех, кто решился сдавать математику на высшем уровне сократилось с 13 тысяч в 2006 году до 10.5 тысяч в 2010.

 

Эти данные, которых минпрос до сих пор не публиковал, являются лишь одним из свидетельств продолжающегося кризиса преподавания точных и естественных наук в Израиле, отмечает корреспондент Haaretz Тлила Нешер. Председатель совета по математике минпроса, профессор Азриэль Леви заявляет, что ситуация с преподаванием математики катастрофична — «и это еще мягко сказано».

 

Профессор говорит, что снижение доли выпускников, серьезно интересующихся математикой, — это как раз полбеды, настоящая беда заключается в том, что даже для этого все сокращающегося контингента математически одаренных школьников в Израиле нет учителей. На сегодняшний день менее четверти молодых израильских учителей получили аттестат зрелости по математике.

 

По данным ЦСБ, лишь 22% школьных учителей моложе 34 лет учили математику в вузе при получении первой академической степени. 42% не изучали ни математику, ни какие-либо точные науки. Всего у 45% школьных учителей математики имеется за плечами выпускной экзамен по этому предмету на уровне 5 единиц. За десять лет, с 1998 по 2008 годы, число новых школьных преподавателей математики сократилось на треть.

 

Численность молодых учителей, избравших специальностью физику, сократилась за те же 10 лет еще более резко, на 42%. На 67% выросло число учителей предпенсионного возраста — старше 52 лет. Общее число преподавателей физики уменьшилось на 12%, а количество отведенных на этот предмет часов в школьной программе сократилось на 15%.

 

Причина упадка профессии преподавателя точных наук заключается, по мнению профессора Леви, лишь в одном — низкой зарплате. Даже в рамках программы «Оз ле-Тмура» стартовая зарплата молодых учителей такова, что работать в школу идут лишь немногие идеалисты — либо те, кому больше рассчитывать не на что.

Link to comment
Share on other sites

Почему израильские школы устроены по-японски?

 

23 июня 2012. В воскресенье в Тель-Авивском университете состоится международная конференция, посвященная перспективам и проблемам израильского образования. На конференции будет обсуждаться вопрос о смене модели, принятой в школьном образовании.

 

Организаторы поясняют, что в Израиле, как и в большинстве стран Запада, ныне принята «японская» модель, в основе которой лежит постоянное тестирование учеников. Тесты и экзамены рассматриваются как главное средство мотивации детей и обеспечения образовательных стандартов.

 

При этом подходе образование жестко стандартизировано, творчество педагогов поставлено в жесткие рамки, а школьники учатся, в основном, из честолюбия, стремления преуспеть и не оказаться «отстающим».

 

Японская модель получила широкое распространение благодаря высоким достижениям, продемонстрированным образовательной системой этой страны. Но в последнее время в лидеры по итогам международных тестов вырвалась страна с диаметрально противоположным подходом к обучению — Финляндия.

 

Финская модель, в отличие от японской, строится на децентрализации и автономии школ, максимальной свободе учителей и полном отсутствии тестов — никаких экзаменов, кроме выпускных, школьники не сдают. В школах культивируется обстановка доверия и сотрудничества, а не конкуренции и борьбы за показатели.

 

Среди израильских экспертов распространилось мнение, что финская модель больше соответствует потребностям информационной эпохи, нежели японская. Сейчас от выпускника школы требуется развитая способность к самообразованию, хорошие навыки самостоятельной работы с информацией, внутренняя мотивация, критическое мышление, способность к командной работе в гибких и быстро меняющихся условиях.

 

На конференции в Тель-Авиве будут обсуждаться конкурирующие педагогические модели в израильской системе образования (Education in Israel: Between Two Opposing Pedagogical Perspectives). Специалисты из разных академических учреждений и приглашенные заграничные эксперты обсудят инновационный опыт израильских педагогов и попытаются нащупать перспективы обновления израильского образования, переживающего ныне не лучшие времена.

 

Принять участие в конференции могут все желающие. Лекции и дискуссии будут вестись на иврите и по-английски.

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Учителя-репатрианты: нас обманули

 

02 июля 2012. Объединение преподавателей-репатриантов направило открытое письмо русскоязычным депутатам Кнессета:

 

«Депутатам Кнессета

 

Абесадзе Нино,

 

Илатову Роберту,

 

Ландвер Софье,

 

Председателю партии НДИ Либерману Авигдору,

 

министру Мисежникову Стасу,

 

Михаэли Анастасии,

 

Солодкиной Марине,

 

Тевьяеву Роберту,

 

Шамаловой-Беркович Юлии,

 

Шем–Тов Лии,

 

министру Эдельштейну Юлию,

 

Председателю коалиции Элькину Зеэву

 

 

К Вам обращаются члены объединения преподавателей–репатриантов «Зхутейну» («Равенство в мире просвещения»).

 

С горечью приходится констатировать, что наша многолетняя борьба за свои права потерпела полный крах. Доказательством служит заседание комиссии Кнессета по образованию, культуре и спорту, возглавляемой депутатом А.Миллером. На этой комиссии, прошедшей 4 июня 2012 года, рассматривался вопрос выплаты преподавателям-репатриантам «маанак йовель» (13 зарплаты). На страницах печати были сообщены данные об очередной победе в решение этого вопроса. Какого же было удивление после внимательного прочтения протокола с заседания, из которого становится совершенно ясно, что преподавателям – репатриантам, чей стаж на сегодняшний день исчисляется 35–40 годами абсолютно не на что рассчитывать. Действительно, есть некоторые подвижки по этому вопросу, но они коснуться (если Минфин еще согласится) очень маленькой группы преподавателей, а те, о ком мы писали выше и чьи интересы защищали все эти годы, остаются после скорого выхода на пенсию за чертой бедности. Попытаемся это объяснить.

 

1. Фонд, о котором идет речь и его создание пока под большим вопросом.

 

2. Критерии получения выплат дискриминационные: на их получение могут рассчитывать лишь преподаватели, приступившие к работе в Министерстве просвещения через два года после репатриации. (Думаем, что для работы с учащимися, например, младших классов, два года нахождения в стране совершенно недостаточно. Ульпаны 1-й,2-й,3-й степени, курсы для получения разрешения на работу -«теудат хаораа» , возраст, приехавших в Израиль – 40 — 45 лет, все это берет как минимум 4-5 лет, чтобы достойно, наравне с преподавателями, коренными жителями страны, входить в класс)

 

3. Получать данные выплаты смогут только до выхода на пенсию, в дальнейшем же эти выплаты прекратятся.

 

4. На комиссии рассматривался вопрос о госслужащих и совсем не затронул преподавателей, работающих от муниципалитетов, амутот и т.д.

 

5. Говорилось о преподавателях математики, физики, химии и ни слова о преподавателях физкультуры, английского, музыки и т.д.

 

6. Есть важная оговорка: если не будет создан фонд и закон будет передан на первое чтение, то Минфин заранее предупреждает, что учитывая нынешнее законодательство, они не позволят дальнейшее продвижение этого закона.

 

Кому же он выгоден? Например, 46–летнему преподавателю, у которого стаж из страны исхода 10 лет и в Израиле – 15 лет. Суммарно – 25 лет. С этого времени он начинает получать 2500 шекелей один раз в год, а через 10 лет работы, данный преподаватель будет получать на законных основаниях « маанак йовель», который войдет в постоянные платежи на протяжении всей последующей жизни. А что с теми, о которых шла речь выше? Они так и остались на грани нищеты, отработав в общей сложности 35 – 40 – 45 лет на ниве просвещения.

 

Теперь возникает вопрос: ради кого издаются законы? Мы под властью абсолютно безразличных людей, которых волнуют лишь цифры, личное благополучие и в меньшей степени положение тех, кто обличил их этой властью. Представители Минфина душат на корню любую инициативу тех, кто пытается хоть немного облегчить жизнь тех, кто трудился на благо этой страны. Здесь уместно вспомнить все добрые слова, сказанные со всех трибун в год 20–летия алии. Никто не скупился: нас почти убедили в своей значимости и роли в процветании Израиля. А премьер – министр Б. Нетанияху в конце мая 2011 года даже объявил во всех СМИ о том, что через 2 недели будет решен вопрос с признанием стажа преподавателей репатриантов. Об этом же сообщил и Министр иностранных дел, председатель партии НДИ г–н А. Либерман. Прошел год, который принес нам очередные разочарования: все это — пустые слова и ничего более.

 

Одно мы можем сказать совершенно определенно: следующий год – год выборов. И мы не позволим вновь обмануть себя пустыми обещаниями. Нами получены сотни возмущенных писем от преподавателей, которые с надеждой ждали решения Комиссии.

 

Неужели здравый смысл так и не восторжествует?

 

Мы уверены в одном: присутствие г-на А. Либермана на данном заседании и непосредственная поддержка проекта А. Миллера, оказало бы самое действенное влияние, как на ход, так и на все дальнейшие решения комиссии. Видимо, он посчитал данный вопрос не столь существенным.

 

Теперь одна надежда на решение суда по нашему иску, поданному в 2011 году.

 

Мы, естественно, признательны всем тем, кто пытался хоть что – то сделать для нас, но государственную, бюрократическую машину сдвинуть очень непросто, особенно когда это касается представителей репатриантов.

 

Свойский Михаил – председатель объединения преподавателей репатриантов « Зхутейну» (Равенство в мире просвещения)

 

Ионин Аркадий, заместитель председателя

 

Члены объединения: Абрамов Лана, Блох Татьяна, Вайсенберг Марина, Вальтман Илья, Гринберг Лев, Горловецкая Серафима, Дужикович Людмила, Йосифов Фрида, Казиева Ора, Коган Циля, Кухаренко Софья, Лейбович Ефим, Лерман Анна, Леско Олег, Могдус Евгения, Паласкович Вера, Ошерович Лариса, Паперний Вера, Подольски Рая, Тимашов Ирена, Тикоцкий Евгений, Поляк Эстер, Сигалов Софья, Спивак Мила, Фролин Фейга, Паперний Вера, Хамудис Майя, Хазанкин Мира, Цейтлин»

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Министр просвещения Гидеон Саар расширяет действие Закона об обязательном образовании

 

 

Накануне нового, 2012-2013 учебного года, министр просвещения Гидеон Саар расширяет действие Закона об обязательном образовании, который отныне распространяется и на учеников 11-12 классов.

 

Данная поправка начнет действовать в 28 дополнительных населенных пунктах. Они присоединятся к 62 городам, в которых обновленный закон уже начал действовать в последние годы (2011 – 17 населенных пунктов, 2010 – 15, 2009 – 30 населенных пунктов).

 

Всего поправка распространяется на 90 населенных пунктов. Среди них – Иерусалим, Хайфа, Ариэль, Нетивот, Арад, Цфат, Кирьят-Малахи, Модиин-Иллит, а также десятки арабских населенных пунктов севера и центра страны.

 

Как сообщается в пресс-релизе министерства просвещения, в понедельник (16.07), поправка будет внесена на утверждение комиссии Кнессета по образованию.

 

Следует отметить, что расширение Закона об обязательном образовании стало возможным благодаря деятельности министра образования Гидеона Саара, который активно продвигал данную поправку (поправка №29 к Закону об обязательном образовании от 1949 года). Именно министр Саар назначил комиссию, ответственную за разработку поправки.

 

Поправкой №29 к Закону об обязательном образовании от 1949 года действие Закона распространяется, начиная с 2009-10 учебного года, и на учащихся 11-12 классов средней школы. В 2009 году было решено претворять поправку в жизнь постепенно, в течение 5 лет (2009-2014).

 

Министерство продолжает следить за реализацией закона в городах, указанных в поправке на 2009-2011 годы для обеспечения лучшей реализации закона.

Link to comment
Share on other sites

  • 4 weeks later...

Минпрос представил итоги 2010-2011 года: "Школьное образование улучшилось"

 

Министерство просвещение представило итоги 2010-2011 учебного года. На пресс-конференции присутствовали министр просвещения Гидеон Саар и генеральный директор министерства Далит Штаубер.

 

Министр просвещения Гидеон Саар, открывая пресс-конференцию, заявил: "Эффективность системы образования растет. Процент выпускников школ, получивших аттестат зрелости, в еврейском секторе – самый высокий за все время. Процент старшеклассников, получающих аттестат зрелости, растет, но при этом общее число обладателей аттестатов снизилось, так как в данной возрастной категории подсчитываются жители Восточного Иерусалима и ультрарелигиозные молодые люди, которые почти не сдают экзамены на аттестат зрелости. В начале нашей каденции мы поставили цель: добиться постоянного роста числа обладателей аттестата зрелости, несмотря на демографические изменения. Поэтому такие итоги года не являются для нас удовлетворительными. Тем не менее, мы имеем самый высокий на сегодняшний день процент обладателей аттестатов зрелости среди еврейского населения, а также рост на 0,5% таковых среди новых репатриантов".

 

Министр прокомментировал "проблему качества аттестатов зрелости", отметив, что в последние годы снизилось число старшеклассников, сдающих экзамены повышенной сложности по основным предметам (5 академических кредитов). "Это предмет для будущего обсуждения с руководителями отделов образования: нужно заострить их внимание на том, что успехи округа будут оцениваться не только по числу обладателей аттестатов зрелости, но и по тому, экзамены какой сложности сдавали выпускники. Довольно часто эти вещи являются взаимоисключающими. Поэтому больше учащихся выбирали более легкие экзамены".

 

В еврейском секторе было отмечено улучшение показателей: в 2011 году аттестаты зрелости получили 65% выпускников школ против 64,6% в 2010. В нееврейском секторе (без учета жителей Восточного Иерусалима) этот показатель вырос с 38% (2010) до 38,2% (2011). Генеральный директор министерства Далит Штаубер, комментируя данные по группе старшеклассников, подчеркнула: "Среди старшеклассников процент обладателей аттестата зрелости вырос на 1,2%. Это абсолютный прирост числа получивших аттестат зрелости".

 

Данные свидетельствуют о том, что в 2010-2011 году среди юношей-старшеклассников получили аттестат зрелости 55,6%, а среди девушек-старшеклассниц – 63,6%. В целом в возрастной группе, включая арабов и ультрарелигиозных, в 2010 году насчитывалось 120.315 человек. Но число двенадцатиклассников составило всего 96.717 человек. Из них сдавали выпускные школьные экзамены 86.046 человек, а получили аттестат зрелости – 57.878 человек.

 

Министр просвещения пояснил: "Эти данные показывают, что эффективность системы растет в группе учащихся. Процент получивших аттестат зрелости как евреев, так и арабов – самый высокий за все время. Иными словами, число выпускников школ, получивших аттестат зрелости, выросло".

 

В еврейском секторе насчитывается 70.785 старшеклассников (без учета ультрарелигиозных), из них успешно прошли выпускные экзамены и получили аттестат зрелости 45.986 человек. В ультрарелигиозном секторе эта возрастная группа (17-18 лет) насчитывает 16.230 человек, из них получили аттестат зрелости 1.425 человек, что на 0,7% больше, чем в прошлом году. В нееврейском секторе в этой группе насчитывается 27.278 человек, из которых 20.720 окончили 12 классов. И только 10.407 из них успешно сдали выпускные школьные экзамены и получили аттестат зрелости.

Link to comment
Share on other sites

Школьные экскурсии будут субсидироваться

 

13 августа 2012. Министр просвещения Гидеон Саар объявил сегодня утром на заседание комиссии Кнессета по образованию о еще одной мере по снижению финансовой нагрузки на родителей: начиная с нового учебного года (2012-2013) министерство просвещения будет субсидировать (дифференцированно) оплату ежегодных школьных экскурсий. Бюджет программы составит 270 миллионов шекелей.

 

Согласно представленной министром просвещения программе, все школьники в системе образования получат субсидии на оплату ежегодных экскурсий в размере 40%-80% от стоимости. Размер субсидии будет зависеть от социально-экономического статуса школы.

 

Министр просвещения подчеркнул важность ежегодных школьных экскурсий, которые являются неотъемлемой частью учебной программы в школах, и нельзя мириться с тем, что есть учащиеся, которые не участвуют в этих поездках только по причине сложной финансовой ситуации.

 

Министр просвещения: «Ежегодные поездки — неотъемлемая часть учебного процесса, они имеют большое значение в привитии многих ценностей, таких, как любовь к Родине, ее природе и ландшафту… Обеспечение участия всех учащихся системы образования в поездках важно во всех аспектах: педагогическом, ценностном и социальном».

«Процесс субсидирования платы за ежегодные поездки является шагом по сокращению финансовой нагрузки на родителей, — заявил министр просвещения и добавил: Субсидии будут дифференцированными, таким образом будет четко соблюден принцип социальной справедливости».

 

Следует также подчеркнуть, что, в дополнение к субсидиям на школьные экскурсии, учащимся из социально незащищенных семей будут выдаваться стипендии (общий стипендиальный фонд составит 55 миллионов шекелей).

 

Алексей Цесарский, советник министра просвещения

Link to comment
Share on other sites

Электронные учебники и «виртуальная школа»

 

14 августа 2012. На вчерашнем заседании комиссии Кнессета по образованию министерство просвещения, подводя итоги года, представило интересные статистические данные. Например, в новом учебном году в 4528 школах и детских садах будут учиться более 2 млн. детей (это на 2,8% больше, чем в прошлом году). Выросло также и число преподавательского состава: 141 085 человек, что на 4,4% больше, чем в году прошлом.

 

По данным министерства, в новом учебном году к программе модернизации системы образования присоединятся еще 437 школ (а это 7500 классов), таким образом, в общей сложности в рамках данной программы будут работать 1146 школ.

 

Кроме того, были представлены несколько новых проектов, осуществляемых министерством. Среди них, в рамках большой программы модернизации системы образования, — пилотный проект по использованию электронных учебников. Использование электронных учебников будет способствовать развитию инновационной педагогической практики, поскольку такие учебные пособия: легко обновляются; существует возможность индивидуальной настройки; позволяют легко вести мониторинг обучения; с такими учебниками обучение ведется интерактивно; в процессе обучения развиваются навыки работы с компьютером и информационная грамотность. Цели проекта: развитие критического мышления и способность решать задачи; развитие способности учиться самостоятельно; повышение интереса к исследовательской работе и работе в группе; повышение информационной грамотности; повышение мотивации к учебе; придание гибкости системе образования и пр.

 

В пилотном проекте примут участие 100 школ, в которых школьники изучают математику, английский и естественные науки. Бюджет проекта составит 20 миллионов шекелей (на закупку эл.книг и компьютеров).

 

Еще одна инновация – проект «Виртуальная школа». Пока в этом проекте смогут участвовать старшеклассники, изучающие математику и физику повышенной сложности. Этот проект позволит расширить возможности обучения для каждого из школьников вне зависимости от времени и места и повысить успеваемость большему числу учеников.

 

В дальнейшем министерство также планирует открыть курсы по изучению математики и физики повышенной сложности для ультрарелигиозных старшеклассников, в школах которых недостаточно желающих для открытия класса или где нет учителей необходимой квалификации.

 

Для одаренных школьников средних классов также откроется виртуальная школа (всего порядка 1000 человек), где дети прослушают 12 семестровых курсов по различным дисциплинам.

 

Стоит также отметить, что министерство продолжает осуществлять специальные программы для одаренных детей во всех секторах, включая периферию:

• Так, продолжат свою работу 56 центров для одаренных детей.

• Откроется 101 класс для одаренных и талантливых школьников, из которых 2 новых класса откроются в Иерусалиме и в Хайфе.

• В новом учебном году в третий раз будет проведен набор на программу одаренных детей, желающих начать получать высшее образование еще в школе.

• Будут работать городские научные центры: центр искусств Кацрине и центр изучения физики в Беэр-Шеве.

 

Также, в 85 школах страны начнет работу пилотная программа «Высшее образование – со школьной скамьи», ориентированная на школьников с высокой мотивацией к учебе. Цели программы: обеспечение доступности высшего образования, особенно для периферии, развитие человеческого капитала и укрепление государственного образования.

Программа включает:

• Курсы, оценки за которые будут засчитаны Открытым университетом.

• Вводный курс: академическая грамотность или введение в высшую математику.

• Стипендиальный фонд.

• Школьники, которые решат уйти с программы, смогут без потерь вернуться к обычной школьной учебе.

В течение 2012-2013 учебного года будут определены критерии присоединения к участию в программе других университетов.

 

 

 

Алексей Цесарский, советник министра просвещения

Link to comment
Share on other sites

Кого дискриминируют в израильских школах

 

17 августа 2012. 68% израильских родителей сталкивались с дискриминацией своих детей в системе образования, сообщает NRG Maariv со ссылкой на результаты опроса, проведенного некоммерческой организацией «Аколь Хинух» перед началом нового учебного года.

 

Около 40% сообщили, что их дети подвергались дискриминации из-за своего происхождения, 30% жаловались на дискриминацию по экономическому признаку, когда дети испытывали унижение из-за ограниченности финансовых возможностей родителей.

 

Весьма распространенной и вредоносной формой дискриминации в образовании является невозможность устроить способного ребенка в школу, соответствующую его возможностям и потребностям, — говорит председатель «Аколь Хинух», лауреат государственной премии Израиля, предприниматель Дов Лаутман. Не менее опасны и виды дискриминации «из-за нехватки средств», от которых страдают дети с особыми нуждами. 16 августа депутат Илан Гилон обратился к юридическому советнику правительства с требованием проверить законность решения правительства, из-за которого 160 детей-инвалидов 3-4 лет лишаются возможности посещать бесплатные детские сады: поскольку по решению правительства образование с 3-летнего возраста обозначено не как обязательное, а как «бесплатное», государство освободило себя от обязанности финансировать дополнительные услуги для детей-инвалидов.

 

Дискриминация в системе образования запрещена израильским законодательством. К началу учебного года организация Аколь Хинух опубликовала брошюру, содержащую полный перечень защищенных законом прав ребенка в системе образования. Брошюра издана на четырех языках, включая русский, и приглашает всех, кто сталкивается с дискриминацией в учебных заведениях, обращаться к юристам организации за бесплатной помощью.

Link to comment
Share on other sites

Нововведение в изучении географии в школе

 

 

В министерстве просвещения решили сделать "подтяжку лица" изучению предмета географии, сделав его более привлекательным. В числе нововведений, которые коснутся дисциплины уже в наступающем учебном году: видеоролики на актуальные темы, акцент на развитие мышления, нежели на механическое запоминание материала, проведение исследований окружающей среды, начиная с 7-го класса, сообщает 19 августа пресс-службы министерства просвещения.

 

Учащиеся средних и старших классов будут изучать такие понятия, как глобализация, "зеленое" строительство, разумное потребление и прочее с помощью недавно созданных видеороликов, выложенных в сети Интернет на сайте министерства (http://geo-video.cet.ac.il/). Видео превращает скучную учебу в увлекательный, немного игровой процесс. В то же время школьники на практике увидят, как изучаемые понятия соотносятся с окружающей действительностью. При этом обучение будет двигаться "от частного к общему", то есть по итогам просмотра ученики вместе с учителем сами будут делать выводы и давать определения понятиям.

 

Кроме того, в министерстве просвещения решили, что старый формат изучения материала не подходит современным детям, не привлекает их. Поэтому в учебном плане по всем предметам, и по географии в частности, было решено уделить значительно больше внимания развитию мышления. Это касается как учебного процесса, так и выпускных школьных экзаменов. Например, в теме "Сельское хозяйство в Израиле" школьники должны будут выразить собственную точку зрения, почему, на их взгляд, нет единства мнений в отношении будущего сельского хозяйства в стране, и сумеет ли сельское хозяйство достичь новых вершин развития или нет.

 

Выпускные квалификационные экзамены в этом году, помимо акцента на развитие мышления, будут компьютеризированы: по итогам просмотра видеоролика школьники должны будут объяснить, например, почему, на их взгляд, Перу пользуется большим туристическим спросом.

 

Еще одно нововведение – с нового учебного года в средней школе будут изучать географию и окружающую среду по новой учебной программе. Данная программа уделяет особое внимание знаниям об окружающей среде, освещая то местные, то глобальные процессы. Каждая глава учебника сопровождается примерами, а также вопросами на развитие мышления: сравнение, обобщение и подведение итогов, разрешение дилеммы, аргументаций и пр.

 

В рамках программы школьники будут проводить практические исследования по изучению родного города, в то время как основной акцент в исследовании будет делаться на планирование, жизнедеятельность, окружающую среду и выбор между охраной окружающей среды и развитием города.

Link to comment
Share on other sites

Государственные школы «харедизируются»

 

20 августа 2012. Строгие требования к одежде девочек, ранее практиковавшиеся только в частных школах ультраортодоксального сектора, теперь распространяются и на систему государственно-религиозного образования, сообщает NRG-Maariv.

 

По информации издания, государственно-религиозные школы накануне нового учебного года разослали родителям новые, ужесточенные требования к одежде школьниц, а также к соблюдению религиозного образа жизни в домах учениц.

 

Так, от родителей девочек, идущих в первый класс, требуют сообщить, есть ли у них дома телевизор и интернет, насколько в доме соблюдается кашрут, сколько раз в день родители молятся. Родителям предписывают одевать дочерей так, чтобы их руки и ноги были полностью закрыты. Не соответствующих требованиям в школы не принимают.

 

В некоторых начальных государственно-религиозных школах вводится полное разделение полов: перемены для мальчиков и девочек назначаются в разное время, на школьные праздники для девочек допускаются только родственники женского пола, от родителей требуют соблюдать нормы разделения и во внешкольные часы. Предъявляются и требования к внешнему виду отцов: в уставе одной государственно-религиозной школы в Маале-Адумим говорится, что отцы должны носить стрижку «в духе этого учебного заведения».

 

Данные о «харедизации» государственно-религиозных школ собирает движение «Неэманей Тора ве-Авода», борющееся против дрейфа религиозного сионизма в сторону ультраортодоксии. В организации подчеркивают, что большинство государственно-религиозных школ ведут себя по-другому, но тенденция к ужесточению внешних правил и усиление вмешательства в личную жизнь родителей учеников прослеживается во многих государственных учебных заведениях.

 

«Неэманей Тора ве-Авода» занялись изучением уставов начальных школ после того, как в организацию поступила жалоба: ребенка не приняли в школу из-за того, что его мать, хотя и пришла с покрытой головой, но закрыла волосы не полностью, а лишь на 80%. Обращение в минпрос ничего не дало: из министерства ответили, что школа поступила в соответствии со своим уставом. В ответ на запрос NRG-Maariv министерство просвещения заявило, что строгие уставы вводятся в школах с полного согласия родителей.

Link to comment
Share on other sites

Всего 11% школьников Бней-Брака получат аттестат

 

23 августа 2012. Министерство образования опубликовало отчет о количестве школьников, получающих по окончании обучения право на аттестат зрелости. На первом месте, как и в предыдущие годы, Шоам с 86.20%, на последнем — Бейтар-Илит (10.88%) и Бней-Брак (10.89%).

 

Данный отчет основан на результатах экзаменов на аттестат зрелости за 2010-2011 учебный год в населенных пунктах с населением больше 10,000 человек.

 

Шоам выбивается из общей статистики не только по самому высокому проценту получающих аттестат, но и по росту этого показателя (на 0.7% по сравнению с прошлым годом), в то время как среди израильских школьников наблюдается незначительное (0.2%) снижение.

 

На втором месте в рейтинге находится Кохав-Яир с 84.82%, и там как раз зарегистрировано снижение количества получающих аттестат школьников больше, чем на 0.5%.

 

В целом, успехи в обучении коррелируют с социоэкономическим индексом. Среди городов, социально-экономическое положение которых оставляет желать лучшего, самые низкие показатели в еврейском секторе были зарегистрированы в Бейтар-Илите (10.88%) и Бней-Браке (10.89%).

 

В арабском секторе самые низкие показатели были получены в Кфар-Касем (26.82%) и в Калансуа (35.18%).

 

Среди всех 17-летних израильтян меньше половины (48.1%) имеют право на получение аттестата зрелости. Среди 17-летних школьников этот показатель выше (59.8%), с прошлого года он возрос на 1.2%.

 

19.6% школьников вообще не идут в 12 класс, это на 2% больше, чем в прошлом году. Во всех секторах израильского населения, кроме ультраортодоксов, отмечено уменьшение числа школьников, которые сдают экзамены на полный аттестат зрелости.

Link to comment
Share on other sites

Верховный суд обязал минпрос раскрыть секреты

 

 

23 августа 2012. Верховный суд признал неправомерной политику министерства просвещения, ограждающего родителей от «лишней» информации о государственных школах, и обязал чиновников выдать родителям результаты тестирования МЕЙЦАВ в разных школах — с тем, чтобы папы и мамы могли сравнить оценки разных учебных заведений и выбрать своим детям подходящую школу.

 

В судебном вердикте за подписью отставного судьи Элиэзера Ривлина говорится, что государственные и общественные структуры не имеют права закрывать информацию от общественности лишь на том основании, что чиновники считают нужным оградить общественность от «лишней» информации. Судья назвал этот подход «патерналистским» (государственные структуры ведут себя так, как будто имеют дело с несознательными детьми) и осудил его. Согласно вердикту судьи Ривлина, закрытие служебной информации допустимо лишь в тех случаях, когда ее обнародование может причинить серьезный вред работе государственной организации.

 

Суд постановил, что министерство просвещения не имеет права оказывать влияние на решения учеников и их родителей путем ограничения доступа к информации.

 

Это важнейшее решение принято при рассмотрении апелляции, поданной Движением за свободу информации и группой родителей, дети которых учатся в начальных школах, сообщает Haaretz. Родители пытались добиться от минпроса результатов тестирования в разных государственных школах, но получили отказ: чиновники заявили, что если результаты МЕЙЦАВ будут публиковаться по каждой школе, «состоятельные» родители начнут переводить своих детей в те школы, где оценки выше, а директора начнут пытаться «нелегитимными средствами завышать результаты экзаменов».

 

Иерусалимский окружной суд поддержал минпрос. Коллегия судей во главе с Ривлиным также постановила, что министерство просвещения не нарушило закон о свободе информации, так как этот закон позволяет ведомству скрывать некоторую информацию от общественности. Однако доводы минпроса судьи признали несостоятельными: недоверие к учителям и директорам, на котором основана аргументация минпроса, безосновательна, а если «маргинальные явления» по подтасовке результатов экзаменов и существуют, то минпрос обязан пресекать их другими средствами.

 

Экзамены МЕЙЦАВ проводятся минпросом каждые два года в начальных и средних классах государственных школ. Их результаты публикуются только в обобщенном виде — по районам и социальным группам — но не по каждой школе в отдельности.

 

Отметим, что аналогичную политику проводит и минздрав относительно показателей работы государственных больниц.

Link to comment
Share on other sites

Впервые: 1 сентября наступило 27 августа

 

27 августа 2012. В этом году учебный год в израильских школах и детсадах впервые начался на пять дней раньше привычной даты: 27 августа около 2 миллионов детей отправляются учиться. Министр просвещения Гидеон Саар с гордостью отметил, что уже четвертый учебный год в стране начинается гладко и спокойно — без забастовок учителей и родителей, без серьезных сбоев.

 

Ynet дополняет сообщение министра довольно длинным перечнем проблем и конфликтов в учебных заведениях разных округов, однако отмечает, что в основном все действительно проходит гладко,

 

Лишь в Эйлате начало учебного года было омрачено судебными тяжбами и угрозами родительских забастовок. 26 августа депутат Михаэль Бен-Ари разослал на 15 тысяч домашних телефонов запись обращения к родителям с призывом не водить детей в школу в знак протеста против решения о совместном обучении детей иностранцев вместе с детьми горожан.

 

Мэрия Эйлата и минпрос собирались открыть для детей африканских беженцев отдельную школу, но суды признали этот план незаконным. В последний день летних каникул, 26 августа, городские власти и минпрос сообщили БАГАЦу, что дети иностранцев будут учиться в городских школах и детсадах вместе со всеми. Депутат Бен-Ари объявил, что это решение грозит обрушить городскую систему образования и призвал родителей к забастовке протеста.

 

К началу нового учебного года Яир Лапид, собирающийся баллотироваться в Кнессет во главе новой партии «Еш Атид», обнародовал раздел партийной программы, посвященной образованию. Лапид призвал сделать образование главным национальным приоритетом и объявить следующие 10 лет «десятилетием образования».

 

Бывший журналист заявил, что система образования должна обеспечивать интеграцию израильского общества и равные стартовые возможности для всех, а для этого следует не давать ни шекеля школам, где не изучаются общеобразовательные предметы обязательной программы, обеспечить равное бюджетное финансирование наравне с государственными и платным частным школам, даже самым дорогим, немедленно снимать с работы директоров, отказывающихся принять в школу детей из семей репатриантов из Эфиопии.

 

Лапид считает правильным прекратить половину школ в стране в «технологические», где учат не ради аттестата зрелости, а дают ученикам практические навыки и специальности, сократить число предметов, по которым сдаются выпускные экзамены, до четырех — язык, математика, английский и один предмет по выбору.

 

В числе мер, включенных в программу Лапида, также индексация зарплаты учителей с привязкой к средней зарплате по стране, расширение их самостоятельности, прямая занятость всех учителей и ликвидация посреднических структур.

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

ВЭФ: Израиль теряет свои позиции

 

05 сентября 2012. Согласно отчету, опубликованному Всемирным экономическим форумом, система образования в Израиле явно сдает позиции и сейчас находится на 53 месте из 144 стран. По качеству преподавания математики и других наук Израиль спустился с 79 места на 89.

 

Этот параметр проверяет способность государства конкурировать с другими странами в сфере экономики. Согласно отчету, по качеству образования в начальных школах Израиль находится на 71 месте.

 

К счастью, с высшим образованием ситуация обратная. Вот уже второй год Израиль вместе со Швейцарией находятся на первом месте в мире, в основном благодаря институту Вейцмана и Техниону.

 

К сильным сторонам Израиля можно отнести инвестиции в научные исследования (третье место в мире), по количеству патентов на душу населения (четвертое место в мире) и сотрудничество между научно-исследовательскими учреждениями и промышленностью (восьмое место в мире).

 

Амир Хайк, генеральный директор ассоциации производителей, опасается, что будущие поколения не смогут поддержать планку, поставленную сейчас израильской наукой, пишет Ynet. Если государство не приложит все усилия в восстановление системы образования, Израиль может обнаружить себя через несколько лет у разбитого корыта.

Link to comment
Share on other sites

Минпрос: задача школы — готовить солдат

 

13 сентября 2012. Во Дворце Наций в Иерусалиме прошла конференция директоров школ, посвященная повышению мотивации молодежи призываться в Армию обороны Израиля. На конференции присутствовал министр просвещения Гидеон Саар, генеральный директор министерства Далит Штаубер и заместитель начальник генерального штаба, генерал Яир Наве.

 

Генеральный директор министерства образования Далит Штаубер заявила, что «качество образования будет определяться более широким числом показателей, в частности, по числу призывников в Армию обороны Израиля».

 

Министр просвещения Гидеон Саар, выступая на конференции, заявил: «Одна из задач системы образования – это поддержание призыва и прохождения службы в Армии обороны Израиля. Вопрос призыва – это вопрос ценностного воспитания, вопрос готовности служить общине, обществу и государству. Если бы нашей молодежи не говорили ежедневно, что они фраеры, возможно, они бы и не считали себя таковыми». Министр также добавил: «На наш взгляд военная служба имеет огромное значение, ведь от нее зависит наше выживание. Наше выживание зависит от национальной силы воли, воспитание которой – задача образования».

 

Генерал Наве подчеркнул, что служба солдат в ЦАХАЛе не сократиться, и будет продолжаться, как и в прошлом, 3 года.

Алексей Цесарский, советник министра просвещения

Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

Минпрос готовит к войне школы всего Израиля

 

02 октября 2012. Министерство просвещение разослало всем израильским начальным школам циркуляр, предписывающий им отработать технологии дистанционного обучения на случай чрезвычайного положения. До сих пор программой дистанционного обучения пользовались только школы юга страны, где занятия периодически отменяются из-за обстрелов из Сектора Газа.

 

Минпрос решил, что теперь с программой дистанционного обучения следует познакомить всех израильских школьников, чтобы в случае необходимости они могли ею воспользоваться.

 

Система дистанционного обучения базируется на школьных сайтах и позволяет ученикам поддерживать контакт с учителями через интернет. Помимо того, она включает учебные задания по разным предметам. В начальных школах центрального округа детей уже учат работать с этой системой. Как передает Ynet, дети говорят, что не боятся войны, а занятия в интернете им нравятся.

 

Родители, с которыми беседовали журналисты, также согласны, что в такой стране, как наша, все школьники должны быть готовы в чрезвычайным ситуациям. Но есть и люди, которых такая подготовка очень тревожит.

 

Одну из русскоязычных жительниц Тель-Авива чрезвычайно встревожило письмо из мэрии, в котором родителей старшеклассников проинформировали о намерении муниципалитета привлекать их детей к вспомогательным работам в случае чрезвычайной ситуации. Женщина поделилась своей тревогой с участниками популярного интернет-сообщества potrebitel_il, где ее сообщение вызвало оживленную дискуссию.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share


×
×
  • Create New...