Перейти к публикации
Форум - Замок

Вопросы для самопознания.


Ester

Рекомендованные сообщения

Вопросы для самопознания.

Что я делаю с собой, когда я делаю то, что мне не нравится?

Я отрезаю кусок от моих отношений с собой! Сужаю свои чувства к себе и другим. Не могу прочувствовать другого, т.к. ограничено восприятие. Ведь части меня уже нет!

Четыре фундаментальные мотивация, которые движут человеком по Альфриду Лэнгле.

Первая фундаментальная мотивация Могу ли я быть? Могу ли я выжить в предложенных жизнью обстоятельствах? Жизнь задает нам вопрос: А так можешь? А вот так? Всегда ли мы можем дать ответ. Всегда ли мы можем принять то, что дает нам жизнь или нам нужны силы, чтобы выдержать это.

И только после того, как мы ответили «Да» на вопрос Могу ли я быть, мы можем подняться на следующую ступень – А нравится ли мне моя жизнь? Здесь речь идет не о выживании, а о наших ценностях и наших отношениях. Предположим, нам удалось разобраться в своих отношениях и понять, что же нам важно в жизни, тогда мы готовы ответить «Да» на вопрос Нравится ли мне моя жизнь.

Следующая ступень. Имею ли я право быть таким, какой есть? Будем надеяться, что поиски самого себя дадут возможность ответить «Да» на этот вопрос.

И, наконец, самая верхняя ступень – вопрос о смысле. О смысле в каждом шаге, в каждом нашем поступке, каждом решении. Если есть смысл, мы смело можем ответить «Да».

Экзистенция – это четыре раза «Да»: Я могу быть, Мне нравится моя жизнь, Я имею право быть таким, Я вижу смысл в каждом своем поступке. Другими словами: Я проживаю свою (3) хорошую (2) жизнь осмысленно (4) и с чувством внутреннего согласия (1). Как-то так!

Задание: написать себе письмо о себе и отдать его другому человеку.

Вопросы для самопознания:

Какова твоя первая реакция на такое задание? Твои чувства?

Как быстро пришло желание сесть и написать? Были затруднения? Какие? Что было трудно?

Как ты к себе обратилась?

Какой тон письма? Дружеский, партнерский, влюбленный, ироничный, враждебный и т.д.?

Тебе легко было написать письмо?

Что ты чувствовала, когда отдавала письмо? Ты боялась, что его прочитают ?

Что бы ты испытала, если бы письмо было кем-то прочитано?

Какие еще чувства были у тебя?

1. Тема: Чувства потери себя. Последствия утраты себя.

 

Вопросы для самопознания:

Какие чувства у меня возникают, если я не могу проживать собственное, если я не могу быть самим собой, если меня игнорируют, если меня не принимают всерьез?

 

Если Собственное не находит отклика у других, не принимается другими, то мы переживаем это как «Я теряю себя, я утрачиваю свое Собственное, Я больше не знаю, кто я есть. Я становлюсь чужим сам себе. Утрачивается чувство собственной ценности, самоценности». Для проживания себя нужен другой!

Персональная открытость, которую отвергают другие, приводит к потере Я (возникает чувство потерянности)

Последовательность чувств при потере себя:

Меня не видят – появляется чувство, что задет за живое – появляются сомнения в себе (может быть я со странностями?) – неуверенность, беспомощность – предоставлен себе, одиночество, пустота – появляется оскорбленность, обида, зависть – физически появляется тошнота в желудке (болезни желудка говорят о страданиях обиженной Личности).

Защитные реакции против страха перед тем, что мне нанесут обиду.

Существуют спонтанные попытки заранее избежать опасности быть раненым или задетым. Они часто приводят к личностным изменениям:

- милый-любезный тип: он нежен, осторожен, не показывает Собственное, бережно относится ко всему и всем, сверх-осторожен, приспосабливается, с ним легко, живет по принципу – только не ранить другого, чтобы не ранили меня, не провоцировать поведение, которое может меня ранить;

- льстивый, скользкий, заискивающий тип: бесконтурный, неопределенный, заискивающий, ускользающий, изворачивается и прячется, неискренний (вызывает у другой стороны отвращение и агрессию, потому что невозможно увидеть его Собственное).

Описание некоторых типичных чувств, возникающих при несправедливом отношении, когда обижают:

Отвращение – это чувство по отношению к тому, что не соответствует, не подходит (Я испытываю отвращение, Меня воротит, Это дурно пахнет…) Импульс – я хочу отойти на дистанцию, появляется чувство тошноты. Отвращение – это боль «переваривания» (не переработанная боль).

Зависть – возникает, если у других есть что-то, чего нет у меня, но чего я так хотел бы иметь (если этого нет ни у кого – остается желание и возникает чувство, что я обделен, поэтому меня меньше, я меньше стою; если это у кого-то есть, то возникает чувство «у меня есть на это право, это несправедливо, что я обделен»). На основании такой самооценки желания и стремления превращаются в жгучую зависть. Зависть – это страх перед потерей самоценности (для уверенности в себе нужно внешнее подтверждение: власть, заводы-пароходы, красивые жены, часы, машины и т.д.). Там, где я завидую, у меня имеется слабое чувство самоценности. И наоборот.

Зависть является матерью соперничества. Соперничество – это попытка превзойти других в том числе и за счет того, чтобы сделать других хуже. Конкуренция становится соперничеством, если за этим стоит зависть (в России наоборот: соперника уважают, конкурента мочат).

Рядом с завистью стоит жадность. Если я жаден, я владею, а другие нет. Жадность подобна профилактической зависти, попытка вызвать зависть у другого.

Ревность – это зависть отношениям. В ревности я занимаюсь пониманием себя: кто же я такой, если ты обращаешься не только ко мне, но и к другому. Ревность неуважительна: не пронизана уважением к другому, а соотнесена с самим собой.

Неловкость – страх перед утратой самоценности – страх перед обесцениванием, т.е. отсутствие занятия позиции по отношению к себе.

 

2.Тема: Помощь.

 

Что побуждает меня оказывать помощь? Как ты реагируешь на просьбу о помощи? Ты ждешь, когда тебя попросят, или оказываешь помощь сама спонтанно? Что вызывает твою спонтанную готовность помочь другому? Ты можешь отказать, когда тебя просят? Что ты чувствуешь, когда отказываешь? Какая лучшая награда для тебя, когда ты оказываешь помощь? Как ты сама принимаешь помощь? Можешь ли ты сама попросить о помощи? Что ты чувствуешь, когда просишь? Был ли случай в твоей жизни, когда тебе отказали в помощи? Что ты чувствовала при этом? Насколько я готова принимать помощь? Насколько я могу позволить другим помочь мне?

1. Настоящая помощь: 1. Быть для другого, т.е. включиться и принять участие в том, чтобы сделать за другого то, что он в настоящее время сам сделать не может. 2. Сделать то, что для другого является ценностью. 3. Ограничиваем свою помощь для того, чтобы он мог сохранить свое достоинство и самоуважение. 4. Соотнесение со смыслом.

2. Совет. Давать советы или нет? Ты часто даешь советы? Что побуждает тебя давать советы? Тебя часто просят дать совет? Как ты сама относишься к тому, что тебе дают совет? Что ты чувствуешь при этом?

3. Благодарность. Тебя благодарят. Что ты чувствуешь при этом? Как ты реагируешь? А если благодарность материальна? Ты хочешь отблагодарить другого? Что ты чувствуешь, о чем думаешь, чего опасаешься?

4. Комплимент. Тебе сделали неформальный комплимент. Что ты почувствовала? Ты делаешь комплименты сама?

5. Поддержка. Как ты думаешь, что значит «оказать поддержку»?

Задание: оказать поддержку друг другу

Вопросы после выполнения задания: Какой твой способ оказания поддержки? Легко ли ты оказываешь поддержку другому? Как ты поняла, что оказала поддержку? Что бы ты сама хотела получить в качестве поддержки? Как ты сама почувствуешь, что тебе оказали поддержку? Оказать поддержку - понять другого, т.е. поставить себя на его место.

Практические рекомендации: выслушать и не перебивать, задать вопросы для прояснения, уточнить подробности, показать, что поняла, рассказать о своем опыте (у меня была похожая ситуация, я поступила так…), спросить «А что ты сама думаешь по этому поводу?», если спрашивают «А что бы ты сделала?», ответить «Я бы поступила так…» и т.д.

 

3.Тема: Принятие, выдерживание

 

Принятие – это когда я принимаю, я позволяю вещам быть, я могу позволить этой ситуации быть. В принятии речь идет об обхождении с вещами. Я меньше озабочен самим собой, больше озабочен объектом. Я свободнее: у меня есть выбор! Я воспринимаю реальность как данность, такой, какая она есть. Принимаю это в свой мир. Я достигаю уровня правды. Правда – это то, что действительно есть.

Принять реальность как данность, построить из нее свою собственную реальность и в ней искать свою правду. Я со-творец реальности! И работать над тем, чтобы изменить то, что можно изменить. Принятие – это не фатализм, это начало активной работы. Все, что я не принимаю, ослабляет меня. Слабость там, где что-то не принимается. Непринятие делает основу жизни хрупкой. Принятие дает больше пространства, больше защиты и опоры, дает силы, чтобы быть здесь, сохраняя собственное Я: я расту, могу больше делать, ситуация становится яснее. Принимая, я помещаю себя над ситуацией.

Что позволяет мне принять? Правда, предыдущий опыт, смысл, поддержка других людей (принятие другими)

Борьба с принятием:

1. не верим в наличие проблемы

2. торгуемся (может быть я могу изменить ситуацию, если сделаю то….. )

3. депрессия: реальность нас подавляет

4. долго принимаем решение о принятии

5. включаем копинговые реакции

Как я могу распознать, что я принял?

Принятие – не аффирмация (Да будет так!), а акцептация (Я оставляю это таким, какое оно есть!). Я перестаю с этим бороться. Я позволяю реальности воздействовать на меня. Отсутствие борьбы. Принятие связано с тем, что мы занимаем по отношению к проблеме некоторую позицию.

Выдерживание – первичная активность человека. Что происходит, когда ситуация становится невыносимой? Выдерживать – это активность, это мое решение. Я принимаю решение и даю согласие на выдерживание. Чувствую в себе силу, позволяющую остаться в живых в этой ситуации. Принять легче, чем выдержать! Как же найти опору, расширить пространство, найти защиту? Я опираюсь на собственные силы, я даю себе временное пространство (т.е. соглашаюсь выдерживать определенный отрезок времени), защитой может служить смысл – ради чего.

Вопросы для самопознания:

Что я чувствую, когда действую без внутреннего согласия?

Помню ли я ситуации или периоды своей жизни, когда я не чувствовал внутреннего согласия? Как я себя чувствовал при этом?

Какой опыт принятия и выдерживания у меня есть? Насколько успешно у меня это получалось? Каковы мои трудности? Что бы мне помогло принять что-то? Благодаря чему я мог бы быть сильным, чтобы принять?

Сколько принятости я несу в себе? Каков мой опыт принятия меня другими? Чувствовал ли я себя когда-нибудь не принятым? В связи с какими важными для меня людьми я чувствую себя принятым или принятым недостаточно? Испытывал ли я когда-нибудь чувство абсолютного принятия?

 

4. Тема :Проблемы.

 

Вопросы для СП

Как я обхожусь с проблемами? Что я делаю, если у меня возникают проблемы? Какова моя манера обхождения с проблемами? Какие слабости я в себе знаю? Представляют ли эти слабости для меня проблему? Что делает слабость проблемой? Как я спонтанно реагирую, если я чего-то не могу?

Проблема – это то, что лежит у меня на пути. Для преодоления этого мне нужна сила. Проблема часто во мне. Мои слабости являются для меня проблемой.

Слабость является проблемой, когда:

- отнимает силы

- повторяется

- блокирует другую деятельность, способность к действию, принятию решений.

- перестает приносить удовольствие

Слабость лишает меня опоры и свободы. Все, что я не могу принять, вызывает чувство слабости. Слабость – то, что я не могу или не хочу принять. Обычно мы боимся показать свою слабость, т.к. боимся быть ранеными другими людьми. Слабость – чувство неполноценности. Слабость – это то, что я не могу принять сам в себе! Если ты чувствуешь в чем-то свою слабость, - все сразу увидят твою слабость. Сила дает возможности, а беспомощность сопутствует слабости. Принятие своих ограничений убивает слабость. Принятие слабости дает опору!

 

5. Тема: Копинговые реакции

 

Копинговые реакции (спонтанные защитные механизмы) – мы не принимаем решения, происходит с нами автоматически, реакция выживания, рефлекс сохранения. Копинговые реакции сохраняют жизнь, фиксируют проблему, но не решают ее. Если копинг фиксируется, то это уже невротическое расстройство, а далее – телесные болезни.

1-я ФМ (не могу быть!). Речь идет о сохранении самой жизни.

Бегство, избегание (не верим, делаем вид, что ничего не происходит, убегаем от проблемы, отрицаем ее, торгуемся, замалчиваем)

Активизм (попытка устранить препятствие любыми средствами)

Агрессия - ненависть (разрушаю то, что мешает мне быть, я хочу, чтобы тебя не было, вплоть до уничтожения, либо я либо ты)

Рефлекс мнимой смерти (замирание, отупение, нет сил бороться, физически спрятаться ото всех)

2-я ФМ (нравится ли мне моя жизнь?). Речь идет об отстаивании своих ценностей и об отношениях.

Бегство (отступление, эмоциональное бегство, эмоционально спрятаться, уйти из отношений, замкнуться в себе, не разговаривать)

Активизм (добиваться достижений, реконструкция отношений, чрезмерная заботливость, сделать в ответ что-то, чтобы полюбили, обесценить противника, собрать группу чтобы добиваться вместе)

Агрессия – ярость (желание убить, лишить жизни, уничтожить как Личность). Добивается: ищет отношений, борется за ценности, хочет разбудить отношения, спровоцировать.

Рефлекс мнимой смерти – смирение, безразличие, отказ от борьбы (все равно, потеря надежды)

3-я ФМ (могу ли я быть собой?) Речь идет о сохранении себя и собственного.

Бегство – уход на дистанцию (не подпускать к себе, оттолкнуть, отвлечься от темы, перевести разговор, обратить все в шутку, ерничанье, вести себя формально-деловито)

Активизм – развивать бурную деятельность, функционировать, «наказывать» и вызвать у другого угрызения совести, подыгрывать другому, соглашаться, признавать другого правым, умничанье, всезнайство, привлечь к себе внимание внешне (одежда, поведение), оправдываться. Признаки: беспокойство, суетливость, устраивать театр.

Агрессия – упрямство, злость, гнев. Цель: я хочу быть увиденным для того, чтобы меня не продолжали ранить, агрессия полна упрека, желание превосходства, в соединении с чувством справедливости становится наказующей. Вызывает агрессию раздражитель: быть постоянно не признанным, обойденным, не замеченным, быть подвергнутым несправедливому отношению, не быть принятым всерьез. Возникают чувства: безутешность, отчаяние, напряжение из-за отсутствия внимания к себе, обида, чувство оскорбления.

Рефлекс мнимой смерти – паралич и потеря чувств (не мочь ничего сказать, выжидать, дать говорить другим, прятать обиду, не замечать другого , будто его нет «Он умер для меня», появляется чувство, что меня больше нет)

4-я ФМ (смысл) Речь идет о смысле каждой ситуации, о перспективе и будущем.

Бегство – бытие в позиции «временщика» (жить как бы «временно», «начерно», жить без внутренней включенности, безразлично и бессмысленно)

Активизм – все для себя превращать в игру, провоцировать, искусственно создавать ситуации возбуждения и напряжения, стремление к удовольствиям, к власти, фанатизм, фиксация на цели или сверхценной идеи, т.е. создание суррогатов смысла.

Агрессия – цинизм, сарказм, моббинг.

Рефлекс мнимой смерти – скука, отсутствие интереса и апатия, чувство пустоты, пассивность, откладывать что-то на последний момент, алкоголь и наркотики. Возникает отчаяние и болезненные зависимости.

Вопросы для самопознания:

Что я чувствую, когда действую без внутреннего согласия?

Помню ли я ситуации или периоды своей жизни, когда я не чувствовал внутреннего согласия? Как я себя чувствовал при этом?

 

6.Тема: Страх

 

Смысл страха:

1. Помочь в выживании (защитная функция). Страх – это предупредительный сигнал, который обращает наше внимание на опасность или угрозу.

2. Подчеркнуть значимость восприятия угрожающего, страх нагружен чувством.

3. Страх всегда говорит: «Впереди будущее, которое надо пережить. Страх призывает выяснить, есть ли у тебя почва под ногами, чтобы идти дальше».

Общие чувства – чувство беззащитности, отсутствие опоры.

А.Лэнгле: «В жизни очень важно научиться жить с тем фактом, что многие вещи не поддаются контролю и среди них наш внутренний мир (любовь, мысли, чувства, совесть) и внешний мир (экономика, экология, мода, погода, война). Вместо того, чтобы говорить о потери контроля, следовало бы прежде всего предостеречь людей от того, что сами притезания на контроль и могущество являются фальшивыми! Там, где я намереваюсь контролировать вещи, которые я не могу контролировать или которые не могут быть контролируемы вообще, там с неизбежностью возникает СТРАХ. Этот страх обращает внимание на фальшивые притезания. Наша жизнь полна неконтролируемых событий и важно научиться иметь с этим дело, предоставлять этому пространство, принимать это и ориентироваться на это».

Экзистенциальный страх – это страх перед конечностью жизни, перед неготовностью встретить смерть, перед самой возможностью смерти, страх перед головокружительной свободой, страх перед ответственностью, перед бессмысленностью собственной жизни и возможностью того, что жизнь может оказаться несостоятельной. Экзистенциальный страх лежит в глубине любого страха. Страх перед ничто!

1ФМ – утрата мочь. Страх как утрата собственного могущества, страх оказаться бессильным. Мы переживаем этот страх бессилия как страх потери контроля. Не иметь контроля означает, что все идет не так, как я этого хочу. За утратой контроля стоит неспособность «Я не могу». Это не только переживание неспособности управлять событиями, но и переживание неспособности произвести адекватное действие. Переживание того, что ты более слаб, чем требуется. Беззащитность. Страх оказаться меньше, чем событие. Утрата опоры. Страх перед внутренней хрупкостью – утрата доверия к себе (недостаток сил, мужества, умений, средств, ресурсов, способностей). Например, болезнь, одиночество, развод. За этим стоит страх перед потерей структуры, выпадение из равновесия под влиянием чувств, которые меня переполняют.

Страх перед хрупкостью мира – утрата доверия к миру (неудачи, трагедии, несчастные случаи, кражи, болезни, измена, покинутость) и как следствие опыт ненадежности мира, ощущение, что нет надежного пространства, которым я доверяю и доверял. Страх отдаться потоку жизни (во время праздника радоваться, во время несчастья горевать, своей сексуальности). Страх после падения, несчастного случая, болезни «Это может произойти снова в любое время также неожиданно и внезапно, как это случилось сейчас».

Таким образом за угрожающим всегда стоит страх утраты опоры. Страх утраты опоры – это формальный общий знаменатель страха.

2ФМ – страх утраты ценности (здоровье, отношения, радость жизни и т.д.). На всех этих ценностях висит моя жизнь как на канатах. Особенно большой страх наблюдается, если ценности не были пережиты или являются завышенными (сотворение кумира из ценностей или их абсолютизация); страх утраты отношений – за ним стоит страх опереться на самого себя, быть отброшенным к самому себе (например, быть нелюбимым, непонятым, выглядеть смешным), когда все отступают от тебя, теряется социальная сеть, социальная опора и поддержка «Больше нет других и теперь нужно выстоять совершенно одному!»

3ФМ – страх перед самим собой в многочисленных формах: перед одиночеством (если с внутренним партнером дела обстоят плохо, а я никогда раньше не жил один, то это непереносимо – я сталкиваюсь с ничто в себе); страх перед тем, чтобы быть собой (я боюсь обнаружить, что я такой и что я должен жить с таким неподходящим Я «Если бы другие узнали, какой я есть на самом деле!», т.е. страх попасть в неловкое положение, опозориться, потерять авторитет, уважение); страх перед тем, чтобы пройти мимо самого себя (не воспринимать себя всерьез, что не могу положиться на самого себя, неуверенность «Тот, кто так прожил мою жизнь, это действительно Я?»); страх не суметь провести собственные границы, не суметь снова противостоять ожиданиям других, опять приспосабливаться, поскольку не хочешь ранить других или потерять их, но при этом снова теряешь себя; страх перед другими (все классические социофобии).

4ФМ – страх перед новым и незнакомым, когда я имею дело с незнакомым, что нельзя просчитать, мне неизвестны мои возможности («Что будет, если я проживу не свою жизнь? Выберу не того партнера? Не ту профессию?» Я чувствую неуверенность, есть ли у всего этого будущее, смогу ли я это вынести, достаточно ли я зрел для этого?).

 

7.Тема: Опора

 

В страхе возникает чувство беззащитности, отсутствие опоры.

Как с этим быть? Что делать? Попробуем найти опору! Попробуем укрепить опору через доверие!

Вопросы для самопознания: Сколько опоры есть в моей жизни? Что или кто дает мне опору? Как я чувствую опору? Был ли случай в моей жизни, когда я терял опору?

Опора на себя – на свое тело (благодаря телу я есть в этом мире!), на свои жизненные силы, на свои способности, на свой опыт, на умение постоять за себя, на свою интуицию, на свое решение и т.д.

Опора на Мир – на реальность, на структуру мироустройства (за зимой придет весна, за весной лето…), на законы общества, общечеловеческие правила, на других людей, на отношения, на жизнь в целом и т.д.

Духовные установки опоры:

- надежда (есть вероятность). Надежда – это последняя опора!

- верность (в ней есть ценность)

- правда (соотносится с тем, что есть и помогает найти опору)

- вера (это большая правда, самая мощная опора, глубокая, безоглядная)

Опора не может быть без доверия. Два неразделимых чувства.

Вопросы для самопознания: Что я переживаю, если мне доверяют?

1. Растет сила (доверие делает меня сильнее).

2. Растет ответственность.

3. Повышается самоценность.

4. Растет доверие к самому себе.

5. Страх – надеюсь, я до этого дорос.

Очень важно давать доверие другому!

Где есть страх и неуверенность, нужно мужество. Мужество – это мостик от страха к возможности. Как усилить мужество? – смотрим на проблему; что внушает страх?; важны последствия и мотивы поступка; посмотреть на собственные возможности; посмотреть на себя со стороны.

Вопросы для самопознания : Много ли у меня доверия к самому себе? Где я переживаю себя как уверенный человек? Чему в себе я могу доверять? Могу ли я в достаточной степени положиться на собственные способности?

Что я переживаю, если мне доверяют?

Эти же чувства возникают, если я доверяю себе.

Эти же чувства переживает другой, когда ты доверяешь ему. Очень важно давать доверие другому!

1.Растет сила (доверие делает меня сильнее).

2.Растет ответственность.

3.Повышается самоценность.

4.Растет доверие к самому себе.

5.Страх «Надеюсь, я до этого дорос».

- как я отношусь к себе, так и другие относятся ко мне;

- как другие относились (в прошлом) ко мне, так и я отношусь к себе;

- как я отношусь к самому себе, так я буду относиться и к другим.

Самопринятие – это решающий момент, иначе ты не сможешь принять других. Если нет самопринятия, – тебе нужно постоянное подтверждение других.

Вероятно, в итоге можно сделать вывод, что очень важны отношения с собой, без хороших теплых отношений к себе трудно построить хорошие теплые отношения с другим. Принимать себя такой, какая ты есть, со всеми своими недостатками и, конечно, достоинствами. Любить себя любую: веселую и грустную, больную и здоровую, депрессивную и истеричную, добрую и злую, агрессивную и понимающую и т.д. Список можете продолжить сами.

Вопросы для самопознания: За что я люблю себя? За что я уважаю себя? За что я ценю себя?

Принять или выдержать: опора, защита, пространство.

 

1.защита – самое глубокое переживание защищенности – это быть принятым другими людьми, природой, Богом! Чувство защищенности: никто против меня не борется, я принят другими людьми, принятие самого себя, мои ценности.

2.пространство – физическое пространство, уйти на дистанцию (посмотреть на ситуацию со стороны или с позиции другого человека), время, дать своей проблеме имя, т.е. отделить себя от проблемы

Оптимальное пространство должно быть соразмерно: появляется чувство дома (мало пространства – тюрьма; много пространства – пустыня).

- духовное пространство

- физическое пространство (глубоко вздохнуть)

Свое пространство надо защитить! Наличие пространства дает мне возможность быть!

Вопросы СП: с помощью каких средств я обычно создаю себе пространство? Через любезность, через ценности или фантазии или через ложь и обман или через агрессию или через втирания в доверие?

3. опора – на мое решение, на реальность, на других людей, на жизнь в целом

 

8.Тема : Отношения.

 

Упражнение: посмотреть на близкого человека, отложив в сторону накопленный опыт общения с ним; посмотреть как на чужого и спросить себя: Хочу ли я познакомиться с ним, узнать его получше, увидеть его уникальность и неповторимость и т.д.

Упражнение: взять близкого человека за руку и прислушаться к себе: Нравится ли мне держать его за руку, как я предложила свою руку (как хозяйка, как ребенок, как незнакомец...)? Мое желание взять его за руку удивило его? Как он себя повел спонтанно (отдернул руку, протянул ее доверчиво, взял твою руку сам…)? Что ты чувствуешь: холод или тепло?

 

То, как я отношусь к моему партнеру и насколько близко я подпускаю его к себе – я также отношусь к себе самой. Т.е. внутренние отношения и внешние отношения – это проявление одного и того же, а именно: моей способности к отношениям. Чем больше я не уверен в себе или несамостоятелен, тем меньше возможна настоящая близость в отношениях, тогда близость во взаимоотношениях может привести к зависимости (зависимость от другого или зависимость от своих чувств).

Упражнение: последи, сколько времени вы уделяете друг другу, сколько времени вы говорите, сколько говорит он, сколько говоришь ты?

 

Что я могу сделать для того, чтобы лучше проживать мои отношения?:

-обращать внимание на то, чтобы предпринимать что-то вместе;

-больше бесед, диалога;

-больше времени уделять друг другу;

-находить взаимное «нравится», чтобы идти навстречу друг другу;

-посмотреть на ожидания партнера (отношения это реальность).

Вопрос: что конкретно дают мне отношения с моим партнером? Они дают мне опору, уверенность, тепло, радость жизни? Как ты думаешь, что твой партнер получает от тебя? Он доволен тобой? Ты хотела бы иметь рядом с собой такого партнера как ты сама?

Хорошие отношения:

-я могу быть в этих отношениях, принимаю другого с его особенностями

-я чувствую себя и чувствую другого в наших с ним отношениях

-я способна уважать другого и согласна отпускать его быть самим собой

-мы имеем общий горизонт, мы способствуем развитию друг друга

Упражнение: нарисуй себя и других людей (условными знаками), с которыми у тебя есть какие-то отношения, используя расстояние между вами для определения степени близости ваших отношений. Чем отношения глубже, тем ближе к себе.

Обратить внимание на: как быстро или сложно, кого внес и кого забыл, что-то стало для меня яснее, хотелось бы с кем-то быть ближе.

Взаимоотношения складываются из:

1.Обращение – привлечь внимание, выделить из других (могу ли я привлечь внимание?)

2.Отношения – установить контакт (могу ли я удерживать отношения?)

3.Близость – выдержать близость (сокращается пространство, нарушаются границы, необходимо раскрыться навстречу другому) (могу ли я выдержать близость?)

4.Время – уделить время (могу ли я уделить время?). Можно предположить, что то, чему я уделяю много времени, имеет для меня ценность. Время, как пространство для чувств. Без времени нет чувств. Время и жизнь – едины!

 

9. Тема встречи: Границы.

 

Вопросы для самопознания:

Насколько хорошо я могу проводить границы, отграничиваться, стоять за себя? В какой сфере жизни мне это удается лучше? Как мы замечаем, что нарушены наши границы? Влияет ли близость и дистанция для выстраивания границ? Влияет ли авторитет другого человека на выстраивание с ним границ? Могу ли я легко проводить границы или же я с большей охотой даю их установить другому или ситуации? Могу ли я легче вступаться за собственные права или за права моих друзей?

 

Отграничение противоположно близости. Отграничение – это желание установить дистанцию, поэтому есть угроза отношениям, это ослабление отношений с другим и усиление отношений с самим собой. Шаг из близости к отграничению связан со страданием, но это необходимо для персонального созревания. Женщина воспринимает отграничение как угрозу, женщина больше стремится сохранить отношения, поэтому больше страдает. Мужское отграничение – это решение проблемы, достижение цели.

Страхи, которые возникают при нарушении границ:

-страх перед утратой отношений и одиночеством;

-страх обидеть другого и быть виноватым, а также страх быть обиженным;

-страх перед утратой самоценности;

-страх перед тем, что тебя исключат – страх отвержения;

Утверждение собственного является предпосылкой к отграничению.

полярности:

Я - Ты

Собственное - другой

Интимное - общественное

Совесть - Сверх-Я

Аутентичность - отчуждение от себя

Индивидуальность – социализация

Сохранение равновесия между полярностями делает возможным исполнение экзистенции.

Вопрос для самопознания:

Я тот человек, которому легче сказать, что я хочу или что я Не хочу?

Позитивное высказывание закрепляет желание – я открыт.

В негативном желании меньше ответственности, экономия в процессе поиска, не нужно устанавливать процесс желания. Сказать Нет легче! Только на основании отграничивающего Нет не может быть исполнения и самопонимания в поиске собственного. Говорить Нет – не значит Да. Если за Нет нельзя найти Да, то может возникнуть ощущение пустоты.

 

10. Тема встречи: Доверие самому себе. Уверенность в себе. Обращение к себе.

 

Доверие самому себе. В связи с чем мне знакомо доверие к самому себе? В связи с чем мне приходит мысль, что я себе доверяю? Много ли у меня доверия к себе? Чему в себе я могу доверять? В чем я не могу сам себе доверять? Как я обхожусь с собой, когда мне совсем плохо и могу ли я положиться на себя, могу ли я довериться себе? Владею ли я умением справиться с собой, когда тяжело? Верю ли я в то, что могу заговорить о своей проблеме?

Уверенность в себе. Об уверенности речь идет тогда, когда отсутствует страх. Когда бы я мог сказать: «Здесь я переживаю себя как уверенный человек»?

Обращение к самому себе. Известно ли мне чувство, что я близок самому себе? Когда я это переживаю? Как часто? Я себе нравлюсь, когда вижу себя на фото? Нравятся ли мне мои убеждения, мои жизненные силы? Приятно ли мне у себя? Чувствую ли я тепло, когда устанавливаю близость с собой? Нравятся ли мне мои чувства? Нравятся ли мне мои желания? Желания – это топливо чувства «Мне нравится жить!»

При отсутствии отношений с самим собой или если постоянно обходишь свои желания, возникает психический дефицит. Если мы постоянно не интегрируем свои желания в жизнь, возникает зависимость (алкогольная, наркотическая и т.д.). зародыш зависимости возникает из потребности в близости к жизни, возникает в результате утраты чувства, что ты живой. А желание, которое находится в отсутствии отношений с собственным «Я», становится разрушительным. Беспрепятственное проживание желания также становится разрушительным!

Как могут быть запрошены отношения с самим собой?

- что мне нравится в себе?

- нравлюсь ли я себе?

- нравлюсь ли я другим настолько же, насколько нравлюсь себе?

Практические шаги:

- уделить себе время

- внутренний диалог или внутренний разговор: быть понимающим в беседе с самим собой; тепло и сердечно встречать свои ошибки

- заботливое обхождение с самим собой: это моя ответственность, этого не сделает никто другой, обращать внимание на «нравится», забота о теле и чувствах, все время делать что-то хорошее для себя

- ухаживать за внешними отношениями с миром: отношения с родными, близкими, друзьями, природой – все то, что приносит тепло

Переживание чувства возникает на основании нашего тела. Тело – это база, основа для чувств.

Если мы будем понимать чувства, несомые телом и питаемые как топливом желаниями, то это – Жизнь!

 

11. Тема: Неудачи. Проблемы. Наши слабости.

 

Достижение цели зависит от удачи и собственных усилий.В неудаче мы приобретаем опыт того, что жизнь имеет свое могущество. Не все идет в соответствии с моими планами. Надо помнить, что мы вброшены в этот мир: рожден в этой стране, говорю на этом языке, у меня эти родители, т.е мы это не можем изменить. Но я имею возможность выбора, у меня есть опыт этого мира, я встречаюсь с реальностью и отвечаю на вопросы реальности (пример: жизнь ставит передо мной все новые трудные задачи, как бы спрашивая меня: "А так ты сможешь?")

Зрелось в том, чтобы учитывать неудачи. Если я чего-то не могу, то это может быть полезным:

- неудача дает возможность почувствовать что-то важное

- неудача дает обратную связь о том, какова была цель, какая ценность лежала в основе этой цели. Посильна ли она, насколько она далека.

- приобретается иммунитет (не так страшно)

- учит ценить свои действия и усилия: ценность действования, а не результата

Я не должен требовать от себя больше, чем я могу

- неудача возвращает тебе твою ответственность

- неудача возвращает тебя к адекватному отношению к самому себе

- неудача обращает нас к смыслу ситуации

Вопросы для самопознания:

Как я обхожусь с проблемами? Что я делаю, если у меня возникают проблемы? Какова моя манера обхождения с проблемами? Какие слабости я в себе знаю? Представляют ли эти слабости для меня проблему? Что делает слабость проблемой? Как я спонтанно реагирую, если я чего-то не могу?

Что мешает мне принимать? Почему мне иногда трудно принять проблему? Способен ли я принять неудачу? Как я могу принять неизлечимую болезнь? Какой опыт принятия и выдерживания у меня есть? Насколько успешно у меня это получается? Каковы мои трудности?

Что я чувствую, когда делаю то, что не могу делать? В каком случае мы говорим, что потерпели неудачу? Как Вы переживаете неудачу? Вспомните случай из своей жизни, когда Вы потерпели неудачу и как Вы это переживали?

 

12.Тема: Депрессия. Причины возникновения. Типы депрессий. Профилактика.

 

Причины возникновения депрессии.

 

Депрессии начинаются с обедненного, недостаточного переживания ценности жизни.

Любой депрессии предшествует дефицит субъективно переживаемых ценностей.

При длительном субъективно ощущаемом дефиците ценностей качество жизни неизбежно изменяется. Бытие все больше начинает ощущаться как плохое, желание оставаться с ним в отношениях уменьшается.

Типичным депрессивным образцом поведения является, например, жесткое следование нормам, желаниям, всякого рода заданностям – стремлениям, надеждам, мечтам (служат заменой ценности, приводят к разочарованиям, делают человека пассивным, бессильным и беспомощным).жизнь ощущается слишком убогой по сравнению с тем, какой могла бы быть, и с такой жизнью действительно не хочется вступать в отношения, она недостаточно ценна.

 

Типы депрессий:

 

1.Депрессия в связи с жизнью.

Депрессия как защитная реакция на непреодоленный дефицит отношений и ценностей («дефицитная жизнь»). У человека возникает чувство, что он в жизни был обойден.

Причиной может быть:

отсутствие хороших теплых отношений в детстве,

не были достигнуты жизненные цели (любовь, здоровье, минимальные жизненные стандарты и т.д.),

утрата жизненных ценностей, которые невозможно возместить: ранняя смерть близких, разлука со значимыми людьми,

болезни, вызывающие инвалидность.

Появляется чувство, что жизнь могла бы быть хорошей, но она недоброжелательна к нему, возникает зависть к другим людям, которые не были в такой степени обделены жизнью, либо гнев по отношению к жизни или к Богу.

Антидепрессант – алкогольная зависимость («русская болезнь»).

2.Депрессия в связи с отношениями

Защитная реакция, вызванная страданиями и обидами в связи с отвержением значимыми людьми, отказ в любви, изнасилование, лишение наследства (как форма отвержения), лишение ребенка телесного контакта и т.д. появляется апатия и чувство, что «Жизнь нехорошая, потому что люди нехорошие». Приходит ощущение, что ты не принадлежишь к жизни.

3.Депрессия в связи с неудачей

Характеризуется недостатком внутренней силы. Причины могут быть наследственные или приобретенные вследствие постоянного психического стресса в условиях непреодоленных конфликтов. Особенностью такой депрессии является слабость, которую постоянно ощущает человек, будучи не в состоянии принимать участие в жизни. Его жизнь – экономия энергии, жизнь в сокращенном виде, предпочитает уединение и тишину, чувствует себя неудачником. Чувство вины – его постоянный спутник. Поскольку человека преследует чувство, что он не приходит к жизни по причине собственной неспособности, то на передний план выходят такие психодинамические реакции, как аутоагрессия, самообвинение и самообесценивание.

 

Смысл депрессий заключается в том, чтобы не дать нам жить дальше так, как мы жили до сих пор, удержать от желания вести тот же образ жизни при тех же обстоятельствах.

 

Профилактика депрессии

 

Все, что мы переживаем как «хорошее» (еда, прогулка, книга, музыка, воспоминание), укрепляет наши отношения с жизнью.

Депрессия – это заблокированность, отсутствие грусти.

Смысл грусти – в сохранении отношений с жизнью

Следует дать быть возможности чему-то произойти с собой, дать себя затронуть, дать наступить событиям, оставить себя в отношениях и посмотреть, какие чувства это вызовет.

 

Жить означает соотноситься с тем, что есть (Бытием-здесь).

С экзистенциальной точки зрения, жизнь – это всегда движение и изменение. Посредством движения и изменения жизнь вводит нас в отношения с Бытием-здесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как организовать самопознание.

Может быть, отыскать психолога, который провел бы обследование с помощью некоторого набора тестов? Но где этого психолога найти? Будет ли он это делать? Вполне может оказаться, что это не входит в его планы. Поэтому на него нечего надеяться. Нужно самому организовать процесс постижения самого себя.

 

Прежде всего нужно завести дневник, в который следует записывать события, происходившие с вами и в ваших отношениях с людьми. Дневник преследует несколько целей самопознания и самовоспитания:

 

а) когда мы записываем какое-то событие, то происходит более глубокая работа ума, в результате чего, стремясь выразить наши переживания в словесной форме, мы вынуждены не скользить по поверхности, а глубже осознать событие, будь оно приятное или неприятное. Существует даже метод психотерапии, при котором пациент пишет отчеты о своем поведении и в результате, реализуя план психотерапевта, обнаруживает, что мучившие его проблемы как-то сами собою разрушаются. Если мы описываем свои переживания, то они, как правило, ослабевают, что полезно для неприятных переживаний;

 

б) дневник представляет собою документ, позволяющий воспроизвести прошлое. Изучая прошлое, мы можем обнаружить периоды нашей активности, «плохие» или «хорошие», что позволит ожидать, что нечто подобное будет повторяться, и мы будем знать, чего нам следует ожидать от этих периодов. Дневник также позволяет нам видеть прогресс в самосознании, что радует и вдохновляет на новые шаги по самосовершенствованию;

 

в) в дневнике можно периодически давать самохарактеристики, в которых мы описываем свои черты, стремления, ценности, идеалы; восприятие обстоятельств и товарищей прежде и теперь; особое значение имеет запись результатов нашей деятельности, которые могут расти или убывать в зависимости от обстоятельств. С дневником может познакомиться по вашей просьбе психолог и сделать полезные для вас заключения.

 

Но для того чтобы вести дневник, нужен достаточно высокий уровень самоорганизации. Кроме того, если дневник прочитают твои близкие, то они могут понять его содержание неправильно, а писать его так, чтобы заранее обезопасить себя от ложных толкований, — дело бессмысленное. И все же, если же есть возможность вести дневник, веди его. Должен признаться, что я много потерял, как психолог, от того, что у меня не хватило самодисциплины для ведения дневника. Сейчас я ношу с собою записные книжки, чтобы записывать то, что считаю важным.

 

В личном дневнике любое событие мы должны рассматривать как тот опыт, который нас подвигает по пути самопознания. Какими бы неприятными ни были эти события! Визит к зубному врачу скажет вам намного больше о самих себе, чем длительное размышление о собственном Я или выступление на собрании. Обдумайте это событие с точки зрения того, какие ваши черты обнаружились при этом.

 

Однако не следует планировать события ради самопознания. Некоторые молодые люди ставят себя в рискованные ситуации, чтобы испытать страх или отвагу с целью самоутверждения. Это свидетельствует скорее о недостаточной духовной зрелости, чем об истинном стремлении к самопознанию. Можно быть уверенным, что сама жизнь вам подбросит достаточно событий, в которых вы сможете проверить себя. Все зависит того, как вы обдумываете события и к каким выводам приходите. Простой разговор, в котором вы поддержите порочащий слух о своем товарище или сплетню, скажет вам о себе больше, чем специальный экзамен психолога на выявление проекции или такой черты, как злорадство или подавленной агрессии против этого человека. Если вам пришлось соврать другу или классному руководителю, то это свидетельствует о вас хорошо или плохо, в зависимости от того, как вы поймете и объясните ситуацию, в которой это происходило. Вы, конечно, не избавлены от того, что ваше обдумывание будет носить защитный характер, что вы будете стремиться выглядеть перед самим собою хорошо, но, несмотря на это, вы раскроете некоторые стороны вашего Я.

 

Теперь выясним, в каком направлении надо думать о самом себе. Прежде всего размышляйте о том, каше черты, наиболее устойчивые стереотипы поведения свойственны вам в наиболее типичных ситуациях. Если знать эти ориентации, то нетрудно построить даже полный перечень ваших стереотипов поведения. Какие же это ориентации?

 

1. Отношение к ведущей деятельности, которая составляет главное содержание вашей жизни. Для учащегося это скорее всего учебная деятельность. Установите, нравится или не нравится вам эта деятельность. Потом подумайте, в каких ситуациях она получается у вас хорошо и каковы ваши эмоциональные барьеры в учении, т. е. что плохо усваивается, а что хорошо. Подумать нужно и над тем, почему. Может быть, отрицательное отношение к предмету обусловлено вашим безуспешным прошлым опытом, или вы запустили предмет и сейчас противно браться за восстановление пропущенного, или ситуация в классе для вас неприятна, или вы чувствуете, что учитель со злорадством констатирует ваши незнания и недостатки, так как у него сложился стереотип отношения к вам, как к бездельнику и разгильдяю? Каков ваш индивидуальный стиль работы? Вы медленно входите в работу, но дальше вас остановить невозможно, или быстро «включаетесь», но так же быстро теряете запас энергии? Может быть, вступая в работу, вы испытываете неодолимое стремление делать, думать нечто, что не относится к делу? Отчего это?

 

Как ваши родители относятся к вашей учебе? Каков их вклад в ваше отвращение или любовь к учению? Как вы любите работать: один, или с товарищем, или в группе? Может быть, вы способны побудить себя к делу только под влиянием угрозы наказания за невыполнение задания? Отчего, по вашему мнению, у вас бывают состояния вдохновения? Когда это бывает? Не зависит ли это от дней недели, или месяца, или времен года? Не окажется ли так, что во время неприятностей вам работается лучше, так как вы не отвлекаетесь на общение? Легко ли вы поддаетесь искушению отбросить основную работу ради каких-либо удовольствий и какие это искушения? В какой степени вы склонны к бездумному общению и болтовне? Как переносите одиночество? Склонны ли вы в состоянии одиночества браться за дело или бессмысленно слоняетесь по квартире, напрасно тратя время и одновременно страдая от скуки? Смотрите, сколько вопросов получилось! Каждый из них требует ответа именно с вашей стороны, а не профессионального психолога, так как эта книга написана для того, кто склонен заниматься самопознанием. Как разобраться в этой куче вопросов?

 

Для этого вам надлежит воспроизвести в памяти то, что вы прочитали в этом разделе книги. Я облегчу вам это, дав список основных ключевых слов или фраз, позволяющих упорядочить ваш опыт чтения данной книги.

 

Любая черта представляет собою некоторый устойчивый стереотип поведения, возникающий в определенных ситуациях и имеющий высокую вероятность осуществления.

 

Черты характеризуют человека в его отношении к другим людям и имеют полярный характер, положительную и отрицательную сторону. Поэтому, сравнивая себя с другими и других между собой в определенных ситуациях, мы познаем их черты. Практически каждому человеку можно найти соответствие на шкале интенсивности какой-либо черты.

 

Многообразие черт образует «человека привычки». Привычки представляют собой стереотипы поведения, в которых появилась определенная потребность. Если же этой потребности нет, то стереотип выступает как навык — автоматизированное действие, протекающее с минимальным участием сознания, внимания.

 

Сила воли проявляется в способности противостоять привычным реакциям, делать то, что в данный момент не хочется делать. Однако сила воли направлена прежде всего на управление умственной стороной действия, а именно образами, которые «извлекают» действия. Замещение одних образов другими является главной функцией воли, проявляющейся в принятии решения.

 

Поведение человека регулируется сознанием, т. е. таким психическим образованием, которое осуществляет выбор поведения с учетом реальности. Самосознание же осуществляет выбор поведения с учетом и такой реальности, как Я-концепция.

 

Самосознание повышает эффективность деятельности, однако оно способствует появлению рассогласования между реальным поведением и Я-концепцией. Если их невозможно устранить путем предметной деятельности, то включаются механизмы психологической защиты, маскирующие это рассогласование и делающие его более терпимым. Такие защитные механизмы, как уход, непреднамеренное забывание, вытеснение, замещение одной деятельности другой, рационализация, проекция, регрессия и сублимация, могут обнаруживаться в любом поведении и в отношении к ведущей деятельности тоже. В какой степени они представлены в вашем отношении к учению?

 

2. Отношение к близким. Эта область самопознания имеет безграничные возможности накопления информации, так как формирование вашей личности происходило прежде всего в отношении к матери, отцу, другим близким. Хочется ли вам быть дома? Не испытываете ли вы странного облегчения, когда ваши родители покидают на некоторое время ваш дом? Как они стимулируют вашу деятельность? Считаете ли вы их отношения между собой такими, что хотели бы воспроизвести их и в вашем браке? Хочется ли вам приносить радость близким или вы испытываете безразличие к их интересам и только после настоятельных требований вовлекаетесь в совместную деятельность по обслуживанию семьи? Существует ли какое-то устойчивое распределение обязанностей и считаете ли вы их справедливыми? Выполняете их с удовольствием или отвращением?

 

3. Отношение к членам классного коллектива, трудового коллектива или студенческой группы, к друзьям. Какие потребности, по вашему мнению, удовлетворяются у вас в общении с друзьями? Можете ли вы их отчетливо представить? Чего вы ждете от людей и что им можете дать или даете в общении? Часто ли вы испытываете разочарование от общения с друзьями и как долго продолжается ваше отрицательное состояние, кого вы вините в этом — себя, других или обстоятельства, хорошие ли ваши друзья, заботитесь ли вы об их престиже или не принимаете это во внимание, лишь бы они нравились вам? Нравится ли вам в их компании или они вас быстро утомляют?

 

4. Отношение к организациям, в которые вы вовлечены. Здесь они приобретают опыт общественной работы, возможность реализовать свою гражданскую позицию. Наряду с этим участие в первичной комсомольской организации способствует более глубокому самопознанию и развитию социальных способностей, организаторских качеств. Здесь каждый может получить ответы на вопросы о том, какими достоинствами и недостатками он обладает относительно участия в жизни комсомола. Стремитесь ли вы к тому, чтобы самому предложить какое-либо дело, или ждете указаний? Есть ли у вас постоянная общественная функция по линии комсомола? Способны ли вы организовать людей? Что у вас получается лучше — исполнение или организация? Какие затруднения вы испытываете при выполнении комсомольских поручений? Можете ли быть принципиальным в решении, касающемся ваших друзей? Можете ли преодолеть страх перед самокритикой и способны ли оценивать себя и других с точки зрения соответствия делу и его задачам?

 

5. Как относятся к вам, по вашему мнению, те, кто является объектом ваших отношений: организаторы и руководители учебной или трудовой деятельности, близкие, члены классного коллектива, организаций.

 

Особенно много информации о самом себе мы получим путем анализа ситуаций, в которых оказываемся, их классификации. Например, ситуации согласия, препятствий, конфликта, кризиса, когда возникает отчаяние и чувство тщетности усилий. Именно эти ситуации обнажают все многообразие отношений, в которых мы находимся. Как вы относитесь к другим и как они относятся к вам в ситуациях согласия, препятствий, конфликта, кризиса? Можно даже начертить таблицу, в строках представить отношения, перечисленные в пп. 1 — 5, а в столбцах — ситуации, и постепенно ее заполнять. Это способствует организации мышления о самом себе.

 

В строках можно внести подразделения, характеризующие наши черты (стереотипы поведения), которые соответствуют этой группе отношений. Их нужно обозначить понятными для себя словами. Поэтому я не даю список черт, составленный психологами. Мне пришлось бы много времени затратить на истолкование того, что они понимают под этими чертами. Если вы составили такую таблицу, то каждая ее клеточка приобретает для вас определенный смысл. Например, такая черта, как ответственность или пунктуальность, может быть включена в любые отношения: и к учебе, и к близким, и к товарищам. Когда вы займетесь составлением таблицы, то можете обнаружить, что эта черта, проявляющаяся по отношению к учению, вдруг никак не вписывается в отношения к другу или членам коллектива. Если вы задумаетесь над этим, то обнаружите в себе такие свойства, о которых и не подозревали. Если вы пунктуальны в выполнении домашних дел, но не с друзьями, то чем это может объясняться? Может быть, страхом перед отцом, или чувством вины перед матерью, или сложившейся в семье привычкой? Но почему эти привычки не распространены на отношения к друзьям? Или, например, склонность соглашаться с другими. В каких ваших отношениях она больше проявляется? А где вы доминируете и непримиримы? Чтобы уточнить список черт, полезно посмотреть толковый словарь, в котором даны значения разных качеств.

 

Следующим источником информации является знание того, что о вас думают другие люди, включенные в отношения с вами. Но не имеет смысла спрашивать другого человека, что он обо мне думает. Прежде чем ответить вам, он подумает, какой ответ вы хотите получить, и в зависимости от этого скажет или в согласии с вашими ожиданиями, или, наоборот, в зависимости от отношения к вам в данный момент. Нужно наблюдать поведение, действия других относительно вас, и вы увидите, что они о вас думают. Доверяют, боятся, считают нетерпимым, склонным к навязчивости, доминирующим, склонным к подчинению, сотрудничающим в совместной деятельности, склонным к самоутверждению за счет других или наоборот? Если кто-то обращается к вам за помощью, то ясно, что он приписывает вам эту черту альтруизма, но если он отказывается от этого даже при необходимости, то значит, не считает вас способным прийти на помощь. Если он доверяет, то признает вас великодушным; если быстро просит прощения после проступка, то считает вас незлопамятным и т. д. Наблюдать поведение других нужно, чтобы получить ответы на ваши вопросы о самом себе.

 

Использование для самопознания литературы, кино, телевидения. В художественных произведениях часто описываются люди, проявляющие в критических ситуациях разные черты характера. Можно смотреть кино, включившись в сюжет, и забыть обо всем на свете. Но потом можно подумать об основных чертах героев, попытаться понять, по каким мотивам они действуют, как относятся друг к другу, ведут себя в напряженных ситуациях. Однако главные вопросы, которые должны возникать при этом, следующие: как я поступил бы в такой ситуации? Какими были бы мои мотивы? Смог бы я делать то, что делают герои? Могли бы они поступать иначе, чем изображает сценарий? Если это произведение, описывающее прошлые эпохи, то не мешает подумать о том, как они бы вели себя в современных ситуациях.

 

Наблюдение поведения других. Когда мы оказываемся в определенной ситуации не одни, другие люди, вовлеченные в нее, могут оказаться хорошим источником информации для самопознания. Почему они так поступали? Что их побудило к этому? Могли бы они поступить иначе? Как бы я поступил на месте этого человека? Какой у него (нее) отец: строгий или безразличный? Мать? Какие у него друзья?

 

Ответы на эти вопросы могут многое дать для самопознания. Ведь самопознание происходит в применении общечеловеческого психологического знания о человеке к самому себе. Вообще, чем больше мы знаем о человеке, тем больше шансов узнать о себе. Поэтому следующим источником информации о самом себе является изучение психологической литературы, в частности проблем психологии личности, коллектива, социальной психологии. Там мы можем усвоить понятия и термины, которыми пользуются психологи в описании поведения человека. Это знание может пригодиться, хотя и требует значительных усилий по усвоению терминологии и методов психологии, от чего я постарался освободить читателя.

 

Юрий Орлов, "Самопознание и самовоспитание характера".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Автобиография как средство самопознания

 

"Жизнь каждого человека достойна романа."

Ирвин Польстер

 

 

Часто люди не могут отделаться от навязчивых размышлений о своем прошлом, пытаясь найти свершившемуся какое-то оправдание, придать жизненным событиям какой-то смысл. Один из методов конструктивно использовать данную энергию заключается в том, чтобы описать историю своей жизни, вспомнив главные события и выразив свое отношение к ним.

Многие их тех, кто написал свою биографию сообщали о сильных эмоциях и «озарениях», а также об облегчении в результате повторного проживания и осмысления болезненных периодов в их жизни. Существуют свидетельства того, что письменное выражение болезненных переживаний может стать способом преодоления жизненного кризиса, средством своего рода самоисцеления. Такой процесс переводит подавляющий и часто хаотичный опыт в связную осмысленную историю. Написанная история изменяет то, как человек относится к пережитому опыту. Американский психолог Джеймс Пеннебакер провел серию исследований ценности письменного изложения травматических событий. Результаты подтверждают улучшение как эмоционального состояния, так и физического здоровья в результате облечения болезненных переживаний в слова. Он обнаружил, что опыт описания эмоциональных кризисов нередко приводил к сокращению лечения.

При написании автобиографии существуют одно важное предостережение. Если вспоминание болезненных событий приводит вас в сильное смятение (повторно травматизирует), то стоит обратиться за помощью к психологу или психотерапевту, с которым вы сможете разделить болезненные переживания или близкому человеку, которому доверяете. Для многих людей крайне важен опыт разделения с другим человеком своих переживаний, внимательное слушание и поддержка со стороны участливого слушателя.

Целью написания автобиографии может быть желание понять влияние вашей семьи и детства на вашу текущую жизнь, стремление войти в контакт с внутренними силами, которые оказывают влияние на различные аспекты вашей жизни. Одна из задач написания автобиографии состоит в том, чтобы научиться принимать и понимать внутреннего ребенка. Мой психотерапевтический опыт говорит о том, что до тех пор пока человек не научится заботиться о ребенке, который продолжает жить в душе каждого из нас, взрослое «Я» будет ощущать пустоту, мучения, одиночество и неудовлетворенность.

Вы можете начать автобиографию с любого эпизода или периода. Здесь нет правил. Те, кто любят порядок, могут начать с самых ранних детских воспоминаний и последовательно продвигаться дальше. Можно начать с главного эмоционального события вашей жизни. Не стоит забывать о том, что фактически, наиболее важными факторами в вашем развитии может быть то, что не произошло: отсутствие любви, друзей, родители, которые не уделяли должного внимания вашим занятиям и достижениям, отсутствие свиданий, плана относительно будущей профессии, отсутствие кого-то, с кем бы можно было разделить личные переживания. Ниже приведен ряд потенциальных вопросов, которые могут быть отражены в вашей автобиографии.

Вопросы для написания автобиографии

 

1. История рождения. Было ли ваше рождение случайностью или решением, принятое после долгих раздумий? Были ли вы желанным ребенком? Совпал ли пол с ожиданиями родителей? Как протекала беременность и каким было ваше состояние здоровья, а также состояние вашей матери после рождения?

2. Семейная история. Какие события происходили в семье, когда вы были ребенком? Сколько у вас братьев или сестер и какова разница в возрасте между вами? Как семья преодолевала кризисы? Существуют ли какие-то семейный тайны?

3. Детские воспоминания и фантазии. Просто опишите несколько самых ранних событий, сохранившихся в вашей памяти. Создавали ли вы свой собственный воображаемый мир в тот или иной период детства?

4. Необычные детские идеи или неверные представления. Все мы имели в детстве странные идеи, например, касающиеся того, кто является нашими реальными родителями, как возникают дети, что такое смерть, почему родители ругались.

5. Ваше представление о себе в детстве. Как вы относились к себе, вашим способностям и недостаткам? С вашей точки зрения, как другие реагировали на вас (любили, доверяли, критиковали, соперничали...)? Были ли вы уверенны в себе или робким? Когда вы совершали ошибку, какой была ваша реакция: «Я ужасен», «Мне нужно усердней работать над собой» или ...

6. Значимые другие из вашей родительской семьи и в последующей жизни. Взаимоотношения - это сущность нашей жизни, поэтому опишите характер отношений с каждым из значимых для вас людей, ранние воспоминания и ваши чувства тогда и теперь. Можете ли вы вспомнить, случаи, когда вы болезненно переживали разлуку с родителями или семьей? Можете ли вы войти в положение родителей и посмотреть на мир их глазами?

7. Опишите себя с различных точек зрения. Как другие воспринимали вас, например, лица противоположного пола, ваши учителя и начальники, ваши ровесники. Как вы думаете какой вы в действительности? А с идеальной точки зрения, каким бы вам хотелось быть?

8. В чем вы походите и чем отличаетесь от родителей и других членов семьи? Внешностью и физическими качествами? Чертами характера? Установками и ценностями?

9. Семейные отношения. Как ваши родители относились друг к другу? Можете ли вы вспомнить периоды, когда были сильно привязаны к одному из родителей и ревновали к другому? Как со временем менялось ваше отношение к родителям, когда вы узнавали что-то новое о них и о себе? Как ваши родители относились к вам и вашим братьям/сестрам? Ладили ли вы с вашими братьями/сестрами? Какие у вас отношения с ваши супругом/партнером? Напоминают ли они чем-то отношения ваших родителей?

10. Как значимые другие видели ваше будущее? Как это повлияло на вашу жизнь, на выбор будущей профессии?

11. Сексуальная история. Какие ранние воспоминания, связанные с сексуальностью, вы помните? Как вы узнали о сексуальности родителей? Какие установки по отношению к сексу, своему и противоположному полу были у вас в детстве и как они менялись? Как вы переживали изменения, вызванные сексуальным созреванием?

12. Дружба, любовь и социальная жизнь на протяжении вашей жизни, включая друзей детства, вашу компанию, первую любовь, занятия спортом, лучших друзей, коллег, любовников и т.д.

13. Опыт достижений. Опишите три самых замечательных события в вашей жизни, когда вы достигли высокого результата, превзошли других или вам просто улыбнулась удача.

 

 

К. Ягнюк

клинический психолог, индивидуальный и супружеский психотерапевт

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вы имеете право:

 

1. Иногда ставить себя на первое место.

2. Просить о помощи и поддержке.

3. Протестовать против несправедливого обвинения или критики.

4. Иметь свое собственное мнение и убеждения.

5. Совершать ошибки, пока не найдете правильный путь.

6. Предоставлять людям право самим решать свои проблемы.

7. Говорить «Спасибо, НЕТ», «Извините, НЕТ».

8. Имею право сказать "нет" всему, к чему я не готов, к чему «не лежит» душа, что для меня опасно.

9. Не обращать внимания на советы окружающих.

10. Побыть в одиночестве, даже если другим хочется Вашего общества.

11. Иметь свои собственные, какие угодно чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие. Я имею право на проявление моих чувств.

12. Менять свои решения или изменять образ действий.

13. Добиваться перемены договоренности, которая Вас не устраивает.

14. Иметь собственную точку зрения и менять ее, когда посчитаю нужным.

15. Имею право никак не объяснять и не оправдывать свое поведение.

16. Имею право делать выбор.

17. Имею право прекратить беседу, когда захочу и т.п. (список можно продолжать и продолжать).

 

Вы никогда не обязаны:

 

1. Быть безупречным на 100%

2. Следовать за всеми.

3. Делать приятное неприятным вам людям.

4. Любить людей, приносящим вам вред.

5. Извиняться за то, что Вы были самим собой.

6. Выбиваться из сил ради других.

7. Чувствовать себя виноватым за свои желания.

8. Мириться с неприятной Вам ситуацией.

9. Жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было.

10. Сохранять отношения, ставшие оскорбительными.

11. Делать больше, чем Вам позволяет время.

12. Делать что-то, что Вы на самом деле не можете сделать.

13. Выполнять неразумные требования.

14. Отдавать что-то, что Вам отдавать не хочется.

15. Нести ответственность за чье-то неправильное поведение.

16. Отказаться от своего «Я» ради чего бы то или кого бы то ни было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...