Nazira Опубликовано: 22 апреля 2008 Рассказать Опубликовано: 22 апреля 2008 Недавно я побывала на фестивале Ирландского танца и музыки. Но рассказать я хочу не про Ирландские джиги и рилы, а про Шотландские танцы. Этот праздник, в котором мне тоже посчасливилось принимать участие, проходил в Москве в ДК МАИ по случаю празднования Дня Святого Патрика. Конечно, Ирландских танцев там было море. Также было много fusion - совместных постановок дагестанских, фламенко, степ и даже сальса с ирландскими. А ещё был наш совместный Индийско-Ирландский танец. Но поразили меня в тот вечер именно Шотландцы, а точнее прекрасный коллектив из Москвы Shady Glen. Эти ребята серьёзно, профессионально занимаются искусством Шотландского танца. Я не буду говорить о технике и всяких там изысках - для меня этот стиль совершенно новый. Но скажу, что несмотря на то, что они не тнацуют в жёсткой обуви и не отбивают ритм, как Ирландцы, их танцы не кажутся менее задорными, даже наоборот. Когда они танцуют - они словно все сияют от радости, которая их переполняет. Так надо танцевать! Ирландские танцы уже получили свою широкую известность во всём мире и львиная доля популяризации принадлежит заслугам Майкла Флетли. С Шотландскими танцами дело обстоит иначе. Не так много людей посвящают себя этой тоже древней традиции. Однако посвящают и всем сердцем. Далее информация с сайта коллектива Shady Glen Солисты Shady Glen Руководители и преподаватели Мария Зотько и Сергей Алфёров К сожалению, не знаю, как зовут второго солиста, но танцевали они с Сергеем бесподобно! Браво, Мужчины!!! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Nazira Опубликовано: 22 апреля 2008 Автор Рассказать Опубликовано: 22 апреля 2008 Когда появились шотландские танцы? Шотландские легенды уводят историю шотландских танцев в глубины Средневековья, начиная ее примерно с XI века. Это легенды о воинственных, свободолюбивых шотландцах, способных именно в танце наиболее точно выразить силу собственных переживаний. Наиболее яркий пример тому – «история» создания Танца на Мечах (Sword Dance), повествующая, как король Малькольм (один из главных врагов прославленного Шекспиром Макбета, XI век), скрестив на земле два залитых кровью меча: один собственный, а другой – убитого врага, – станцевал на них в честь собственной победы. Еще одна версия этой легенды гласит, что для танца Малькольм взял не два меча, а меч и отрубленную голову противника. В письменных источниках XV – XVI вв зафиксированы сведения о танце на мечах, исполненном в 1285 году в честь свадьбы шотландского короля Александра III, а также указания на названия Флинг (Fling) и рил (Reel). Мы не знаем, как выглядели эти танцы в то время, а четкого их описания нет в источниках. Отголоски этой древней традиции видны сегодня в сольных шотландских танцах, в хайланде. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Nazira Опубликовано: 22 апреля 2008 Автор Рассказать Опубликовано: 22 апреля 2008 В XVIII веке из Англии в Шотландию проникли контрдансы. Сначала шотландцы просто танцевали английские танцы под шотландскую музыку. Потом стали сочинять собственные контрдансы: в 1740 году описания 48-ми придуманных шотландцами танцев были опубликованы Дэвидом Йангом. Постепенно шотландские бальные танцы стали все больше отличаться от своего английского первоисточника: появлялись новые шаги, новые фигуры, новые танцевальные ритмы. Помимо существующих и в других уголках Европы джигов (6/8 и 9/8), рилов (2/4 или 4/4) и хорнпайпов (2/4 или 4/4), для танцев стал использоваться и эксклюзивно шотландский размер «страспей» (Strathspey, 2/4 или 4/4), получивший свое название в честь долины реки Спей. Этот размер сочетает относительно медленный темп и яркий драматизм ритмического рисунка. Музыка страспеев, пожалуй, наиболее полно выражает то достоинство и самоуважение, которое вкладывают шотландцы в свой танец. Шотландские танцы никогда не стояли на месте. В XIX веке их органичной частью стали царившие на европейских балах вальсы и польки. В середине XIX века шотландцы освоили французскую кадриль – танец для четырех пар, становящихся друг напротив друга и составляющих вместе квадрат, – отсюда и само название «quadrille». Результаты экспериментов с кадрилью были самыми разнообразными: от медленной, плавной Victoria’s Visit Quadrilles до энергичного, веселого Eightsome Reel. . Умение шотландцев по достоинству ценить танец, даже самый простой и незатейливый, позволило шотландским бальным танцам уцелеть во второй половине XIX века, когда их английские предки и их ирландские сверстники постепенно ушли в небытие. Традицию, которую англичанам и ирландцам пришлось воскрешать, шотландцы сумели сохранить, передавая ее из поколения в поколение. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Nazira Опубликовано: 22 апреля 2008 Автор Рассказать Опубликовано: 22 апреля 2008 В XX веке шотландские танцы – сольные и фигурные – подверглись колоссальным изменениям, связанным с влиянием классического балета. Характерной чертой этих изменений стал переход от жестких ботинок к специальной мягкой танцевальной обуви («гилли» в хайланде и балетки в Scottish Country Dances). Этот переход, начавшийся в хайланде в 90-х годах XIX века, был вызван тем, что существование этого вида сольного танца (уже тогда переставшего быть исключительной прерогативой мужчин) сильно зависело от регулярно проводившихся соревнований по хайланду. Волей-неволей танцоры, жаждавшие стать первыми, должны были стремиться ко все большей и большей зрелищности своих выступлений. Чтобы произвести благоприятное впечатление на судей, им так или иначе стоило сообразовываться с традициями классического балета, ставшего к тому моменту высшим по своей сложности и наиболее уважаемым проявлением танцевального искусства. Соответственно, мягкая обувь, принятая в балете, стала постепенно вытеснять жесткие ботинки. Переход к мягкой обуви (в шотландских бальных танцах он произошел только в 40-е годы XX века) имел несколько последствий: с одной стороны, это достаточно плачевно сказалось на судьбе шотландского степа. С другой стороны, после перехода к мягкой обуви шотландские танцы стали, надо полагать, заметно аккуратнее, яснее и четче, – за счет явного, подчеркнутого акцента на моментах контакта двух ног при закрытии различных балетных позиций. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Nazira Опубликовано: 22 апреля 2008 Автор Рассказать Опубликовано: 22 апреля 2008 Шотландские танцы сегодня Несмотря на подверженность влияниям извне, гибкость и изменчивость, традиционные шотландские кантри-танцы в первой половине XX столетия стали стремительно терять популярность. В стремлении сохранить их две дамы: Миссис Исобель Стюарт из Фаснаклойха и Мисс Джин Миллиган – основали в 1923 году Общество Шотландских Бальных Танцев (Scottish Country Dance Society), с 1951 года получившее статус Королевского (RSCDS). Самой насущной целью этого общества стало описание различных танцев в том виде, в котором они известны в Шотландии, и публикация этих описаний с сопровождающими каждый танец нотами мелодии, под которую он исполняется. Члены общества собирали различную информацию о шотландских танцах, в том числе рукописи с описаниями танцев, разного рода иллюстрации – и – самое главное – свидетельства живых танцоров, первыми из которых стали сами Исобель Стюарт и Джин Миллиган. Помимо этого, Общество взяло на себя задачу преподавания шотландских танцев и разработку правил их «канонического» исполнения. Сегодня Королевское Общество Шотландских Бальных Танцев – это разветвленная организация с центральным офисом в Эдинбурге и отделениями по всему миру (от Швеции до Австралии и от Канады до Японии). Королевское Общество Шотландских Бальных Танцев поддерживает единство шотландской танцевальной традиции и стремится к тому, чтобы люди с разных концов Планеты имели возможность собраться вместе – и станцевать, – не путаясь в шагах, фигурах, терминах. Оборотной стороной процесса унификации и стандартизации шотландских бальных танцев является утрата некоторых локальных танцевальных особенностей, неизбежное сокращение вариативности в исполнении танцев, догматизация разного рода правил, в пределе, – прекращение развития шотландских бальных танцев как живого, динамичного танцевального жанра. Опасность такого поворота событий, видимо, достаточно ощутима в самой Шотландии, где молодежь не очень охотно изучает собственные бальные танцы, ставшие уделом старшего поколения шотландцев. Однако за пределами Шотландии молодые люди достаточно активно участвуют в продвижении и развитии шотландских бальных танцев. Особенно это заметно в странах Восточной Европы, где шотландские танцевальные традиции воспринимаются не как навязанная предками догма, а как глоток свежего воздуха в потоке «генетически модифицированных» продуктов массовой культуры. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Nazira Опубликовано: 22 апреля 2008 Автор Рассказать Опубликовано: 22 апреля 2008 Особым образом развивалась в XX столетии судьба хайланда. В истории этого вида танцев не было, как кажется, момента, когда он находился бы на грани забвения. Соревнования по хайланду регулярно проводились как в XIX, так и в XX веке. Одно поколение танцоров сменяло другое, и молодые люди с удовольствием принимались (и принимаются) за покорение все новых и новых вершин. Только в конце 40-х годов XX века была создана Шотландская Официальная Ассоциация Хайланда (Scottish Official Highland Dancing Association – SOHDA), изначальной целью которой была унификация правил судейства и техник исполнения хайланда. Однако амбиции танцоров и преподавателей не позволили, видимо, всем им перейти в подчинение какой-то одной самопровозглашенной ассоциации. До сих пор существует великое множество локальных объединений исполнителей хайланда. Координацию между такого рода объединениями призван осуществлять созданный в 1951 году Шотландский Официальный Совет по Хайланду (Scottish Official Board of Highland Dancing – SOBHD). С самого момента своего создания этот Совет находился в непримиримой вражде с Ассоциацией SOHDA. Исторические судьбы двух крупнейших на сегодняшний день объединений танцующих «горцев» сложились причудливым образом: Ассоциация SOHDA, изначально созданная для достижения единообразия в критериях оценки исполнения хайланда и для ограничения произвола местных судей, теперь ратует за максимально внимательное отношение к локальным традициям (в частности, в колониальных школах хайланда) и приветствует некоторые новации. Совет SOBHD, напротив, строжайшим образом блюдет «каноничность» догматов хайланда и строго запрещает своим членам участвовать в мероприятиях, проводимых под эгидой Ассоциации SOHDA. Попытки последней как-то договориться с Советом пока мало результативны. Scottish Highland dance - не скрою, эти танцы самые зажигательные! Как они высоко прыгают! Какой полёт Энергии и Радости!!! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Nazira Опубликовано: 22 апреля 2008 Автор Рассказать Опубликовано: 22 апреля 2008 Существует несколько видов шотландских танцев «Кейли» (Ceilidh) – простые танцы, в основном парные (польки, вальсы и т.п.), требующие от танцора минимальной подготовки и максимума эмоциональной отдачи. Для шотландцев таким максимумом является, как правило, вежливая, открытая улыбка. Танцы кейли существуют для того, чтобы весело провести время. . Шотландские бальные танцы, или, если можно так выразиться, шотландские контрдансы (Scottish Country Dancing), – танцы для тех, кто хочет провести время не только весело, но и интересно. Танцуют их, чаще всего, двумя линиями: кавалеры в одной, а дамы в другой – лицом к кавалерам. Стоящие друг напротив друга леди и джентльмен образуют пару. Для разных танцев (их существует около 11000) достаточно, в большинстве случаев, от двух до четырех пар, хотя иногда, чтобы исполнить танец, может понадобиться целых шестнадцать! Суть шотландских бальных танцев состоит в том, что с началом музыки одна или несколько пар начинают перемещаться по заранее заданным траекториям, заплетая, подчас, самые причудливые узоры. Мягкие, летящие движения ног в сочетании с подчеркнутой геометричностью фигур танца создают ощущение легкости и изящества. Как на настоящем балу. – Собственно, шотландские бальные танцы (как, впрочем, и кейли) танцуют именно на балах, главный из которых – ежегодный ноябрьский бал в честь дня св. Андрея, небесного покровителя Шотландии и Российского военно-морского флота. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Nazira Опубликовано: 22 апреля 2008 Автор Рассказать Опубликовано: 22 апреля 2008 Хайланд (Highland) – вид сольных шотландских танцев, изначально чисто мужской. В отличие от шотландских бальных танцев с их относительно простыми, мягкими шагами и акцентом на сложную геометрию фигур, хайланд делает ставку на жесткость, четкость и выверенность движений ног – и рук, изображающих рога горного оленя. Стремление быть лучшим постоянно поднимает исполнителей хайланда во всем мире на новую высоту – в буквальном смысле этого слова: высота прыжка – одна из базовых характеристик удачного исполнения танца атлетами от хайланда. Ледис степ» (Ladies’ Step) – изначально чисто женский вид сольного танца, соединяющий в себе четкость и мягкость движений, плавность линий и ощущение полета. Этот вид шотландских танцев отличается наибольшим изяществом и грацией. Где-то посередине между хайландом и ледис степом находятся так называемые «шотландские национальные танцы» (Scottish National Dancing). Значительная их часть тесно примыкает к хайланду, но многие могут быть исполнены и в мягкой манере (Ladies’ step version). . . . Сейчас в мире зарегистрировано около 25000 человек, регулярно танцующих «по-шотландски». Если прибавить к этому числу тех, кто занимается шотландскими танцами неофициально (то есть, вне рамок Королевского Общества Шотландских Бальных Танцев – Royal Scottish Country Dance Society – или ассоциаций танцоров хайланда), то цифра станет еще больше. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Nazira Опубликовано: 22 апреля 2008 Автор Рассказать Опубликовано: 22 апреля 2008 И ещё танец на мечах - вот бы его посмотреть! И просто Хайлэнд Шотландские танцы танцуют в мягкой обуви Гилли. И дети! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.