Перейти к публикации
Форум - Замок

Марина Москвина


Рекомендованные сообщения

Москвина Марина Львовна

Творчество – это потрясающий способ существования – страстный, глубокий, только любовь может сравниться с творчеством, но ведь одно не исключает другого!Лишь медитация и молитва превосходят его, однако ни в коей мере не упраздняют.

 

1000403909.jpg

 

Известный писатель Марина Москвина, автор многих книг прозы для детей и взрослых, лауреат Международного диплома Андерсена, номинант Букеровской премии, десять лет вела творческую мастерскую в Институте Современного Искусства. И вслед за Экзюпери пришла к выводу: учиться надо не писать, а видеть...

Науку "видеть" они осваивают вместе - Марина и ее ученики, бродя по Москве, внимательно наблюдая за жизнью города, знакомясь с самыми, на первый взгляд, обычными людьми, которые на глазах превращаются - в удивительных, и, что очень важно, читая потрясающие книжки, которые сейчас мало кто читает, а может, и не подозревает об их существовании...

Потом они пишут короткие блистательные рассказы о том, что увидели и почувствовали. Лучшие истории Марина приводит в своей книге. Читаешь их и поражаешься: как талантлив любой человек, если он пробужден и внимателен. Какой мощный источник творчества можно отыскать в себе, если тебя ведет Проводник - к тебе самому, в то таинственное место, где у каждого из нас скрыта "искра божья".

Так что автор этого небывалого жанра, где переплелись уроки мастера и сюжеты учеников, - замечательная компания талантливых людей, которые не случайно повстречались и многому научились друг у друга.

Эту интереснейшую книгу - а она здорово напоминает - и по темпераменту, и по увлекательности - блестящие уроки писательского мастерства - бестселлер великолепной американской писательницы Натали Голдберг, можно смело предложить широкому кругу читателей. А также - рассматривать как учебник Творчества и Литературы для старших школьников, для всех студентов-гуманитариев, особенно связанных с искусством, журналистикой и педагогикой.

Список произведений

2. Москвина М. Увеличительное стекло. — 1975.

3. Москвина М. Семь летучих пассажиров. — 1987.

4. Москвина М. Моя собака любит джаз. — 1997/2007.

5. Москвина М. Гений безответной любви. — 2000.

6. Москвина М. Изголовье из травы. — 2002.

7. Москвина М. Небесные тихоходы. — 2004.

8. Москвина М. Мусорная корзина для алмазной сутры. — 2005.

9. Москвина М. Рассказы и сказки. — 2005.

10. Москвина М. Учись видеть. — 2005/2007.

11. Москвина М. Дорога на Аннапурну. — 2006.

12. Москвина М. Роман с луной. — 2007.

13. Москвина М. Радио "Москвина". — 2008.

14. Москвина М. Что случилось с крокодилом. — М.: Открытый мир, 2008. — 32 с. — 5000 экз. — ISBN ISBN 978-5-9743-0136-0

15. Москвина М. Дни трепета. — 2008.

16. Москвина М. Тропою птиц. — 2008.

17. Москвина М. Не наступите на Жука. — 2008.

18. Москвина М. О бесконечности любви и быстротечности жизни. — 2009.

 

 

Сама я прочитала «Учись видеть» и кое-какие отрывки из «Мусорной корзины для алмазной сутры». Было интересно познакомиться с этим автором, так как иногда ее называют просветленной. Но сама Москвина говорит: «Слухи о моем просветлении сильно преувеличены». А в моих планах прочитать повести о путешествиях Москвиной в Индию «Небесные тихоходы», Японию «Изголовье из травы», Непал «Дорга на Аннапурну» и «Мусорную корзину для алмазной сутры».

 

Аннотация к книге:

Дорога на Аннапурну

С формальной точки зрения перед нами подробный дневник путешествия в Непал, предпринятого в 2000 году детской писательницей Мариной Москвиной и ее мужем, художником Леонидом Тишковым, ставшим иллюстратором книги. Это уже не первый их подобный опыт: ранее супруги выпустили отчет о посещении индийских Гималаев ("Небесные тихоходы") и Японии ("Изголовье из травы"). Но "Дорога на Аннапурну", по существу, не путевые заметки, а настоящее "путешествие ко святым местам" - рассказ о том, как двое европейцев отправились в страну вечной мудрости, чтобы приобщиться к ее тайнам.

Со времен Германа Гессе такое "паломничество в страну Востока" сделалось одной из излюбленных тем для западных писателей и художников. В России это поветрие началось еще раньше - со времен Николая Рериха. Правда, к началу XXI века подобные сочинения, казалось, окончательно перешли в разряд духовного ширпотреба, а сами путешествия стали разновидностью светского выхода. "На Тибет дорога прямо, слева - спонсор, справа - лама", - охарактеризовал ехидный Макаревич искания некоторых своих коллег, интенсивность просветления которых росла прямо пропорционально росту их доходов.

Но к Москвиной сарказм заслуженного дайвера-кулинара явно не относится. Тибетом, Непалом и буддизмом она заинтересовалась задолго до появления сайта nepal.ru и спецпредложений от туроператоров. Заинтересовалась всерьез, но как-то по-своему, по-домашнему. В 2004-м она даже опубликовала семейную хронику "Мусорная корзина для Алмазной сутры", из которой выяснилось, что даже в сталинские времена самые обычные люди (в данном случае - родственники автора) могли стать совершенными йогинами и достичь просветления. Да и по дороге на гору Аннапурну никаких спонсоров у них с мужем не было - все, что нужно для нелегкого путешествия, они покупали сами и тащили из квартирки в Орехове-Борисове на собственном горбу.

Вообще, Марина пишет очень по-житейски. О том, как они с мужем прошляпили свой самолет и все-таки чудом улетели. Как при многодневном восхождении (настоящий подвиг для женщины, не имеющей специальной подготовки, зато имеющей взрослого сына!) у обоих расстроились желудки, которым не помогал даже добавленный в воду люголь. Как у нее началась ужасная аллергия и ноги распухли от лодыжек до бедер. Но все эти злоключения с лихвой компенсировались духоподъемной красотой Гималаев, которая наполняет автора, по ее собственному признанию, "чем-то очень простым и очень радостным".

Впрочем, эту безыскусность не стоит воспринимать буквально. Москвина - опытный писатель и умело выстраивает драматургию книги. Например, постоянно противопоставляет себя, восторженно ахающую при виде всех непальских красот и чудес, и практичного, приземленного Леонида - тот боится за сохранность своих новеньких сандалий и даже в храмы заходить отказывается, потому что там надо оставлять обувь у входа. Но и сам Тишков не так прост - он все-таки художник. По дороге он устраивает ряд художественных акций с участием тряпочного человечка Никодима, которые тщательно фиксирует на фотопленке.

Но все-таки главное в книге - не горные перформансы и медитации, а простые слова о простых вещах: "На столе горели свечи. Стаи бабочек летели на огонь из космической мглы. Свою свечку мы с Леней задули, чтоб никто не обжег крылья. Поэтому бабочки просто летали вокруг нас и садились нам на руки и на лица".

Марина Москвина

Учись видеть!

Уроки творческих взлетов

(главы из книги)

Глава 1

Учись видеть!

Если б вы только знали, в каком ужасе каждый сентябрь я иду на встречу с вами. Незнакомые, разношерстные, ершистые, избалованные родителями, сразу видно, что лентяи, болтуны, обалдуи, вообще ничего не читали, хотя все страшно важные и очень много о себе воображают, короче, полные "валенки".

Каждый сентябрь меня радостно представляют вам:

- А это наша Марина!

Я вас приветствую сдержанно. А вы глядите на меня с любопытством и некоторым подозрением: не псих ли эта М а р и н а, а то - очень похоже.

Так мы восходим на первую ступеньку лестницы, по которой я давно уже карабкаюсь, и знаю, что она бывает обманчиво прогулочной и пологой, а иногда так круто забирает вверх, что дыхание срывается, коленки дрожат, сердце выскакивает из груди, а в душу закрадывается сомнение: верным путем ли я иду, граждане?

Но обратной дороги нет, и конца этой лестнице тоже нет, просто на каком-то этапе она плавно переходит в Млечный Путь, но я не могу объяснить это с первого раза.

Поэтому я вкрадчиво говорю, как двести раз вам говорили осенью в школе:

- Напишите о том, "что я делал прошедшим летом".

Л ю б ы м прошедшим летом. Только на этот раз выкладывайте все начистоту. Напишите о миге, когда вы жили полной жизнью. Возможно, это будет что-то совсем простое - например, вы учились делать горячие бутерброды с сыром или просто сидели на теплом камне и смотрели на реку. Может, вас поразило дерево или окно, фраза, голос, походка, лицо, чья-нибудь пятка или ухо... Расскажите об этом в мельчайших подробностях. Напишите о том, что поглощало вас в детстве. Потому что по-настоящему передать вы сумеете только то, в чем присутствует любовь и блаженство. И "для камертона" читаю вам не виданного вами-не слыханного Уильяма Сарояна "Лето белого коня". Читаю вслух удивительные рассказы "Чистый Дор" моего старшего друга и учителя Юрия Коваля. Рассказы австралийца Алана Маршалла. Детские они? Взрослые? Да какая разница! И детям, и взрослым принадлежат эти писатели. И взрослым, и детям они - "на вырост".

И вот вы начинаете.

 

Юля Панкратьева

Белый туман

Курский вокзал. Поезд. Общий вагон. Мужик играет на гитаре. Бегают дети. Две старушки едят вареные яйца. Мужик отложил гитару и в один присест съел целую жареную курицу. Остановка. Дружное забрасывание детей в вагон уже на ходу.

Мальчик Миша из Электростали подошел ко мне и сказал:

- Пойдем, поулыбаемся!

Украинская таможня. Ночь без луны.

…Я чувствую запах моря, но еще не в силах открыть глаза. Преодолевая себя, я вижу бесконечную воду. Вдоль железной дороги тянется берег моря, вдоль берега стоят люди с удочками, а вокруг всё в каком-то белом тумане.

С моим-то зрением я не сразу поняла что это, а это были бабочки.

 

Катя Илясова

Конюх

Ему было лет тридцать пять, а мне около одиннадцати. Он так приветливо улыбался своим беззубым ртом, и от него постоянно пахло конюшней.

- Слушай-ка, Людка, а кто он такой?

- Ванька, что ли? Да он конюх. Всю жизнь прожил в этой глуши, никогда не учился, даже читать не умеет. Все время со своими лошадьми. Деревня-деревней! Можем попросить у него прокатиться.

Ваня мыл своих любимцев и о чем-то с ними беседовал.

- Вань, а можно мы посидим немножко на лошади? - робко спросила я.

- Да валяй, только не... - дальше все было непереводимо на человеческий язык.

Я попросила Ваню держать лошадь за уздечку, а сама забралась на лошадь. Кроме уздечки там ничего больше не было - ни седла, ни стремян, ни подпруги. А все равно здорово. Сижу, слушаю, о чем Людка с Ванькой болтают.

И вдруг - собаки, прорва собак, все к нам бегут и лают. Лошадь обалдела и как побежит! А я-то сижу без седла, уздечка внизу болтается, держусь за гриву.

В первый момент, я помню, был страх и восторг. Лошадь несется быстрее, быстрее...

- Вот и смертушка моя подошла! - я подумала и начала сползать на бок, потом, как-то извернувшись, я оттолкнулась от лошади и полетела в канаву.

Смотрю, вся деревня бежит - с вилами, топорами, косами, и все орут:

- Москвичка убилась!

Я встала и тоже ору:

- Да вот она я, жива!!!

Ух, что потом было - не опишешь.

А лошадь как все равно взбесилась - бежала и бежала, только к вечеру вернулась вся в мыле.

Денька через два я пошла к Ваньке на конюшню. Захожу - а он сидит на сене, какую-то книжку рассматривает. Увидел меня, смутился, книжку спрятал. Я тоже смутилась.

Потом мы уехали.

А через несколько лет мы с Людкой опять в Старораево встретились, правда, уже зимой. Ну как не зайти в гости к старому знакомому!

Ванька нас не узнал, может, и к лучшему. Мы долго сидели у него, и я путано объясняла, что такое метро. А он рассказывал, что сам, собственными руками, построил водокачку. И еще признался в том, что скоро построит такую штуковину, чем-то похожую на приёмник, только с обратной связью, в нее можно будет говорить, а Клавка в соседнем доме - услышит.

 

Надя Гайсенок

Улитки

В пионерлагере у забора в крапиве жили улитки. Все они были разные, как и мы - люди. Мы собирали их со жгучих листьев и приносили в отряд. Я складывала семью улиток в синюю мыльницу с дырочками: большая черная улитка была папой, поменьше - мамой, а самые маленькие - их дети. На ночь я накрывала эту компанию листом крапивы.

Жилища улиток - мыльницы - располагалась у нас на подоконнике. Красные, зеленые, белые мыльницы всю смену мозолили глаза нянечке, которая убиралась в комнатах.

Приближалась осень, оканчивались каникулы. Каждый вечер мы сидели на кроватях и наблюдали завороженно за жизнью улиток.

А в последнее утро явилась нянечка, собрала наши мыльницы и спустила улиток в унитаз.

Потом она ушла. А мы еще долго сидели и слушали, как шумит вода в туалете.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Настоящая женская проза от Марины Москвиной
В душе у Маринки – ни соринки

Все мужчины если не влюблены в Марину Москвину, то по крайней мере очарованы ею. Я говорю о тех, которые понимают толк в женщинах, а не в скаковых лошадях. Один из них написал такие трогательные строчки: «В душе у Маринки – ни соринки». Да уж, с мусором в душе трудно быть хорошей детской писательницей (вот вопрос: можно ли быть плохой детской писательницей?). А то, что она хорошая, знают во всем мире, потому что за книжку «Моя собака любит джаз» ей вручили Международный диплом Андерсена.
Она, бесспорно, уникальный арт-человеческий объект. Например, пару лет назад Марина отдельно, а ее муж – Леонид Тишков – тоже отдельно, каждый со своим личным произведением, попали в шорт-лист российской литературной премии. С кем еще такое бывало? Какой еще писательнице удалось из своего законного (!) единственного (!!) супруга-художника (!!!) воспитать писателя? Да так, чтоб первой же своей книжкой он составил конкуренцию именитым авторам и собственной жене?
Чистая душа детской писательницы Марины Москвиной сжалилась над нами, простыми русскими бабами, – и на свет появились повести для взрослых, адресованные нам, горемычным. Первая из них – «Гений безответной любви». Настоящая женская проза. Не та, в которой старательно прописанный сюжет вязнет в бурном словесном кокетстве, а настоящая, в которой жизнь – какая есть, а напиться не хочется. Хочется научиться у Марины прощать загулявшего мужа, не плакать из-за предавшего любовника, воспринимать «двойки» сына как естественное природное явление, не замечать удушливого безденежья, отшучиваться от пьяных уличных прилипал, быть любимой, желанной, оставаясь при этом свободной и счастливой. Читайте книжки Марины Москвиной. Вслух. Дочерям. Чтобы научить их радоваться жизни.


Гений безответной любви (фрагмент)
… Недавно с некоторой обидой на природу я обнаружила, что у меня первый номер лифчика. Мне уже немало лет, в моем возрасте женщины могут позволить себе куда более внушительные размеры, хотя и я тоже в этом смысле претерпела определенный рост – лишь на пятом десятке достигла я первого номера, зато всю мою половозрелую жизнь я имела нулевой.
Боже мой! Стала бы я так усердно стремиться к писательским лаврам, сквозь тернии рваться к звездам, вещать по радио, протыриваться на телевидение, летать на воздушном шаре, раскапывать кости мамонта, пытаться в одиночку на утлой лодчонке обогнуть земной шар, вовсю выдвигать свою кандидатуру от Союза журналистов на космический полет наедине с монгольским космонавтом, делать головокружительную педагогическую карьеру, если б у меня был чуть-чуть покороче нос, на два сантиметра длиннее ноги и хоть немного крупнее грудь?!.
… Левик не оставлял на мне пояса верности, нет, но тем не менее Левику я изменяла крайне редко. Первый раз – как бы точнее выразиться? – это приключилось со мной, когда Левик буквально в моем присутствии впервые по-настоящему влюбился в одну прекрасную девушку. Мы с ним поехали в санаторий на Сходню – и там в столовой п р я м о н а м о и х г л а з а х Левик был пронзен стрелой Амура. Ой, какая это была прекрасная девушка, знаете, такие бывают – с тонким профилем, кротким взором и очень тихим голосом. Она подарила ему стеклянную рыбку, совсем прозрачную, и Левик тут же позабыл обо мне.
В то время еще ничего ужасного со мной не случилось, я без труда обзаводилась друзьями, я была баловнем судьбы. И я попросила: Господи! Сделай так, чтоб и со мной тоже что-нибудь произошло в этом роде, ибо я не в силах перенести такую боль.
А надо вам сказать, Анатолий Георгиевич, я ничего не могу пожелать и ни о чем попросить, чтобы это тотчас не повалилось мне на голову, правда, не всегда точка в точку, слегка неуклюже сработанное, зато без малейшего промедления и в десятикратном размере.
Поэтому тот человек, который меня изнасиловал, был не виноват, это стряслось в Самарканде, куда я сразу после злосчастной Сходни отправилась в командировку от общества пропаганды выступать перед узбекским народом.
Он даже спас меня, как он потом доверительно сообщил, от группового изнасилования, но не удержался от индивидуального. Хотя он поклялся сыном, мол, все будет честь по чести, чтоб я не боялась идти к нему ночевать. И в доказательство вынул из бумажника фотокарточку – хороший такой мальчуган, они жили с матерью и сестрой в Намангане.
Он выполнил волю небес, нет сомненья, иначе, откуда взялось у нашего обычного современника, хоть он и узбек, столь торжественное и величественное выражение лица – такое, наверное, имеют служители культа, когда они приносят в жертву человека.
Вновь и вновь прокручивая эту киноленту, я вижу два раскаленных провода, две горячие линии, по которым шли токи моего сознания: в ы ж и т ь и н а б л ю д а т ь.
Тогда я еще не знала, что выжить в подобных случаях труднее всего потом, однако при общем оптимистическом настрое и некотором жизнелюбии стресс от насилия длится совсем недолго – лет пять или шесть.
Короче, мне было явлено лицо человека, свершающего насилие. Ей-богу, в таком состоянии лучше лежать в гробу, а не заниматься любовью: плотно сомкнутые веки, зубы стиснуты, губы сжаты, закрытое сердце – полная непроницаемость.
Я разглядывала все с тем холодным и ясным вниманием, которое появляется, когда что-то главное безвозвратно уходит из твоей жизни. Но только не сама жизнь. Жить! Уйти отсюда живой! К моей поруганной чести надо сказать – иной мысли у меня не было.
Я старалась разглядеть все, насколько это возможно, в ярком свете самаркандской ночи. Какая там яркая ночь, сейчас только вспомнила, ведь я никогда никому про это не говорила. Я замолчала событие, будто его и не было, я задавила его молчанием, но иногда ночами оно выбирается из тех подвалов, где я его держу, и встает передо мной, и смотрит в глаза, и обжигает своим дыханием.
Однажды я не выдержала и рассказала об этом Левику. Но Левику стало так страшно, что он ничего не услышал.
А тот человек, которого отныне ждала участь скитальца, лишенного загробного пристанища, клянусь, он был и сам в растерянности, что так получилось. И в связи с этим сделал мне ряд предложений.
Перво-наперво с кухни он притащил довольно увесистый молоток, вложил мне в руку и говорит:
– Я отвернусь, а ты меня стукни по голове, хорошо?
Он встал ко мне спиной и замер.
– Покорно благодарю, – ответила я, возвращая ему молоток. – Вообще я, пожалуй, пойду…
– Сумасшедшая!!! – закричал он. – Ты знаешь, что тут в Самарканде на улице ночью с тобой могут сделать? Наш Самарканд, – он заявил не без гордости, – в криминальном отношении оставил далеко позади себя Чикаго.
– По этому случаю, – сказала я, – вам надо бы сделаться городами-побратимами.
– Шутки в сторону. – Его азиатское лицо снова стало торжественным и величавым. Замечу вскользь, этот человек имел очень небогатую эмоциональную палитру – всего две краски: пафос и растерянность.
– Дай твой билет на самолет, – он произнес, протягивая руку. – Я разорву его, и ты останешься со мной в Самарканде.
– Не дам, – ответила я дружелюбно.
Тут он опять растерялся. Казалось, он перебрал все возможные варианты. И вдруг ему пришла отличная идея – устроить меня на автобусную экскурсию по городу.
– Самарканд, – он снова впал в амбицию, – один из древнейших городов мира. Недавно общественность отметила его две тысячи пятисотлетний юбилей! Ты не пожалеешь, – горячо уговаривал он меня, — тут – мемориальные ансамбли!!!
Вот это я одобрила, проявив свою ни при каких обстоятельствах не меркнущую любознательность и живой интерес к шедеврам старинного зодчества.
В семь часов утра, когда весь трудовой Самарканд выходил из дома на работу, он – в синем стеганом халате и шлепанцах вел меня на остановку автобуса, воодушевленно приветствуя каждого на своем пути. Его окликали с балконов, салютовали из окон домов – что он так рано утром шагает в халате и шлепанцах с неместной девушкой, а сам герой – повелитель пресмыкающихся и насекомых – имел настолько победоносный вид, что даже я начала испытывать за него гордость.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...