Перейти к публикации
Форум - Замок

Вера и Ответственность


Irene

Рекомендованные сообщения

Статья с сайта Украинской правды. Очень люблю это интернет - издание. Отсюда хоть чего-то узнаешь "не стабильно гарантированного"....

Вера и Ответственность

"Люди, которые стремятся построить нацию, в которой укоренились крепкие демократические институты, как гарантия против произвола государственной власти, должны сначала научиться освободить свой разум от апатии и страха".

Онг Сан Су Чи, лауреат Нобелевской премии мира, из речи "Свобода от страха"

 

На прошлой неделе, после 21 года со дня присуждения Нобелевской премии, лет, ей пришлось провести в условиях преследования властью и преимущественно под домашним арестом, Онг Сан Су Чи впервые смогла лично получить награду.

 

Совсем недавно оппозиционный лидер Мьянмы стала депутатом нижней палаты парламента, где ее партия получила несколько десятков мест. Однако, несмотря на победоносное развитие событий, Онг Сан Су Чи все же предостерегает от чрезмерного оптимизма и призывает к "здоровому скептицизму".

 

Возможно, именно этого "здорового скептицизма" хватало украинцам после Майдана ...

 

Видимо, в Онг Сан Су Чи является весомые причины для этих оговорок, чем даже этническое противостояние, жертвами которого становятся все более лиц в ее родной стране. Кто смотрел фильм Люка Бессона "Леди" о жертвенной судьбе Онг Сан Су Чи, то, возможно, запомнил любопытный эпизод, где в дальнем углу страны лидер демократического движения под одобрительные аплодисменты крестьян провозглашает необходимость утверждения в стране прав человека и демократии.

 

Однако, в действительности могли означать эти лозунги для людей, которые не имеют ни достаточных знаний, ни связанного опыта, чтобы понять значение этих призывов?

 

Политические события последних лет в Украине также показывают, что общественность украинский очень далек от понимания функционирования демократических институтов и ценностей прав человека. Более актуальным он видит бесконечный поиск лидера, который наведет "правильный" порядок в стране.

 

Тяжелый процесс становления демократии оказался слишком сложным делом для большинства, вторым туром президентских выборов 2010 года вынесла приговор преобразованием, начатым на Майдане.

 

Опыт стран "арабской весны" также подчеркивает хрупкость демократических достижений в обществах, которые имеют тяжелое тоталитарное прошлое. Учитывая на новые протесты в Египте, уместно вспомнить о примере, где год назад здоровья тысяч и жизни сотен людей было отдано за революционные изменения.

 

Ожидали египтяне, которые выступали за свободу слова, пресечения коррупции и произвола полиции, - что на прошлых выходных в финале президентских выборов они будут выбирать между представителем старого режима Ахмед Шафик и представителем исламистов Могаммедом Мурси? А их Верховный суд обнаружит юридическую изобретательность, не меньшую той, которую в годы президентства Януковича демонстрирует украинский Конституционный суд, - чтобы сохранить власть военными?

Устранение недемократических режимов - не решает одномоментно вопросы общественных ценностей, которые определяют качество последующих преобразований в стране.

 

В этом и заключается важный урок арабских революций, до сих пор не хотят принять украинцы ...

 

В том же Египте ценностный вакуум быстро стал пленять исламистов. Поэтому неудивительно, что значительное число людей вернулось к поддержке старого режима, как гарантии сохранения светскости социально-политического устройства.

 

Тоталитарное прошлое, привило людям ощущение "винтика системы" через подчинение личности коллективному, вследствие отрицания свободы и индивидуальной ответственности за жизнь общества, - это оставило также более глубокий след в общих ценностях украинцев.

 

К сожалению, украинская общественность застряла на этапе отрицания собственной ответственности за состояние дел в государстве. Поэтому традиционный "народный" анализ сводится к примитивному «все плохо, потому что вечно" обманутой "страной управляют ублюдки". Это логика не только политических дебатов "на кухне", или большей части журналистских сообщений. Это уже прочно вошло в риторику политических сил - и не только тех, которые не находятся у власти, но и тех, которые при власти кивают на тех, кто был у власти до них.

 

Разумеется, если бы где-то в мире были безошибочные политики, то мы бы уже имели рай на земле. Однако украинская нация до сих пор грезят иллюзией, что однажды страной станут управлять ангелы под желто-голубым стягом.

 

Таким образом, пока "маленькие" немцы, британцы и швейцарцы делают государства большими - мы ждем "больших" Украинцев, которые изменят к лучшему наши "маленькие" жизни.

 

Политический фанатизм многих украинцев неутомимо пытается рисовать этих ангелов в воображении, закрывая глаза на факты, поддаваясь на манипуляции партийных штабов и оправдывая любые, в том числе и очевидно ложные, действия своих любимцев. Для преданных поклонников отдельных политических личностей в ранг истины возводиться санкционирована сверху текущая позиция по тому или иному вопросу.

 

Если же ошибки политиков не наказываются политической ответственностью, а вознаграждаются избирательной лояльностью, то политика закономерно превращается в арену боев без правил всех против всех.

 

Арену, где действенным оружием становятся цинизм, наглость, ложь, популизм и авантюризм.

 

С тенденциозных штабных заявлений, запущенных политическим технологом, искаженной журналистикой, общественными стереотипами, искажением исторического наследия - мы создали в стране абсолютно неадекватную систему ценностных координат. Она тормозит любые преобразования, а также адекватные политические действия получают неадекватную общественную оценку.

 

Дополнительно ситуацию ухудшает то, что единственный "порядок", что близко большей части украинцев - это порядок подчинения. И, учитывая это, совсем не удивляет, что украинцы позволяют стране все глубже погружаться в авторитаризм.

 

На наших глазах власть повелителей солнца, лихорадили страну своей неопределенностью по поводу часа, в котором светило должно сходить, разорила Конституцию, установив коррупционную вертикаль, захватила контроль над основными секторами экономики, и завела страну в внешнеполитический тупик.

 

Впрочем, действия этой власти были легитимизированы не только крупным бизнесом и политическими элитами, включая оппозицию. Прежде всего эти действия легализовано украинским народом, который оказался частью равнодушным к жизненно важным вопросам своего настоящего и будущего.

 

Какой же ответ дали украинцы на концентрацию влияния на все общественные процессы властью, со всеми признаками мафиозной организации?

 

Или нас устраивает беспрецедентное разворовывание государственных ресурсов, искажение экономической конкуренции, отказ от внешнеполитического безопасности курса, посягательство на гражданские права и свободы, тотальная деградация правоохранительной системы, свертывания европейских образовательных реформ, гуманитарный реванш прошлого?

 

Разве наша повседневная жизнь не затрагивает растущий непотизм имущих, блокирование социальных лифтов, разрушение предпринимательства, уменьшение экономической мобильности? Это же программа, которая задается на поколения вперед!

 

Ведь сверхбогатые семьи, захватывая все большую долю экономики, увеличивают тем самым собственное влияние на принятие политических решений в своих же интересах.

 

Однако, украинцы, привыкшие к красному режиму избегают конфронтации с властью, выбирают - приспосабливаться к любому угнетению собственных интересов.

 

Как следствие, общество не выступает в защиту важных интересов, требуя конкретных изменений, - а пытается играть с властью в навязанную игру с известным проигрышным результатом, уклоняясь от насаженных правил и нагибая их, где возможно. Лучший пример это в восприятии обществом коррупции как приемлемого способа решения любых проблем.

 

Ирландский государственник и философ Эдмунд Берк сказал, что "Все, что нужно для триумфа зла, - это равнодушие хороших людей".

 

Сетуя на каждом шагу на власть, мы собственноручно продолжаем строить систему.

 

Систему, в которой можно безнаказанно воровать - но нельзя законно зарабатывать.

 

В какой - правоохранительная система представляет наибольшую ежедневную угрозу безопасности и собственности граждан.

 

В какой - политика ненависти к оппонентам ведет к высокому уровню недоверия в обществе и препятствует конструктивному сотрудничеству между социальными группами.

 

Эволюция обществ происходит через постоянный конфликт ценностей.

 

Существование же авторитарной власти в Украине свидетельствует о социальной патологии, которые мы никак не можем преодолеть. Поэтому должны осознать, что социальный прогресс зависит от того, кем мы есть - какими ценностями руководствуемся на каждый день.

Важно обратить внимание на опасность того, что много желающих всегда готовы предложить в противовес авторитарной власти - примитивные решения, которыми упрощается действительность, и которые ведут лишь к поляризации общества.

 

Очевидно, эта примитивизация, которая часто сводится к настаиванию на замене одних скомпрометированных политиков другими по принципу "победитель получает все", не может апеллировать к требовательным избирателям, позиция которых опирается на действия и факты, а не эмоциональные манипуляции политических штабов.

 

Возможно, поэтому "реальная" оппозиция, которая в нужном себе стили не жалеет эпитетов в описании деятельности власти - все никак не может получить преимущество в общественном мнении над "преступным олигархическим режимом". Хотя интересы именно этой общественности не принимались во внимание, когда "объединенная" оппозиция голосовала за избирательный закон, целью которого было "принудить к выбору".

 

К счастью, в обществе есть ощутимый процент людей, которые не настроены воспринимать политические призывы на веру, и требуют действенной и ответственной политики, которая будет представлять их ценности и интересы.

 

Наконец, демократия требует личного ежедневной ответственности, а не только голосование раз в пять лет.

Говоря образно, демократия - это не имя существительное, а глагол.

 

Только критический и рациональный анализ позволит нам снять груз наслоений полит-технологического грязи, чтобы в стране заработала демократия. Так, демократия - это лишь средство социального поиска идеалов свободы, равенства и братства, который находится в постоянной эволюции, благодаря свободной конкуренции идей и балансировке общественных интересов.

 

Научившись отстаивать собственные интересы как свободные и ответственные за свое будущее граждане, мы сможем контролировать любую власть. И наконец полностью раскрыть возможности независимой государственности.

Роман Сон, специально для УП

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...