Перейти к публикации
Форум - Замок

Назад к России - кто следующий?


Алесь

Рекомендованные сообщения

Закарпатские русины призвали Путина организовать миротворческую операцию

 

«Новоросс. info» - "Обращаемся к вам - Президенту великой страны, страны - которая облачена договорными обязательствами с нашей страной, не являлась и не является ангажированной на колониальное порабощение Украины, а наоборот, на ее восстановление, стабильность и единство. Мы всегда чтим очень высокий уровень цивилизационных ценностей (образование, наука, занятость, стабильность и социальные блага для русинов) которые были принесены братским русским народом в Подкарпатскую Русь с осени 1944 года, и уничтожены на Украине за последние 22 года" - говорится в обращении премьер-министра Республики Подкарпатская Русь, координатора Сетевого Русинского Движения Петра Гецко

 

к Президенту России Владимиру Путину.

 

"Экстренность этого Обращения вызвана незаконным захватом власти националистами Галиции и в прилегающих к Закарпатью областях. В настоящее время над Закарпатьем, как последним западным оплотом Русского Мира, нависла опасность беспредела галицких националистов. Депутаты Закарпатского областного совета, купленные кланом прогалицких нацистов Балог, проголосовали 29 января 2014 года за упразднение законной власти Украины в Закарпатской области. Официально, действующая украинская власть и Конституция Украины с обеда 29 января 2014 года перестала существовать под Карпатами и автоматически вступает в силу неуничтожимый автономный статус Подкарпатской Руси. Очевидно, что власть в Закарпатье захвачена насильственно, под вывеской «несения демократических европейских ценностей и преобразований»" - подеркивает русинский лидер.

 

"Началась гуманитарная катастрофа для русинского народа и всех жителей Закарпатья от рук галицких нацистов и местных коллаборационистов. Захватчиками официально все государственные органы правопорядка подчинены ими созданной так называемой неконституционной Народной Раде Закарпатья. Назревает возможная новая трагедия с массовым уничтожением русинов, как это случилось 100 лет назад в австрийских концентрационных лагерях смерти в 1914 году (Терезин, Талергоф) и в 1939 г. (лагерь Думен, близ Рахова). Подкарпатская Русь – земля, где сконцентрировано управление энергетическими узлами Российской Федерации и Украины насильственным путем перешла под управление клана Балог и их приспешников из Галиции. В этой ситуации Правительство Подкарпатской Руси, Русинская общественность, просит Президента РФ, в духе братских договоренностей с Украиной, (которой сегодня, по причине разрушения ее галицкими нацистами, почти нет), произвести миротворческую операцию, на краткий период – и возобновления досоветского статуса Республики Подкарпатская Русь" - призывает Петр Гецко.

 

"Советско-украинское название с 26 ноября 1944 года - Закарпатская Украина. Наличие результатов референдума 1 декабря 1991 года, как политической воли нашего народа поддержать восстановление русинской государственности и заставило нас написать это обращение к Вам, господин Президент. Оно опирается на Решения 2-го Европейского Национального Конгресса Подкарпатских Русинов от 25 октября 2008 г., Акта провозглашения воссоздания Республики Подкарпатская Русь, избрания русинского национального Правительства Подкарпатской Руси и Решений Первого Всемирного Конгресса Подкарпатских русинов 25 04 2009 г. в чешских Пардубицах. Последний международный правовой Акт волеизъявления нашего народа в СССР – УССР – это Законный (согласно «Закона УССР о республиканских и местных референдумах» от 1991 года) местный референдум-плебисцит в Закарпатье 1.12 1991 года Уже 22 года результаты референдума - признанный Акт, легитимный документ, который выражает волю народа Закарпатья. Его поддержало большинство народа (на 76,8%), где юридически указано что «Закарпатье - специальная самоуправляемая территория, как субъект (международного права), не входящий в иные территориально-административные образования» - что значит - автономии в составе Украины. Сегодня русины края не хотят входить в состав такой Украины, где назревают галицкие нацистские беспорядки, угрожающие русинам этническими чистками. Мы, русины, как и все жители Закарпатья, имеем все международные правовые основания обратится к Вам, господин Президент, для признания восстановленной государственности Республики Подкарпатская Русь, проведения на это время миротворческой операции и нейтрализации галицкого нацизма в Закарпатье. Миротворческая роль России в мире чётко прояснилась при решении сирийского кризиса. Верим, что миротворческая роль Российской Федерации на Украине будет также успешной и в интересах страны" - резюмирует премьер-министр Республики Подкарпатская Русь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Русины - историческая справка...

Кто такие русины?

 

Руси́ны (русин. Русини, укр. Русини, словацк. Rusíni, польск. Rusini, серб. Русини, Rusini) — группа восточнославянского населения Карпат, проживающая в основном в Закарпатской области Украины и на востоке Словакии.

 

В энциклопедических изданиях русинов относят как к украинцам, так и к отдельной от украинцев этнической группе. Часть самих русинов и русинских организации считают себя отдельным народом, часть — украинцами. В СССР рассматривались (а на Украине продолжают официально рассматриваться) как этнографическая группа украинцев.

 

Расселение, подгруппы и численность

Опубликованное фото

Этническая территория карпатских русинов

 

Русины населяют Закарпатскую область Украины, Восточную Словакию (северо-восток Прешовского края; некоторая их часть проживает в странах, куда они переселились на протяжении последних нескольких столетий — Венгрии, Сербии (в Воеводине, где их язык признан одним из официальных языков края), Хорватии, США, Канаде, Австралии, России. Помимо самоназваний «русины», «русские», «руськие» и «руснаки», другими народами русины также называются как угрорусины, угрорусы, карпатороссы, рутены.

 

Всеукраинская перепись населения 2001 года зарегистрировала 10 183 русина, перепись 2002 года в Польше — 62 русина, перепись 2002 года в Воеводине — 15 626 русинов, перепись 2001 года в Венгрии — 2 079 человек.

 

Русины известны так же под именами: руснаки, руськие, угрорусины, угрорусы, карпатороссы, рутены, русины, русские. На заре становления государственности восточных славян — Киевской Руси, земли русин населяли славяне: белые хорваты, а черные хорваты населяли Чехию и южную Польшу. Земля русин с тех времён называется Закарпатская Русь. В составе Чехословакии её называли Подкарпатская Русь, а в составе Венгрии называлась Русская Крайна. В X-XI веках Закарпатская Русь входила в состав Киевской Руси и с той поры восточные славяне Закарпатья сохраняют свой этноним «русины», несмотря на перипетии истории. Австровенгерские власти использовали латинизированный этноним: «рутены» производное от «русины». На протяжении XI-XIII веков венгерские феодалы поэтапно захватывали земли русин за «засечной линией» — государственной границей, постепенно продвигая её по Закарпатью к подножью гор. Юридическое включение Закарпатской Руси в состав Венгерского королевства произошло в XIII-XIV веках. Грамоты зафиксировали обширную категорию восточнославянских названий поселений, говорящих о проживании там в рассматриваемое время восточных славян. А Киевская Русь, ослабленная сепаратизмом местных властей — княжеской междоусобицей, пала под ударами татаро-монгольского нашествия. В результате этих событий Закарпатская Русь до начала XX века входила в состав Венгерского королевства.

 

Земли современной Белоруссии и бо́льшая часть земель современной Украины вошли в состав нового центра собирания Земли Русской — Великого Княжества Литовского. Червоная Русь вошла в состав Польского королевства. Северо-восток Руси (Владимиро-Суздальская Русь) оказалась под властью Золотой Орды, и только на севере Господин Великий Новгород — «республика» народного веча сохранила независимость (эту землю скандинавы называли «страной городов» — Гардарикой).

 

В дальнейшем Великое Княжество Литовское объединилось с Королевством Польским в двуединую федерацию — Речь Посполитую («Общее Дело») Обоих Народов. Позднее южная часть Великого Княжества Литовского была передана под управление Польши, а земли будущей Белоруссии вместе с собственно литовскими землями остались под управлением Вильны, что и послужило толчком к разделению западнорусских земель и обособлению белорусского и украинского народов.

 

Православная Церковь Закарпатской Руси вынужденно вступила в унию с Римом, образовав униатскую греко-католическую церковь после оформления 24 апреля 1646 года Ужгородской унии. С того момента принадлежность к униатству стало этническим сигналом принадлежности к славянскому этносу русин. Как и раньше, русины подвергались ассимиляции. В результате ассимиляции русин и утраты ими русиноязычия, униаты появились среди румын, венгров и словаков. Этническая территория русин постепенно сокращалась и к середине XIX века она немного превышала 50 тысяч кв. км.

 

В 1910 году доля в многонациональном Венгерском королевстве русиноязычного населения сократилось до 2,6 % в результате ассимиляции русин, а доля униатов с 5,4 % снизилась незначительно до 5,2 %. Потомки русинов, утрачивая язык, старались сохранить принадлежность к униатству. В 1910 году численность русин была такова: униатов 472 тысячи, католиков 3 тысячи, а православных сохранилось только 7 тысяч. Принятие униатства повидимому защитило русинов от более быстрых темпов ассимиляции. Численность униатов у других этносов региона в результате ассимиляции русин в 1910 году стала таковой: венгероязычные униаты 247 тысяч, румыноязычные униаты 121 тысяча, а словакоязычные составили 102 тысячи. Во взаимоотношениях русин со словаками скорее шёл процесс не ассимиляции, а процесс консолидации славян Венгрии, языки которых очень схожие. Образовался переходный субэтнос словако-рутены по вере греко-католики, а по языку переходный диалект словацкого языка. Численность словако—рутенов в 1830 году была 12 тысяч, а к 1910 достигла уже 110 тысяч человек. В результате ассимиляторской политики австровенгерских властей в Закарпатской Руси шёл интенсивный процесс сокращения числа русиноязычных деревень, аналогичный таким же процессам в Германии, сокращения числа славяноязычных деревень у лужичан в Полабской Сербии и поморян-кашубов в Поморянии (Померании). В 1810 году в Закарпатье было 776 русиноязычных деревень, в 1830—756, а в 1880 их уже осталось 517. Несмотря на ассимиляцию русин и их эмиграцию за океан, падения доли русин в населении края, их численность всё-таки увеличивалась. В 1810 году русин-униатов было 430 тысяч, в 1910 русин было 482 тысячи, в 1930 их число достигло 570 тыс., а в 1979 — 978 тыс. человек. На территории Словакии численность русин уменьшилась, в 1810 году их было 153 тыс., в 1900 — 83 тыс., а в 1980 их осталось 47 тысяч. В Румынии сейчас осталось 32 тысячи человек русиноязычного населения, которое сосредоточено в основном на реке Русковой. В Венгрии русинский язык вышел из употребления. В Румынии живут также украинцы в Буковине и Липоване — русские в дельте Дуная и городе Тульча. В Кошице в Словакии русины проводят национальные собрания. Венгерские феодалы приглашали в Закарпатскую Русь на поселение украинцев из польской Галиции, по—видимому, в связи с существованием контактов с Галицией можно рассматривать русин, как субэтнос украинской нации, которые смогли сохранить древний этноним — русские — русины. По площади Закарпатская область Украины составляет 12,8 тыс. км², в 1979 году там проживало 978 тыс. русин.

в Словакии

 

На востоке в сёлах преобладают русины, на западе же встречаются лишь отдельные русинские деревни. Крайними западными точками считаются деревни Литманова и Остурня (49°20′00″ с. ш. 20°14′00″ в. д.) у Старой Любовни.

 

Перепись 2001 в Словакии зафиксировала 24 201 русина. Наиболее высокая концентрация русинского и украинского (по выбранным во время переписи национальностям) населения наблюдается в районах Медзилаборце и Свидник. Русинское население Словакии сосредоточено главным образом в деревнях в горных массивах Спишска Магура, Левочске Врхи, Чергов, Низкие Бескиды, Сланске Врхи, Вигорлат, Буковске Врхи.

 

Данные переписи 2001 года в Словакии, русинское и украинское население в процентах

 

Район %

Район Медзилаборце 45,4

Район Свидник 13,0

Район Снина 11,6

Район Стропков 6,1

Район Гуменне 5,0

Район Бардейов 4,2

Район Стара Любовня 4,5

Район Прешов 1,4

 

В среде карпатских русинов происходят сильные процессы ассимиляции. Более точную картину прошлого состояния заселения края русинами может дать процентное соотношение православных и грекокатоликов:

 

Данные переписи 2001 года в Словакии, православное и грекокатолическое население в процентах

 

Район %

Район Медзилаборце 84,5

Район Свидник 56,3

Район Стропков 48,3

Район Собранце 43,9

Район Снина 43,2

Район Стара Любовня 33,0

Район Михаловце 25,6

Район Бардейов 24,5

Район Вранов-над-Топлёу 24,4

Район Требишов 24,2

Район Гуменне 21,2

Район Сабинов 11,3

Район Гелница 10,6

Район Прешов 8,8

 

 

Этноним и идентичность

 

Русины — потомки древнерусской народности, из которой, как указывала советская историография, выделились русские, украинцы и белорусы. Русин — самоназвание населения Древней Руси. Как этноним слово русин — производное от слова Русь. В письменных источниках впервые встречается в Повести временных лет и употребляется наряду с руський, людий руских — так именуются русские люди, относящиеся к Руси; встречается также в договорах Олега с греками 911 года (упоминается 7 раз) и Игоря 945 года (упоминается 6 раз), договорах Смоленска с немцами, и позже употребляется как этноним в Галицко-Волынском княжестве, Великом Литовском княжестве, название русских людей в польских текстах XIII—XX веках. Так же этот этноним употреблялся и в Русском царстве.

 

К середине XIX в. этноним «русин» оставался широко распространённым в качестве самоназвания населения Карпатской Руси (Галичина, Буковина, Угорская Русь), чьи земли находились под владением Австро-Венгрии, а также населения севера Бессарабии и Холмщины. До начала XIX века проблема национальной идентификации не поднималась, и населению края грозила полная утрата самостоятельности — в местах проживания русинов проводилась агрессивная полонизация и мадьяризация. Но в 1848 году, во время венгерской революции, произошёл подъём национального самосознания в среде подкарпатской интеллигенции, началось распространение «русофильских» настроений в обществе. «Будители» заявляли о том, что русины это тот же народ, что и население Малороссии, а следовательно часть единого русского народа. Австро-венгерские власти, обеспокоенные венгерскими и польскими антиправительственными выступлениями, решили заручиться поддержкой русинов и оказывали поддержку их самоорганизации. Но австрийцы видели опасность в возрождении общерусского национального сознания, и за русинами был официально закреплён термин «Ruthenen» (рутены), в отличие от «Russen» — русских (российских подданных). Губернатор Галиции граф Стадион фон Вартгаузен заявил русинам, что они должны отречься от национального единства с остальной Русью и развивать свою культуру как самостоятельную.

 

Сами русины называли себя в единственном числе русин, а во множественном числе — русскими (с орфографическими вариантами — руськими, рускими), веру свою — русскою, свой народ и язык — русскими. В свою очередь русины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, долиняне и другие. Второй этноним населения Карпатской Руси — руснак. Население Карпатской Руси издавна проживало в соседстве с католиками-поляками. Само слово «руснак» возникло как противопоставление этнониму «поляк».

 

В 1860-х гг. в Галичине произошёл раскол национального движения на «русофилов» и «украинофилов». Вначале разногласия были незначительными, и не носили системного характера. Русофилы продолжали отстаивать идею единства русинов с остальным русским народом, пользовались «язычием», а позже — литературным русским языком, а украинофилы выступали за создание / принятие украинского литературного языка на народной основе, то есть «принять наш письменный язык с Украины» (в то время входившей в Российскую империю). Но впоследствии два эти направления превратились во враждующие лагеря. В конце XIX века австрийское правительство поддержало украинофилов, а против русского движения была развязана борьба. Русофилы подвергались судебному преследованию, начало чему положил «Процесс Ольги Грабарь», их организации, школы и типографии закрывали, а самих сажали в тюрьмы и высылали из страны.

 

В мае 1910 года австрийские власти закрыли все русинские организации Буковины, а также русские бурсы (общежития для учащейся молодёжи) в Черновцах и Серете. Имущество организаций было конфисковано. Причиной запрещения деятельности русских организаций были голословные обвинения в шпионаже и государственной измене.

 

Во время Первой мировой войны многие (не менее 20 тысяч) русины были заключены австрийскими властями в концентрационные лагеря Талергоф и Терезин.

 

После распада Австро-Венгрии и появления возможности легализовать русское движение в декабре 1918 во Львове был создан Русский исполнительный комитет, который стоял на антибольшевистских позициях и способствовал созданию военного подразделения из русских галичан в составе деникинской Добровольческой армии.

 

Значительная часть населения Буковинской Верховины во время румынской переписи населения 1930 года выбрало этноним гуцул, а не украинец или русин. После территориального раздела 1940 года на территории Румынии оказалась значительная часть гуцулов, составляющих сейчас по разным оценкам около трети или чуть более всего украинского населения Южной Буковины. Контакты между обеими группами были существенно затруднены в силу различных причин. Вследствие чего украинцы, проживающие в высокогорных и труднодоступных районах, в значительной мере вообще были исключены из общеукраинского контекста.

Карпатские русины

 

Перепись 2001 года в Словакии показала довольно сложную картину принятия разных идентичностей среди в прошлом однородного русинского населения: 24 201 гражданин Словакии считал себя русином (в том числе 1178 с родным языком словацким и 83 — с родным языком украинским), 10 814 — украинцами (из них 2996 — с родным языком русинским), 28 885 — словаки с родным языком русинским, 1342 — словаки с родным языком украинским. Исходя из этого некоторые русинские организации Словакии провели в 2001 году сбор подписей за объединение в бюллетенях переписи населения граф «русин» и «украинец» в одну графу, но это предложение было отклонено. В настоящее время процесс ассимиляции словацких русинов идёт быстрыми темпами, причиной является отток населения в благополучную западную Словакию из-за высокого уровня безработицы в русинских районах (которая может доходить в некоторых местах до 80 %). Печальным «рекордом» является деревня Прикра у Свидника, где осталось всего 5 жителей и которая стала, таким образом, самым маленьким населённым пунктом Словакии.

 

До 1918 года в отношении коренного населения Галичины, Буковины и Карпатского региона редко употреблялся этноним «украинец, украинский», хотя существовало много различных названий. После 40-летней украинизации украинское самосознание приобрела только часть русинских жителей восточной Словакии.На сегодняшний день исконный русинский этнос разделился на две составляющие, вместо одной — существуют две национальности, с одинаковым происхождением и прошлым, так как при переписи населения в 1991 г. к русинам причислили себя 16937 человек, а к украинцам 13847 по происхождению русинов.

Неоднородность русинства

 

Русинское политическое движение в силу исторических и экономических причин изначально неоднородно. Ныне можно вести речь как минимум о четырёх:

 

Прословацкое течение, исходящее из того, что русины являются особым восточнославянским народом наравне с русскими, украинцами, белорусами и имеют независимую от Украины историческую и политическую традицию Подкарпатской Руси. В частности, оно ориентируется на положительный опыт автономии Закарпатья в составе Чехословакии в 1920—1938 годах. Словакия поддерживает русинское движение, признавая русинов на входящей в её состав части Закарпатья национальным меньшинством, содействует его развитию на государственном уровне. Многочисленная зарубежная (американская и западноевропейская) русинская диаспора находится, в основном, на этих позициях. Активным деятелем этого движения является канадский учёный Пол Ро́берт Маго́чий — исследователь истории Украины и Подкарпатской Руси, этнических групп современной Канады (словак по матери).

 

Мадьярофильское (провенгерское) течение, пропагандирующее концепцию происхождения русинов в результате славянизации венгров. В соответствии с этой версией венгры обрели в Закарпатье новую Родину.

 

Пророссийское течение, имеющее сходную теоретическую базу с прословацким, но ориентированное на более тесные связи с Россией по примеру ПМР и др. Оно вобрало в себя много русофильских элементов XIX века как осознание своей принадлежности к единому русскому народу «от Карпат до Камчатки».

 

Проукраинское течение, признающее русинов этнической группой в составе украинской нации, но отстаивающее необходимость более выраженного сохранения русинской культуры, наречия, самобытности. Это течение активно сотрудничает с украинскими организациями и государственными структурами. Представители этого течения рассматривают слово «русины» как старинное, первоначальное самоназвание украинцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Крах эмигрантской модели

 

Крымский вопрос привёл к окончательному расколу в Координационном совете соотечественников Эстонии, считает редактор «Балтийского мира» Дмитрий Кондрашов.

3 04 2014

 

 

События на Украине и в Крыму, проявившие готовность и способность России к защите своих соотечественников, безусловно, станут новым импульсом к консолидации и некоторой перегруппировке движения соотечественников во всём мире. Такими импульсами, позволявшими ощутить своё единство и обозначить маркеры «свой» и «чужой» в среде русского рассеяния, ранее были: эпопея борьбы за русские школы в Латвии, оборона Бронзового солдата в Эстонии и война 08.08.08 в Южной Осетии.

 

Каждый из этих импульсов вызвал эмоциональную сопричастность русских со всего мира к общим проблемам, единение на основе общих ценностей — мы все сплачивались с нашими братьями и сёстрами и стремились оказать им поддержку. И если бы соотечественники и Россия не прошли этим путём, путём горестей и радостей, поражений и побед, если бы мы в ходе этих событий не ощутили себя цивилизационной общностью, рассеянной по всему миру, но единой вокруг ядра нашей цивилизации — России, то, возможно, два с половиной миллиона из нас — жители Крыма — не смогли бы сегодня испытать счастья воссоединения со своим народом.

 

В их, а вернее и в нашей общей, победе немалый вклад несгибаемых русских Прибалтики, чьё многолетнее противостояние этнократическим элитам и реинкарнации нацизма как государственной идеологии своих государств стало примером для крымчан. Поэтому не случайно то, что прошедший киевский майдан командир перешедшего на сторону народа крымского подразделения «Беркута» при знакомстве с защитником Бронзового солдата Максимом Ревой протянул ему руку как соратнику по антифашистской борьбе.

 

Безусловно, сегодня Прибалтика и Крым связаны общей историей, общей судьбой, а русские Прибалтики для крымчан — герои, принявшие на себя первый удар по нашему Русскому миру и продолжающие не сдаваться. Это многолетнее сопротивление делает русские общины Прибалтики важнейшим и наиболее динамичным, генерирующим смыслы Русского мира элементом нашей цивилизационной общности. Поэтому именно русские Прибалтики, к которым после крымских событий вновь будет приковано внимание, становятся двигателем консолидации международного сообщества российских соотечественников. Это оправдано не только потому, что, как и украинские собратья, русские Прибалтики находятся на переднем крае противостояния общим цивилизационным угрозам, но и по ряду причин, о которых стоит напомнить отдельно.

 

Русские общины Прибалтики хотя и не самые многочисленные, но отличаются компактностью проживания и способны в определённой мере диктовать экономическими и политическими методами правила игры в регионах компактного проживания, и если в Риге, Таллине и Клайпеде русских около половины, то в некоторых регионах -количество проживающих там российских соотечественников превышает 90 процентов. Это позволяет, несмотря на сильнейшее ассимиляционное давление со стороны государства, на протяжении 23 лет сохранять полную языковую среду и даже в значительной мере образование на родном языке. Результатом сохранения языка стала возможность сохранения и даже воспроизводства русской интеллектуальной и общественной элиты. Особенно в этом преуспела русская община Латвии, где сейчас фактически происходит смена поколений — то есть община смогла не только сохранить советское интеллектуальное наследие, но и вырастить потенциальных лидеров, обладающих навыками общественной деятельности в европейском пространстве.

 

Кузницей новых кадров, безусловно, стал Штаб защиты русских школ, а закалялись они в правозащитной партии ЗаПЧЕЛ. В Эстонии такой школой элиты стал «Ночной дозор», через который на общественную арену вышла целая плеяда молодых лидеров. И хотя многие из них были выдавлены из Прибалтики в Европу и Россию, большинство из них сохраняют связи с родными странами и активно участвуют в жизни общин, внося в их деятельность уже опыт европейских и российских реалий, тем самым укрепляя связи с Россией русских общин Прибалтики.

 

Вторая особенность прибалтийского Русского мира в том, что он, как и русское население Крыма и ряда других постсоветских стран, родился в результате исторических процессов, приведших к естественному расселению народов России на этих территориях. Прибалтийские русские не эмигранты, покинувшие Россию добровольно. Как раз к Прибалтике вполне применим тезис о разделённом русском народе, так как отрыв от ядра русской цивилизации произошёл не по их доброй воле, а вследствие уже других исторических процессов. Это обуславливает высокую степень пророссийских настроений и сильнейшее эмоциональное и духовное единство с народами России. Что в свою очередь позволяло русским общинам Прибалтики развиваться в большей степени синхронно с российским обществом, а порой даже оказывать на него сильное политическое и культурное влияние, причём в гораздо большей степени, чем претендующим на роль связующего звена России и Европы эмигрантским кругам разных потоков эмиграции.

 

В совокупности эти причины обеспечивают крайне высокий человеческий потенциал русских общин Латвии, Литвы и Эстонии, чему доказательством является достаточно высокий показатель успешности выходцев из этих общин как в России, так и в других странах. Также можно отметить и определённые успехи в отдельных «отраслях» строительства Русского мира.

 

Например, на мой взгляд, именно трудами русских правозащитников из Латвии и Эстонии русская национальная правозащитная парадигма, которая сегодня при поддержке России оформляется в национальную, общерусскую школу защиты прав человека. И тем противоречивее выглядит то, что на фоне явных успехов в сохранении русскости в создании её смысловой парадигмы на международном уровне русские общины в Прибалтике крайне слабы политически и организационно. И к сожалению, все меры по усилению консолидации структур русских общин не приводят к улучшению ситуации.

 

Последний пример — крымский вопрос привёл к окончательному расколу в Координационном совете соотечественников Эстонии и в движении соотечественников в целом. Большинство членов совета, в том числе член Всемирного координационного совета Андрей Красноглазов и председатель Координационного совета Сергей Юргенс, отказались принять заявление о поддержке народа Крыма и России, что привело к созданию новой структуры соотечественников — Русского альянса, в который объединились те русские организации Эстонии, которые выступили на стороне России в политическом и духовном аспектах, не побоявшись быть обвинёнными властями Эстонии в том, что они «пятая колонна» России.

 

Не в столь трагичной форме дискуссии, создавшие линию напряжения по крымскому вопросу, состоялись и в среде соотечественников Латвии и Литвы. В итоге сегодня стало абсолютно понятно, что попытки консолидации организаций соотечественников на основе принципа «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», провалившиеся в Крыму, потерпят крах и в Прибалтике.

 

Причиной кризисной ситуации стало достаточно противоречивое решение России об объединении в единую политику сотрудничества с соотечественниками двух различных направлений сотрудничества — поддержки той части народа России, который пребывает в состоянии раздельности и сотрудничества России с эмигрантскими общинами разных потоков. Это решение вывело Русский мир из изоляции на, можно сказать, глобальный простор.

 

Активисты движения соотечественников из Прибалтики обрели множество партнёров и друзей во всём Русском мире. Именно обретённые в результате этого решения связи позволили русским общинам Прибалтики формировать общую повестку дня русского зарубежья, и уже в 2007 году памятник погибшему в Эстонии в апрельский кризис Дмитрию Ганину был поставлен всем Русским миром. И именно прибалтийские русские и русскоязычные люди играют ведущие роли в международных общественных организациях, являющихся костяком консолидации русского зарубежья, и они же взяли на себя миссию представления интересов русского рассеяния в международных и межгосударственных организациях, таких как ООН, ОБСЕ, Европарламент. И, как ни странно, именно эти люди зачастую не представлены в страновых координационных советах соотечественников.

 

Почему же нет пророка в своём Отечестве? Потому что распространение мировой модели работы с соотечественниками принесло и негативные аспекты. Универсальный принцип модели взаимодействия с Русским миром не учёл различие интересов эмигрантских общин — людей, покинувших Россию добровольно или -вынужденно стремящихся к сохранению русскости, и, напротив, постсоветского русского рассеяния, стремящегося к воссоединению народа и совместному развитию. Причём эмигрантская модель в большей степени оказалась рассчитана на малочисленные общины или достаточно узкий круг активистов, не желающих ассимиляции на новой родине, и на их достаточно скромные потребности — в основном культурные и туристические.

 

В развивающихся общинах Прибалтики реализация построения работы координационных советов по эмигрантской модели не соответствовала реалиям — слишком эти общины многочисленны для того, чтобы решить их проблемы полностью за счёт России, и слишком они сложны для опоры исключительно на российские силы. Среди них и проблема безгражданства, сохранения образования на русском языке, борьба с этнократическим характером прибалтийских режимов, проявляющемся в дискриминации и русофобии. Однако избыточные в условиях Прибалтики хозяйственные и административные функции, взятые на себя координационными советами, привели к доминированию местечковых по целям и задачам организаций соотечественников.

 

А между тем стоящие перед русскими общинами Прибалтики проблемы имеют истоки в глобальных процессах и решаются исключительно путём инициирования глобальных процессов и участия широких слоёв соотечественников в них. В этом дисбалансе и скрывается причина того, что Русский мир Прибалтики сегодня развивается без участия его местного «руководства», а движение соотечественников так и не вышло из маргинального поля, хотя именно в этом была задача, поставленная координационными советами.

 

Ялтинские решения Всемирного координационного совета, как уже было отмечено в журнале «Балтийский мир», показывают, что данная проблема вполне осознанна — эти решения перестраивают систему координационных советов от исполнения функций собесов в инструмент широкой межстрановой координации, а принятие решений переносят со странового на региональный уровень. Возрастает роль Конгресса соотечественников — прямого представительного инструмента взаимодействия русского мира с Россией. То есть можно сказать, что происходит, в хорошем смысле, «балтизация» Русского мира.

 

При этом важно отметить и то, что эмигрантская модель сегодня не отвечает потребностям соотечественников и в традиционно эмигрантских странах, так как в этих русских общинах за последние десять лет произошли качественные изменения. Например, в Финляндии сегодня значимую роль стали играть выходцы из русской общины Эстонии и новое поколение зарубежных русских — тех, кто не расстался с Россией, а просто живёт там по самым разным причинам — семья, работа, образование, — оставаясь гражданином России и частью русского народа.

 

Подобная ситуация начала складываться и в Польше. В совокупности эти процессы привели к снижению уровня ассимиляции и укреплению русских общин как самодостаточных элементов общества, так же как и в Прибалтике.

 

Подобные качественные изменения существенно приближают интересы русских из этих стран к интересам русских Прибалтики. А значит, появляется возможность выработки общей стратегии и общей программы действий, и поэтому можно прогнозировать возникновение на месте прибалтийского ареала Русского мира новой общности, охватывающей большинство стран Балтики и в основе которой может стать опыт русских Латвии, Литвы и Эстонии, а в свою очередь общины этих стран сделают ещё один, новый шаг в глобальное пространство.

 

Источник - «Baltija.eu».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В Госдуме требуют признать развал СССР незаконным

 

10.04.2014

 

Группа депутатов из путинской "Единой России", ЛДПР Жириновского и компартии взялись за реставрацию Советского Союза. Начали традиционно с поиска виновных в том, что в 1991 г. эта страна перестала существовать.

 

Об этом говорится в сюжете спецвыпуска ТСН.

 

От генпрокурора Российской Федерации требуют не много ни мало - признать распад СССР незаконным. По мнению депутатов, это даст "правильную историко-политическую картину, которая позволит сделать достоверные выводы", а также "толчок национально-освободительному движению на территории стран бывшего СССР".

 

Читайте такжеДепутаты Госдумы требуют судить Михаила Горбачева за развал СССР

 

Эта же группа реставраторов просит Генпрокуратуру проверить, не был ли американским шпионом бывший президент СССР Михаил Горбачев и не он ли умышленно разваливал Союз.

 

Сам 83-летний Горбачев ныне живет в Германии. По телефону объяснил, что свой вклад в распад СССР не видит. "Я думаю, что надо будет старую Думу собрать, кто жив, и показать кадры, где они голосуют и "Ура!" кричат за Беловежские соглашения. Я думаю, для серьезного разговора здесь темы нет", - отметил экс-лидер Союза.

 

"Люди, видимо, решили все проблемы в России. Уже нет их - займемся глупостями, придумаем что-то. Главное, чтобы писали о нас, чтобы все говорили", - прокомментировал инициативу депутатов Госдумы. Сам Горбачев тоскует за потерянной страной. Однако наказать за смерть СССР советует других.

 

"И тех, кто принимал решения, и тех, кто подтверждал голосованием. Я здесь к чему? Я на тот момент уже покинул пост", - отметил последний руководитель Советского союза. Первый президент Украины юридическую сторону ликвидации Советского союза считает безупречной: право народов на самоопределение было записано в конституциях союзных. Кроме того, Беловежские соглашения ратифицировали парламенты стран-участниц.

 

"Если депутаты Госдумы хотят пересмотреть этот вопрос, то они могут просмотреть только в России, не в Украине, ни в других государствах. Ясно, что оно заказное и следует из речи их вождя Путина, который сказал, что Украина не очень законно вышла из СССР. Так тогда и Россия не очень законно? И тогда Путин не очень законный президент не очень законного государства?", - улыбается один из подписантов Беловежских соглашений Леонид Кравчук.

 

Идея возродить великий и могучий преследует Владимира Путина уже давно. Развал СССР он называет не иначе как трагедией. Три года назад Госдума приняла закон "О соотечественниках" - все, кто имел советский паспорт, могут получить российский по упрощенной процедуре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

У России нет планов возрождать СССР, заявил Путин

 

Утверждения о том, что Россия пытается установить свое влияние на постсоветском пространстве, ошибочны — это инструмент информационной борьбы, заявил глава российского государства.

 

С.-ПЕТЕРБУРГ, 24 мая — РИА Новости. Утверждения о том, что Россия пытается установить свое влияние на постсоветском пространстве, ошибочны — это инструмент информационной борьбы, заявил в субботу президент России Владимир Путин.

 

«Нам пытаются приклеить этот ярлык — ярлык того, что мы собираемся восстановить империю, Советский Союз, подчинить всех своему влиянию. Это абсолютно не соответствует действительности», — сказал он на встрече с руководителями мировых информагентств в Санкт-Петербурге.

 

Ничего, говорящего о планах о воссоздании СССР, нет и в проекте договора о создании Евразийского экономического союза, заявил Путин.

 

«В ближайшие дни будет подписан договор о создании Евразийского экономического союза. Посмотрите на этот документ. Просто посмотрите на него экспертным взглядом, посмотрите непредвзято. Что там есть от воссоздания империи? Ничего, ноль. Исключительно вещи, касающиеся объединения усилий в сфере экономики», — сказал он на встрече с руководителями мировых информагентств в Санкт-Петербурге.

 

Путин добавил, что у России, в частности, никогда не было планов по присоединению Крыма. По его словам, Россия стремится к выстраиванию интеграционных процессов на постсоветском пространстве, но не для того, чтобы восстановить СССР или какую-то империю, а чтобы использовать конкурентные преимущества, имеющиеся у государств, созданных на постсоветском пространстве. По его словам, это конкурентные преимущества, основанные на общем языке, общей инфраструктуре и глубоком уровне кооперации между предприятиями, а также хороших наработках в сфере науки и образования, которые можно использовать для успешной конкуренции на мировых рынках и повышения уровня благосостоянии граждан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...