Алесь Posted November 9, 2010 Share Posted November 9, 2010 Дени Лабур Семь тел человека в Герметической астрологии Авторизованный перевод с английского и староанглийского Каринэ Диланян Предлагаем вашему вниманию материал, мало известный современным астрологам, освещающий герметическую доктрину инкарнации души в физическое тело и развоплощению после смерти. Западная концепция нисхождения души через планетарные сферы и механизм ее возвращения на небеса роднит европейское и восточное мировоззрения и дает понимание общих корней Герметических трудов и священных текстов Востока, в том числе знаменитой Тибетской Книги мертвых - Бардо Тходол. Главная доктрина астрологии рождения покоится большей частью на астральной теологии, родившейся в Вавилоне и получившей развитие в греко-римскую эпоху. Астрологи Юлиан-халдей и его сын Юлиан-теургик, жившие во времена императора Марка Аврелия (121-180 до н.э.) были авторами Халдейских Оракулов, учения, которое было популяризировано философами - неоплатониками Порфирием и Ямвлихом. Афоризмы Халдейских Оракулов позднее были реконструированы через комментарии и цитаты языческих и раннехристианских авторов. Согласно халдейскому учению: - Планетарные сферы считались серией концентрических сфер, простирающихся до сферы неподвижных звезд, с землей, находящейся в центре системы. - Подлунные тела (между лунной и земной орбитой) были смешанной природы: они состояли из сочетаний четырех взаимопревращающихся элементов: воды, земли, воздуха и огня, а потому были подвержены разрушению и порче. - Тела, находящиеся за пределами лунной орбиты, напротив, состояли из чистого огня или пятого элемента - квинтэссенции, вещество которой образовывалось от непрерывного движения ее сущности. Из этого следовало, что все небесные тела были неразрушимыми. По отношению к Земле, их статус определялся периодом обращения по зодиаку: чем медленнее было вращение, тем дальше находилась планета от Земли. Это представление определило халдейский ряд, относящийся еще ко второму веку до нашей эры. Каждая сфера была представлена божеством, начиная с первой сферы, включающей Землю: - сфера лунной богини Гекаты, описывающейся орбитой Луны; - сфера Гермеса, описывающаяся орбитой Меркурия, и включающей сферу Луны; - сфера Афродиты, описывающаяся орбитой Венеры, включающей сферу Меркурия; - сфера Аполлона - это Солнце - включающая в себя сферы Луны, Меркурия и Венеры; - сфера Ареса (Марса); - сфера Зевса (Юпитера); - сфера Хроноса (Сатурна); наконец, семь планетарных сфер были заключены в восьмую, сферу неподвижных звезд, вмещавшую Зодиак; далее шли сферы, находящиеся за планетами: сферы богов, сфера Демиурга, присматривающего за творением и сфера Перворазума. Наконец, позади Вселенной, простершейся так далеко, находился Создатель мира, Он, кого Халдейские Оракулы называли Отцом. Эта система прошла долгий путь становления. Регулярность небесных возвращений привела вавилонян к мысли, что в них была скрыта работа упорядочивающего интеллекта, тем более, что они связывали звезды с богами. Пифагор провозгласил доктрину “идеальной сферы”, которая как он считал, должна быть естественной формой земли и небесных тел. Далее он учил, что земля была сферой, покоящейся в центре мира. Евдокс Книдский (родился в 408 году до Р.Х.) сформулировал теорию концентрических или точнее гомоцентрических сфер. Эта система мира стала очень популярной во времена золотого века схоластики и через посредство Аристотеля, отразилась в “Сумме теологии” Фомы Аквинского и в “Божественной Комедии” Данте. Аристотель интегрировал систему гомоцентрических сфер в своей “Физике”, увязав правильные геометрические формы с физической реальностью. Этот подход унаследовал греческий астроном и астролог Клавдий Птолемей (2 век н.э.). Он считал планетарные сферы эфирными оболочками, заставляющими планеты двигаться по своим орбитам. Явное незнание глубочайших смыслов и стойкая приверженность аристотелевским принципам, привели Птолемея к обоснованию системы как астрономической модели, и он объяснил астрологию с точки зрения “планетарных (небесных) влияний” без религиозного или философского значения. Таким образом, теория, согласно которой земля находится в центре мира, с планетами, обращающимися вокруг нее, сформировала основание геоцентрической астрономической модели, так называемой “Птолемеевской системы”. Ложная в физическом плане, на котором базировался Птолемей, эта система “правдива” с символической точки зрения, точки зрения геометрии человеческой души, в том смысле, что с самого начала, земной человек всегда наблюдал Луну и другие планеты, обращающиеся вокруг него. ИНКАРНАЦИЯ ДУШИ В халдейской теологии сферы представляли собой миры, управляющиеся планетарными богами, души пересекали эти миры по пути к инкарнации, и в момент восхождения после смерти. В сне Сципия, который заканчивает 6 книгу “Республики”, Цицерон говорит без всяких недомолвок: ”Человек наделяется душой, которая происходит от тех вечных огней, которые вы называете звездами и светилами, которые имеют круглую и сферическую форму, оживлены священными духами, совершают вращения и скитаются по своим орбитам с восхитительной быстротой.” В соответствии с этими учениями, человеческая душа живет в божественном, небесном мире. Затем она вступает в земной мир через зачатие и рождение, приобретая физическое тело. На своем пути к инкарнации, душа проходит через планетарные сферы, получая тонкое, так называемое, “астральное тело”. Как в земной жизни, рожденный человек каждый день надевает множество одежд, от тонкого белья до тяжелого пальто, так и горящее пламя человеческой души, в процессе ее нисхождения от источника Вселенной к земному телу, облекается в субстанции тех сфер, через которые она проходит. Это астральное тело включает в себя “добродетели” (качества и инстинкты) полученные от планетарных сфер, которые оно пересекает. В земной сфере, эти качества отражены в конфигурации планет в момент рождения. “Комментарий к сну Сципия” Макробиуса таким образом описывает нисхождение души через планетарные сферы: “Души, живущие на небесах, свободны от всех материальных влияний. Но те, купающиеся в вечном свете, которые с высоты бросили взгляд вниз на тела и на то, что здесь внизу назовется жизнью, и в которых пробудилась тайная тяга к жизни, постепенно притягиваются вниз ближе к нижним областям мира тяжестью своих мыслей. Это не внезапное падение вниз, но постепенное, градус за градусом. Душа, безупречно сформированная, не сразу облекается в земную плоть, но незаметно, через цепь изменений, происходящих одно за другим, удаляясь от чистой и простой субстанции, в которой они пребывали, опоясывая и обволакивая себя субстанциями планет. Так, в каждой сфере, находящейся ниже сферы неподвижных звезд, она закутывает себя в различные слои эфирной материи, которая незаметно формирует промежуточные оковы, которыми она соединяется с земным телом, так что испытывает столько деградаций или столько смертей, сколько сфер она пересекает” (Часть XII). Качества, которые приобретает душа, проходя через планетарные сферы описываются так: ”И в процессе нисхождения, душа не только принимает новые оболочки материи от этих сияющих тел, но и обретает различные способности, которые она должна упражнять (развивать) с помощью физического тела. От Сатурна она получает рассудительность и понимание, или то, что называется логическими и созерцательными способностями; от Юпитера - силу действия или исполнительную власть, Марс дает ей доблесть, необходимую для предприимчивости и горячее усердие; от Солнца она получает силу изобретательства, которая используется для чувств и воображения; Венера движет ею через страсти; от сферы Меркурия она получает способность выражать и произносить - что она чувствует и думает; наконец, от сферы Луны она получает силу, необходимую для распространения через рост и увеличения тел. Эта лунная сфера, последняя и самая нижняя по отношению к остальным небесным телам, является первой и высшей по отношению к земным телам. Лунное тело, являющееся сгустком небесной материи, в то же время, является чистейшей субстанцией животной материи” (Часть XII). Это учение лежит в основе древней практики астрологии рождения. В гороскопе рождения “халдеи” видели карту астральных тел, которая структурировалась в ходе путешествия души через планетарные сферы. Правильно интерпретированная, эта карта могла открыть части, из которых складывалась натура урожденного, состоящая из плотной материи и более тонкой. Она могла говорить о его “даймоне” или ангеле-хранителе, который сопровождал душу в ее путешествии сюда, в земной мир и наблюдал за выполнением душой ее судьбы. (Некоторые философы считали судьбу непреклонной. Философы неоплатоники и герметисты не были столь строги. Признавая ее наличие, они считали возможным уменьшить ее воздействие, Ямвлих (в “Мистериях Египта”) писал, что определенный характер личного даймона определялся самой сильной планетой урожденного, а Порфирий около 263-8 г. н.э. писал “Благословен тот, кто зная свою генитуру, и наличие собственного даймона, избегает судьбы”.) Он мог описать, поэтому, земное существование, которое тяготело над ним. ВОСХОЖДЕНИЕ ДУШИ Пемандр, первый трактат Корпуса Герметикум открывает, что происходит с душой в момент и после смерти. Чтобы вернуться к первоначальной божественной чистоте, душа должна пройти процесс “разоблачения” или освобождения от астральных одежд, в которые она была облачена, в порядке, обратном тому, при котором душа облекалась в астральные одежды. Вначале душа освобождается от материальных элементов, с которыми она столкнулась в последнем месте своего пребывания, а именно от веществ, которыми природа снабдила тело. В последнем месте она оставляет первый материальный элемент, с которым она встретилась во время своего падения, а именно астральное облачение высшей сферы. Смерть влечет за собой последовательность эффектов: - тело предается земле для разложения на составные части, исчезает видимая форма; - характер - (индивидуальная зависимость от смешения элементов-стихий), отныне инертный, передается личному даймону - (ангелу-хранителю, который в момент рождения берет под опеку новорожденного.) - телесные чувства возвращаются к соответствующим планетным источникам. - гнев и похоть, иррациональные страсти, возвращаются к беспричинной природе После этого первого раздевания, душа начинает свое восхождение, Воспаряя ввысь, через скорлупы сфер, она сбрасывает на каждой стадии определенную страсть, которую она восприняла в процессе нисхождения: на первой остановке - Луна - способность к росту и уменьшению, на второй - Меркурий - коварство и хитрость, на третьей - Венера - иллюзии страсти, на четвертой - Солнце - страсть к командованию, на пятой - Марс - дерзость и безрассудство, на шестой - Юпитер - жажду благополучия и на седьмой - Сатурн - ловушки лжи. “Итак, все выше, освобождаясь от панциря сфер, логос входит в "огдоатическую" (ogdoatic) сущность - восьмую сферу чистого эфира, чистого света, сохраняя теперь свою собственную силу. Но все выше возносится она, к самым высшим небесным силам, которые пребывают выше восьмой (ogdoatic) сферы. Там она сама становится Силой и входит в Бога. Эта благословенная завершенность для тех, кто овладел гнозисом – стать Богом” (Корпус Герметикум 1, 26). Это восхождение к небесным Силам совершается не автоматически, сферы, являющиеся препятствиями, невозможно преодолеть. Так как существование души в человеческом теле определено небесами, она может достичь освобождения от “одежд”, но она рискует не суметь преодолеть планетарные сферы и будет сброшена вниз вновь в земное существование. Пост и молитва, священные обряды и промежуточные силы (боги для греков и египтян, ангельские иерархии для средневековых магов) облегчают воплощенному человеку восхождение отсюда, снизу к внутреннему преображению. РАЗОБЛАЧЕНИЕ МЕТАЛЛОВ “Семь ступеней очищения материи“, - писал Калиостро в “Катехизисе ученика Египетской Ложи”. Как многие другие алхимики, Пернет говорит об “очищении”, добавляя, что это включает прохождение через семь планет, на которые оказывают влияние семь последовательных стадий работы, которые начинаются с различных состояний Меркурия, символизирующего алхимические металлы, к состоянию золота. Эти тексты остаются непонятными для астрологов, образованных в ином видении мира. Концепция герметической астрологии стоит на позициях прямо противоположных тем, на которых зиждется психологическая астрология, особенно развившаяся в Европе в конце 20-го столетия. Цель последней дать возможность человеку развить свой потенциал, с которым он родился, создав для этого необходимые условия. Цель герметической астрологии, напротив, помочь человеку освободиться от этих условий и потенциальностей, чтобы увидеть преображение существования и всей Вселенной как яркое отражение священного огня, который пребывает за пределами планетарных сил. Психологическое давление современной астрологии заключается в поиске счастья на земле; метафизический толчок традиционной астрологии - поиск свободы на небесах. Подлинный вопрос астролога не “как я могу в той или иной степени использовать свою свободную волю, чтобы жить лучше?”, а “я признаю силу обстоятельств, которые ограничивают мое сокровенное существование. Могу я вновь обрести свободу и если да, то как?” На этот вопрос отвечают духовные и инициатические техники всех времен. (Этот подход роднит герметическую астрологию Запада и индуистскую и буддийскую астрологические традиции. – Прим. пер). При посвящении в масонскую ложу, соискатель должен был освободить себя от всех металлов. Так как каждый металл принадлежит той или иной планете, освобождение от него имеет целью показать сбрасывание с себя планетарных одеяний и дает возможность человеку созерцать истинный свет. При посвящении в 28-й градус Древнего и Принятого Шотландского Обряда, как это было установлено в Древнем и Простом Обряде Мемфис-Мицраима, кандидат принимал сан Рыцаря Солнца. Во время первой части посвящения его облачали последовательно в семь одежд разного цвета, в которые его драпировали семь верховных ангелов семи планет. Во время второй части, он освобождал себя от этих одежд. Ему наконец позволяли созерцать Солнце. ОТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА Христианство пыталось уничтожить язычество, но в действительности, половина халдейской доктрины была усвоена им. Нисхождение души в инкарнацию было отвергнуто, но посмертное восхождение через планетарные сферы осталось. Вместо языческих богов, представляющих планетарные сферы, христианское учение установило небесные иерархии, описанные в трудах Псевдо-Дионисия. Эти иерархии отражались в восходящих чинах, соответствующих планетарным сферам: ангелы соответствовали сфере Луны, Архангелы - сфере Меркурия, Принципы - сфере Венеры, Силы - сфере Солнца, Власти - сфере Марса, Престолы - сфере Сатурна, херувимы - сфере неподвижных звезд, серафимы - хрустальной сфере. Считалось, что после смерти душа человека поднимается через планетарные сферы, чтобы достичь Царства. Там, за пределами планетарных сфер и сферы неподвижных звезд, восседала Святая Троица. Данте в “Божественной Комедии” описывает восхождение души через планетарные сферы и соответствующие чины различных иерархий. Христианство признавало принцип спасения души и возвращение через планетарные сферы после смерти. Древняя халдейская теология признавала, к тому же, пред-существование души и нисхождение через планетарные сферы в воплощение. Остался один лишь шаг чтобы соединить оба учения в единую гармонию. Это было сделано только гностическими, каббалистическими и посвятительными общинами. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.