Перейти к публикации
Форум - Замок

Украина будет бороться с корупцией...


Алесь

Рекомендованные сообщения

Верховная Рада Украины приняла в первом чтении правительственный проект закона о предотвращении коррупции (№ 5113). За это решение проголосовали 263 народных депутата из 272, зарегистрированных в сессионном зале.

Также депутаты поддержали предложение относительно сокращения срока подготовки законопроекта ко второму чтению на 14 октября.

Законопроект был разработан во исполнение заданий, определенных пунктом 3 Плана первоочередных мер по преодолению коррупции, утвержденного распоряжением Кабинета министров Украины от 2 июля 2014 года № 647-р. Его целью является комплексное реформирование системы предотвращения коррупции в соответствии с международными стандартами и успешными практиками иностранных государств, сообщает УНИАН.

Субъектами, на которых распространяются действие законопроекта, являются лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления; лица, которые для целей этого законопроекта приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления; лица, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительских или административно-хозяйственных обязанностей, или специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей в юридических лицах частного права, независимо от организационно-правовой формы, а также другие лица, которые не являются служебными лицами, но выполняют работу и находятся с предприятиями, учреждениями, организациями в трудовых отношениях.

Законопроектом определяется, что Национальная комиссия по вопросам предотвращения коррупции является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает формирование и реализацию государственной антикоррупционной политики. Национальная комиссия, в рамках, определенных этим и другими законами, является ответственной перед Верховной Радой и подотчетной Кабмину. Комиссия, в состав которой входят пять членов, образуется правительством в соответствии с Конституцией, этим и другими законами. Вопросы деятельности Национальной комиссии в Кабмине представляет председатель комиссии.

Комиссия, в частности должна проводить анализ состояния предотвращения и противодействия коррупции в Украине, деятельности государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в сфере предотвращения и противодействия коррупции; статистических данных, результатов исследований и другой информации о ситуации относительно коррупции; разрабатывать проекты Антикоррупционной стратегии и государственной программы по ее выполнению, осуществлению мониторинга, координации и оценки эффективности выполнения Антикоррупционной стратегии; заниматься подготовкой и представлением в установленном законом порядке в Кабмин проекта национального доклада о реализации принципов антикоррупционной политики.

Нацкомисия с целью выполнения возложенных на нее полномочий имеет, в частности, право получать в установленном порядке по письменным запросам от государственных органов, органов власти Крыма, органов местного самоуправления, субъектов ведения хозяйства независимо от формы собственности и их должностных лиц, граждан и их объединений информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее заданий.
Принципы антикоррупционной политики определяются Верховной Радой.

Она ежегодно, не позже 1 июня, проводит парламентские слушания по вопросам ситуации с коррупцией, утверждает и обнародует ежегодный национальный доклад о реализации принципов антикоррупционной политики.

Антикоррупционные программы принимаются в Администрации президента Украины, секретариате Уполномоченного ВР по правам человека, Генеральной прокуратуре Украины, Службе безопасности Украины, министерствах, других центральных органах исполнительной власти, других государственных органах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистрациях, целевых фондах государственных средств - путем утверждения их руководителями; в аппарате Совета национальной безопасности и обороны Украины - путем утверждения секретарем СНБО; в Счетной палате Украины - путем утверждения коллегией палаты, а в Национальном банке Украины - путем утверждения правлением банка; в Центральной избирательной комиссии, Высшем совете юстиции, Верховной Раде Автономной Республики Крым, областных советах, Киевском и Севастопольском городских советах, Совете министров АРК - путем утверждения их решениями.

Антикоррупционные программы подлежат согласованию Национальной комиссией.

Как отмечается в пояснительной записке, предлагается внедрение ведомственных антикоррупционных программ в государственных органах, которые будут основываться на анализе существующих в деятельности соответствующих государственных органов коррупционных рисков и будут направлены на их устранение.

Предусмотрено определить ряд правил предотвращения проявлений коррупции, среди которых: ограничения относительно использования служебного положения, получения подарков, совместительства и совмещения публичной службы с другой оплачиваемой деятельностью, относительно совместной работы близких лиц в условиях прямого подчинения друг другу, а также ограничения относительно лиц, которые прекратили деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления.

Также предусмотрен ряд механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов – предлагается установить правила избежания публичными служащими реального, потенциального или мнимого конфликта интересов, четко определить алгоритм действий служащих и их руководителей в разрешении ситуаций существующего конфликта интересов, что позволит обеспечить максимальную объективность при выполнении соответствующими лицами своих служебных обязанностей.

Среди предложенных способов урегулирования конфликта интересов: устранение лица от выполнения задания; совершение действий, принятие решения или участие в его принятии в условиях реального или потенциального конфликта интересов; применение внешнего контроля над выполнением лицом соответствующего задания, совершением им определенных действий или принятием решений; ограничение доступа лица к определенной информации; пересмотр объема служебных полномочий лица; перевод лица на другую должность; увольнение лица.

Определяются правила относительно системы объективного финансового контроля над имущественным состоянием публичных служащих, которая будет заключаться в: предоставлении деклараций в электронной форме; комплексе проверок деклараций антикоррупционным превентивным органом; обнародовании деклараций в специальном едином реестре; расширении перечня сведений, которые будут подлежать указанию в декларации; установлении уголовной ответственности за предоставление в декларации заведомо недостоверных сведений, а также за умышленную неподачу декларации; проведении в отношении служащих мониторинга образа их жизни с целью проверки соответствия уровня жизни задекларированным имуществу и доходам; установлении обязанности служащих извещать антикоррупционный орган о существенных изменениях в своем имущественном состоянии и об открытии счетов в заграничных банках.

Законопроект содержит положения об обеспечении защиты изобличителей, которые сообщают о фактах коррупции, в том числе запрещение применения к ним негативных мер влияния (незаконное увольнение, привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод, аттестация, изменение условий труда и тому подобное) в связи с осуществленным сообщением, а также привлечение Национальной комиссии по вопросам предотвращения коррупции как третьего лица в делах об обжаловании негативных последствий, примененных руководителем или работодателем к информатору. Предусмотрена обязанность органов власти обеспечить наличие каналов связи для осуществления соответствующего извещения.
Среди предложенных превентивных антикоррупционных инструментов - проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов; специальная проверка претендентов на занятие высших должностей в публичном секторе; функционирование Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения, который будет включать информацию как о привлеченных к ответственности за коррупционные правонарушения физических лиц, так и о юридических лицах, к которым применены меры уголовно-правового характера в связи с совершением в их интересах коррупционных правонарушений.

Определяются виды ответственности за коррупционные и связанные с коррупцией правонарушения – уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая. Предлагается установить административные взыскания в виде лишения права занимать определенные должности за отдельные административные правонарушения, связанные с коррупцией.

В законопроекте содержатся положения относительно предотвращения коррупции в юридических лицах. Предусмотрено обязательное определение антикоррупционных программ и уполномоченных лиц по их выполнению в юридических лицах, доля государства в которых составляет не менее 50%, или которые являются участниками процедур государственных закупок.

Также предусмотрены правила устранения последствий коррупционных правонарушений, а именно - отмена изданных в результате нарушения антикоррупционного закона актов, признание никчемными соответствующих правовых действий, возмещение нанесенного коррупционными правонарушениями ущерба.

Предлагается закрепить принципы осуществления международного сотрудничества в антикоррупционной сфере.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 октября 2014 года
Инвестор сообщил Порошенко и Яценюку, что они продают места в списках за $3-4 млн

Небольшой скандал состоялся на встрече руководителей Украины с инвесторами. Как сообщает Kyiv Post, на мероприятии глава инвестиционной компании Dragon Capital Томаш Фиала обвинил украинского президента Петра Порошенко и премьера Арсения Яценюка в коррупции.
Фиала заявил, что в партийные списки проектов Порошенко и Яценюка места продавались за 3-4 миллиона долларов. Также Фиала коснулся конфликта с торговым центром Skymall, заметив, что один из его участников находится на 58-й позиции в предвыборном списке Петра Порошенко. «Что вы на это ответите?» - спросил инвестор.

Порошенко на это заявил, что не был в курсе проблемы, пообещал разобраться и возможно даже исключить из списка этого человека. Также он заявил, что правительство и бизнес – это одна команда.

Справка «СП»:
58-й номер в списке Порошенко – это известный бизнесмен Александр Грановский. Его партнер Андрей Адамовский обвиняется эстонским предпринимателем Хилларом Тедером рейдерском захвате центра Skymall. Грановский и его основной бизнес-партнер Борис Кауфман неоднократно обвинялись в коррупционных деяниях, в частности, в связи с установлением контроля над Одесским аэропортом.

Читайте далее: http://svpressa.ru/politic/news/99990/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Предлог для введения диктатуры

 

Что стоит за украинской программой борьбы с коррупцией?

 

 

Киев объявляет войну коррупции. Во вторник, 7 октября, Верховная рада Украины проголосовала в первом чтении за пакет антикоррупционных законопроектов, которые внес президент Петр Порошенко. На первый взгляд, Порошенко под давлением обстоятельств (международные доноры предупредили, что деньги будут давать только под реформы) пошел на выполнение одного из основных требований Майдана и Запада – создать правовую базу для очищения украинской власти. На деле все обстоит несколько иначе.

 

Фактически, речь идет о создании структуры, которая будет контролировать поведение практически всех государственных служащих.

 

Причем, подчиняться эта «опричнина» будет непосредственно Порошенко.

 

В президентский пакет входят пять законопроектов, которые формулируют «основы государственной антикоррупционной политики»

Украины до 2017 года и определяют ведомства, ответственные за противодействие коррупции.

 

Вот как выглядят ключевые пункты «пакета»:

 

– Создать Национальную комиссию по вопросам предупреждения коррупции – независимый орган, несущий ответственность перед Верховной радой. В него войдут пять человек, назначаемых кабмином на четыре года из специально отобранных кандидатов.

 

– Нацкомиссии дать право на мониторинг образа жизни высших должностных лиц Украины, и проверку соответствия задекларированного этими лицами и членами их семей имущества и доходов. «Под колпаком» окажутся президент, главы и члены правительства, руководители СБУ, Нацбанка, Генпрокуратуры, вооруженных сил, депутаты Верховной рады и местных советов, сотрудники Центризбиркома, судьи и присяжные заседатели, рядовой состав МВД и сотрудники прокуратуры.

 

– Создать Национальное антикоррупционное бюро – спецслужбу, которая сможет вести оперативно-розыскные мероприятия для предупреждения, пресечения и раскрытия коррупционных преступлений, а также проводить их досудебное расследование; проверять госслужащих и представителей местного самоуправления на соответствие антикоррупционному законодательству; накладывать арест на подлежащее конфискации имущество коррупционеров.

 

– Если Нацкомиссия найдет признаки нарушений, она обязана направить соответствующие сведения в Национальное антикоррупционное бюро.

 

Во что на практике выльется борьба с коррупцией по-украински?

 

– Не принять законы по борьбе с коррупцией ни Порошенко, ни депутаты Верховной рады не могли, – уверен заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин. – Причин тому две: общественное мнение на Украине, и желание Запада продемонстрировать, что устроенный им переворот принес хотя бы какие-то положительные результаты.

 

На деле, по итогам госпереворота к власти в Киеве пришли олигархи. Порошенко, напомню, сам олигарх. А что такое олигархи на постсоветском пространстве, думаю, все хорошо знают. Во всех бывших союзных республиках, а ныне независимых государствах, олигархами стали те, кто был допущен к разделу бывшей общенародной собственности. Поэтому олигархи и коррупция – понятия неразделимые, и предполагать, что сейчас украинские олигархи развернут борьбу с самими собой – абсурдно.

 

«СП»: – Как будет развиваться ситуация?

 

– Есть два варианта. Либо антикоррупционные законы украинские власти примут, но потом спустят дело на тормозах: отчитаются перед Западом и назначат «стрелочниками» мелких чиновников. Либо, что более вероятно, на Украине начнется новый передел собственности.

Так случалось всякий раз, когда в Киеве менялась власть. Проблема в том, что «незалежная» – самая олигархическая республика на постсоветском пространстве, где деньги и власть слиты воедино. Если ты на Украине теряешь власть – значит, теряешь и деньги.

 

Вспомните, какой масштабный передел собственности возник на Украине, когда к власти пришел Виктор Ющенко. Тех, кто не хотел отдавать активы по-хорошему, банально отстреливали. Как, например, экс-министра МВД Украины Юрия Кравченко. По официальной версии, министр застрелился сам. Следователей не смутило, что «застрелился» он двумя выстрелами в висок, причем с двух рук и из разных пистолетов, и что первый выстрел был смертельный, а второй – контрольный.

 

Сейчас во власть пришла новая группировка, и ей нужно «отжать» активы у клана Виктора Януковича – у «донецких». «Донецкие» в свое время, не стесняясь, конвертировали власть в деньги. Сейчас то же самое будут делать новые олигархи.

 

«СП»: – Коломойский будет в числе тех, кого обвинят в коррупции?

 

– Думаю, Игоря Коломойского эта война не затронет. У него имеется прямой выход на Вашингтон, поэтому Порошенко, при всей нелюбви к конкуренту, ничего с Коломойским сделать не сможет.

 

Антикоррупционные законы будут развернуты против олигархов, которые проиграли и которые вынуждены были бежать. Под соусом борьбы с коррупцией у них будет удобно отобрать все имеющиеся активы. Правда, перейдет эта собственность не в карманы рядовых граждан, а в карманы Порошенко, Коломойского, Яценюка и Ко.

 

 

«СП»: – Запад этот спектакль устроит?

 

– Конечно. Западу абсолютно все равно, кому из украинских олигархов принадлежит та или иная собственность. Запад разжигал украинский конфликт не для того, чтобы избавить украинцев от олигархов и коррупции. Ему нужно было оторвать Украину от России, и, к сожалению, в этом направлении он действует более успешно, чем хотелось бы…

 

– Антикоррупционные законы будут использоваться как инструмент борьбы за власть, – считает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. – В итоге получится, как в случае с украинской армией: теоретически она создавалась для отражения возможной внешней агрессии, а на практике используется в гражданской войне – именно в качестве механизма борьбы за власть.

 

Безусловно, антикоррупционные ведомства появятся. Однако в условиях украинской реальности, любое ведомство, созданное для мониторинга расходов и доходов высших чиновников, просто получит возможность оказывать на них коррупционное давление, и брать с чиновников крупные взятки.

 

 

«СП»: – Может ли на Украине появится структура, которая будет реально бороться с коррупцией?

 

– Безусловно, нет. Хотя бы потому, что украинское государство изначально создавалось как коррупционный механизм для разграбления советского наследия, и по своей сути не предполагает реальной борьбы с коррупцией.

 

 

«СП»: – Можно ли сказать, что антикоррупционный пакет принимается в угоду Западу, чтобы получить очередной транш кредитов?

 

– Не думаю, что политики на Западе настолько неадекватны, чтобы верить в антикоррупционные намерения украинских властей. Они умеют отличать реальные дела от голословных обещаний, и деньги Киеву будут давать (или не давать) исходя из того, выгодно это в данный момент Западу или нет, в вовсе не потому, что Верховная рада за что-то проголосовала.

 

На мой взгляд, нынешний антикоррупционный пакет во многом принимается ради политического пиара. Чтобы и внутри Украины, и за рубежом можно было размахивать этой бумажкой и говорить: видите, мы выполняем требования народа…

 

– «Майданная революция» шла под антикоррупционными и антиолигархическими лозунгами, однако после Майдана кланово-олигархическая природа украинского политического режима еще более усилилась, – отмечает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – В этой ситуации Порошенко лично заинтересован, чтобы иметь в руках инструмент, ограничивающий влияние недружественных кланов, и вообще кланов, которые претендуют на слишком многое, вроде группы Игоря Коломойского.

Это значит, на Украине существуют политические предпосылки для серьезного использования антикоррупционного законодательства. В принципе, ситуация, при которой антикоррупционная санация подпитывается центрами силы, – вполне естественная, хотя и чреватая избирательным применением норм.

 

Однако, на мой взгляд, барьером на пути практического применения антикоррупционных законов станет низкое качество украинских государственных институтов. Степень жесткости антикоррупционной политики прямо пропорциональна работоспособности правовых механизмов. Сидя за рулем автомобиля, который разваливается на ходу, можно, разумеется, сильно надавить на газ, но это только быстрее прикончит авто. То же самое может случиться с украинской политической системой, если бороться с коррупцией Порошенко будет всерьез.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...