Перейти к публикации
Форум - Замок

К вопросу о коллективной вине населения Украины


Алесь

Рекомендованные сообщения

К вопросу о коллективной вине населения Украины

Как быть с теми, кто «всего лишь» голосовал за национал-фашистов и снабжал карательные батальоны амуницией и провизией

 

С тех пор как на Украине начался (нельзя ведь утверждать, что он произошёл, состоялся в одночасье) национал-фашистский переворот, много было написано и сказано о преступлениях людей, пришедших к власти, их ближайших подельников и подручных.

 

Репортажи, сообщения о том, что вытворяли так называмые добровольческие батальоны и Нацгвардия на Донбассе, вызывали у нас закономерный гнев и ненависть к карателям.

 

Бесчинства и преступления уличных нацистов в Одессе, в Харькове, в Мариуполе, в Киеве заставляли вспоминать о погромах и штурмовых отрядах из известной по Германии истории.

 

Сегодня о преступлениях киевских правителей и вояк на Донбассе говорят на международном уровне, о них свидетельствуют зарубежные журналисты, правозащитные организации, ООН.

 

О зверствах "обычных нацистов украинского разлива" в карательной операции, в "освобожденных" и "мирных" городах рассказывают политики и активисты антифашистского сопротивления. Вне всяких сомнений, виновных в этих преступлениях рано или поздно ожидает возмездие – военное ли, судебное ли, не важно.

 

Однако за пределами внимания часто остается целая категория граждан Украины, которые являются носителями иной вины. Может быть, не столь очевидной, но не менее страшной.

 

Речь идёт о людях, которые поддержали вначале установление национал-фашистского режима, а затем его действия, начиная с преследования политических противников и инакомыслящих и заканчивая карательной операцией на Донбассе.

 

Вина этих людей выглядит незначительной на фоне вины тех, кто отдаёт приказы, тех, кто их исполняет, и тех, кто финансирует всю эту деятельность. Свою вину эти люди скрывают, как за ширмой: сегодня – за пламенным патриотизмом, а после падения режима будут скрывать за ссылками на незнание.

 

Этот феномен для Украины отнюдь не нов: после того как стали очевидными провальные результаты Майдана-2004, те, кто его поддержал, открещивались от Ющенко и его любых друзив, приговаривая: «Мы же не знали!» Когда стали проясняться реальные последствия Евромайдана-2014, те, кто его поддержал, стали открещиваться от уличных нацистов и воцарившихся олигархов, повторяя: «Мы же не знали!»

 

Что же, не исключено, что они действительно не знали: они ведь так старались, они делали всё возможное, лишь бы «не знать». Они смотрели только украинские телеканалы; читали только «правильные» газеты и сайты; слушали только «правильные» мнения, а заслышав «неправильное» и неудобное, кричали: «Ватники!», «Агенты Путина!»… И скандировали своё неизменное «хтонэскачэ».

 

Сначала, «не зная», они поддержали Евромайдан. Кто-то – живьём, так сказать, в Киеве; кто-то – в социальных сетях и на местных «евромайданчиках». Они отмахивались, отворачивались и зажмуривались…

 

И не знали, не видели и не слышали, что Евромайдан ведёт к попранию всей системы права и законов; что на Евромайдане убивают людей, ни в чём не повинных, кроме ношения формы «Беркута» и внутренних войск; что Евромайдан представляет лишь небольшую часть страны; что Евромайдан не в состоянии выдвинуть внятные и чёткие требования, кроме совершенно зоологического «Панду гэть!»; что Евромайданом управляют в своих интересах зарубежные политиканы и отечественные богатеи; что на Евромайдане верховодят не просто «националисты», а самые настоящие неонацистские экстремисты… Не знали? Не хотели знать.

 

Потом, «не зная», они поддержали травлю сопротивления Юго-Востока, которое начиналось всего лишь с требований возврата к законности и с противостояния национал-фашистскому экстремизму. По-прежнему внимая тому самому телевидению, которое ещё два месяца назад клеймили за брэхню, они повторяли за ним «диверсанты», «пятая колонна», «титушки», «российские шпионы»; писали на своих страничках в фейсбуках и контактах о «ватниках» и «колорадах»; аплодировали разгонам митингов, приветствовали ультрас и радовались одесской Хатыни.

 

То, что они поддержали карательную операцию против Донбасса, уже никого не удивило.

 

Вопросы – почему? как могли? – уже неактуальны. Впрочем, нет, не в утрате актуальности дело: на него просто есть ответ.

 

Фашизация общественного сознания изучена хорошо и подробно, социологи и психологи Франкфуртской школы социальных исследований начиная с 30-х годов двадцатого века наблюдали, исследовали и разбирались в том, почему с такой лёгкостью растерянное и лишённое нравственной опоры буржуазное общество, столкнувшееся с непреодолимыми трудностями, поддаётся обработке грубой фашистской пропагандой.

 

 

Они не расстреливают, не отдают приказов, эти восторженные, глухие и слепые обыватели. Но своей слепотой и глухотой, своим «мыженезнали» они дают деятельным фашистам карт-бланш, легитимируют и питают фашистский режим. Потому что так им легче, так проще. Не надо думать. Не надо решать. Не надо переживать. Сомневаться и отвечать за происходящее тоже не надо. Вот он ответ.

 

А вот ответа на то, что делать с ними после того, как украинская разновидность национал-фашизма будет побеждена (а она будет побеждена: история неумолима), – нет. С деятельными фашистами всё просто – их сложнее поймать будет, чем определить, что с ними делать. Те, кого не настигнет пуля (от чужих ли, от своих ли), пойдут под суд. Вот каким именно будет этот суд – да, это вопрос, но вопрос больше технический. И, пожалуй, в любом случае без международного трибунала не обойтись… Во всяком случае, деятельные фашисты совершили достаточно для состава преступления.

 

Но как быть с теми, кто «всего лишь» голосовал за национал-фашистов, «всего лишь» поддерживал их на митингах и в высказываниях, «всего лишь» снабжал карательные батальоны амуницией и провизией. С теми, кто изо всех сил пропагандировал «новый патриотизм», кто внимательно следил за недостатком национального самосознания среди знакомых и соседей, кто выступал «за мир в поддержку АТО» и возмущался недостаточной интенсивностью бомбёжек и обстрелов. Как быть с ними?

 

Пожурить за «незнание» и «непонимание»? Порадоваться их внезапному «прозрению», которое непременно наступит, когда власть сменится? Ограничиться «воспитательными мерами»? Вообще забыть о них, потому что на фоне преступлений деятельных национал-фашистов их роль выглядит незначительной?

 

Нет, нет и нет. Допустим, с точки зрения права, с точки зрения законодательства они не совершили никакого преступления, но они сделали эти преступления возможными.

 

Допустим, невозможно уподобляться самим нацистам и устраивать охоту на ведьм или чистки, как в освобождённой Франции, где смирно сидевшие при оккупации обыватели ринулись в угоду союзникам линчевать сожительниц нацистских офицеров (которых эти же обыватели лояльно кормили, поили и одевали). Но нельзя и оставить их роль без внимания.

 

 

Нельзя проигнорировать их вину и нельзя допустить, чтобы они сами чувствовали себя невиновными.

 

В своё время Германия столкнулась с этой проблемой. Проблему пытались решить денацификацией. Но, во-первых, денацификация коснулась далеко не всех, кого должна была коснуться (например, «всем сердцем» поддержавший нацизм Мартин Хайдеггер с лёгкостью оправдался тем, что делал только «формальные заявления», а между тем и доносами не гнушался).

 

Не говоря уже о том, что в Западной Германии денацификацию попросту свели на нет (а сколько нацистских преступников приняли США?!). Во-вторых, это всё-таки сугубо юридический процесс – а мы ведь говорим о вине, не поддающейся юридической фиксации.

 

Для немцев преступления нацизма и молчаливая их поддержка (помимо денацификации) обернулись коллективной виной. Немцы, как нация исполнительная, приняли эту вину и по сей день её несут.

 

Не исключено, что именно осознание этой вины, память о ней помогают немцам более решительно, нежели иным европейцам, справляться с внутренними попытками реабилитации нацизма и развития неонацизма. Но при этом у немцев нет того феномена, который есть сегодня на Украине – союза нацистов с либералами, развития дичайшего либерал-нацистского мутанта.

 

Впрочем, полагаю, без признания (публичного, международного) коллективной вины населения Украины за установление национал-фашистского режима и развязывание кровавой бойни на Донбассе не обойтись. В любом ином случае (если поддержавшие украинских национал-фашистов обыватели не пройдут через процедуру осознания и признания своей вины) Украина даже после крушения национал-фашистского режима останется лицом к лицу с опасностью его возрождения. Причём в любой момент.

 

Реванш национал-фашизма наверняка будет ещё страшнее, чем его первый приход на нашу землю. А это значит, что искупление гражданской (общественной), обывательской вины – задача ничуть не менее важная, чем наказание политических и военных преступников.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Киев пленённый и помрачённый. Заметки из оккупации

12:06 20.12.2014 , Иван Печерников

Тот, кто отмалчивается и не поддерживает разговоров, в которых поносятся Россия и русские, вызывает подозрение

 

С тяжестью на душе принимаюсь на этот раз за свои записки. Лента событий, вспыхивающих в памяти, видится безрадостной, бессмысленной, порой дикой. Некто, быть может, сложил бы другую картину, составил её из впечатлений более радостных.

 

Познакомиться бы с этим «некто»…

 

Спрашиваю себя: откуда взялось такое неблаголепие украинского бытия, такое уродство? Откуда эти напряжённые, испуганные лица?

 

Откуда искажённые подозрительностью и ненавистью сердца? Вроде понятно – националистическая пропаганда и националистическая власть искажают не только восприятие картины мира, но и уродуют сам этот мир.

 

И вот недавно российский поэт Вадим Степанцов высказал ещё одну печальную и вполне серьёзную версию: Бог покинул Украину. Да, здесь присутствует ощущение, что Бога нет, что в Киеве, на Украине, по слову героя Достоевского, «всё позволено»...

 

Хотя сам я так не думаю. Бог не покинул Украину, Он лишь попустил совершаться беззаконию под названием украинский нацизм. Может быть, потому, что слишком многие этого захотели? И теперь эти многие должны увидеть плоды своих безумных дел, речей и помышлений? Увидеть, к чему приводит грех братоубийства, физического и морального. А ещё грех лжи - лжи о собственной истории, о вере отцов. И увидев, покаяться. Без покаяния нет новой жизни.

 

Однако с покаянием в Киеве трудно. Не так давно мы с товарищем получили приглашение на поэтический вечер. Три достаточно известных в Киеве барда проводили мероприятие, посвящённое «Революції Гідності» (Революции Достоинства). Все трое пишут, говорят и поют по-русски. У старшего дочь проживает в Москве и, как может, помогает папе выжить в тяжёлых материальных условиях, возникших как следствие воспеваемой им революции. Однако нелогичность такого положения папу с его друзьями не смущает.

 

Годовщину переворота, который завёл страну в хаос, войну и нищету, решено было творчески отметить. И даже не ради выгоды или из чувства самосохранения, а в ослеплении. Из упорного нежелания покаяться и сказать: мы ошиблись.

 

Товарищ, поясняя отказ посетить подобный вечер, написал: «Мои понятия о достоинстве, свободе, чести и благородстве как-то уж сильно разнятся с национал-пропагандистскими клише. А лично мои честь и достоинство никогда в жизни не были так оскорблены, как год тому назад майданными событиями». Мне оставалось только присоединиться к этим словам.

 

Моя дочь тоже живёт в Киеве. И поёт в небольшом музыкальном коллективе. Аудитория – молодёжные джазовые клубы. На днях ей предложили выступить в одном из клубов в центре города, рядом с Крещатиком. Поразило оформление зала: стены «художественно» исписаны похабными речёвками в адрес Путина. Местный менеджер предупредил – в традиции заведения периодически вставать и петь вместе со зрителями гимн Украины. При этом смотрел напряжённо, испытующе. В общем, этот концерт не состоялся…

 

Среди киевской молодёжи русофобия считается хорошим тоном. И не только среди молодёжи. Знакомая семья. Сорокалетние. Глава семейства – бизнесмен средней руки. Милый, скромный человек с классической русской фамилией, похожей на «Смирнов», регулярно возит за свой счёт помощь в зону АТО. Жена, родом из российской глубинки, вздыхает со слезой: «Там наши мальчики, которых убивают русские».

 

Русофобия стала синонимом украинского патриотизма. Тот, кто отмалчивается и не поддерживает разговоров, в которых поносятся Россия и русские, вызывает подозрение. Многие действительно считают, что Украина находится в состоянии войны с Россией. Некоторые знают, что это ложь, но притворяются.

 

Ведь без войны, без «русской агрессии» невозможно объяснить экономический и правовой хаос, накрывший Украину. Опять же - нужно будет признать, что майдан стоял напрасно, что участников майдана надула кучка своих и зарубежных негодяев. Чувствовать себя обманутым и униженным не хочется. А тут и телевизионный агитпроп с утра до вечера передаёт вести с «российско-украинского фронта».

 

И сердце успокаивается: мы - не обманутые глупцы, просто война всё рушит, а сама по себе идея революции хороша.

 

И пока эта пропагандистская гидра не уничтожена, помрачение останется состоянием миллионов. Эту проблему освободителям Украины от нацистского ига ещё предстоит решать.

 

Приведу несколько фактов из области быта.

 

Киевляне получили новые счета за коммунальные услуги. Они впечатляют. Скажем, вместе живут двое, мать и сын-школьник. В квитанции указана оплата, положенная теперь за отопление, – 700 гривен. Чтобы не утомлять переводом в другие валюты, поясню: с остальными услугами может набраться сумма больше 1000 гривен, а зарплата у мамы 1800. И это притом, что минимальная официальная зарплата 1200 и прожить на неё даже одному почти невозможно.

 

При этом большинство коммунальных плательщиков сообщают о своём «удивлении» шёпотом. Если недогадливый читатель спросит, почему шёпотом, ответим без обиняков: боятся. В государстве установлена праворадикальная диктатура национал-фашистского толка и ссориться с ней не рискуют. Поскольку она может убить, покалечить.

 

По той же причине киевляне молча взирают на курсы валют, выставленные в пунктах обмена. Даже плохо учившиеся в школе понимают: судя по растущему курсу доллара США (который напоминает подкрашенного покойника), они обеднели минимум в два раза. А если добавить взлетевшие цены и реформы Яценюка, то не в два, а три-четыре.

 

Кстати, о реформах. Всё, что предлагает премьер для пополнения казны, задумано взять из кармана простых граждан. Однако сами граждане помалкивают. А когда начинают постанывать, им квалифицированно поясняют: все беды от России. И некоторые находят успокоение в непрестанном, как магическое заклинание, как камлание сектантов «если бы не Россия и Путин, всё было бы хорошо». Замкнутый круг.

 

В такой обстановке уже вполне «органичной» показалась прошедшая в Киеве в декабре выставка антироссийского и антирусского плаката. Главные объекты осмеяния и ненависти – «ватники», Донбасс, «совок», Россия и её святыни. Плакаты призывали: убить «колорада», разорвать «оковы братства», изгнать всё русское с Украины.

 

Был один, вызвавший особое отвращение: Христос Спаситель изображался восседающим на горе покрышек, поджигавшихся на майдане, и с коктейлем Молотова в руке. Братоубийственная ненависть всегда питает богохульство и питается им…

 

…«Корифей» украинской советской прозы Юрий Мушкетик призвал отказаться от любой печатной продукции на русском языке. Закрыть все издания на языке врага. Это, к слову, тот самый Мушкетик, который при советской власти был лауреатом всевозможных премий и партийным руководителем писательских масс. Теперь, как и прочие, подался в украинские «патриоты», то есть ненавистники России и всей великой русской культуры.

 

Только заметим: если новая власть даже прикажет каждому гражданину под страхом наказания не читать ничего, кроме Мушкетика, всё равно читать не будут.

 

Или вот ещё. Группа молодых депутатов Верховной рады от «Свободы» зарегистрировали проект нового закона, предлагающий Украинскую Православную Церковь официально переименовать в Русскую, что позволит развязать «законные» гонения на священников и мирян как на «иностранцев» и «агентов врага».

 

У власти ныне дьявольские силы, и Церковь Христова им ненавистна. Дикость: учреждённую Самим Спасителем Церковь собралась «реформировать» кучка полуграмотных юнцов.

 

Помню, как один из них, некто Юрий Левченко, преданно смотрел в рот Тягнибоку на одной из выложенных в Интернете видеозаписей, где свободовцы обсуждают со «спонсором» размер оплаты массовых выступлений против «преступного режима Януковича». Что ж, мальчик вырос «при ноге» лидера социал-националистической партии, теперь вот взялся за Церковь.

 

Кстати, в минувшее воскресенье после службы в храме был у меня один разговор. Верующий молодой музыкант вместе с коллективом президентского оркестра побывал в зоне АТО. Они проезжали мимо разрушенных мостов, зданий, разбомблённых больниц. И практически все музыканты, люди с тонкой душевной организацией, образованные, высказались в том смысле, что русских надо изводить под корень.

Пока они живы, Украине не быть благополучной.

 

Я предупреждал – эти записки будут безрадостные. А ведь я ещё многое не рассказал. Например, как узнал, что давний знакомый, лингвист и переводчик, стал заместителем командира одного из карательных батальонов. Как мне довелось увидеть горящую Федерацию футбола Украины, подожжённую правосеками, а когда-то я был болельщиком киевского «Динамо». Как шёл на днях с сыном по Крещатику и вдруг внезапно понял: этот город, в котором я родился и прожил жизнь, стал мне чужим.

 

Почему же я живу здесь? На что рассчитываю? Отвечу словами, какими отвечаю на этот вопрос сам себе. Я надеюсь, что Богородица, к которой взываю о помощи, защитит.

 

Защитят Печерские святые. Защитит святой апостол Андрей Первозванный, чью память праздновали недавно, 13 декабря. Это он провидел и предсказал возникновение Киева как центра христианской веры. И это он, как написала историк и журналист Мирослава Бердник, «не допустит, чтобы фашистская нечисть царила в Киеве долго».

 

…Бог взывает к соработникам. Он спасает верных - тех, кто ревнует о спасении. Братоненавистнический фашизм сам собой не уйдёт, его потребуется уничтожить. И уничтожить его - в Божьих очах благое дело.

Да свершится!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Полевые исследования украинского менталитета
uri71
November 7th, 2014

Со мною вот что происходит...
Что с нами происходит, дорогие сограждане-украинцы? Откуда в нас, прежде добродушных, гостеприимных, практичных (иногда чересчур) появилась сегодняшняя злоба, доходящая до садизма, нетерпимость и даже ненависть к тем, кто думает не так как мы? Откуда злорадство при виде чужих страданий и равнодушие к открыто творящемуся вокруг беззаконию?

Может правы те, кто считал, что вся эта тьма таилась в глубине нашей украинской души, чтобы однажды вырваться наружу, поразив весь мир, да и нас самих?
Не думаю. Конечно каждый народ самобытен и своеобразен, у каждого свои фишки и свои тараканы в голове. Идеальных народов нет, как нет и идеальных людей.

Или правы те, кто говорит о тотальной деградации украинского общества за последние два десятилетия, торжества села над городом, варварства над культурой?
Отчасти это правда. Общий культурный и, думаю, интеллектуальный уровень понизились. Но ведь что поражает — над «жареными одесскими колорадами» прикалывались не только и не столько хуторяне, сколько вполне себе образованные и как бы интеллигентные киевляне, молодежь и студенты. Радовались гибели мирных даунбасцев и лугандонов без пяти минут европейцы, посмеивающиеся над «спивающимся русским миром» и боготворящие культурную Европу.
И произошла эта перемена с нами как-то уж очень резко, без сколь-нибудь серьезного переходного периода. Спокойные, вежливые, интеллигентные вроде бы люди, очень часто молодые и даже искренне как будто верующие, вдруг как с цепи сорвались.
Каждый раз, обнаруживая такую метаморфозу, произошедшую с очередным моим знакомым, испытываю легкий шок: что это?
Сталкиваясь с чем-то неизвестным и чуждым, человек испытывает два желания: понять или уничтожить. Уничтожить мы это не в силах — разве что в самих себе - потому попробуем понять.
Изложу свое видение тех психологических механизмов, которые, на мой взгляд, привели к, не побоюсь этого слова, духовной катастрофе нашего народа.

На мой взгляд, внутренний мир человека несколько богаче тех психологических феноменов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Образно говоря — это дом, в котором кроме комнат, есть еще подвал и чердак. Ну с подвалом это к Фрейду, а вот с чердаком интереснее.
У человека есть стремление к чему-то высшему, к некоей цели, которая больше и важнее, чем сама его жизнь. Ну то есть если цель жизни существует, то она вне самой жизни, больше ее — ведь жизнь в этом случае становится средством, а средство не может быть еще и целью.
Эту сверхцель жизни человек может никогда и не обрести и прекрасно себе жить. А может наоборот, мучиться, искать ответы на проклятые вопросы и найти. Или не найти...
Как правило, это место занимает у человека религия в той или иной форме. Или ее заменитель — идеология, коммунистическая например. Очень хорошо о религиозной сути советского периода писала Татьяна Воеводина.
Читал интервью молодых ребят, ставших активистами Правого сектора. Вполне обычные ребята, без особых закидонов, почти случайно попав в эту организацию, в корне менялись. Это изменение очень напоминало религиозное обращение, а их энтузиазм — состояние неофита, готового умереть за идею. Или убивать...
У огромной массы нашего народа вдруг появилась некая сверхцель. Сначала она была положительной - ассоциация с ЕС. Потом постепенно стала отрицательной — заменить Януковича. Теперь — уничтожить Россию и ее симпатиков на Украине.
Вообще, ничто так не сближает, как образ общего врага. Любая диктатура нуждается во Враге, он — неотъемлемая часть тоталитарной идеологии. Да и управлять такими людьми проще, проще устранять несогласных. Народ, объятый ненавистью, не заметит падение экономики, коррупцию и беспредел. Ну в крайнем случае можно спихнуть все на того же Врага.
Собственно, ничего нового я здесь не открыл — об этом давно и куда более серьезно писали Лебон и Хоффер.
Относительно новыми являются технологии, позволившие в максимально короткие сроки провести инициацию огромного количества народа, имплантировав в их сознание эти псевдорелигиозные идеи. Авторам этой технологии — респект.

В чем суть украинской псевдорелигии?
Собственно суть та же, что всегда была присуща украинскому национализму. Это русофобия. И больше никакого положительного содержания.
Сейчас она окрасилась новыми оттенками. Олицетворением Врага стал Путин — исчадие ада и абсолютное зло. В борьбе с Врагом справжній українець должен быть максимально жесток и беспощаден. Вот и еще одна черта украинской национальной псевдорелигии — садизм, введенный в культ, легитимизация самых низменных инстинктов и страстей. По отношению к врагу позволено ВСЕ.
Еще одной характерной чертой является гипертрофированное чувство национального величия, которое компенсирует недостаток реальных достижений. Зачем пытаться чего-то достигнуть, если можно просто громко кричать что все уже достигнуто?
Именно псевдорелигиозный характер мировоззрения инициированного украинца не позволяет вести с ним рациональную беседу. Попробуйте искренне верующего человека, особенно неофита, лучше всего — адепта какой-нибудь тоталитарной секты (Свидетеля Иеговы, например) убедить что он в корне неправ.
Псевдорелигия вкупе с сверхактивной и агрессивной работой СМИ способствуют мобилизации общества. И это дает свои плоды. Общество в основной массе верит почти всему, что говорят СМИ. Более того, адепты новой религии подсаживаются на «свои» новости как на наркотик, поддерживающий градус религиозного горения. И при этом очень болезненно воспринимают любую критическую информацию, вызывающую у них почти физическое отторжение. Потому-то они так и ругаются в комментариях — им больно.

Некоторые наивно полагают, что экономический кризис заставит украинцев одуматься, приведет их в чувство. Это наивно. Пока власть и СМИ поддерживают в них религиозный фанатизм — они будут держаться. И умирать от голода и холода с проклятиями в адрес Путина на посиневших губах.
Посмотрите на украинских солдат — к ним власти и командование относятся как к скоту, не снабжают, кидают на убой — а они тупо гибнут в окопах и на блокпостах и искренне ненавидят «сепаров».

Что делать, как вывести человека из такого состояния? Вот Стрелков считает что достаточно просто на пару недель выключить телевизор.
Это несколько наивный подход. Дело в том, что человек, достаточно долго находившийся в состоянии столь сильного эмоционального погружения в это псевдорелигиозное состояние, не может быть выведен из него так же легко, как и введен в него. Специалисты по реабилитации жертв тоталитарных сект говорят, что для полной реабилитации требуются иногда годы. А шрамы на душе остаются навсегда.
В христианстве есть очень удачный термин для этого процесса — покаяние. Это слово на греческом — метанойя — переводится как «изменение ума».

Есть соблазн утверждать, что все сторонники нынешней украинской политики — сектанты с промытыми мозгами. Но как и любая примитивная схема, это утверждение ошибочно. Степень погружения в новую религию у всех разное.
Есть искренние адепты, готовые на все.
Есть искренние балаболы, готовые до хрипоты спорить и проклинать Россию, позаботившись прежде получить освобождение от призыва.
Есть просто люди, верящие пропаганде, не способные мыслить критически.
Есть те, кто все вроде понимает, но не находит в себе силы плыть против течения — таким психологически комфортнее «быть как все». Чтобы избежать еще и внутреннего конфликта, такие люди склонны убеждать сами себя и окружающих в правильности своего выбора — это явление, кажется, называется пострационализация.
А еще есть жрецы этой новой религии — политики, которые манипулируют всеми вышеперечисленными категориями адептов. Это циничные и жестокие прагматики.

Может ли быть иммунитет к подобному воздействию?
Разумеется. Попытки переформатировать украинский народ предпринимались и раньше. Показателен период после Брестской унии, когда народ был предан большей частью своей элиты — как светской, так и духовной. И народ, предоставленный сам себе, героически сопротивлялся окатоличиванию, отстаивал свою веру, создавал братства, защищал свои святыни. И выстоял.
Отсюда вывод — если человек имеет твердые убеждения, является искренне верующим (причем неважно, идет речь о религиозной вере или о какой-то идеологии) — он способен успешно сопротивляться зомбирующему воздействию пропаганды. Чердак у него уже занят.
И с другой стороны, человек, поддавшийся этой пропаганде, свидетельствует тем самым, что до этого никакой настоящей веры, и настоящих убеждений у него не было. Даже если он считал себя верующим. Даже если был священником.
К слову, мне приятно было видеть, что родная УПЦ (МП), которую на протяжении последних лет сотрясали непрерывные скандалы, вела себя наиболее достойно, можно даже сказать по-евангельски. И наоборот, я убедился, что остальные «ветви украинского христианства» к собственно христианству отношения не имеют. А ведь не так давно многие кичились тем, что Украина куда духовнее России — приходов больше, народ религиознее.
И еще один вывод — но он скорее касается уже не Украины. Если государство не хочет, чтобы его граждан обращали в свою веру пришлые гуру, оно должно позаботиться о том, чтобы граждане имели твердые убеждения.
Свой чердак для чужих надо держать закрытым.

PS. Не могу не отметить, что в последнее время отмечаю некоторое разочарование многих симпатиков украинской революции. Былой оптимизм все больше сменяется пессимизмом, а активная поддержка "линии партии " меняется на обтекаемые рассуждения типа "все через это проходят", "это просто этап такой, потом будет лучше".
Власти надо что-то делать, иначе народ постепенно начнет просыпаться и эйфория первых месяцев сменится апатией и равнодушием. Хотя может их и такой вариант устраивает?

PPS Как подметил Шарий, и он не единственный делает такой вывод, пресловутые западенцы куда менее радикализированы чем те же киевляне. Парадокс.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Химера

uri71
February 8th

Кажется, я нашел ответ на свой вопрос. Перманентная, длящаяся уже целый год нравственная катастрофа украинского народа кроется, на мой взгляд, в непосильности для нас той ноши, которая возложена на человека Создателем. Имя ей - совесть.
Совесть, которую невозможно обмануть политическими лозунгами, рациональными доводами, посулами и угрозами.
Совесть, которая заставляет нас честно выполнять свой долг, как бы это ни было трудно, противостоять злу, как бы то ни было опасно, сострадать несчастным и гонимым, как бы это ни было мучительно.
Это тяжелый крест - совесть, и не каждому он по плечу. Возможно, он по плечу и не каждому народу.
Нельзя путать совесть с законопослушностью. Закон как раз и нужен для бессовестных, для тех, кто слишком плохо слышит голос совести, кому нужна угроза наказания для того, чтобы оставаться человеком.
В мире, где торжествует закон, порядочность часто не результат личного нравственного подвига человека, его свободного выбора, а результат страха или привычки.
Но что будет если этот закон, удерживающий нас от того, чтобы проявилась наша внутренняя суть, вдруг исчезнет?
Что вылезет наружу из добропорядочного гражданина, отца двоих детей, который не переходит дорогу на красный свет и исправно платит налоги?
Вспомним немецкий народ образца этак 43-го года. Откуда взялись все эти палачи-эсэсовцы, каратели и живодеры? Ведь многие из них в прошлом - простые служащие, бакалейщики, почтальоны и учителя, скромные, законопослушные и даже богобоязненные.
Просто когда стало МОЖНО,то что раньше было НЕЛЬЗЯ, когда Гитлер торжественно освободил свой народ от "химеры, называемой совестью", совершилось это удивительное и страшное превращение, как будто могущественный маг произнес какое-то мрачное заклинание.
И понадобились десятилетия тяжелого и унизительного лечения, чтобы загнать то, что вылезло из недр души немецкого народа, внутрь. И не факт, что это удалось окончательно.
Сейчас такое ощущение, что это заклинание произнесено снова, но уже у нас, на Украине. Оно произносится ежедневно - алчными политиками, бессовестными журналистами, безмозглыми комментаторами.
Бороться против зла и лжи, особенно инспирируемых государством и имплементируемых обществом - не только тяжело, но и опасно. Даже сострадать тем, кого они записали нам во враги - прячущимся в подвалах о обстрелов и голодающим жителям городов Донбасса - и то тяжело. Ведь со-страдать - это взять на себя частичку чужого страдания, это тяжело. И немодно как-то - окружающие не поймут, да еще и в сепаратисты запишут.
А вот порадоваться смерти клятых сепаратистов и позлорадстовать хором - это ведь гораздо легче. Даже удовольствие от этого получаешь. Если только сможешь сначала убить собственную совесть.
И судя по всему - большей части украинских граждан это удалось. Победа над собственной совестью - это самая главная победа революции достоинства, перемога перемог, абсолютная и очевидная для всех, кроме нас.
Увы - уныло молчит, по большей части, и совесть народа - православная церковь, в лице своих иерархов. Донецкий митрополит Илларион только один раз возвысил свой голос против творимого в его епархии беспредела - когда нацгвардия разграбила его резиденцию. Впрочем, и то хорошо, что подавляющее большинство православных иерархов и священников не присоединилось к общему хору представителей других христианских конфессий Украины, требующих крови "терористiв".
А ведь как мы раньше гордились своей духовностью: "Украина - не Россия: у нас и приходов больше, и народ религиознее: на Западной Украине все по воскресеням в храмах, а не по базарам шастают". Легко же мы расстались с этой своей духовностью. Настолько легко, что думаешь - а может и не было ее вовсе?
Наверное не меня одного последнее время удивляет то, как единодушно и искренне многие мои сограждане поддерживают и ретранслируют все, что слышат из наших СМИ. Такого единства с властью, такой безоговорочной поддержки "политики партии" и абсолютно некритичного отношения к отечественным СМИ, старательно дискредитирующим самих себя в течении года, я не видел наверное с брежневской эпохи. Это что-то уникальное.
И причина этому - в том великом даре, который преподнесла наша власть своему народу, освободив его от оков собственной совести. За этой ей многое народом простится: и война, и голод, и национальное унижение. Что угодно вытерпим, лишь бы побыть самими собой.
И тем кто выживет - будет что вспомнить и чем гордиться, как гордятся оставшиеся в живых вояки УПА славным своим прошлым.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...