Перейти к публикации
Форум - Замок

Мировой ясень Иггдрасиль и 9 миров


Рекомендованные сообщения

Хельхейм. 

Обитель умерших. Царство покоя, неподвижности и инерции. Обитель импульсов и инстинктов, где нахожится сущность физического тела- телесное "я". В дохристианской северной религии Хел имел двойственную природу. Его олицетворением была богиня Хель, которая, с обной стороны изображалась как труп, а с другой- как прекрасная, желанная женщина. Один аспект божества указывал на вход в гробницу, а другой- на вход в женское чрево. Все умершее возраждается в следующем цикле бытия. Ключевая руна- Хагал (Хагалас)- преображающая сила, сила разрушения. 

др.-исл. Не1), в скандинавской мифологии царство мёртвых (в подземном мире) (называемое также Нифльхель) и хозяйка этого царства - одно из трёх хтонических чудовищ, порождённых великаншей Ангрбодой от Локи. X. помещается под одним из корней ясеня Иггдрасиль. У врат X. течёт река Гьёлль, мост через которую охраняет дева Модгуд. Одновременно (в горизонтальной проекции скандинавской пространственной модели) X. помещается на севере («Младшая Эдда»: «а дорога в хель идёт вниз и к северу»). 

В это царство, расположенное под землей, можно было попасть, только преодолев мучительный путь сквозь холодные и темные земли Крайнего Севера. Ворота в Нифльхейм находились так далеко от человеческого жилья, что даже быстрому Хермоду на Слейпнире, прежде чем достигнуть реки Гьелль, пришлось скакать девять долгих дней и ночей. Эта река являлась границей Нифльхейма, а через нее был переброшен мост, выстланный светящимся золотом. Мост висел на одном волоске и постоянно охранялся мрачной великаншей Модгуд, которая брала плату кровью с душ умерших. 

 

Хрустальный мост, подвешенный на волосе, 

Переброшен через страшную реку 

Гьелль. Это граница Нифльхейма. 

Охраняет ее страшная дева Модгуд. 

Бесплотная, завернутая в белый покров, 

Она ждет своей кровавой платы. 

(Дж. Джонс. Вальхалла) 

Обычно души умерших переправлялись через мост верхом или в повозке, которая до этого сжигалась на погребальном костре именно для этой цели. У народов Северной Европы существовала незыблемая традиция обувать умерших в очень прочную обувь, которую называли ботинками Хель, для того чтобы те не испытывали страданий во время трудного и долгого пути. Вскоре после того, как умерший пересекал мост Гьяллар, он достигал Железного леса Ярнвида, где росли только голые или покрытые железными листьями деревья. Проехав через лес, странник оказывался перед воротами в Хель, которые охранял свирепый покрытый кровью пес Гарм, притаившийся в черной пещере Гнипа. Ярость этого чудовища можно было усмирить, только предложив ему пирог Хель. Невредимыми оставались лишь те, кто при жизни помогал нуждающимся. 

 

Громко лает Гарм 

У входа в пещеру Гнипа. 

(Старшая Эдда) 

За воротами в кромешной ледяной тьме слышалось бурление огромного котла Хвергельмира, грохот ледяных глыб Эливагара и других источников Хель, среди которых были Лейфт, у берегов которой произносились торжественные клятвы, и Слил, река, несущая в своих бурных водах клинки. 

 

Далее в этом ужасном месте находились палаты богини Хель – Мокрая Морось (Элвиднер), блюдом которой был Голод. Жадность была ее ножом. «Лежебока – слуга, Соня – служанка, Гибель – ее порог, Горе – ее ложе, Пожар – полог ее». 

 

Мокрая Морось – чертог Хель. 

За железными решетками и толстыми стенами 

Возвышался страшный дворец! 

Голод был на ее столе, 

Ножом ее была Жадность, слуга – Лежебокой. 

Жестокие Страдания были ее праздником, 

А гости были украшены белыми костями. 

Чума и Голод пели руны 

Под музыку Отчаяния. 

Всегда будут править в чертоге Хель 

Нищета и Боль! 

(Док. Джонс. Вальхалла) 

У богини было много палат для гостей, которые приходили к ней каждый день, так как принимала она не только лжесвидетелей и преступников, но и тех, которым не досталось смерти в бою. В царство ее также попадали и те, кто умер от старости или от болезни, – такая смерть презрительно называлась «соломенная смерть», так как постели в то время были преимущественно из соломы. 

 

Закаленные холодом, 

Бурями и трудом, 

Они страшились лишь смерти не на поле боя. 

(Томсон) 

Представления о загробной жизни 

 

Несмотря на то что невиновные получали у Хель ласковый приют и пребывали в состоянии мрачного блаженства, неудивительно, что жители Северной Европы съеживались от ужаса при одной только мысли о визите в ее унылое царство. Как мужчины предпочитали смертельно ранить себя копьем, броситься в пропасть или сгореть, так и женщины не страшились всего этого. Они бросались с горы или кидались на меч, который получали, выходя замуж. Они делали это ради того, чтобы быть сожженными рядом со своими возлюбленными, так чтобы их души, покинув тело, присоединились к любимому в светлом пристанище богов. 

 

Еще более ужасные мучения, однако, ожидали тех, кто прожил нечестную или грешную жизнь: их души изгонялись в Настронд, на Берег Мертвых, где они должны были переходить через ледяные ядовитые потоки, проходить пещеру, свитую из извивающихся шипящих змей. После нестерпимых страданий души умерших попадали в кипящий котел Хвергелмир, где дракон Нидхёгг, на мгновение перестав грызть корень ясеня Иггдрасиля, набрасывался на кости умерших. 

 

Видела дом, 

далекий от солнца, 

на Береге Мертвых, 

дверью на север; 

падали капли 

яда сквозь дымник, 

из змей живых 

сплетен этот дом. 

Там она видела — 

шли чрез потоки 

поправшие клятвы, 

убийцы подлые 

и те, кто жен 

чужих соблазняет; 

Нидхёгг глодал там 

трупы умерших, 

терзал он мужей. 

(Старшая Эдда. Прорицание вёльвы.)(Перевод А. Корсуна) 

Чума и голод 

 

Сама Хель время от времени покидала свои страшные чертоги и объезжала землю на своем трехногом белом коне, а во времена чумы или голода, если части населения края удавалось выжить, она, по преданиям, брала грабли. Когда же целые деревни и провинции пустели, как было во времена знаменитой эпидемии Черной смерти, говорили, что она побывала здесь с метлой. 

 

Северные народы верили, что душам умерших иногда позволялось вновь посетить землю и явиться своим родственникам, чье горе или радость преследовали их даже после смерти. Об этом повествуется в старинной датской балладе об Агире и Эльзе, в которой говорится, как умерший просит свою возлюбленную улыбаться, чтобы его могила была усыпана розами вместо спекшейся крови, в которую превратятся ее слезы. 

 

Послушай теперь, мой повелитель Агир! 

Мой жених, хочу я знать, 

Как ты там, 

В этом одиноком месте, в своей могиле. 

Каждый раз, когда ты радуешься 

И душа твоя веселится, 

Могила моя усыпана 

Лепестками роз. 

Каждый раз, возлюбленная, 

Что ты скорбишь и роняешь соленые слезы, 

Могила моя 

Наполняется черной ужасной кровью. 

(Г. Лонгфелло)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...
  • Ответы 55
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

Биврёст 

Автор: Джон Линдоу (c) 

Перевод: Анна Блейз (с) 

Источник: Джон Линдоу, "Скандинавская мифология" 

Биврёст (Bifröst), или Бильрёст (Bilröst) — мост между мирами людей и богов, или между землей и небом. 

В «Речах Гримнира» (44) перечисляются «лучшие» предметы и существа во всех мирах: Иггдрасиль — лучшее из деревьев, Один — лучший из асов, и так далее. Лучшим из мостов здесь назван Бильрёст. В «Речах Фафнира» (15) Фафнир отвечает на вопрос о том, как называется остров, на котором асы сразятся с Суртом (по-видимому, в день Рагнарёка): 

Оскопнир — остров, 

богам суждено там 

копьями тешиться; 

Бильрёст рухнет, 

вплавь будут кони 

прочь уносить их. 

Слово «Бильрёст» состоит из корней bil («место остановки», «промежуток времени», «мгновение» или «слабое место») и röst (в обычном значении — «верста» или «поток», но здесь, вероятно, «дорога, путь»). Снорри употребляет вариант названия «Биврёст», первая часть которого связана по смыслу с понятиями «колебаться», «волноваться» или «трястись». 

В «Младшей Эдде» Биврёст упоминается несколько раз. На вопрос Гюльви/Ганглери о том, какой путь ведет от земли до неба, Высокий отвечает, что это мост под названием Биврёст, что его построили боги, а люди называют его радугой. Этот мост трех цветов и очень прочный, и построили его весьма искусно и умно, однако он рухнет, когда по нему поскачут на своих конях сыны Муспелля, перед которыми не может устоять ничто. Ниже в тексте, описывая Рагнарёк, Снорри повторяет: «Когда они скачут по Биврёсту, рушится этот мост, как уже говорилось»[1]. 

Кроме того, Равновысокий сообщает Гюльви/Ганглери, что по этому мосту, который называют еще «Асбру» (Ásbrú), т.е. Мостом Асов, асы каждый день съезжаются к Урдабрунну (Urðarbrunnr), Источнику Урд, чтобы вершить правосудие. 

Немного позже Гюльви/Ганглери спрашивает, что за пламя пылает над Биврёстом. Высокий отвечает, что красный цвет, который виден в радуге, — это и в самом деле пламя, защищающее мост от великанов. Кроме того, из «Видения Гюльви» мы узнаем, что у верхнего края этого моста стоит Химинбьёрг — чертог Хеймдалля. 

Пламя на Мосту Асов упоминается также в «Речах Гримнира» (29), где утверждается, что Тор по дороге к месту, где асы вершат свой суд, ежедневно переходит вброд реки Кёрмт и Ёрмт и два потока под названием Керлауг: 

…в ту пору священные 

воды кипят, 

пламенеет мост асов[2]. 

Параллель этому образу моста между землей и небом, или землей и миром богов, представляет Гьялларбру, мост Гьяллар, соединяющий землю и подземный мир, или землю и мир мертвых. 

Некоторые исследователи предполагают, что изначально Бильрёст понимался как Млечный Путь, но Снорри, столкнувшись с некоторыми разночтениями в терминологии, перетолковал его как радугу. 

________________________________________ 

[1] Пер. О.А. Смирницкой. 

[2] Пер. А.И. Корсуна. 

John Lindow (c) 

Перевод: Анна Блейз (с) 

 

Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

РУНИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

 

Внимайте мне все 

священные роды, 

великие с малыми 

Хеймдалля дети! 

Один, ты хочешь, 

чтоб я рассказала 

о прошлом всех сущих, 

о древнем, что помню. 

 

Так начинается самая известная песня из «Старшей Эдды» - «Прорицание вельвы». В ней вельва рассказывает о создании этого мира, о богах, о тех, кто первый пришел в мир, о первых войнах и падении мира, о его «воскрешении». Давайте остановимся на создании мира.

В центре мира находится Мировое древо или Древо предела - ясень Иггдрасиль, его ветви раскинуты над всем миром, таким образом, ограничивая мир в пространстве.

 

На его вершине находится мир Асгард, это мир Богов, мир Совершенства. В Северной Традиции Боги – Божественные Личности, после физического перевоплощения. Верховный Бог – Один. Мы можем встретить в различных песнях его под разными именами (Хрофт, Тунд и др.), и в различных его проявлениях (Один – Творец, Один - шаман, открывший руны, Один – воин, завоеватель).

 

Как противоположность Асгарду, на другой стороне находиться мир Хел. Это мир, в котором собрано то, что больше не может возродиться. Это мир памяти, мир опыта.

 

Под Асгардом находится мир Альфхейм. Это место Божественной Личности при ее Жизни, при физическом воплощении. Медоуз называет Альфхейм «царством Разума», «эманацией Души, отражающей ее свет». Альфхейм человека – это и есть Душа. Альфхейм – Мировой Разум, место Творчества.

 

Над Хелом находиться мир Свартальфхейм. Это место Подсознания, инстинктов, желаний и стремлений. Медоуз называет его «царством становления, где будущее формируется из мыслительных образов настоящего». Это мир физического тела.

 

В центре Мирового древа находиться мир Мидгард - мир человека. Это Место Гармонии. Здесь есть Время. Здесь есть Жизнь. «Мидгард - это не только место взаимодействия системы вертикальных миров (миров ствола Мирового Древа). Это и место пересечения системы горизонтальных миров и системы вертикальных миров. Причем вертикальные миры влияют на горизонтальные миры. Как тут не вспомнить воздействие Души человека на физическое тело (Ванахейм) и Сознание (Йотунхейм) воплощения этого человека. Но именно Мидгард – это точка равновесия, точка гармоничного сочетания всех сил и гармоничного влияния всех миров. Именно здесь очень важно время. Ибо время характеризует неизбежный отчет» - О. Шапошников .

 

Давайте теперь рассмотрим горизонтальные оси. На них расположены еще 4 мира, они также противоположны друг другу. И каждая из этих осей пересекает Мидгард именно посередине.

 

Ось Муспельхейм – Нифельхейм. 

Муспельхейм – это Мир Огня, энергии, движения, действия. 

Нифельхейм – это Мир Льда, инерции, покоя, иллюзии. 

Ось Йотунхейм – Ванахейм. 

Йотунхейм – это Сознание, интеллект, фантазия. Это Мир Творчества. 

Ванахейм – это Мир, Царство Изобилия и Физической Реальности. Это приземленность, физическая сила, это плодородие, репродуктивность. Это Земля.

 

Все миры между собой соединены перемычками. При помощи этих перемычек человек способен «перемещаться» по направлению к какому-либо миру. Перемещаться в смысле - приобретать свойство одного из миров. В этом человеку и помогают руны. Точнее их энергия, которую человек пропускает через себя.

 

 

 

Миры Иггдрасиля

 

Мифическая топография Севера содержит множество волшебных и прекрасных мест, опасных и завораживающих не менее, чем существа, их населяющие. Здесь я вкратце попытаюсь рассказать о девяти мирах, которые держит Ясень.

 

Я много сказала, 

но больше скажу, — 

ты знать это должен; 

будешь ли слушать?

 

"Краткое прорицание вёльвы" 

 

Гинунгагап др.-исл. Ginungagap

 

Первичный хаос, мировая бездна. Сама по себе лишена жизни, но, первоначально, там возникло два мира - Нифльхейм и Муспелльхейм, и от их взаимодействия в пустоте мировой бездны зародилось первосущество – великан Имир (Аургельмир).

 

Иггдрасиль Yggdrasil - "Скакун Игга (Ужасного)"

 

Иггдрасиль - центр мира, Мировое Древо, пронизывающее Вселенную. Это центр мира, мировая ось, символизирующая постоянное обновление вселенной, как дерево сбрасывает листву осенью и вновь покрывается почками весной. Однако и у Древа Предела есть предельный срок - оно растёт и, постепенно, подгрызаемое змеями (т. е. мировой порядок испытывает непрестанное губительное влияние сил Хаоса), начинает умирать. Так в представлении древних и будет завершён очередной цикл вселенной: Древо падёт, и более нечему будет удерживать миры от хаоса. 

 

Иггдрасиль - "скакун Игга", т. е. Одина. С Древом Предела связана тайна обретения Рун. Бог-шаман прошёл испытание будучи подвешен на Древе, пронзённый копьём, без еды и питья и в конце он обрёл Руны в результате мистического прозрения. Сам Ясень является путём, которым можно путешествевать из одного мира в другой. 

 

По некоторым предположениям Хеймдалль – антропоморфная ипостась Иггдрасиля. Его жилищем является Химинбъёрг - "Небесная Гора", а сам он "сын девяти матерей", что может означать вовсе не дочерей Эгира, как чаще всего предполагают, а подразумевать корни (по одному из источников, у Древа девять корней идущих к мирам) или даже сами миры, так как существование Древа неразрывно связано с ними. 

 

Представления о Древе и Небесной Горе одни из самых древних. Подобные представления можно найти практически во всех шаманских традициях, а также у индийцев, в Юго-Восточной Азии, у монголов и даже в первобытных культурах. 

 

Лерад - другое название Ясеня Иггдрасиль. Также Мимамейд – древо Мимира. 

 

Асгард др.-исл. Asgardr, «крепость асов»

 

Мир богов-асов именуется Асгард, т. е. «крепость асов». Этот город стоит на Идавелль-поле и объединяет многие владения богов. У Одина, например, несколько чертогов, один из которых Вальхалла («Чертог Павших») во владениях Гладсхейм («Обитель Радости»), там же находится Хлидскъяльв – престол Всеотца, с которого он может обозревать все миры. Кроме него только Фригг может восседать на этом троне. Там же находятся 12 тронов для других богов. Но Вальхалла знаменита не этим. В этом чертоге пируют павшие воины, избранные Одином и валькириями на поле битвы. Только самые бесстрашные воины становятся эйнхериями – попадают в Вальхаллу, чтобы вперемежку с пирами вести, как и в своей земной жизни, ежедневные битвы. Эйнхерии – воинство Одина, которое Отец Павших поведёт в сумеречный час Рагнарёка в последнюю битву. 

 

Другие палаты Одина зовутся Валаскъяльв или Гимле («Защита от Огня»), они крыты чистым золотом и сияют, как солнце. Вингольв («Обитель Блаженства») – святилище богинь в Асгарде (или, по другим источникам, также отданные эйнхериям палаты). Тунд – «Вздувшаяся» река - окружает Вальхаллу, а главные врата в Чертог Павших зовутся Вальгринд («Врата Павших»). 

 

Фригг принадлежат палаты Фенсалир («Болотные палаты»), или по-другому Сёкквабекк («Погружённая скамья»). Фригг иначе зовётся Сага. Она ведает судьбы всех, но о том не рассказывает. Ей прислуживает Фулла, которая носит её ларец и хранит её обувь, она знает сокровенные помыслы Фригг. Сама Фулла ходит с распущенными волосами, схваченными золотой повязкой. 

 

Тору принадлежат «Владения Силы» – Трудхейм (Трудвангар), там стоит его чертог Бильскирнир. Идалир зовутся владения Улля, сына Сив и пасынка Тора. В Трюмхейме («Жилище Шума») живёт Скади – богиня-лыжница, а её муж Ньёрд предпочитает оставаться в Ноатуне («Корабельном Дворе») близ моря. Брейдаблик («Широкоблещущий») принадлежит Бальдру – самому мудрому и благостному из асов, он столь светел лицом, что его ресницы можно сравнить с белоснежными лепестками. 

 

Фолькванг («Поле Боя») – владения пресветлой Фрейи, там стоят её палаты Сессрумнир («Многоместные»). Она ездит на колеснице, в которую впряжена пара кошек. Ещё у неё есть соколиное оперение, набросив которое она может летать в поднебесье. 

 

Ещё в Асгарде есть палаты Глитнир («Блестящие») – это палаты Форсети, сына Бальдра и Нанны. Форсети решает тяжбы, и те, кто доверил ему решение своего дела, всегда остаются довольны его судом. 

 

Альвхейм Alfhaimr - Мир Альвов

 

Страна светлых альвов, так же называемая Льёсальвхейм. На схеме миров её обычно помещают между Асгардом и Мидгардом. Возможно, что Альвхейм находится на «третьем небе», там, где стоит чертог Гимле: «Говорят, будто к югу над нашим небом есть еще другое небо, и зовется то небо Андланг, и есть над ним и третье небо — Видблаин, и, верно, на том небе и стоит этот чертог. Но ныне обитают в нем, как мы думаем, одни лишь светлые альвы» (Младшая Эдда). Там же, возможно, находится и жилище Фрейра: «Некогда Альвхейм был Фрейром получен от богов на зубок» (Старшая Эдда, Речи Гримнира). Солнце часто называют Альврёдуль – «светило альвов». 

 

Мидгард Midgardr - Срединный Мир, Срединная Крепость

 

Мир людей, который был ограждён от враждебных воздействий оградой из век или ресниц Имира (первосущества). Само название говорит о том, что этот мир находится посредине, а все прочие миры так или иначе расположены вокруг него. С созданием Мидгарда связано и поднятие богами земли из Мирового океана. Вне его пределов находится Утгард. 

 

Ванахейм Vanahaimr - Мир ванов

 

Известно, что ванами были Ньёрд и его дети – Фрей и Фрейя. Этимологически название связано с «желанием», восходит к тому же корню, что и «Венера». Ваны считаются покровителями плодородия, они связаны с культами земли и природы, так же им приписываются умение колдовать (сейд, которому Фрейя обучила Одина) и пророческий дар. 

 

Первая война, положившая конец «золотому веку» возникла между асами и ванами. Ваны послали асам колдунью Гулльвейг (ещё её зовут Хейд). Асы трижды сжигали её, но она возрождалась каждый раз. После этого Один бросил копьё в войско ванов. В конце концов, асы и ваны заключили мир и обменялись заложниками. 

 

Нифльхейм Niflhaimr - Туманный Мир

 

Холод и мрак господствуют на землях, укрытых рваными одеялами туманов. Не известно, живёт ли кто-то здесь? Здесь берёт своё начало Хвергельмир – «Кипящий Котёл». Часто путают два названия: Нифльхейм и Нифльхель. «Нифль» значит «туманный», и о Хель тоже часто говорят «туманный Хель». 

 

Муспелльхейм Muspelli - Огненный мир

 

Огненное царство, вход в которое, по преданию, охраняет великан Сурт («Чёрный»). В конце времён сыны Муспелля проскачут через Мюрквид к Биврёсту, и от их скачки разрушится радужный мост асов.

 

Ётунхейм Jotunnhaimr - Земли ётунов

 

Если взять фольклорный материал, то видно, что все они в конце концов превратились в троллей – глупых огромных людоедов, а ведь первоначально мудрость турсов была огромна! Ведь не зря только Одину под силу оказалось превзойти Вафтруднира в премудрости, а Утгарда-Локи легко обманул Тора. 

 

Утгард Utrgardr - Мир турсов

 

В Утгарде обитают турсы. Само слово Утгард значит «то, что находится за оградой». Иными словами, есть мир устроенный богами, а есть то, что так и не поддалось реформе - это и есть Утгард, лежащий за пределами тщательно ограждённой территории. Утгард и Ётунхейм часто тождественны.

 

Свартальвхейм Svartalfhaimr - Мир тёмных альвов

 

Это место обитания чёрных альвов, карликов или двергов (цвергов). Они - искуснейшие мастера кузнечного и ювелирного дела, а князь над ними – искуснейший кузнец Вёлунд. Дверги боятся солнечного света, ибо он обращает их в камень. Именно они выковали Скидбладнир, Гунгнир (копьё Одина), они же создали Брисингамен – ожерелье Фрейи. И только карликам под силу оказалось создать путы, которые не смог порвать Фенрир-волк. Эти путы зовутся Глейпнир. Шесть сутей соединены были в них: шум кошачьих шагов, женская борода, корни гор, медвежьи жилы, рыбье дыханье и птичья слюна. 

 

Хель Helhaimr - Мир мёртвых

 

Царство мёртвых, которым правит его хозяйка Хель. Великанша Хель – дочь Локи и Ангрбоды, одна её половина синяя, а другая цвета мяса, и вид у неё свирепый. Её палаты зовутся Мокрая Морось, стены их свиты из ядовитых змей и выходят они дверями на север. 

 

В царство Хель попадают те, кто умер от болезни или от старости, или те, кто совершал преступления или нарушал клятвы. В Хель ведёт мост, выстланный светящимся золотом, а охраняет его дева Модгуд. 

 

Мосты между мирами

 

Мост открывает путь из старого пространства и времени в новое, из одного цикла в другой. Когда он направлен по вертикали, тогда он соединяет землю и небо, людей и богов, низ и верх. Вертикальный мост может вести и в нижний мир. Его охраняет страж, который пропускает по мосту умерших (или живых, отважившихся на подобное путешествие), иногда взимая плату или испытывая каким-либо образом.

 

Биврёст (Бильрёст) др.-исл. Bifrost, Bilrost - «колеблющийся путь»

 

Один из двух общеизвестных мостов скандинавской мифологии. Это мост-радуга, ведущий с земли на небо, который построили боги: «Он трех цветов и очень прочен и сделан — нельзя искуснее и хитрее» (Младшая Эдда). По этому мосту каждый день съезжаются асы на суд под ясенем Иггдрасиль, поэтому второе его название – Мост Асов. Биврёст охвачен огнём, чтобы великаны не могли пройти по нему на небо. Там, где он дугою упирается в небо, стоит Химинбьёрг – жилище Хеймдалля, Стража Богов, который охраняет мост от горных великанов. Во время Рагнарёка сыны Муспелля поскачут по мосту, и он от этого разрушится. 

 

Есть так же предположение, что северяне считали Млечный Путь той дорогой, по которой духи попадают в Вальхаллу. И весьма возможно, что именно это они называли Мостом Асов, а не радугу, как объясняет Снорри в «Младшей Эдде» (по другой версии Млечный Путь олицетворял Эливагар). 

 

Мост в Хель

 

Существует и второй мост – мост через реку Гьёлль, который находится на пути в Хель. Он выстлан светящимся золотом и его охраняет дева Модгуд. Она выспрашивает проезжающих, кто они и какого рода, и если они совершили какое-либо преступление она не пропускает их по мосту, и они вынуждены пересекать потоки вброд. Так об этом говорится в Старшей Эдде: «Там она видела — шли чрез потоки поправшие клятвы, убийцы подлые и те, кто жен чужих соблазняет». 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вимур (др.-сканд. Vimur) — в скандинавской мифологии — главная река Эливагара в Ётунхейме. 

 

Когда ас Тор в сопровождении турса Локи направлялся к дому великана-ётуна Гейррёда, одна из двух дочерей великана — Гьяльп, стоящая у истока Вимура, заставляла переполняться эту реку, но Тор с помощью заклинаний перешёл вброд Вимур, при этом он подпоясался Поясом Силы и шёл, упираясь против течения реки посохом, данным великаншей Грид, а Локи держался за Пояс Силы (из-за сильного течения) и перейдя на другой берег через некоторое время убил Гейррёда, поэтому среди кеннингов Тора есть и «Видгюмнир брода Вимура». 

 

Существует также поговорка: «Рябина — спасение Тора», которая связана с тем, что из-за наводнения, устроенного дочерью ётуна во время описанной переправы, Тор, дойдя до середины реки, погрузился в стремительный поток по шею. Тогда он поднял со дна Вимура большой камень и бросил в великаншу Гьяльп со словами: «Будет в устье запруда!» — и поразив цель, в тот же миг он очутился у берега и, ухватившись за склонившуюся ему навстречу ветку рябины, выбрался из вод Вимура. Рябину «прозвали» из-за этого «спасительницей Тора», и в свои ладьи викинги вставляли кусок рябины для того, чтобы защититься от гнева Раны, жены владыки моря Эгира, которая могла, по их мнению, сокрушить корабли и потопить мореплавателей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Настронд.

 

В древнескандинавской мифологии Настронд (или Настрёнд) – это обособленная область в мире Хельхейм. Дословно с древнескандинавского Настронд («Nástrǫnd») переводится как «Берег Мертвецов» («Corpse Shore» в переводе А. Бродера). Настронд печально известен тем, что там таинственный дракон Нидхёгг, которому суждено пережить даже Рагнарек, пожирает души мертвых. Однако к Нидхёггу попадают не все жители Хельхейма, а лишь те, кто при жизни совершил одно из трех преступлений, которые древние скандинавы считали непростительными. Это прелюбодеяние, убийство и предательство. Стоит отметить, что «Nástrǫnd» (звучание – Настронд) соответствует древнескандинавской орфографии, лишь в поздних переводах слово стали записывать как «Náströnd» (звучание – Настрёнд). 

 

Настронд впервые упоминается в «Прорицании вёльвы» из «Старшей Эдды», собственно именно там подробно разъясняется, где он расположен, как выглядит и что в нем происходит. Это «зал, далекий от солнца» и его двери выходят на север. Его стены и потолок сплетены из живых змей, а через дымник (специальное отверстие в крыше жилого дома, через которое выходит дым очага) внутрь просачивается яд. Далее сказано, что там Нидхёгг «глотает трупы умерших», при этом данная формулировка до сих пор вызывает споры в среде скандинавоведов. В «Младшей Эдде» Снорри Стурлусон дублирует это описание, приводя оригинальные строки, он лишь уточняет, что змеи, из которых соткан Настронд, столь ядовиты, что их яд обтекает зал по периметру целыми реками. Ни в одном другом источнике Настронд не упоминается, тем не менее, в скандинавском искусстве это довольно известный образ. К примеру, датский художник Л. Фрелих в 1895 году создал полотно «Настрёнд» (представлено выше). Не совсем понятно, почему Настронд, переводимый как «Берег Мертвых», в обоих Эддах назван залом (или чертогом). Нет никакой связи, хотя бы косвенной, с какими либо водоемами (каковых в Хельхейме достаточно). При этом в «Младшей Эдде» вообще используется форма множественного числа («Nástrandir»). Эти сугубо лингвистические вопросы на данный момент не имеют однозначного ответа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Настронд

 

Змеиный Чертог — пожалуй, самое страшное место во всем Хельхейме. Это огромный дом, размером с футбольное поле. В него ведут две большие двери, створки которых украшены резьбой в виде клубящихся змей. Внутри под высоким сводчатым потолком раскинулась целая сеть стропил, по которым ползают ядовитые змеи. С клыков их каплет яд; падая на толпящихся внизу Мертвецов, он обжигает и разъедает их астральные тела. Весь чертог плотно забит мертвыми, корчащимися в муках. Вопли и стоны слышны на полмили вокруг, а зрелище всех эти страдальцев, извивающихся в лужах ядовитой кислоты, устрашает даже самое отважное сердце.

Однако истинная суть Настронда — в том, что все угодившие в него выбрали это сами, на том или ином уровне. Хела — не злая богиня, она не посылает людей на муки без причины и никого не карает по собственному произволу, даже если ей кажется, что они этого заслуживают. Те, кто выбрал Настронд, при жизни творили зло и теперь чувствуют, что должны быть за это наказаны, чтобы чему-то научиться и тем самым встать на путь, который в конце концов приведет их к искуплению. Пережив первый приступ ужаса от созерцания Настронда, посетитель увидит, что двери Змеиного Чертога не заперты и покинуть его можно в любой момент. Но уговаривать страдальцев выйти наружу бесполезно: они будут пребывать в уверенности, что это невозможно, пока не проработают то, что должны проработать на уровне души.

Эльвиднир

Это чертог Хелы в глубинах Хельхейма — наполовину прекрасный дворец, наполовину ветхие руины; и это, должно быть, один из самых больших чертогов во всех Девяти мирах. Понятно, что заходить на разрушенную половину не следует. Во второй половине — немало красивых покоев и залов, большая библиотека, планетарий и мерцающее зеркало, которое может показывать разные картины. На стене одного из залов висит огромная и постоянно меняющаяся карта Девяти миров. Есть там и гигантские пиршественные палаты, рассчитанные на тысячи гостей: Хела регулярно собирает в них и кормит своих подопечных.

Личную служанку Хелы зовут Ганглати. Она высокая, смуглая и грузная. Передвигается она очень медленно, но, несмотря на это, прекрасно управляется со всей необходимой работой. Она почти никогда не покидает Эльвиднир. Возможно, поначалу она покажется вам неприветливой, но если вы будете вежливы и обходительны, есть надежда, что она проникнется к вас симпатией, хотя и не станет выказывать этого слишком явно.

В христианизированных источниках о Хельхейме постоянно говорится как о месте, где царят голод и несчастья, но ни один из духовидцев, с которыми я об этом беседовал, этого не подтверждает. Да, местами там страшновато, но обо всех Мертвых, насколько можно судить, заботятся хорошо. Пиры в Эльвиднире проходят тихо, как монастырские трапезы (по крайней мере, в сравнении с буйными попойками в Вальгалле), но все там едят досыта и остаются довольны. Хела опекает своих подданных по-матерински, хотя она и не богиня-мать. Любовь ее безлична, но постоянна, и всех гостей она тоже берет под свое крыло: никто не уйдет голодным, если только не умудрится ее оскорбить.

Временами Хела живет в Эльвиднире, а временами — странствует в своем мире по тем или иным делам. Как и все носители йотунской крови, Хела — оборотень, хотя репертуар ее обличий невелик: она почти неизменно ограничивается несколькими вариациями на тему полусгнившего трупа. Из всех богинь смерти Хела — едва ли не самая гротескная по внешнему облику, и это не случайно: она считает нужным, чтобы в ее лице люди видели Смерть во всей ее буквальности. Она может представать в двойном обличье: наполовину — как прекрасная женщина, а наполовину — как разлагающийся труп или скелет. Иногда граница между этими частями проходит горизонтально, по поясу, но чаще — сверху вниз, вдоль середины тела. Изредка Хела может принимать облик очень бледной беловолосой девы, источающей запах тлена. (На самом деле этот запах сопутствует ей всегда, и в случае сомнений по нему легко понять, что вы говорите именно с Хелой. Еще один признак — холод, который она распространяет вокруг.) Если Она протянет вам руку, это будет рука скелета. И это — испытание. Не забывайте, что Хела родилась в Железном Лесу, где открытое приятие физических уродств — важная часть демонстрации уважения и дружбы. Примите эту Ее гниющую или костяную руку (которая хоть и движется, но, по словам некоторых людей, на ощупь ничем не отличается от мертвой конечности) и поцелуйте ее. Если вы на это не способны, то вам попросту нечего делать в Ее мире.

Хела высока ростом и облачена в один только длинный, простого покроя плащ, черный или серый. Она не любительница церемоний. Некоторые духовидцы рассказывали, что у Нее низкий и тихий голос, как будто «пропитой и прокуренный», а двигается Она медленно и иногда прихрамывает (видно, дает о себе знать костяная нога!). Одна из Ее особенностей, многим бросающаяся в глаза, — исключительная малоподвижность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

×
×
  • Создать...