Перейти к публикации
Форум - Замок

Бог Хеймдаль/Хеймдалль


Рекомендованные сообщения

Хеймдаль. 
Хеймдалль (др.-сканд. Heimdallr) — страж богов и мирового древа, считается сыном Одина и девяти матерей. «Светлейший из асов», «предвидящий будущее подобно ванам». 
Во время одной из своих прогулок по морскому побережью Один увидел девять прекрасных великанш, дев волн: Гьяльп, Грейн, Эйстлу, Эйргьяву, Ангейю, Атлу, Ульврун, Имд и Ярнсаксу, крепко спящих на белом песке. Как рассказывается в Эддах, бог неба был настолько очарован этими прекрасными созданиями, что они все стали его женами и все вместе родили одного сына, которого назвали Хеймдалль. 
Девяти матерей я дитя, 
сын девяти сестер. 
(Старшая Эдда) 
Девять матерей стали кормить свое дитя силой земли, влагой моря, жаром солнца. Благодаря такому питанию новый бог достиг зрелости за очень короткое время и поспешил к своему отцу в Асгард. Он увидел, что боги с гордостью любовались радужным мостом Биврёст, который они только что построили из огня, воздуха и воды, то есть из трех субстанций, которые ясно различимы в радуге, в которой светятся три основных цвета: красный, символизирующий огонь, голубой - воздух, зеленый - холодные глубины моря. 
Этот мост соединял небо и землю и заканчивался с одной стороны под сенью могущественного Мирового дерева Иггдрасиля, а с другой - у источника мудрости, который охранял Мимир. Единственное, что мешало богам созерцать это прекрасное зрелище, был страх перед тем, что инеистые великаны, пройдя по нему, могут получить доступ в Асгард. 
Боги говорили, что необходимо поставить надежного стража моста, и все они сошлись во мнении, что новому богу под силу несение таких обременительных обязанностей. 
Хёймдалль с радостью принял возложенное на него богами и с тех пор днем и ночью продолжал бдительно сторожить радужный путь в Асгард. 
Биврёст на востоке зеленым цветом сияет; 
На вершине его в облаках Хёймдалль восседает, 
зорко мост-радугу охраняя. 
(А. Г. Эленшлегер) 
Чтобы дать возможность своему стражнику защититься от любого врага, собрание богов наделило его такими особенностями, как возможность слышать, как растет трава на холме и шерсть на спине у овцы, а также способность видеть за сотни километров одинаково хорошо днем и ночью. Кроме того, ему требовалось меньше сна, чем птице. 
 
Также Хеймдаллю подарили сверкающий меч и чудесный сигнальный рог, названный Гьяллархорн, в который, по поручению богов, Хёймдалль должен вострубить, когда увидит приближение врагов, звук рога поднимет все существа на небе, земле и Нифльхейме. Последний звук рога должен будет раздаться, когда настанет конец света и придет время последней битвы. 
Игру завели Мимира дети, конец возвещен рогом Гьяллархорн; Хёймдалль трубит, поднял он рог, с черепом Мимира Один беседует. 
(Старшая Эдда. Прорицание вёльвы. Перевод В. Тихомирова) 
Чтобы всегда иметь под рукой этот рог, имевший форму полумесяца, Хёймдалль либо вешал его на одну из ветвей Иггдрасиля над своей головой, либо помещал в воды источника Мимира, где он лежал рядом с глазом Одина, символизировавшим полную луну. 
 
Чертог Хеймдалля назывался Химинбьерг и располагался у моста Биврёст, над самой высокой точкой, куда любили захаживать боги, чтобы испить великолепного, меда, которым их угощал Хёймдалль. 
Жилище это Химинбьерг зовется, 
там правит и живет Хёймдалль. 
Страж богов, говорят, пьет здесь 
пиво медвяное под сенью старинных палат. 
(Р. Б. Андерсен. Мифология народов Северной Европы) 
Хеймдалль всегда изображается в сияющих белых доспехах, и его поэтому часто называют "белый" или "светлейший ас". Он также имеет прозвища Яркий, Чистый и Грациозный, которые он полностью заслуживает, так как был и добрым, и красивым, и все боги любили его. Так как со стороны матерей он был связан с морем, и его иногда причисляют к ванам. И так как все древние жители Северной Европы, особенно исландцы, считавшие окружающее море основой всего, думали, что все появилось из моря, они приписывали Хеймдаллю всеобъемлющие знания и изображали его самым мудрым. 
Тут молвил Хеймдалль, 
светлейший из асов, 
а был он провидцем 
таким же, как ванны. 
(Старшая Эдда. Песнь о Трюме. Перевод В. Тихомирова) 
Отличительной чертой Хеймдалля были его золотые зубы, сверкавшие, когда он улыбался. За это он получил прозвище Гуллинтани (златозубый). Он также гордился тем, что владел быстроногим конем по имени Гультоп (золотая челка), переносившим его по дрожащему мосту-радуге. Хёймдалль проезжал по нему много раз в день, но из-за того, что проезжал по нему на рассвете, возвещая начало дня, он выступает вестником дня. 
Рано утром, на рассвете мчится стремглав 
по мосту Биврёст сын Ульврун, 
Могучий ас, хозяин Химинбьерга, 
возвещает о начале дня. 
(Старшая Эдда)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

ВИСА ХЕЙМДАЛЛЮ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ВРАГОВ И КОЛДОВСТВА 
 
Здесь обращение скальда, т.е., вы воспеваете богов. 
 
Хеймдалль, поднимись, 
Гуллтопра оседлай, 
по радуге спустись 
и в дом мой прилетай. 
На скальда ты взгляни, 
прими из рук мой дар, 
меня ты заслони 
от зла, от вражьих чар. 
Везде со мною будь, 
в ночной час и дневной, 
всегда будет мой путь 
благословен тобой. 
Ни зверь, ни человек 
не сможет сделать зла. 
Храни меня, Хеймдалль- 
тот, что не знает сна. 
 
Используется, когда проводите ритуал дома. 
Можно также сделать защиту дома через этого бога. Этот текст нельзя читать по бумажке, только наизусть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хеймдаль. 
Хеймдалль ᚺᛖᛝᛗᛞᚫᛚᛚ (др.-сканд. Heimdallr) — бог из рода асов, страж богов и мирового древа, считается сыном Одина и девяти матерей. «Светлейший из асов», «предвидящий будущее подобно ванам». 
Во время одной из своих прогулок по морскому побережью Один увидел девять прекрасных великанш, дев волн: Гьяльп, Грейн, Эйстлу, Эйргьяву, Ангейю, Атлу, Ульврун, Имд и Ярнсаксу, крепко спящих на белом песке. Как рассказывается в Эддах, бог неба был настолько очарован этими прекрасными созданиями, что они все стали его женами и все вместе родили одного сына, которого назвали Хеймдалль. 
Девяти матерей я дитя, 
сын девяти сестер. 
(Старшая Эдда) 
Девять матерей стали кормить свое дитя силой земли, влагой моря, жаром солнца. Благодаря такому питанию новый бог достиг зрелости за очень короткое время и поспешил к своему отцу в Асгард. Он увидел, что боги с гордостью любовались радужным мостом Биврёст, который они только что построили из огня, воздуха и воды, то есть из трех субстанций, которые ясно различимы в радуге, в которой светятся три основных цвета: красный, символизирующий огонь, голубой - воздух, зеленый - холодные глубины моря. 
Этот мост соединял небо и землю и заканчивался с одной стороны под сенью могущественного Мирового дерева Иггдрасиля, а с другой - у источника мудрости, который охранял Мимир. Единственное, что мешало богам созерцать это прекрасное зрелище, был страх перед тем, что инеистые великаны, пройдя по нему, могут получить доступ в Асгард. 
Боги говорили, что необходимо поставить надежного стража моста, и все они сошлись во мнении, что новому богу под силу несение таких обременительных обязанностей. 
Хёймдалль с радостью принял возложенное на него богами и с тех пор днем и ночью продолжал бдительно сторожить радужный путь в Асгард. 
Биврёст на востоке зеленым цветом сияет; 
На вершине его в облаках Хёймдалль восседает, 
зорко мост-радугу охраняя. 
(А. Г. Эленшлегер) 
Чтобы дать возможность своему стражнику защититься от любого врага, собрание богов наделило его такими особенностями, как возможность слышать, как растет трава на холме и шерсть на спине у овцы, а также способность видеть за сотни километров одинаково хорошо днем и ночью. Кроме того, ему требовалось меньше сна, чем птице. 
 
Также Хеймдаллю подарили сверкающий меч и чудесный сигнальный рог, названный Гьяллархорн, в который, по поручению богов, Хёймдалль должен вострубить, когда увидит приближение врагов, звук рога поднимет все существа на небе, земле и Нифльхейме. Последний звук рога должен будет раздаться, когда настанет конец света и придет время последней битвы. 
Игру завели Мимира дети, конец возвещен рогом Гьяллархорн; Хёймдалль трубит, поднял он рог, с черепом Мимира Один беседует. 
(Старшая Эдда. Прорицание вёльвы. Перевод В. Тихомирова) 
Чтобы всегда иметь под рукой этот рог, имевший форму полумесяца, Хёймдалль либо вешал его на одну из ветвей Иггдрасиля над своей головой, либо помещал в воды источника Мимира, где он лежал рядом с глазом Одина, символизировавшим полную луну. 
 
Чертог Хеймдалля назывался Химинбьерг и располагался у моста Биврёст, над самой высокой точкой, куда любили захаживать боги, чтобы испить великолепного, меда, которым их угощал Хёймдалль. 
Жилище это Химинбьерг зовется, 
там правит и живет Хёймдалль. 
Страж богов, говорят, пьет здесь 
пиво медвяное под сенью старинных палат. 
(Р. Б. Андерсен. Мифология народов Северной Европы) 
Хеймдалль всегда изображается в сияющих белых доспехах, и его поэтому часто называют "белый" или "светлейший ас". Он также имеет прозвища Яркий, Чистый и Грациозный, которые он полностью заслуживает, так как был и добрым, и красивым, и все боги любили его. Так как со стороны матерей он был связан с морем, и его иногда причисляют к ванам. И так как все древние жители Северной Европы, особенно исландцы, считавшие окружающее море основой всего, думали, что все появилось из моря, они приписывали Хеймдаллю всеобъемлющие знания и изображали его самым мудрым. 
Тут молвил Хеймдалль, 
светлейший из асов, 
а был он провидцем 
таким же, как ванны. 
(Старшая Эдда. Песнь о Трюме. Перевод В. Тихомирова) 
Отличительной чертой Хеймдалля были его золотые зубы, сверкавшие, когда он улыбался. За это он получил прозвище Гуллинтани (златозубый). Он также гордился тем, что владел быстроногим конем по имени Гультоп (золотая челка), переносившим его по дрожащему мосту-радуге. Хёймдалль проезжал по нему много раз в день, но из-за того, что проезжал по нему на рассвете, возвещая начало дня, он выступает вестником дня. 
Рано утром, на рассвете мчится стремглав 
по мосту Биврёст сын Ульврун, 
Могучий ас, хозяин Химинбьерга, 
возвещает о начале дня. 
(Старшая Эдда)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Бог Хеймдалль 
Имена: Хеймдалль (Heimdal) , а также Риг (Rig) в одной из песней «Старшей эдды» 
Главная стихия: вода 
Дополнительная стихия: огонь 
Цвет: ярко-белый 
Тотемные животные: баран, тюлень 
Магическое орудие: рог 
Цели воззвания: защита, обучение 
Руны для работы: Кеназ, Манназ, Дагаз 
С моей точки зрения, Хеймдалль принадлежит к классу ванов, так как он связан с Фрейей и, следовательно, с Ньёрдом. Его титул — «сияющий ас». Магическое орудие Хеймдалля — рог Гьяллархорн. Протрубив в этот рог, Хеймдалль возвестит о начале Рагнарёк и призовёт асов и эйнхериев на битву. Хеймдалль славится острым слухом: он слышит, как растёт трава и овечья шерсть. Согласно мифам, рог Хеймдалля спрятан под корнями ясеня Иггдрасиль. Но не исключено, что в действительности здесь идёт речь не о роге, а о слухе, что хорошо согласовалось бы с образами двух других богов, приносящих себя в жертву, — Одина и Тюра. Можно предположить, что Хеймдалль тоже совершил акт самопожертвования, стоивший ему уха, — подобно тому, как Один пожертвовал глазом, а Тюр — рукой. Миф, повествующий об этом, утрачен, но, вероятно, в нём объяснялось, каким путём Хеймдалль обрёл свой тончайший слух (ведь и Один, пожертвовав одним глазом, стал всевидящим) . 
 
Хеймдалль — посредник между Асгардом и Мидгардом. К нему можно взывать о защите и о помощи в изучении рун. Хеймдалль — страж радужного моста. В данном контексте — для обретения знаний — взывать к Хеймдаллю следует с помощью руны Кеназ. Кроме того, Хеймдалль как «сияющий ас» помогает пролить свет на любую тайну — к примеру, прояснить чьи-либо скрытые побуждения. Взывать к Хеймдаллю как учителю можно и с помощью руны Манназ, так как именно Хеймдалль обучает рунам людей. Дагаз же способствует «путешествиям» в Асгард и вообще облегчает перемещение между мирами. Будучи солярным божеством, Хеймдалль ассоциируется с зарёй нового дня, а потому взывать к нему следует обратившись лицом на восток.


Фрейя Асвинн

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 месяца спустя...

Скандинавский бог Хеймдалль в «Старшей Эдде» называется «белым богом», «стражем богов» и «светлейшим из асов». Зачастую его называют сыном Одина, хотя ни в одном оригинальном тексте нет прямых указаний на родственную связь между Хеймдаллем и Владыкой Асгарда. Однако в утерянном тексте «Заклинание Хеймдалля», а также в отдельных эпизодах «Старшей Эдды» говорится о том, что «белого бога» выносили и родили девять сестер-девственниц. Почти все исследователи сходятся во мнении о том, что речь здесь идет о дочерях бога моря Эгира (он же Хлер) и его супруги Ран. У скандинавского бога Хеймдалля есть немало уникальных кеннингов, в эддических текстах он неоднократно называется «предвидящим будущее», «златорогим» и «златозубым», и каждый из этих оборотов имеет мифологическую базу (более подробно об этом будет сказано ниже). Главная задача бога Хеймдалля в Асгарде – охранять Биврест, «дрожащий путь» (который с легкой подачи Снорри Стурлусона иногда называют «радужным мостом»). Собственно, именно поэтому Хеймдалля именуют «стражем богов». Хеймдалль видит на сотни миль вокруг, у него исключительно чуткий слух, в «Старшей Эдде» сказано, что «белый ас» слышит, как растет трава и шерсть на овцах. Спит он мало и чутко («сон его подобен сну птицы»). Живет бог Хеймдалль в чертогах, что зовутся Химинбьерг (с древнескандинавского – «небесные горы»). Чертог этот расположен в непосредственной близости от того места, где начинается Биврест, соединяющий Асгард и Мидгард. При этом очевидно, что топографическая привязка Бивреста имеет достаточно необычную структуру. «Дрожащий путь» не просто соединяет два мира, ведь именно по нему во время Рагнарека будут двигаться войска Хель, а так как направляться они будут вовсе не в Асгард, логично предположить, что в действительности «радужный мост» соединяет все миры Иггдрасиля (или большинство из них). Именно поэтому тот факт, что Один поручил богу Хеймдаллю охранять Биврест говорит об исключительной силе «светлейшего из асов». 
 
Наиболее известный из артефактов, принадлежащих богу Хеймдаллю, носит название Гьяллархорн (с древнескандинавского дословно – «рог реки Гьелль» или, вероятно, «золотой рог»). Рог Хеймдалля известен тем, что его звук слышен во всех мирах, «белый бог» носит его на поясе и никогда с ним не разлучается. Знаковый момент, связанный с рогом Хеймдалля, присутствует в тексте «Прорицания вельвы», где говорится о Рагнареке. В этот темный час, как только бог Хеймдалль увидит приближающиеся к Бивресту армады Хелль, он тут же изо всех сил затрубит в рог Гьяллархорн и для всех асов и людей это будет сигнал, возвещающий о «конце света». 
С рогом Хеймдалля связан еще один любопытный эпизод. В «Речах Гримнира» говорится о том, что «страж богов» пьет из Гьяллархорна мед поэзии, тогда как в «Младшей Эдде» из Гьяллархорна пьет уже Мимир, хранитель источника мудрости. В разрезе этой «несостыковки» многие исследователи полагают, что изначально под рогом Хеймдалля понимался «слух белого бога», который, согласно «Старшей Эдде», хранится у корней Иггдрасиля подобно тому, как там же хранится и правый глаз Одина. Скандинавскому богу Хеймдаллю принадлежит замечательный конь по имени Гуллинтоп («Gullintoppr»), что в переводе с древнескандинавского означает «золотая челка». Об этом мифическом животном известно только то, что он невероятно красив. Что касается рун Хеймдалля, то нужно понимать: в данном случае речь идет о реконструированной традиции, которая вполне вероятно не имеет никакого отношения к оригинальным руническим системам скандинавских и германских народов. Дело в том, что общегерманский рунический футхарк, включающий в себя 24 руны, принято делить на 3 атта (или эттира), каждый и которых состоит из восьми рун. На данный момент не представляется возможным определить, кто первым применил деление на атты, но в разрезе беседы о рунах Хеймдалля это не имеет концептуального значения. Атт Хеймдалля – это вторая группа из восьми рун (при учете, что ряд начинается с Феху). Атт Хеймдаля традиционно включает в себя следующие руны: Хагалаз, Наудис, Иса, Йера, Перт, Эйваз, Альгис и Соулу, собственно – это и есть руны Хеймдалля. Как нетрудно догадаться, атт Хеймдалля семантически связан с физическим миром, это мир людей (Мидгард), мир воплощенных намерений, действий. Он следует за аттом Фрейи, который воплощает мир эмоций, инстинктов и потенциала. За аттом Хеймдалля идет атт Тюра, он связывается с духовным миром, миром света и гармонии. Обратите внимание: не существует никаких специфических рун, которые можно было бы назвать рунами Хеймдалля. В разрезе данной формулировки можно говорить лишь о втором атте общегерманского футхарка, и то – в весьма условной степени, потому что, как уже было сказано, это лишь реконструкция. 
 
В «Младшей Эдде» присутствует один очень важный эпизод, о котором часто забывают. Этот эпизод описывает противоборство бога Хеймдалля с Локи за лучезарное ожерелье Фрейи, которое зовется Брисингамен. Этот момент не имеет концептуального значения для сюжета Эдды, но многие скандинавоведы видят здесь явную аллегорию на противостояние «света» и «тьмы». Брисингамен выступает солярным символом, то есть воплощением солнца, а Хеймдалль и Локи соответственно отождествляются (условно) с «добром» и «злом». Эта теория подтверждается тем, что в Эддах и скальдической поэзии Хеймдалля часто называют «белым богом», а Локи – «темным богом». Очевидна аналогия с традиционной славянской дуадой – Белобогом и Чернобогом, а также с зороастрийскими Ормуздом и Ариманом. Иногда бога Хеймдалля называют «отцом людей» и действительно существует версия, по которой вовсе не Один с братьями создали людской род. Согласно «Песни о Риге», которая не входит в оригинальные списки «Старшей Эдды», но зачастую включается в современные сборники, именно Хеймдалль (который в тексте песни называется Риг) создал людей, изначально разделив их на три сословия – правителей (ярлов и конунгов), свободных воинов (хускарлов) и фермеров-земледельцев. Параллель Хеймдалль-Риг общепринята, хотя сегодня некоторые исследователи высказывают мнение, что под Ригом понимается скорее Один. В любом случае, обе версии – гипотетичны. С другой стороны, во всех древних культурах первопредок – всегда существо солярного порядка. Хеймдалль (Риг) не зря именуется «белым богом», у него золотые («сияющие») зубы, а на шлеме – золотые рога. Кроме того, известны скальдические обороты, которые называют солнечные лучи мечом Хеймдалля. При этом голова человека также иногда именуется мечом Хеймдалля, в свою очередь известен кеннинг воинского меча – голова Хеймдалля. Для многих исследователей все эти факты говорят в пользу параллели Хеймдалль-Риг, пусть и косвенно. И в тоже время имя Риг, вероятно, означает «странник, ведающий рунами», и это уже явная отсылка к Одину. Отсюда вытекает другое предположение, которое отождествляет Одина и Хеймдалля. 
 
Хеймдалль является одним из наиболее неоднозначных персонажей во всей скандинавской мифологии. Как минимум потому, что до нас не дошли оригинальные мифы, которые могли бы объяснить точное происхождение «светлейшего из асов». Девять матерей Хеймдалля далеко не всегда интерпретируются, как дочери морского царя Эгира. В частности, О. Ольмаркс пишет о том, что девять матерей – это аллюзия на девять месяцев, в течение которых ребенок растет в утробе матери. Ольмаркс видит здесь указание на то, что бог Хеймдалль – однозначно мифический первопредок человека, это образ солнца, встающего над волнами (отсюда – параллель с девятью дочерьми Эгира). Дополнительный интерес этой теории добавляет тот факт, что легенды об Эгире и Ран с их девятью дочерьми, так же как и «Песнь о Риге» предположительно возникли за много столетий до оригинальных мифов «Старшей Эдды». То есть можно предположить, что Хеймдалль – гораздо более древний бог, чем все остальные асы. Он вполне мог стоять в одном ряду с Хлером, Фарбаути и Велундом, древними скандинавскими богами, существовавшими еще до культа ванов (не говоря уже об асах). Другой скандинавовед П. Пиппинг предлагает оригинальную расшифровку имени бога Хеймдалля. Ведь древнескандинавское слово «Heimdallr» не имеет общепризнанной этимологии. Пиппинг говорит о том, что «Хеймдалль» означает «мировое древо», соответственно девять матерей Хеймдалля – это девять миров Вселенной. В традиционных эддических текстах мировое древо принадлежит Одину («Иггдрасиль» буквально означает «скакун Игга», а Игг – одно из имен Одина). Но если Хеймдалль существовал до Одина и других асов, то реально предположить, что Мировой Ясень изначально был посвящен «белому богу» и назывался как раз Хеймдалль (а самого бога на тот момент вполне могли звать Риг). Ф. Шредер в своих работах проводит аналогии между богом Хеймдаллем и зороастрийским Митрой, а также Белым юношей, который является первопредком людей в соответствии с верованиями бурят и других сибирских народов. В. Гренбек идет еще дальше и отождествляет Хеймдаля с индийским Варуной, который также связан с морем и также называется стражем богов, хранящим священные ритуалы и небесные законы (знания). Уже упомянутый О. Ольмаркс видит в боге Хеймдалле двойственного персонажа, у которого меч выступает символом солнца, а рог – символом луны (аналогично глазу Одина, что хранится в источнике Мимира, как и некий «слух Хеймдалля»). Тот же Ольмаркс наряду с другими исследователями полагает, что изначально образ Хеймдалля мог быть не антропоморфным, а зооморфным, ведь то, что упомянутые при его описании «золотые рога» были на шлеме, а не росли из головы, является общепринятым предположением, а не достоверным фактом. Эта идея вновь сближает Хеймдалля с Митрой, который иногда изображался в образе солнечного быка. Во время Рагнарека Хеймдалль во второй раз сразится с Локи (первый раз они бились у камня Сингастейн за ожерелье Фрейи), и боги убьют друг друга. Так «белый бог» победит «черного бога», но и сам падет от его руки. Впоследствии мир переродится «под руководством» детей Тора – Моди и Магни, которые унаследуют легендарный Мьельнир. Но если учесть, что некоторые исследователи отождествляют Тора с Хеймдаллем, то оригинальный эддических миф предстает перед нами в кардинально ином свете. P.S. Обратите внимание, что так называемые став «Хеймдалль» и став «Рог Хеймдалля» не имеют никакого отношения к шаманической традиции скандинавских народов. Став «Хеймдалль» и став «Рог Хеймдалля» не являются даже реконструкциями, потому что ни в одном из сохранившихся гальдрабоков нет хотя бы приблизительно похожих ставов. Это современные эзотерические интерпретации, которые, вероятно, действительно могут иметь какую-то силу, но вне каких-либо связей с северным шаманизмом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Хеймндаль или Хеймдаль -  др.-исл. Heimdallr) в скандинавской мифологии, страж радужного моста и мудрейший из Асов. Он видит и днем и ночью на расстоянии 100 миль. И слышит, как растет трава в поле и шерсть на овцах. Мудрый Ас спит меньше, чем птицы, и сон его так же чуток, как у них. Его зубы из чистого золота, а у пояса висит золотой рог, звуки которого слышны во всех странах мира. 
Обозначается как «светлейший из Асов», «предвидящий будущее подобно Ванам»; его прозвища - «Златорогий» и «Златозубый», конь его - «золотая чёлка». Хеймдалль - «страж богов» («Старшая Эдда»), «сын девяти сестёр», «дитя девяти матерей» («Заклинание Хеймдалля» в «Младшей Эдде»). Хеймдаль считается сыном Одина. Жилище Хеймдалля называется Химинбьёрг («небесные горы») и локализуется «Младшей Эддой» вблизи моста Биврёст, соединяющего небо с землёй. Как страж богов, Хеймдалль отличается острым зрением и слухом, его слух (по другому толкованию - рог) спрятан, как сообщается в «Прорицании Вёльвы» («Старшая Эдда»), под корнями мирового ясеня Иггдрасиль (возможно, там же, где глаз Одина). Перед концом мира Хеймдалль трубит в рог Гьяллархорн («громкий рог»), призывая богов к последней битве. В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») сообщается, что Хеймдаль пьёт мёд (в «Младшей Эдде» из рога Гьяллархорн мёд пьёт Мимир, таинственный хозяин источника мудрости). В скальдических кеннингах (иносказаниях) меч называется головой Хеймдалля, а голова - мечом. Скальд Ульв Уггасон упоминает (как о том сообщается в «Младшей Эдде») о борьбе Хеймдалля и Локи (принявших обличье тюленей) за драгоценность Фрейи - Брисингамен у камня Сингастейн. В битве перед концом мира Хеймдалль и Локи снова сражаются и убивают друг друга. В первой строфе «Прорицания Вёльвы» люди называются детьми Хеймдалля, а в прозаическом вступлении к стихотворению эддического стиля «Песнь о Риге» («Старшая Эдда») Хеймдалль отождествляется с Ригом - первопредком и культурным героем, отцом родоначальников трёх социальных групп - конунга, свободного крестьянина и раба. Так как Риг - странник, ведающий руны, Р. Мейснер и другие учёные сомневались в первоначальном тождестве Рига и Xеймдалля, а в Риге видели скорее Одина.
Образ Хеймдалля крайне труден для понимания из-за отрывочности информации и отсутствия связного мифа о нём. Учёные 19 в. считали «светлейшего из Асов» персонификацией радуги (или млечного пути, небесного свода, зари, солярным или лунарным божеством и т. д.); его сравнивали как с Христом или архангелом Михаилом (трубит в рог), так и с различными «звериными» демонами - либо имеющими рога (козёл), либо воспринимаемыми как стражи (петух) или как духи дерева (дятел); была и попытка противопоставить Хеймдалля как «бога начала» Локи как «богу конца», а также отождествить Хеймдалля с каким-либо другим скандинавским богом - Тором, Видаром, Фрейром. Из новейших интерпретаций представляют интерес объяснения X. Пиппинга, Ф. Р. Шрёдера, В. Грёнбека, О. Ольмаркс. Пиппинг, исходя из работ У. Харва и А. Ольрика о мировом древе и из сибирских параллелей, расшифровывает Heim-dall как «мировое древо» и считает Хеймдалля персонификацией мирового древа или мирового столпа. «Девять матерей» - это, по Пиппингу, «девять миров» (упоминаемых в «Прорицании Вёльвы» «Старшей Эдды»). Шредер отождествляет Хеймдалля. с индо-иранским Митрой и с якутским Белым юношей - первопредком (ср. отождествление Хеймдалль - Риг), который якобы восходит к манихейству и митраизму. Грёнбек определяет Хеймдалля как бога-стража, который, подобно индийскому Варуне, является охранителем святости культового праздника; его дети - культовая община, «девять матерей» - девять ритуальных актов, его «рог» связан с ритуальной музыкой. Ольмаркс современными филологическими средствами возрождает солярную интерпретацию Хеймдалля. Брисингамен, за который Хеймдалль борется с Локи, - это иносказание солнца, солнечный бог рождается из моря и его девять матерей - волны и одновременно девять месяцев беременности моря солнцем; первопредки (Риг) - якобы всегда солнечные боги, меч Хеймдалля - солнечные лучи, а рог - лунарный символ (как и глаз Одина). Наиболее вероятным представляется интерпретация Xеймдалля как стража богов и хранителя мирового древа, антропоморфной персонификацией которого он, возможно, и является. Одновременная связь с мировым древом Одина (как божественного шамана) объясняет параллелизм слуха (рога) Хеймдаля и глаза Одина. Не исключено, что рог Хеймдаля (в свете кеннинга о голове-мече) и прозвище «златорогий» первоначально связаны с его зооморфной ипостасью. С мировым древом связана и культовая община, откуда, возможно, и идёт представление о Хеймдалле как первопредке. Не исключён и дополнительный солярный символизм. Образ Хеймдалля, трубящего в рог перед концом мира, скорее всего, обязан христианскому влиянию.
Мифологическая энциклопедия.

Имена: Хеймдалль (Heimdal), а также Риг (Rig) в одной из песней «Старшей эдды»
Главная стихия: вода
Дополнительная стихия: огонь
Цвет: ярко-белый
Тотемные животные: баран, тюлень
Магическое орудие: рог
Цели воззвания: защита, обучение
Руны для работы: Кеназ, Манназ, Дагаз
Дары:пиво,крепкие алкогольные напитки,дичь,мед.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хеймдалль, Хеймдалр, в скандинавской мифологии сын Одина и девяти матерей, страж богов, обитающий у края мира. Его обязанностью была охрана радужного моста Биврёст, соединявшего Асгард с Мидгардом (небо с землей), от великанов-ётунов. Первоначально он, возможно, являлся всеведущим богом неба, слышал, как растет трава и овечья шерсть, и видел за сотню миль. Хеймдалль - владелец золотого рога Гьяллархорн, звук которого будет услышан во всех уголках мира. Звук его рога возвестит о начале Рагнарёка, во время которого Хеймдалль должен погибнуть в поединке с Локи. 
 По некоторым толкованиям, Хеймдалль, видимо, связан с мировым древом Иггдрасилъ и его место располагалось на верхушке ясеня, выше самой высокой радуги. 
 Он мог принимать облик Рига, смертного первопредка трех социальных групп — знати, свободных крестьян и рабов. Под именем Рига бог по очереди посетил три дома в Мидгарде, и рожденные от него пригожие дети становились конунгами, крепыши — крестьянами, а уродцы — рабами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

ХЕЙМДАЛЛЬ 

 

Значение его имени довольно спорно. Возможно первый слог относится к слову heimr (мир, земля), а второй - это либо dallr (яркость, сияние), либо dalr (лук). Соотвественно, Хеймдалль тогда - "Сияние Мира", что соответствует эпитету Фрейи - Мардёлль ("Сияние Моря"), либо "Лук Мира", что ассоциируется с радугой и радужным мостом Биврёст. 

 

Вот что сказано о нем в "Младшей Эдде": 

 

"Есть ас по имени Хеймдалль, его называют белым асом. Он велик и священен. Он сын девяти дев, и все они сестры. Еще зовут его Круторогий и Златозубый. Его зубы были из золота. Конь его зовется Золотая Челка. Он живет в месте под названием Химинбьерг, у самого моста Биврест. Он страж богов и обитает у края небес, чтобы охранять мост от горных великанов. Ему нужно меньше сна, чем птице. Как ночью, так и днем видит он на сотни поприщ. И слышит он, как растет трава на земле, и шерсть на овце, и все, что можно услышать. Есть у него рог, что зовется Гьяллархорн, и когда трубит он, слышно по всем мирам. Так здесь об этом сказано: 

 

Химинбьерг зовется, 

там Хеймдалль, как слышно, 

правит в палате; 

там страж богов 

сладостный мед 

в довольстве вкушает." 

 

Существовала еще песнь "Заклинание Хеймдалля". Ее цитирует Снорри Стурлуссон в той же "Младшей Эдде": 

 

Девяти матерей я дитя, 

сын девяти сестер. 

 

Но более ничего из нее не сохранилось. 

 

Хеймдалль - бог из асов, но "предвидящий будущее подобно ванам". У него острое зрение и слух. А его слух (по иной версии - рог) спрятан под корнями Иггдрасиля. Одно и то же слово ("hljo?") интерпретируется то как "рог", то как "слух". 

 

О палатах Хеймдалля сказано в "Речах Гримнира" 

 

13 

Восьмой - то Химинбьёрг, 

Хеймдалль, как слышно, 

там правит в палате; 

там страж богов 

сладостный мед 

в довольстве вкушает. 

 

Перед концом мира Хеймдалль трубит в рог Гьяллахорн ("громкий рог"), призывая богов к последней битве. В "Речах Гримнира" из рога Гьяллахорн пьет мед сам Хеймдалль. В "Младшец Эдде" из рога Гьяллахорн пьет великан Мимир, хозяин источника мудрости у корней Иггдрасиля. 

 

Таким образом является параллель - глаз Одина лежит в источнике у корней Иггдрасиля и с него пьет Мимир. Слух (рог) Хеймдалля также лежит в корнях Иггдрасиля, и из него пьет мед тот же Мимир. 

 

В 19 веке Хеймдалля считали - персонификацией радуги, Млечного Пути, неба, зари, божеством солнечным или лунным. Его сравнивали с архангелом Гавриилом (тот тоже трубит в рог). (Хотя начало битвы под звук рога было рапспространенным обычаем на Севере, для этого совершенно необязательно было знакомиться с христианством.) Также находили параллели с зооморфными демонами - у Хеймдалля есть рога, как у козла; он всех будит на Последнюю Битву, как петух; поскольку он страж дерева, то подобен дятлу (очень странное предположение, как будто именно Хеймдалль долбит Иггдрасиль). Его противопоставляли как "бога начала" - "богу конца" - Локи. 

 

● Страж и олицетворение Мирового Дерева 

 

Наиболее разумной оказывается гипотеза Х. Пипинга. Он полагал, что Хеймдалль - это персонификация Мирового Дерева. Девять сестер - матерей Хеймдалля - это миры, расположенные на Древе. Они - его порождение, но и его структура. То, что делает его именно таким. 

 

Хеймдалль чуток и зорок. Он замечает малейшие нарушения в ткани мироздания. Как и ясень Иггдрасиль, который не может не реагировать на то, что происходит в мире: у его корней, на его ветвях. Возможно, звери поедающие листву ясеня и змеи, грызущие его корни - это олицетворение сил хаоса и разрушения, присутствующих и в людях, и в богах, и в великанах и прочих существ. И никто, кроме Хеймдалля и самого ясеня Иггдрасиль не замечает пока грядущей беды и разрушения мира. 

 

35 

Не ведают люди, 

какие невзгоды 

у ясеня Иггдрасиль: 

корни ест Нидхёгг, 

макушку - олень, 

ствол гибнет от гнили. 

(Речи Гримнира) 

 

Девять матерей Хеймдалля - это могут быть и девять миров, расположенных на ясене, и девять корней Иггдрасиля: 

 

…помню девять миров 

и девять корней 

и древо предела, 

еще не поросшее. 

(Прорицание вёльвы) 

 

● Посредник между богами и людьми 

 

Хеймдалль стоит на мосте Биврёст, который соединяет Асгард - Двор Асов и Мидгард - Срединный Мир, где живут люди. Так Хеймдалль оказывается посредником между богами - асами и людьми. Он и посредник, и страж одновременно. Это же является функцией Мирового Дерева, которое и соединяет миры (в том числе богов и людей), и разъединяет их, определяя границы. 

 

●Первопредок и культурный герой 

 

В прозаическом предисловии к "Песни о Риге" говорится: "Люди рассказывают в древних сагах, что один из асов, тот, которого звали Хеймдалль, шел однажды своей дорогой вдоль берега одного озера, пришел на какой-то двор и назвался Ригом." И Риг становится первопредком и культурным героем, отцом родоначальник трех социальных групп - конунгов, свободных бондов и рабов. 

 

Риг - также странник, ведающий руны, которым он обучает сына знатных людей, простым же людям Риг дает советы. Риг таким образом определяет порядок жизни, существования и поведения разных социальных групп людей. Примечательно то, что от прабабки с прадедом - рождается Трэль (раб), от деда с бабкой - Карл (свободный человек), а от отца с матерью - Ярл (знатный человек). И только от Ярла произошел сын Кон (будущий конунг). Таким образом, Хеймдалль - Риг строит мир людей. 

 

В то же время "Прорицание вёльвы" начинается как: 

 

Внимайте мне все 

священные роды, 

великие с малыми 

Хеймдалля дети!.. 

 

Тут вёльва обращается как будто к людям и богам. И это как минимум. Возможно, имеются в виду все "роды", живущие на земле. И тогда Хеймдалля вновь превращается в олицетворение ясеня Иггдрасиля, а не просто первопредка людей, или даже богов и людей. 

 

● Мудрец и провидец 

 

В "Песни о Трюме" говорится о том, что Хеймдалль был способен предвидеть будущее, как и ваны. Хотя его предложение можно было бы назвать скорее удачным, чем пророческим: 

 

15 

…"Тору наденем 

брачный убор! 

Украсим его 

Ожерельем Брисингов! 

 

16 

Связка ключей 

Бренчать будет сзади, 

женская скроет 

колени одежда, 

камней драгоценных 

на грудь нацепим, 

голову пышным 

убором накроем!" 

 

Соперник Локи 

 

В "Перебранке Локи" Локи ругается с Хеймдаллем, как и со всеми другими. Хотя ничего плохого сказать о нем не может: 

 

48 

"Ты, Хеймдалль, молчи! 

От начала времен 

удел твой нелегок: 

с мокрой спиной 

на страже богов 

неустанно стоишь ты". 

 

Рассказывается (в "Младшей Эдде", а также скальдом Ульвом Уггасоном) о борьбе Хеймдалля и Локи в образе тюленей за обладание драгоценностью (поясом или ожерельем) Фрейи Брисингамен у камня Сингастейн. В переносном смысле, это, конечно же, была борьба за обладание самой Фрейей. 

 

Начало Гибели Мира знаменуется тем, что Локи рвет свои оковы, а Хеймдалль трубит в свой рог. И в Последней Битве Хеймдалль и Локи опять сражаются и убивают друг друга. В этом нет ничего удивительного. Потому что Хеймдалль - устроитель и страж этого мира. А Локи - его "подрывник", хаотический рационализатор. Они зеркально противоположны друг другу. Потому они оба умирают с гибелью этого мира. 

 

(c) Галина Бедненко

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...