Перейти к публикации
Форум - Замок

Война Асов и Ванов


Рекомендованные сообщения

ВОЙНА АСОВ И ВАНОВ

Война асов и ванов — война, которую две эти группы богов вели между собой на заре времен. Завершилась мирным договором и объединением асов и ванов в единую группу. 

Об этой войне мы знаем из «Прорицания вёльвы» и из различных версий, которые Снорри приводит в «Саге об Инглингах» («Круг земной») и «Языке поэзии» («Младшая Эдда»). В строфах 21—24 «Прорицания вёльвы» описывается первая в мире война, а в строфе 24 упоминаются асы и ваны. Вёльва при этом говорит о себе в третьем лице: 

21 Помнит войну она 
первую в мире: 
Гулльвейг погибла, 
пронзенная копьями, 
жгло ее пламя 
в чертоге Одина[1], 
трижды сожгли ее, 
трижды рожденную, 
и все же она 
доселе живет. 

22 Хейд ее называли, 
в домах встречая, — 
вещей колдуньей, — 
творила волшбу [seið] 
жезлом колдовским; 
умы покорялись 
ее чародейству 
злым женам на радость. 

23 Тогда сели боги 
на троны могущества 
и совещаться 
стали священные: 
стерпят ли асы 
обиду без выкупа 
иль боги[2] в отмщенье 
выкуп возьмут. 

24 В войско метнул 
Один копье, 
это тоже свершилось 
в дни первой войны; 
рухнули стены 
крепости асов, 
ваны в битве 
врагов побеждали[3]. 

В строфе 24 как «войско» переведено слово folk, и хотя в более древней поэзии это слово действительно означает «войско», к Средним векам оно приобрело значение «народ». Поэтому не исключено, что переписчики Старшей Эдды и читатели XIII века понимали эту строфу как описание битвы двух народов. 

Несмотря на многие неясности в вышеприведенных строфах, можно предположить, что речь в них идет о войне, причиной которой стал появление Гулльвейг или Хейд среди асов. Асы не смогли убить ее ни копьями, ни огнем; она практиковала сейд — древний метод прорицания и магии в целом. Поскольку Снорри утверждает, что сейду асов обучила Фрейя, многие исследователи предполагали, что Гулльвейг/Хейд — это и есть Фрейя, одна из ванов, и что причиной войны стало ее тлетворное влияние на асов. Имя «Гулльвейг» означает «Золотое питье» или, возможно, «Опьянение золотом», а имя «Хейд», вероятно, переводится как «Сияющая». В строфе 23, по-видимому, говорится о том, что асам и ванам не удалось заключить мирный договор, вследствие чего разразилась битва, упомянутая в строфе 24. Тем не менее, переход от термина aesir («асы») к более общему goðin öll («все боги») в 23-й строфе может указывать на возникновение группы, включающей не только асов, но и ванов. 

Рассказ о войне между асами и ванами в «Языке поэзии» — часть гораздо более обширного сюжета о меде поэзии. Эгир спрашивает Браги, откуда взялось искусство поэзии. Браги отвечает, что началось все с вражды между богами и тем народом (fólk), который зовется ванами. Затем враждующие стороны решили заключить мир, и в знак договора те и другие плюнули в один котел. Из этой слюны был создан Квасир, а из его крови, в свою очередь, сварили мед поэзии, но эти события уже не имеют отношения к войне. 

Более подробно о войне между асами и ванами и ее последствиях Снорри рассказывает в «Саге об Инглингах». Здесь этот сюжет помещается в исторический или псевдоисторический контекст: асы интерпретируются как выходцы из Азии, а ваны — как народ, обитавший на берегах реки Танаквисль — или Ванаквисль[4], как добавляет Снорри в нарушение всех современных лингвистических норм, но в полном согласии со средневековыми понятиями о лингвистических переходах. Далее, в главе IV, следует описание войны: 

Один пошел войной против Ванов, но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за Асами, то за Ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга. И когда это и тем и другим надоело, они назначили встречу для примиренья, заключили мир и обменялись заложниками. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра, Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из него будет хороший вождь. Он был большого роста и очень красив. Вместе с ним Асы послали того, кто звался Мимиром, очень мудрого человека, а Ваны дали в обмен мудрейшего среди них. Его звали Квасир. Когда Хёнир пришел в Жилище Ванов, его сразу сделали вождем. Мимир учил его всему. Но когда Хёнир был на тинге или сходке и Мимира рядом не было, а надо было принимать решение, то он всегда говорил так: «пусть другие решают». Тут смекнули Ваны, что Асы обманули их. Они схватили Мимира и отрубили ему голову, и послали голову Асам. Один взял голову Мимира и натер ее травами, предотвращающими гниение, и произнес над ней заклинание, и придал ей такую силу, что она говорила с ним и открывала ему многие тайны. 

Один сделал Ньёрда и Фрейра жрецами, и они были диями у Асов. Фрейя была дочерью Ньёрда. Она была жрица. Она первая научила Асов колдовать, как было принято у Ванов. Когда Ньёрд был у Ванов, он был женат на своей сестре, ибо такой был там обычай. Их детьми были Фрейр и Фрейя. А у Асов был запрещен брак с такими близкими родичами[5]. 

Даже если Фрейя не тождественна Гулльвейг/Хейд, обе относительно развернутые версии (здесь и в «Прорицании вёльвы»), упоминают о персонажах, оказывавших пагубное влияние на ту или иную сторону (Гулльвейг/Хейд — на асов, Хёнир и Мимир — на ванов), и о приобретении орудий или средств (сейда — в обеих версиях, головы Мимира — в последней) для достижения мудрости. Снорри в обеих своих версиях (в «Языке поэзии» и в «Саге об Инглингах») уделяет больше внимания мирному договору, чем самой войне, а из «Языка поэзии» мы узнаём, что осязаемый символ этого мирного договора, смешанная в котле слюна, в конце концов превращается в одно из величайших орудий мудрости — мед поэзии. В «Саге об Инглингах» сообщается также, что «лучшие из ванов» — Ньёрд и Фрейр — были приняты в число асов на полных правах. 

Поскольку ваны — божества плодородия, миф о войне между ними и асами нередко трактовали как мифопоэтическое осмысление конфликта между древними локальными культами плодородия и некой более воинственной религией (возможно, той, которую исповедовали индоевропейские захватчики). Однако Жорж Дюмезиль настаивал на том, что в исторической подоплеке эта война нуждается не более, чем любой другой миф: она отнесена к периоду до миграции ближневосточных племен на север и в описаниях ее подробностям мирного договора уделяется не в пример больше внимания, чем военным действиям. Миф о войне между асами и ванами (или, быть может, резоннее было бы называть его «мифом о примирении»?) дает символическое объяснение тому обстоятельству, что религиозная система скандинавов включает в себя различные типы божеств с различными функциями.

(c) Джон Линдоу 
(c) перевод Анна Блейз

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Война асов и ваннов. 
До этого не знакомомые с враждой и распрями Асы и Ваны долгие годы жили в мире друг с другом.. В те дни норны были добры и давали людям счастливые судьбы, потому что сами люди были тогда лучше, справедливей – они не враждовали между собой, не избегали труда, не стремились захватить чужое добро. Золота в те давние дни было много, им украшали дома снаружи и внутри, оттого и назывался тот век золотым. 
 
Но недолго продлился золотой век, и виной тому были боги из рода ванов. Обидно им было слышать, как люди восхваляют Одина и других асов, а о ванах даже и не знают ничего. Решили ваны испортить людей, сделать их неблагодарными, жадными и жестокими. Ваны создали из золота колдунью Гульвейг, чье имя значит «власть золота», и послали ее в Мидгард. Своими чарами она смутила души и разум людей. Люди захотели невиданной прежде роскоши, захотели, чтобы другие работали на них. Каждый мечтал, чтобы ему завидовали, каждый стремился захватить как можно больше золота. Начались распри и войны. 
 
Так тщеславие, алчность, властолюбие разрушили счастливую жизнь в золотом веке. 
Наконец Гульвейг явилась и в Асгард, чтобы внести разлад в стан богов. Один с помощью магии обнаружил колдунью и убил её. Чтобы Гульвейг не воскресла, асы сожгли ее тело и развеяли пепел по ветру. Но вскоре она вновь появилась в Асгарде, приняв другой облик и другое имя. Вновь убили и сожгли ее боги, вновь возродилась колдунья. Когда же и в третий раз не удалось ее уничтожить, понял Один, что не убить ему ведьму, не победив тех, кто дал ей жизнь. 

 Помнит войну она 
первую в мире: 
Гулльвейг погибла, 
пронзенная копьями, 
жгло ее пламя 
в чертоге Одина, 
трижды сожгли ее, 
трижды рожденную, 
и все же она 
доселе живет. 
22 
Хейд ее называли, 
в домах встречая,- 
вещей колдуньей,- 
творила волшбу 
жезлом колдовским; 
умы покорялись 
ее чародейству 
злым женам на радость. 
23 
Тогда сели боги 
на троны могущества 
и совещаться 
стали священные: 
стерпят ли асы 
обиду без выкупа 
иль боги в отмщенье 
выкуп возьмут. 
24 
В войско метнул 
Один копье, 
это тоже свершилось 
в дни первой войны; 
рухнули стены 
крепости асов, 
ваны в битве 
врагов побеждали.
Пророчество Вёльвы.

Всех асов созвал Один на совет, чтобы решить, как им отомстить ванам. Асы задумали начать войну, они были уверены в своей победе. Но ваны, владевшие даром предвидения, узнали о решении врагов, и войско их внезапно окружило Асгард. Тогда Один подал знак своим воинам начать битву: метнул копье в воинство ванов. 
Много славных воинов из обоих станов погибло во время войны богов. Наконец стены Асгарда пали. Ваны вторглись в небесный град Одина, но тут вдруг удача от них отвернулась, и начали побеждать асы. Но обе стороны уже не хотели продолжения войны богов и охотно пошли на заключение мирного договора.Они обменялись с ними заложниками. Боги отдали Ванам Хёнира, брата божественного Одина, который дал первым людям их чувства, и мудрого-премудрого Мимира, а духи прислали им Ньйодра вместе с его двумя детьми - Фрейром и Фрейей, - которые с тех пор живут в Асгарде. После этого все Асы и Ваны в знак вечной и нерушимой дружбы плюнули в большой золотой сосуд и из собранной в нем слюны вылепили карлика Квазира. 
Сочетая в себе всю мудрость и все знания богов и духов, Квазир был самым умным и ученым существом на свете. Он был сведущ во всех науках и говорил на всех языках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...