Jump to content
Форум - Замок

Четыре стороны света


Recommended Posts

Четыре стороны света 
 
В большинстве магических традиций фигурируют стражи четырёх сторон света. Как правило, стражи эти не принадлежат к числу богов, а выступают представителями стихий. В традиции западных мистерий эту роль играют архангелы, а в системе Викки их именуют "Могучими" или "Владыками Сторожевых Башен". В скандинавской мифологии тоже обнаруживаются четыре представителя стихий со схожими функциями. Они перечислены в "Речах Высокого" (142-143): 
 
Руны найдешь 
и постигнешь знаки, 
сильнейшие знаки, 
крепчайшие знаки, 
Хрофт их окрасил, 
а создали боги 
и Один их вырезал, 
Один у асов, 
а Даин у альвов, 
Двалин у карликов, 
у ётунов Асвид, 
и сам я их резал. 
 
В этих строфах упоминаются различные существа, связанные с рунами. Карлики – кузнецы, работающие со стихией огня. Таким образом, Двалин – страж юга. Асвинд означает "друг асов"; это – одно имён Мимира. Великан Мимир представляет стихию земли и, соответственно, должен считаться хранителем севера. Один как представитель стихии воздуха, соотносится с востоком. Наконец, Даин связан со стихией воды и западом, так как альвы – это духи природы, тесно связанные с ванами, которые традиционно ассоциируются с западной стороной. 
 
В футарке всего четыре руны, не являющиеся ни обратимыми, ни поворотными. Это Дагаз, Гебо, Ингуз и Иса. Каждая из них связана с одной из сторон света; заимствуя астрологический термин, можно назвать их "фиксированными рунами". Иса ассоциируется со стихией льда, с несколькими богинями и с одной из норн. Таким образом, её следует соотнести с севером. Ингуз связана со стихией земли, плодородием и близнецами-ванами – Фрейром и Фрейей. Следовательно, она представляет запад. Дагаз связана с огнём, но также и с воздухом, а название её означает "день", поэтому мы вправе соотнести её с востоком. Впрочем, можно считать руной воздуха и Гебо, трактуя её как дар богов и, в первую очередь, Одина; так что с равным успехом на востоке можно поместить и Гебо. В традиционной магии восток считается символом света и интеллекта; и то, и другое – атрибуты Одина. Тогда Дагаз оказывается руной юга, что тоже не лишено смысла: она связана со стихией огня, который можно истолковать и как жар полуденного солнца. В магических целях резоннее помещать Гебо на востоке, а Дагаз – на юге, хотя на самом деле выбор здесь зависит только от личных предпочтений. 
 
Каждой из сторон света соответствует своё оружие: копьё Одина – северу, меч Тюра – востоку, молот Тора – югу, а топор Ньёрда – западу. Образы оружия в этом качестве применимы в магическом круге общего характера, – к примеру, в обрядах, приуроченных к полнолунию. Тацит указывает, что древние германцы действительно проводили магические ритуалы в полнолуние, но женская и мужская традиции были обособлены друг от друга и в каждой соблюдались свои особые обряды. Вдобавок, оружие того или иного рода можно использовать по выбору в ритуалах специального назначения – в зависимости от божества, к которому вы взываете. Можно составить и сугубо женский круг, использовав иные соответствия: северу будут соответствовать норны как ткачихи вирда, и нити или верёвки как магическое орудие; востоку – Фригг и прялка; югу – Идунн и яблоко; и, наконец, западу – Фрейя, символом которой служит ожерелье Брисингамен.

*Ф. АСВИНН. РУНЫ И МИСТЕРИИ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...