Перейти к публикации
Форум - Замок

Бор (Бёр) и Бури


Рекомендованные сообщения

Бор (также Бёр, др.-исл. Borr, Burr "рожденный") - В скандинавской мифологии Бор, сын Бури женился на дочери одного из инеистых великанов и имел трех сыновей: старшего звали Одином, второго Вили и третьего Ве, рождённых им с Бестлой, дочерью великана Бёльторна.. Это были первые асы.
В «Старшей Эдде» упоминаются «сыны Бора» как устроители земли (они убили великана Имира и из его тела создали мир).
Больше в Младшей Эдде Бор не упоминается. Иногда упоминается в скандинавской поэзии как отец Одина. Роль Бора в мифологии до конца не ясна и нет указаний на то, что ему поклонялись древние скандинавы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 месяцев спустя...

Бёр (или Бор) – одно из первых живых существ во Вселенной, сын первочеловека Бури. С древнескандинавского «Borr» (или «Burr») традиционно переводят как «сын», что в полной мере соответствует генезису образа. Бёр известен в первую очередь тем, что дал начало роду Одина, Вили и Вё вместе со своей женой Бестлой, которая была внучкой инеистого великана Бёльторна и, по одной из версий, сестрой Мимира. Соответственно, Бёр приходится дедом ключевым персонажам древнескандинавской мифологии – Тору, Бальдру и другим. При этом трудно сказать о том, кем был сам Бёр. Первое упоминание о нем встречается в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона, где при описании Бури сказано «и был у него сын Бёр» (авторский перевод). То есть даже о его матери нет никаких сведений. 
 
Так как сам Бури появился, когда космическая корова Аудумла лизала лед Гиннунгагапа, невозможно сказать, к какому роду он относится – ас, ван, инеистый великан или ётун. Соответственно, невозможно определить расовую принадлежность Бёра, однако так как его дети во всех эддических текстах названы асами, то закономерно предположить, что и Бёр был асом (хотя возможно, слово используется лишь в значении «бог» или «житель Асгарда», не указывая таким образом на происхождение персонажей). В «Языке поэзии» Снорри Стурлусон цитирует скальда Торвальда, который говорит о «сыне Бёра, что был наследником Бури», подразумевая Одина. В «Прорицании Вёльвы», «Песне о Хюндле» и «Перебранке Локи» Один, Вили и Вё также упоминаются как сыновья Бёра. В ряде скальдических произведений фразы «сыновья Бёра» или «сын Бёра» используются как кеннинги на Одина и его братьев, больше никакой информации о Бёре не встречается ни в одном из известных текстов. 
 
Я. Гримм в «Тевтонской мифологии» предположил, что Бёра можно ассоциировать с Маннусом. Маннус упоминается в «Германии» Тацита как один из богов-родоначальников германских племен. Предположительно его имя – Маннус («Mannus») – связано с протогерманским корням Манназ («Mannaz»), что значит «человек», и Тейваз («Tiwaz»), что переводят либо как «бог», либо как собственное имя бога Тюра. Проблема в том, что «Германия» Тацита – единственный источник информации о Маннусе. 
 
Гораздо более любопытную версию предложил Ф. Магнусон в работе «Эдда и ее происхождение». По его версии, Бёр – персонификация горной системы, которая одной из первых поднялась из вод мирового океана. Магнусон говорит о горах Кавказа, которые персы называли Борз («Borz», возможно от «Borr ass»), что, по общепризнанной теории, является производным от древнескандинавского «Borr». Бестлу, жену Бёра и дочь инеистого великана Бёльторна, Магнусон интерпретирует, как огромный ледник, образовавшийся на вершинах Альп. Однако по неизвестной причине в работе «Lexicon Mythologicum», которую Ф. Магнусон написал четыре года спустя, ученый категорически отказался от своей первой версии в пользу другой. Теперь он уже считал, что Бёр – воплощение неба, а Бестла – воплощение земли. Один, по новой версии, был воплощением духа, Вили – воплощением небесного света, а Вё – воплощением огня. Д. Линдоу в «Справочнике норвежской мифологии» определяет Бёра первым богом, а Р. Симек во втором издании книги «Энциклопедия германской мифологии» говорит о том, что Бёр – йотун. Так или иначе, но на данный момент у нас нет сведений, подтверждающих, что Бёр входил в пантеон древнескандинавских богов наравне с Одином, Тором и другими. Существует множество актуальных версий, но ни одна из них может быть доработана до полноценной теории ввиду банального отсутствия объективных сведений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Бури – родоначальник древнескандинавского пантеона асов, отец Бёра, дед Одина, Вили и Вё. Бури дважды упоминается в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона, первый раз – в части «Видение Гюльви», где собраны базовые древнескандинавские мифы о происхождении Вселенной. Согласно оригинальному эддическому мифу, космическая корова Аудумла три дня лизала соленые камни из мировой бездны Гиннунгагап, на которых от холода скопился иней. На первый день корова вылизала из камней волосы Бури, на второй день – его голову, на третий – все тело. Бури описывается как высокий, красивый и сильный мужчина (в переводе А. Бродера вместо «красивый» использовано слово «честный»). В том же мифе говорится о том, что у Бури был сын Бёр, но нет упоминаний о его матери. Бёр взял в жены Бестлу, дочь инеистого великана Бёльторна, и дал начало роду Одина, Вили и Вё. Позже три брата убили первочеловека Имира и из его тела сотворили окружающий мир. Любопытно, что Имир и Бури являются первыми живыми существами во Вселенной и хотя номинально они не противостоят друг другу, технически выступают антагонистами, ведь Имира убивают именно потомки Бури. При этом Имир появляется раньше Бури, он возникает из инея Эливагары вместе с Аудумлой, выкормившей Имира своим молоком и создавшей/освободившей Бури. Вероятно, тройственный образ Имир-Аудумла-Бури может выступать метафорической интерпретацией каких-то событий или явлений (по аналогии с Ермунгандом и Гиннунгагап). Во второй раз Бури упоминается в «Языке поэзии», где Стурлусон цитирует скальда Торвальда, который использует следующий кеннинг Одина – «сын Бёра, что был наследником Бури». Других упоминаний о Бури нет ни в одном сохранившемся эддическом тексте или скальдическом произведении. 
На данный момент нам не известно точное написание и звучание имени Бури, не говоря уже о его переводе. В Стурлусоновой Эдде встречаются два варианта – «Búri» и «Buri» (разница в длине гласного звука, тут же отметим, что существуют несоответствия между рукописным и устным древнескандинавским языком). По мнению Я. Вриса и Р. Симека, изначальным вариантом является «Buri», в этом случае слово может быть переведено как «сын», то есть имена Бури и Бёр («Borr») фактически имеют одно значение. Альтернативный вариант перевода – «отец» или «родитель», и эта версия выглядит более логичной, учитывая, что Бури – отец Бёра. Что же касается варианта «Búri», то это слово предположительно может быть переведено как «кладовая». Технически это может стать фундаментом для разработки новых теорий о генезисе образа Бури. Отметим, что современный англицизированный вариант имени бури пишется как «Bure». Бури предстает важным эпическим персонажем, есть целый ряд средневековых гравюр и картин, изображающих Бури и Аудумлу. Тем не менее, о нем существует слишком мало текстовых упоминаний, что не позволяет строить полноценных научных теорий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...