Перейти к публикации
Форум - Замок

Внешняя политика России - поиск новых партнеров...


Алесь

Рекомендованные сообщения

Аргентина, «стратегический партнер» России

("La Nacion Argentina", Аргентина)

Эмилио Карденас (Emilio Cárdenas)

 

 

19/07/2014

 

После незаконного присоединения Крыма и Севастополя к Российской Федерации западные страны сократили контакты с президентом Владимиром Путиным. Его даже не пригласили на встречу глав государств большой семерки.

 

Кроме того, в отношении России были введены новые экономические санкции, которые, казалось, заставили задуматься хладнокровного российского лидера. Получается, что рост российской экономики замедлился настолько, что она уже близка к спаду, а санкции оказались для нее вовсе небезболезненными. В особенности они затронули крупных олигархов, которые приближены к Путину и в основном стараются держаться в тени.

 

Поэтому Путин сейчас вроде бы поменял свою стратегию в отношении Украины. В силу этого ополченцы, недавно вытесненные украинскими силовиками из Славянска и взятые в кольцо окружения в Донецке и Луганске, обвиняют его в предательстве.

 

Выступления Путина последних дней нельзя назвать ни провокационными, ни угрожающими. Теперь он все больше говорит о необходимости оказания гуманитарной помощи Украине. И о важности поставок с Украины узлов и агрегатов для российской военной техники, от которых, как это ни странно, российская армия все еще зависит.

 

Агрессивность, с которой он присоединил Крым и Севастополь, ушла в прошлое. Сейчас Путин осуществляет иную стратегию, направленную на всестороннее и незаметное ослабление Украины.

 

С помощью такой политики ему, кажется, удалось добиться того, что Украина и думать забыла о вступлении в НАТО, поскольку это может повлечь за собой очередной всплеск насилия.

 

Между тем, Путин ставит вопрос о децентрализации власти на Украине с тем, чтобы русскоязычное население, проживающее в юго-восточных областях Украины с конца холодной войны, могло защитить свою самобытность.

 

Путин прекрасно знает, что политическая панорама на Украине продолжает оставаться весьма переменчивой. Кроме того, поскольку экономика страны находится в бедственном положении, киевским властям придется договариваться с Россией о поставках природного газа до наступления зимы, которая в этих местах достаточно суровая. А также обеспечить снабжение Крыма и Севастополя электричеством, водой и продовольствием, которые традиционно поставляются из Украины.

 

Нельзя забывать и о том, что на границе с Украиной по-прежнему размещены около 40 тысяч российских военнослужащих. Угроза, таким образом, остается, только ее никто не озвучивает. А из России, тем временем, продолжается массовый отток капитала. Лишь за первое полугодие нынешнего года из страны было выведено за рубеж около 75 миллиардов долларов.

 

В силу всех вышеуказанных причин, тон выступлений Путина изменился, хотя, конечно, и не развеял недоверие, возникшее после недопустимых эпизодов с Крымом и Севастополем.

 

Путин, по сути своей являющийся популистом, знает, что его действия в Крыму и Севастополе поддерживает 80% населения, ностальгирующего по утраченной мощи страны. В успешных действиях Путина граждане России усматривают определенный символ. Знает он также и о том, что около 66% его сограждан не поддержат распространение военных действий на другие области Украины. Поэтому от открытой воинственности Путин перешел к стратегии ослабления соседней страны, чтобы без проблем оказывать на нее давление в будущем.

 

На фоне всего этого Путин предпринял недавно свое латиноамериканское дипломатическое турне. Ненадолго остановился и в Аргентине, которую в результате целого десятилетия безответственных и незаконных действий руководства лидеры западного мира посещают весьма нечасто. Хозяин Кремля, конечно же, хорошо понимает, что у нас его примут с аплодисментами.

 

В том числе и поэтому Путин поддержал создание Банка развития БРИКС на встрече глав государств этой группы стран в Форталезе. Новая финансовая структура создается как символический вызов устаревшей мировой финансовой архитектуре. Обладая уставным капиталом в 100 миллиардов долларов, банк будет финансировать осуществление инфраструктурных проектов. Это как минимум третья часть запасов МВФ и Всемирного банка. Кроме того, государствам БРИКС будет оказываться помощь в выравнивании платежных балансов. Взнос Китая в уставной капитал составит 41 миллиард долларов.

 

Но страны БРИКС уже не те, какими были раньше. Они не идеализируют роль государства в управлении экономикой. Ни Китай, чей уровень экономического роста составляет 7,6%. Ни Индия, которая растет на 5% и при этом резко поменяла свою экономическую политику. И даже ни Россия, чья достаточно открытая экономика растет достаточно вяло: менее 2% в год.

 

Дела обстоят именно так, хотя Бразилия (ее рост тоже составляет 2% в год) и Южно-Африканская Республика (2,5% в год) по-прежнему весьма склонны к тому, чтобы государство активно вмешивалось в управление экономикой. Но незавидное экономическое положение этих двух стран указывает на грядущие коррективы их курса.

 

Недавнее посещение Путиным Аргентины (чья своеобразная внешняя политика за последнее десятилетие почти не получала никакого освещения в основных СМИ США) вызвало пристальное внимание в американской прессе, отмечавшей, что мы участвуем в усилиях России по расширению своего влияния на континенте. Особенно в таком тонком вопросе, как сотрудничество в атомной энергетике в мирных целях. Поэтому Путин назвал нас «стратегическими партнерами» на континенте. Как Кубу и Никарагуа.

 

К этому следует добавить, что Россия, вероятно, разместит в нашей стране базу для своей глобальной системы спутникового наблюдения ГЛОНАСС (как она уже делает в Никарагуа) и поставит нашим вооруженным силам различные виды вооружений и боевой техники, включая оборудование, самолеты и вертолеты для выполнения задач в Антарктиде.

 

Что касается нашей страны, то следует обратить внимание на то, что американские СМИ процитировали заявление президента Кристины Киршнер, которая в нравоучительном тоне обвиняет Запад в политике двойных стандартов. Якобы из-за того, что западные государства признали законным проведение референдума по вопросу территориальной принадлежности Мальвинских островов и не признали референдум в Крыму. При этом она, разумеется, умолчала и о политике двойных стандартов, проводимой РФ, которая, в отличие от Запада, не признала референдум по Мальвинским островам, но зато всячески способствовала и поддерживала проведение аналогичного референдума в Крыму. Двойные стандарты прослеживаются и в ее собственной политике, когда в Совете Безопасности представитель Аргентины занимает одну позицию, а за его пределами озвучивает другую.

 

Американские СМИ обратили внимание на необычный ужин на высшем уровне, данный госпожой Киршнер в честь ее гостя Владимира Путина, на который она пригласила значительную часть руководителей боливарианских государств Латинской Америки.

 

За последние часы два серьезных инцидента продемонстрировали ту угрозу, которую представляет для международного мира и безопасности российско-украинский кризис. Был преступным образом сбит пассажирский самолет авиакомпании Malaysian Airlines, пролетавший над Донецком, где идут бои. Ведется расследование катастрофы. Кроме того, российский истребитель сбил украинский самолет, что свидетельствует о прямом вмешательстве России в украинский конфликт. Очевидно, что зона конфликта напоминает пороховую бочку. Достаточно одной искры, чтобы все взорвалось и вышло из-под контроля.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Россия расширит круг союзников

 

В Душанбе сегодня встретятся главы государств--членов ШОС (Казахстана, Киргизии, Китая, РФ, Таджикистана и Узбекистана), а также высокопоставленные представители стран, имеющих статус наблюдателей в организации (Афганистана, Индии, Ирана, Монголии и Пакистана). Для России этот саммит важен как минимум по двум причинам. Во-первых, Москве важно продемонстрировать, что у нее — вопреки заявлениям Вашингтона — есть союзники. А во-вторых, после сегодняшнего мероприятия председательство в ШОС перейдет от Таджикистана к России.

 

Вчера помощник президента РФ Юрий Ушаков сообщил, что станет главным достижением российского председательства: на саммите в Уфе (9-10 июля 2015 года) статус полноправных участников ШОС могут получить Индия и Пакистан. В ШОС с момента создания организации в 2001 году новых членов не принимали. Вопрос о расширении вызывал споры политического характера: некоторые из участников опасались, что прием новых членов «размоет» организацию, поскольку давние конфликты (скажем, между Китаем и Индией) не позволят ШОС выступать с общих позиций.

 

Были и технические сложности. По данным дипломатических источников «Ъ», речь шла о размере членских взносов, очередности председательства, которое передается по алфавиту (получат ли новички это право сразу или «по прошествии круга»), а также о том, должны ли при большем количестве членов решения приниматься консенсусом. В итоге противоречия были сняты: сегодня президенты подпишут «Типовой меморандум об обязательствах в целях получения статуса государства--члена ШОС» и «Порядок предоставления статуса государства--члена ШОС».

 

Стать членом ШОС хочет и Иран: он дважды подавал заявки, однако их не рассматривали, поскольку в организацию не берут страны, находящиеся под санкциями. Источник, близкий к МИД Ирана, рассказал «Ъ», что в Тегеране недавно вновь заговорили о шансах страны получить полноправное членство: «Во-первых, с нас уже сняли часть санкций. А во-вторых, Россия теперь сама под санкциями и могла бы войти в наше положение». Впрочем, Юрий Ушаков вчера ясно дал понять, что пока в отношении Ирана действуют санкции ООН (с него сняли только часть ограничений со стороны США и ЕС), в ШОС его не примут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 месяца спустя...
Приезд Ким Чен Ына в Россию может расстроить США

 

О нынешнем этапе противостояния России и США на Корейском полуострове размышляет обозреватель газеты «Взгляд» Екатерина Нерозникова

Москву может посетить северокорейский лидер Ким Чен Ын. Его приезд стимулирует развитие трехсторонних проектов с участием России, Южной и Северной Кореи. Подталкивая обе части Корейского полуострова к сотрудничеству, Москва делает шаги по нормализации ситуации в этом регионе. Но на пути могут встать США, которые не заинтересованы в мирном разрешении конфликта.

 

Лидер Северной Кореи в мае 2015 года может посетить Москву. Официальное приглашение на празднование 70-летия Дня победы уже отправлено Ким Чен Ыну в Пхеньян, подтвердил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Этот визит может стать первым зарубежным вояжем главы одного из самых закрытых государств мира. До этого Ким Чен Ын в течение трех лет не покидал страну из-за траура по умершему отцу Ким Чен Иру. Возможно, что в рамках этого визита состоится российско-северокорейский саммит.

 

Ранее Пхеньян поддержал вхождение Крыма в состав России. А позже Москва списала Северной Корее долг в 11 млрд долларов.

 

В преддверии визита

 

Приглашение в Россию Ким Чен Ына стало продолжением дипломатической политики Москвы в отношении Пхеньяна. За прошедший год высокопоставленные чиновники из Северной Кореи посещали страну, как минимум, трижды. В феврале в Россию приезжал председатель президиума Верховного народного собрания Ким Ён Нам, а в октябре —после четырехлетней паузы — глава МИД Ли Су Ён. Последний визит состоялся 20 ноября. Прибывший тогда в российскую столицу спецпосланник главы КНДР Чхве Рён Хэ лично передал Владимиру Путину письмо от Ким Чен Ына.

«У нас прошла очень содержательная и знаменательная беседа с президентом России Владимиром Путиным», — приводит слова представителя КНДР «Интерфакс». Чхве Рён Хэ добавил, что смог «очень откровенно и глубоко обсудить вопросы, представляющие общий интерес, включая вопросы развития наших отношений, осуществления торгово-экономических проектов, а также обеспечения стабильности». Чхве Рён Хэ добавил, что в будущем году Пхеньян намерен вывести российско-корейское сотрудничество на новый уровень.

Глава МИД РФ Сергей Лавров, с которым также встретился спецпосланник Ким Чен Ына, тогда добавил, что письмо подтверждает настрой на развитие отношений между Москвой и Пхеньяном. «Видна нацеленность на развитие наших двусторонних связей, на сотрудничество в решении проблем, которые сохраняются на Корейском полуострове», — отметил Лавров.

 

На встрече рассматривался ряд совместных проектов, например, прокладка газопровода через КНДР в Южную Корею, а также восстановление железной дороги. Проект, предполагающий модернизацию северокорейских железных дорог группой инвесторов из РФ в обмен на доступ к полезным ископаемым этой страны, оценивается в 25 млрд долларов. «Есть перспективы и по другим направлениям, в том числе приход российских инвесторов в свободную экономическую зону — Кесон», — говорил Лавров.

Стороны приступили к осуществлению взаимных расчетов в рублях, а в рамках межправительственной комиссии было решено создать Деловой совет. Также Москва получила от Пхеньяна заверения о готовности возобновить шестисторонние переговоры по корейской ядерной проблеме.

Как заявлял ТАСС министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, «очень важно наполнить развитие Корейского полуострова экономически рациональными, взаимовыгодными проектами». «И на поле экономически рациональных оснований обсуждать практические вопросы, — отметил Галушка. — Чем больше мы такой экономикой здравого смысла наполним это сотрудничество, тем лучше будет для созидания и развития Корейского полуострова с учетом его значения в международных отношениях».

 

Проекты, которые Россия намерена осуществлять совместно с Северной Кореей, должны помочь развитию торговых отношений южной частью Корейского полуострова. Также, благодаря работе над совместными проектами, возможно потепление в отношениях между Сеулом и Пхеньяном. Проект строительства железной дороги через полуостров, анонсированный Россией, уже описывали как призванный сформировать единое евроазиатское пространство. Как заявлял в августе депутат от правящей партии Южной Кореи «Сэнури» Сим Чжэ Чхоль, данное взаимодействие, где предусматривается участие РФ, КНДР и Южной Кореи, «позволит одновременно решить проблемы безопасности, активизации экономического сотрудничества и объединения Корейского полуострова».

Взаимовыгодное партнерство

 

Экономическая выгода для Северной Кореи от проектов с Россией несомненна, отмечает ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока Евгений Ким.

 

«Они могут получать прибыль за транзит грузов, газа и электричества. Поэтому Северная Корея давно заявила о том, что готова содействовать и предоставлять землю, что она за строительство газопровода. Это говорил и покойный Ким Чен Ир», — напомнил эксперт.

 

«Но это не предусматривает внутреннего финансирования. Страна не располагает такими ресурсами, — уточнил Ким. — Да, когда мы списывали долг Северной Корее, мы договорились, что 1 миллиард из 11 должен использоваться для реализации совместных проектов на ее территории, и это можно считать частичным финансированием со стороны Пхеньяна. Также, скорее всего, к работе привлекут местную рабочую силу, труд которой будут оплачивать северокорейцы. Но основную финансовую нагрузку понесем, разумеется, мы», — отметил эксперт.

Россия же, благодаря достигнутым договоренностям, получает возможность не только доставлять энергоносители в Южную Корею, но и разрабатывать месторождения полезных ископаемых.

 

«На их территории есть хорошие месторождения полезных минеральных ископаемых, в частности, редкоземельных металлов, которые очень востребованы в микроэлектронике. Природное богатство Северной Кореи можно оценить где-то в 2 трлн долларов, из них редкоземельных металлов на 20 млрд долларов. Сейчас мы везем эти металлы из Латинской Америки, в то время как можем разрабатывать их совсем рядом», — заметил Евгений Ким.

«Если бы железная дорога вела напрямую до Южной Кореи, то Россия могла бы составить конкуренцию всем поставщикам угля, которые работают в этой стране. Они ведь даже из Австралии возят уголь», — напомнил Ким.

Пока же, уточняет эксперт, перевозки через порт Раджин не очень выгодны, и конкурентоспособен только высококачественный уголь.

 

«Можно развивать с ними и сельскохозяйственное производство. К тому же мы ведь заинтересованы в спокойствии на границе на Дальнем Востоке. Если мы будем сотрудничать с Северной Кореей, а она при этом будет сохранять экономические отношения с Китаем, это привело бы к нормализации на Корейском полуострове, что очень важно для нас», — подчеркнул эксперт.

Южная Корея против

 

Одного желания Северной Кореи недостаточно для осуществления совместных проектов, уточняет Ким. Ведь конечным пользователем основных ресурсов для России является Южная Корея. Туда должен вести российский газопровод, там же и должна располагаться конечная станция железнодорожного пути. «Проекты не реализуются потому, что Южная Корея не хочет этого», — уверен Евгений Ким.

 

«Мы в свое время заявили, что готовы построить газопровод с Дальнего Востока через Северную Корею до границы с Южной за свой счет. А на своей территории Южная Корея построит все уже за собственные деньги. Они начали приводить аргументы: а вдруг северяне перекроют, вдруг насосные станции не смогут работать… В конечном итоге они поставили условие: поставлять на границу газ по цене 250 долларов за 1000 кубометров. А ведь мы могли претендовать на цену в 350-360 долларов, и это была бы хорошая цена для южнокорейцев. В итоге вопрос о строительстве газопровода завис», — напоминает Ким.

«В том году в Сеуле Владимир Путин подписал много разных документов. Во время переговоров президент Южной Кореи сказала, что это ее голубая мечта — сесть на поезд в порту Пусан, и на этом поезде через корейский полуостров, через Россию и Европу доехать до Парижа. Потом даже памятник Пушкину поставили около универмага. А что дальше? Правильно, гробовая тишина», — посетовал эксперт.

 

Ким напомнил, что в истории с поставкой угля южнокорейцы уже ставили Россию в неудобное положение: «Они обещали, что будут участвовать в создании контейнерного терминала в порту Расин, в Северной Корее, но в итоге отказались от строительства. В результате нам пришлось срочно договариваться с северокорейцами, чтобы они разрешили нам строить терминал для перевалки сыпучих грузов, в частности, угля. По сравнению с контейнерным терминалом, строительство которого предполагалось раньше, терминал для сыпучих грузов приносит в три раза меньше дохода. Тем не менее мы согласились на это, вложили деньги в реконструкцию железной дороги. Все было построено за наш счет. И вот когда мы все выстроили и договорились с северянами, что сможем отгружать уголь, то южнокорейцы сказали — мы можем поучаствовать в этом деле, наладить логистику. То есть решили работать на всем готовеньком», — отмечает эксперт.

Американский след

 

Известный факт, что на территории Южной Кореи расположены американские военные базы. И каждый год США устраивают демонстрацию своей силы, проводя на границе с Севером военные учения. Все это, вкупе с усиленным взаимодействием между Сеулом и Вашингтоном, наталкивает на мысль, что Южная Корея не очень самостоятельна в вопросе принятия решений относительно нормализации отношений с Северной Кореей, а также о развитии сотрудничества с Россией.

 

«США всячески будут пытаться мешать осуществлению наших проектов, которые привели бы к оздоровлению отношений между Севером и Югом. Для них важно сохранять напряжение в регионе, — подтверждает Евгений Ким. — Они имеют своих агентов влияния в Южной Корее. Более полумиллионов южнокорейцев закончили университеты в США, и сейчас там учатся около ста тысяч студентов и школьников старших классов из этой страны. По возвращению в Корею они становятся союзниками США. Многие военные заканчивают академии в Штатах. Президент всемирного банка — этнический кореец. Да, он американский гражданин, но родился в Корее. И это американцы предложили его кандидатуру», — напомнил эксперт.

«В 2010 году Южная Корея ввела против Северной санкции, которые они объясняют тем, что северокорейцы потопили их корвет «Чхонан» и даже не извинились. Хотя история с тем корветом крайне запутанная. В то время, когда погиб корвет, в том районе Желтого моря проводились учения американских и южнокорейских кораблей. В спасательной операции тоже приняли участие американцы. А вдове одного из погибших во время спасательной операции южнокорейских моряков посол Америки вручил конверт с деньгами. Интересно, зачем?», — задается вопросом Евгений Ким.

 

Однако эксперт категорически не согласен с той идеей, что Южная Корея полностью зависима от американцев в своей политике:

«США давят на Южную Корею, чтобы та присоединилась к санкциям против России. И Сеул поддержал Штаты политически в связи с Крымом и Украиной. Страна голосовала за резолюции с осуждением России, но экономические-то санкции вводить отказалась. Потому что это было им не выгодно. Так что именно исходя из экономической выгоды они могут пойти на развитие отношений с Северной Кореей. Все зависит от того, насколько лидеры Южной Кореи способны отстаивать свои экономические и политические интересы, — уверен Ким. — Конечно, союзные отношения с США ставят определенные границы, тем не менее, они не марионетки американцев».

Основное условие, которое ставит Северной Корее Вашингтон, и которое транслируют в Южной Корее, заключается в ядерном разоружении. Но в условиях, которые создают американцы непосредственно на границе с Северной Кореей, этот шаг становится невозможным, считает Евгений Ким.

«В прошлом году американцы пригнали два самолета, которые провели имитацию ядерной бомбардировки Северной Кореи, — напоминает эксперт. — Эта страна создала ядерное оружие не от хорошей жизни, и не для того, чтобы пугать Южную Корею. А для того, чтобы показать американцам, что они не должны поступать с ними так же, как поступили с Ираком и Ливией», — отмечает он.

 

США давят на Северную Корею не только при помощи демонстрации своего вооружения, но также и используя пропагандистские методы. Так, недавно был анонсирован выход в прокат комедийного фильма «Интервью», который рассказывает о том, как двое журналистов получают от ЦРУ задание убить северокорейского лидера. Отметим, что фильм был изъят из проката после того, как на сайт компании, снявшей его, была совершена хакерская атака.

Кибервзломщики пригрозили совершением терактов в кинотеатрах в случае, если лента будет показана. Вашингтон уже заявил, что причастность Северной Кореи к этим атакам доказана. Более того, американский телеканал Foxnews со ссылкой на источник в силовых структурах США сообщил, что к преступлению могли быть причастны Россия, Китай или Иран.

В сложившейся сегодня ситуации можно ожидать шагов навстречу Сеулу со стороны Пхеньяна, но сложно прогнозировать скорое потепление, констатирует эксперт.«Я не исключаю, что во время новогоднего обращения Ким Чен Ын предложит меры по улучшению отношений с Южной Кореей. Жаль только, что, скорее всего, они не будут приняты».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Страна, с которой мы не воюем сто лет. Турция, экс-противник и возможный союзник

 

 

Обзор истории российско-турецких отношений и их перспективы в будущем делает известный блоггер и публицист Алексей Анпилогов.

 

Россия и Турция последний раз воевали в декабре 1917 года. Именно тогда, ровно без трёх лет век тому назад, с подписанием 18 декабря Эрзинджанского перемирия закончились боевые действия на Кавказском фронте.

После этого русские войска были официально отведены на территорию России, а регулярной турецкой армии уже противостояли только армянские и грузинские добровольцы.

 

Россия уже тогда, в декабре 1917 года, находилась в тяжелейшем экономическом и политическом кризисе, который буквально через неделю после событий на Кавказе перерастёт в формирование первого «белого» соединения — донской Добровольческой армии.

 

Та же участь постигнет и Турцию: несмотря на значительные уступки большевистской России по условиям подписанного Брестского мира, Османская Империя точно так же не переживёт Первую мировую войну, потеряв Ирак и Сирию и чуть не погибнув в результате Севрского мира (1920) и интервенции Греции (1919-1922).

 

И Россия, и Турция уже не будут воевать в ХХ веке, более того — сегодня фигуры Климента Ворошилова и Михаила Фрунзе стоят по левую руку от Мустафы Ататюрка, основателя современного турецкого государства, на «Памятнике Независимости», стоящем на центральной стамбульской площади Таксим.

Это не просто прихоть Ататюрка: участие новой, советской России в построении независимого Турецкого государства трудно переоценить. Именно поставки оружия и продовольствия в трудные моменты 1920-1922 годов спасли молодую Турецкую республику от окончательного краха, а сотрудничество СССР и Турции в 1920-1930-х годах развивалось по многим направлениям.

 

Именно тогда произошёл раздел Республики Армения между будущим Советским Союзом и Турцией: коммунистические восстания на Закавказье произошли во многом благодаря неафишируемой поддержке Турции, но попутно породили так и не решённый до сих пор вопрос границ независимой Армении, возникшей после распада СССР.

 

Во многом именно этим сотрудничеством и определялась очень сдержанная позиция Турции во время Великой Отечественной войны: даже когда немецкие войска вовсю штурмовали Кавказский хребет, Турция соблюдала старый договор о мире и нейтралитете, подписанный с Советской Россией ещё в 1921 году.

 

Сегодняшняя позиция Турции в существующем мироустройстве во многом задаётся именно результатами Второй мировой войны: в отличие от Восточной Европы, которая полностью попала в орбиту влияния СССР, Турция, начиная с начала 1950-х годов, была полностью включена в орбиту военного блока НАТО.

 

Турция вполне могла бы быть одним из учредителей блока НАТО, но этому помешали тогдашние напряжённые отношения с давней турецкой соперницей — Грецией, в результате чего обе страны были приняты в НАТО только после разрешения турецко-греческих противоречий.

 

Однако Турция, несмотря на включение её в систему блока НАТО и попадание страны в зону американского влияния, так и не смогла решить массу политических и экономических проблем, которые были унаследованы ею ещё со времён распада Османской Империи и попытки её фактической ликвидации по условиям Севрского договора.

 

Начиная с середины 1950-х годов, напряжённость в греческо-турецких взаимоотношениях начинает расти и выливается сначала в погромы греков в Стамбуле в 1955 году, а затем, в 1960 году, между Турцией и Грецией разразился так называемый «Кипрский кризис», вызванный желанием острова Кипр, на котором издревле существовало смешанное греческо-турецкое население, войти в состав континентальной Греции.

 

В итоге кипрский кризис так и не был разрешён, вылившись в военный переворот греческой хунты, который произошёл на острове 15 июля 1974 года.

 

После этого переворота Турция «временно» оккупировала северную треть острова. Впоследствии военная хунта на Кипре была низложена, однако непоправимый вред греческо-турецким отношениям уже был нанесён, а Республика Северного Кипра так и осталась непризнанным мировым сообществом государством — самым старым на сегодняшний день.

 

Кроме того, надо сказать, что похожие процессы «прерванной интеграции» происходили и в походе Турции в экономический союз Европы.

 

Турция выступила одним из основателей Совета Европы в 1949 году. Однако с тех пор вот уже 65 лет страна стоит буквально в «предбаннике ЕС», а вопрос членства Турции в Евросоюзе переносится год за годом. Несмотря на формальное заявление королевы Великобритании Елизаветы II о том, что «Турция играет роль моста между Западом и Востоком в критическое для ЕС и всего мира время», решение о приёме Турции в Евросоюз сегодня принимается не на уровне царствующих особ.

 

Турцию в Евросоюзе не хотят в первую очередь видеть страны «корневой Европы», и в первую скрипку — Германия и Франция. Именно французскому президенту Саркози принадлежит заявление о том, что «у Европы есть определённые границы, и далеко не все страны могут стать её полноправными членами. Это касается и Турции, которой нет места в Евросоюзе; безграничное расширение ЕС может привести к разрушению европейского политического союза», которое по-прежнему оставляет Турцию на скамейке запасных Евросоюза.

 

Именно на таком политическом и экономическом ландшафте и развиваются взаимоотношения современной России и Турции. Армянская, греческая, кипрская и прибавившиеся за последние годы ещё и курдская и сирийско-иракская (исламистская) проблемы — это настоящий «пояс огня» вокруг пока ещё стабильной Турции. Трудно сказать, где у современной Турции нет проблем на её границах: со всеми соседями у Турции присутствуют взаимоотношения той или иной степени напряжённости.

 

Более того, политика ЕС и США, как первой скрипки блока НАТО, отнюдь не способствует стабильности турецкого государства: педалируя вопрос армянского геноцида и границ Армении (и, как следствие, ставя опосредованно под сомнение легитимность самого турецкого государства), подмораживая кипрский конфликт, а теперь и создав очаг напряжённости в Сирии, выродившейся в итоге в монстра Исламского Государства, — Запад создал в итоге для Турции весьма узкий коридор возможностей.

 

Более того, сама по себе динамика развития Турции грозит легко вынести её за пределы этого и без того неудобного коридора: рост собственного населения и постоянно растущая потребность в энергии делает страну очень уязвимой к «оранжевым» технологиям. В условиях малейшего энергетического или экономического кризиса Турция очень легко может получить сотни тысяч протестующих по всей стране, что и показала серия недавних гражданских волнений.

Такие волнения уже почти что два года то разгораются, то утихают вокруг казалось бы рутинного вопроса переформатирования всё той же площади Таксим в Стамбуле.

Формальным поводом к волнениям стала вырубка парковой зоны Гези, расположенной на площади Таксим. Однако, уже с первого дня волнений, против Турции был включён полный комплекс мероприятий «оранжевого сценария», который пока, к счастью, не привёл к окончательной дестабилизации Турции.

 

Однако вернёмся к вопросам энергетики и геоэкономики.

 

Важность Турции, как «моста между Европой и Азией», всегда признавалась всеми мировыми игроками. «Мост» тут надо понимать двояко: с одной стороны, именно на турецкой территории расположен комплекс проливов Босфор и Дарданеллы, который является самым узким местом, в котором вода разделяет Азию и Европу. С другой стороны — именно турецкие проливы кратчайшим дешёвым морским транспортом связывают порты внутренних Чёрного и Азовского морей и систему великих рек Европы с Мировым океаном.

 

Контроль Турции над зоной проливов всегда был камнем преткновения во всех международных договорах и конфликтах. Надо сказать, что так или иначе, но вокруг ситуации обеспечения контроля над проливами были завязаны три конфликта, которые вела Российская Империя с Турцией: Крымская война, Русско-турецкая война 1877-1878 годов и Первая Мировая война.

 

По итогам событий 1920-х годов зона проливов осталась под контролем Турции — попытки установить над ней международный (в первую очередь англо-французский) протекторат провалились. Однако «реликты» этого исторического сюжета сегодня тоже присутствуют во взаимоотношениях Турции с внешним миром.

 

На сегодняшний день, несмотря на формальный суверенитет Турции над зоной проливов, они находятся под действием так называемой «конвенции Монтрё», принятой в 1936 году, которая во многом применяет к территориальным водам Турции положения международного морского права, включающего свободный проход кораблей всех классов и видов, включая нефтеналивные танкеры и газовозы.

При этом Турция, осознавая всю важность проливов для экономики страны, но и понимая, что международное морское право очень сильно ограничивает контроль Турции за транзитом грузов, включая и энергетические, через зону турецких проливов, предприняла в последние десятилетия ряд ограничительных шагов по зоне проливов.

 

Ограничения эти формально касаются безопасности провода через проливы крупнотоннажных судов и судов, перевозящих опасные грузы, но в первую очередь бьют как раз по перевозке энергетических грузов — нефти и сжиженного природного газа.

 

Например, СПГ-танкер, следующий из Средиземноморья в порт Южный, должен два раза пройти через проливы Босфор и Дарданеллы, прождать возле каждого из проливов от 3 часов (Дарданеллы) до 1-2 суток (Босфор) и заплатить за недешёвую лоцманскую проводку, в силу принудительной блокировки пролива. Для провода танкеров и газовозов пролив Босфор перекрывается в одном из направлений, и танкер идёт через Босфор прямо посередине пролива (обычно движение в Босфоре «двустороннее»). Вот как это выглядит в реальной жизни — «Расступись Босфор, танкер идёт!»:

В силу этих обстоятельств сама Турция строит, например, свои терминалы по регазификации СПГ в Эгейском или, на крайний случай, — в Мраморном море. Так получается просто дешевле. Для других же черноморских стран и, в первую очередь, России попытка постройки дополнительного нефтяного или газового терминала на Чёрном море приведёт впоследствии к «бутылочному горлышку» в районе проливов, которое потом невозможно будет расширить никакими усилиями, даже при активном желании на то турецкой стороны. Ибо мотивировка ограничения движения танкеров и газовозов через проливы требованиями безопасности задаёт равное отношение ко всем участникам морской торговли через Босфор и Дарданеллы.

 

Вокруг этого геополитического и геоэкономического ландшафта Турции, а именно: кольца нестабильности вокруг всех западных, восточных и, особенно, южных границ Турции; концепции «моста между Европой и Азией», сходящегося на перекрестии морских проливов и разорванного ими сухопутного перешейка; внутренней нестабильности самой страны и спокойным миром последнего века во взаимоотношениях со своим могущественным северным соседом — и будет строиться наш рассказ о будущем «Турецкого южного потока», который сегодня в полный рост встал как альтернатива погибающей украинской газотранспортной системе и так пока и не реализованному проекту морского газопровода «Южный поток».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 месяца спустя...
Греция и Россия создают новый альянс?

 

Политолог Владимир Брутер в комментарии изданию «Украина.Ру» о нашумевшем в Европе визите премьера Греции Алексиса Ципраса в Москву

Чего ожидать от двухдневного (8-9 апреля) визита премьер-министра Греции Алексиса Ципраса в Москву? Некоторые греческие СМИ пишут, что премьер Ципрас и президент Путин создают новый альянс. Так ли это и что это может означать? Греческие СМИ также пишут, что поездка Ципраса в Москву «вызвала негодование в Брюсселе».

 

— Что касается опасений, да, Европа опасается всего. Она опасается венгерского премьер-министра, чешского президента, словацкого премьера, греческого премьера… Она столько опасается, что вообще не понятно, как она живет.

 

Европа очень много раз за последний год поступала вопреки лично провозглашаемым принципам. И поэтому она действительно опасается того, что её действия и её заявления приводят к тому, что сейчас называется когнитивным диссонансом.

Европа выступает за одно, хочет другого, делает третье. Поэтому она всего опасается, в том числе греческого премьер-министра. Хотя он, по-моему, совершенно мирный человек, и опасаться его не надо.

Греция пока не может проводить самостоятельную внешнюю политику. Поскольку на ней висит огромный долг, с которым не понятно, что делать. При такой финансово-экономической ситуации полностью независимую политику проводить нельзя, потому что кредиторы могут быстро прикрыть эту независимость.

 

Для того чтобы Греция могла проводить самостоятельную политику, она сначала должна выяснить, что она собирается делать со своими долгами. И если она сможет успешно решить этот вопрос, то да, она сможет принимать любые решения самостоятельно.

Обсуждение вариантов решения проблемы с этими долгами — одна из целей визита премьера Ципраса в Российскую Федерацию. В прессе уже появлялись сообщения о том, что Россия готова определенным образом кредитовать Грецию, под имущество. И если такой вариант действительно имеет место быть, если он ляжет на прочную основу, то вполне вероятно, что Россия сможет помочь Греции. Хотя, безусловно, это не может быть полностью та сумма, которую Греция сейчас должна. Но частичные проблемы вполне возможно решить, получив деньги под передачу греческого имущества Российской Федерации и частным инвесторам РФ.

 

Этот вариант был бы интересен и для России, в том числе для диверсификации тех резервов, в которые Российская Федерация вкладывает свои ресурсы. Вкладывать ресурсы в доллар, безусловно, Россия будет теперь более ограниченно. Что касается золотых ресурсов, то они не сократились. Но диверсифицировать их всё равно необходимо. И недвижимость, различные институциональные объекты в Греции могут быть для России интересны, если, конечно, Греция на это согласна.

Поэтому вопрос кредитования я бы поставил таким образом: если стороны готовы рассмотреть подобные схемы, то это может быть интересно и для Греции, и для России.

 

Создают ли Греция и Россия новый альянс? Я думаю, что говорить об этом очень преждевременно. Греция является членом ЕС и НАТО. И создать в таких условиях новые альянсы никто не сможет. Насколько я знаю, Греция никогда не объявляла о том, что она собирается покинуть оба этих альянса.

 

В данном случае речь идет не о новом альянсе, а только об исторически хороших отношениях, о взаимном интересе сейчас и о будущих возможностях обсуждать различные экономические и политические проблемы. Поэтому опасения европейцев на счет того, что Греция завтра выйдет из Евросоюза и вступит в альянс с Россией, не имеют под собой никаких оснований.

С другой стороны, я бы очень хотел, чтобы Евросоюз перестал рассматривать себя как некий закрытый клуб успешных стран. Евросоюзу самому нужно очень сильно поменяться, для того чтобы отношения между его странами, между Брюсселем и странами ЕС, стали бы, наконец, гармоничными. Сейчас они настолько далеки от гармонии и принципов, что действительно Евросоюзу приходится опасаться всего, всюду и везде.

 

Поэтому Евросоюзу стоит заняться собой, а не искать какие-то проблемы вне этой организации, и, в частности, в отношениях между Россией и Грецией.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...