Jump to content
Форум - Замок

Происхождение выражений


Recommended Posts

Происхождение выражений

Всё трын-трава
Таинственная «трын-трава» — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын — это забор. Получалась «трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

Мастер кислых щей
Кислые щи — немудрёная крестьянская еда: водичка да квашеная капуста. Приготовить их не составляло особых трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не годен.

Подложить свинью
По всей вероятности, это выражение связано с тем, что некоторые народы по религиозным соображениям не едят свинину. И если такому человеку незаметно подкладывали в пищу свиное мясо, то этим оскверняли его веру.

Всыпать по первое число
Не поверите, но… из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Прописать ижицу
Ижица — название последней буквы церковнославянской азбуки. Следы порки на известных местах нерадивых учеников сильно смахивали на эту букву. Так что прописать ижицу — проучить, наказать , проще выпороть . А вы ещё ругаете современную школу!

Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идёт о птице. Но сокол здесь ни при чем. На самом деле «сокол» — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закреплённая на цепях. Ничего лишнего!

Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на своё сиротство и горькую участь.

Непутёвый человек
В старину на Руси «путём» называли не только дорогу, но ещё и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутёвый человек.

Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Отставной козы барабанщик
В старину на ярмарках водили дрессированных медведей. Их сопровождали мальчик-плясун, наряженный козой, и барабанщик, аккомпанирующий его пляске. Это и был козы барабанщик . Его воспринимали как никчемного, несерьёзного человека.

Водить за нос
Видно, дрессированные медведи были очень популярны, потому что и это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Точить лясы
Лясы (балясы) — это точёные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Зарубить на носу
В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далёком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

Бить баклуши
Что такое «баклуши», кто и когда их «бьёт»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было лёгкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — «баклушечниками», и пошла наша поговорка.

После дождичка в четверг
Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день» — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

Попасть в переплёт
В диалектах ПЕРЕПЛЁТ — сплетённая из веток ловушка для рыб. И, как во всякой ловушке, оказаться в ней — дело малоприятное. Реветь белугой
Нем, как рыба — это вам известно давным-давно. И вдруг реветь белугой ? Оказывается, речь здесь не о белуге, а белухе, так называют полярного дельфина. Вот он действительно ревёт очень громко.

Козёл отпущения
История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живёт…

Дым коромыслом
В старой Руси избы часто топили по-чёрному : дым уходил не через печную трубу (её вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым столбом — будет ясно, волоком — к туману, дождю, коромыслом — к ветру, непогоде, а то и буре.

Не ко двору
Это очень старая примета: и в доме, и на подворье (во дворе) будет жить только то животное, которое понравится домовому. А не понравится — заболеет, захиреет или убежит. Что делать — не ко двору!

Волосы Дыбом
Но вот что за дыб такой? Оказывается, стоять дыбом — это стоять навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него волосы словно на цыпочках на голове стоят.

Переть на рожон
Рожон — это острый шест. А в некоторых русских губерниях так называли четырехзубые вилы. Действительно, не очень-то на них попрёшь!

Вверх тормашками
Тормашить — во многих русских губерниях это слово означало ходить . Значит, вверх тормашками — это всего-навсего вверх ходилками , вверх ногами .

Тёртый калач
Между прочим, и на самом деле был такой сорт хлеба — тёртый калач . Тесто для него очень долго мяли, месили, тёрли , отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица — не тёрт, не мят, не будет калач . То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба.

Выводить на чистую воду
Когда-то говорили выводить рыбу на чистую воду . А если рыбу, то все понятно: в зарослях камыша или там, где в иле тонут коряги, попавшаяся на крючок рыба легко может оборвать леску и уйти. А в прозрачной воде, над чистым дном — пусть попробует. Так и разоблачённый жулик: если все обстоятельства ясны, от расплаты ему не уйти.

И на старуху бывает проруха
А что это за проруха (ошибка, оплошность/у Ожегова и Ефремовой) такая, прореха (т.е. изъян, дефект) что ли?Смысл, следовательно, такой: И умудрённый опытом человек может ошибаться .Толкование из уст знатока древнерусской литературы: И на старуху бывает поруха Поруха(укр.)ж. разг.-сниж. 1) Вред, разрушение, порча; 2) Беда.В конкретном же смысле поруха(др. рус.) — изнасилование. Т.е. всё возможно .

Язык до киева доведёт
В 999 году некий киевлянин Никита Щекомяка заблудился в бескрайней, тогда русской, степи и попал к половцам. Когда половцы спросили его: Откуда ты, Никита? , он отвечал, что из богатого и красивого города Киева, и так расписал кочевникам богатство и красоту родного города, что половецкий хан Нунчак прицепил Никиту за язык к хвосту своей лошади, и половцы поехали воевать и грабить Киев. Так Никита

Щекомяка попал домой при помощи своего языка.
Шаромыжники…1812 год. Когда французы Сожгли Москву и остались в России без пропитания, они приходили в русские деревни и просили пропитания Ше ра ми , типа дайте мне. Вот русские и стали их так называть.(одна из гипотез)

Сволочь
Это слово диоматического оборота.Есть такая река Волочь, когда рыбаки приплывали с уловом, говорили наши с Волочи пришли.Есть еще несколько томологических смыслов этого слова.Сволакивать- собирать, волочь. От них и произошло это слово. Но ругательным оно стало совсем не давно. Это заслуга 70 лет в КПСС.

Знать всю подноготную
Выражение связано со старинной пыткой, при которой обвиняемым загоняли под ногти иглы или гвозди, добиваясь признания.

Link to post
Share on other sites

🍃Урод и Юрод .Очередной пример подмены слов🍂 

 

Урод – это первородный ребёнок, т.е. «У-Рода», потому что первый ребёнок посвящался Богу Роду, он достоинство Рода. Отсюда и поговорка «В семье не без урода», потому что в семье всегда есть первородный ребёнок, т.е. первый. 

 

Юрод – тот, кто вышел из под защиты Рода, т.е. не вписывается в Родовые рамки, нарушает Родовые традиции. Поэтому юродивых славяне терпеть не могли, а христиане наоборот слово «урод» сделали ругательным, а «юрод» как бы хорошим. 

 

Посмотрите начертание буквицы «Ю» — черта за кругом, т.е. «Ю-Род» вышло за пределы Рода, поэтому и говорят: «юродивый», «юродствует», т.е. искажает Род. А вот «У-Род» — это мощь и чистота Рода.

Link to post
Share on other sites
  • 1 month later...

"Покучись* Дажьбогу, управит понемногу".

 

Поговорка записана Елпифедором Васильевичем Барсовым у крестьянки Ирины Калиткиной, в деревне Хмелине, Череповецкого уезда Новгородской губернии.

Цитируется по его же книге ""Слово о полку Игореве" как художественный памятник Киевской дружинной Руси" т. I М 1887 , с 367

__________

Согласно словарю Даля, "покучиться" попросить убедительно, покланяться, побить челом, умолять и упрашивать

Link to post
Share on other sites
В 14.08.2018 в 9:30 AM, Настя сказал:

🍃Урод и Юрод .Очередной пример подмены слов🍂 

Юрод – тот, кто вышел из под защиты Рода, т.е. не вписывается в Родовые рамки, нарушает Родовые традиции. Поэтому юродивых славяне терпеть не могли, а христиане наоборот слово «урод» сделали ругательным, а «юрод» как бы хорошим. 

Интересно, кто автор этих "исследований"? Неумелый мастер стравливания. Поляки- христиане, а uroda (урода) по-польски - это красота по-русски. Была, есть и будет. не может быть ругательным слово "красота"

Link to post
Share on other sites
44 минуты назад, Иоанна сказал:

Интересно, кто автор этих "исследований"? Неумелый мастер стравливания. Поляки- христиане, а uroda (урода) по-польски - это красота по-русски. Была, есть и будет. не может быть ругательным слово "красота"

Если бы у меня был источник, я бы его указала.

Link to post
Share on other sites
  • 2 months later...

«Ни пуха, ни пера!» - желают охотникам. «Ни хвоста, ни чешуи!» - говорят рыбакам. Задумывался ли кто-нибудь над такими странными пожеланиями? Ведь не советуют грибникам возвратиться без грибов, а дачникам - без урожая! В таких высказываниях отражен давний духовный опыт наших предков, это - отзвук бытовой магии. Такие заговоры имеют целью, во-первых, обмануть злых духов, которые могут помешать рыбаку, а во-вторых - ввести в заблуждение духов-хранителей рыбы. 

Говорили: «Не на рыбалку мы идем, нет, так себе, погулять вышли». Такие отрицательные заговоры крепко вошли в психологию рыбака. 

 

Подойдите тихонечко к рыбаку, который сидит на берегу. Спросите учтиво: «Что-нибудь поймали?». Если садок пуст, рыбак только трагически мотнет головой. А если рыбака постигла удача, когда около него красноречиво сверкает боками немаленькая добыча, он не будет восхваляться, а на ваш вопрос ответит сдержанно: «Есть, но небольшая» и довольно пыхнет папироской... 

 

В одной серьезной газете я прочитал «Заговоры» от мужа, который бьет жену, от змеиных укусов и так далее. Один из заговоров назывался: «Чтобы поймать большую рыбу». Поймав маленькую рыбку, побейте ее легонько со словами: «Пришли деда, пришли бабу, пришли папу, пришли маму, пришли тетю, пришли дядю». Освободите рыбку от крючка и отпустите ее обратно в реку. На эту же тему и всем известное рыбацкое заклинание «Ловись рыба большая, да малая», которое нужно повторять несколько раз для усиления магического действия. Хотя сказочному волку, «автору» этого заклинания, оно не помогло - его хвост вмерз в полынью... То есть, полагаться на рыбацкий заговор можно, но учитывая все естественные факторы. По крайней мере, вдохновенно сказанная фраза не навредит рыбаку. Только долго не медитируйте - провороните клев. 

 

Кроме заговоров перед рыбалкой, есть еще один «раздел» рыбацкой магии: предание определенным видам или конкретным рыбинам сверхъестественных свойств. По сказочному сюжету: грозная зубастая хищница, «хозяйка» реки, щука взамен свободы дарит рыбаку возможность осуществлять свои желания. «По щучьему велению, да по моему хотению!». Такой себе прообраз золотой рыбки. 

 

Серьезный конкурент щуки на подводное «президентство» - сом. Этого пресноводного гиганта люди издавна побаивались. Старые рыбины, обросшие водорослями, паразитами и моллюсками, и действительно похожие на «водяного». Кроме того, еще несколько сотен лет тому назад сомы достигали 300 килограммового веса. Таких рыбин ловили на четверть телячьей туши и вытягивали на берег волами. Таким образом, именно сом становится магической рыбиной номер один. Согласитесь, что ночная ловля сома на квок (деревянное приспособление, которое при ударе о воду выдает квакающие звуки) выглядит как какое-то магическое действо. 

 

Так или иначе, но магические верования рыбаков - неотъемлемая часть рыбалки. И даже если все это - самые обычные выдумки и суеверия, то, согласитесь, что они не злые и даже несколько романтичные. И если эти верования учат бережному отношению к окружающей среде, то это прекрасно.

 (с)

Link to post
Share on other sites
  • 3 weeks later...

Впервые слово бес было упомянуто в XI веке в «Слово о законе и благодати», и далее в «Слово о полку Игореве» XII века и в других летописях, как обзывание всех языческих божеств и духов, в частности Велеса, и было синонимом слова демон. «Бесами в древнерусской литературе (повестях, житиях святых) назывались злые духи, демоны и прежде всего — языческие боги, идолы.

Link to post
Share on other sites
  • 5 weeks later...

Зачем ходили на Кудыкину гору? 

 

Многим из вас с детских лет известно, что иногда на вопрос: «Куда путь держите?» можно получить шутливый ответ: «На кудыкину гору!». После этого вам становится понятно, что вам ничего не понятно, так как человек не желает сказать о своих намерениях. Таким образом, человек невольно приходит к мысли, что с объектом «Кудыкина гора» связано что-то значительное и в то же время что-то постыдное для современного человека. 

Если же говорить о времени происхождения этого выражения, то оно уходит в глубь веков, что и дает отгадку стеснительности: многие наши древние традиции порядки в период распространения христианства приобрели негативный оттенок. 

 

В дохристианский период многие наши соотечественники имели достаточно высокую степень миропонимания, не говоря уже о грамотности. На основе мощнейших ведических знаний люди в большинстве своем свободно управляли своей судьбой, так как мощь духа и целостность мировосприятия и миропонимания давали им возможность быстро и легко решать свои проблемы самим. Им оставалось только славить Создателя и предков за дарованные им способности. Начавшиеся религиозные расколы внесли сумятицу в умы людей и привели к тому, что появились люди с неустойчивой психикой, слабой волей, подпитываемой идеологией смирения. 

 

Таким людям приходилось обращаться за помощью к старейшинам родов, волхвам или кудесникам, которые совершали свои обряды на капищах. 

 

Как известно, капища и иные священные места наших предков находились в лесу или на возвышенности (горе). Гора эта могла быть и искусственной (ее могли нагорнуть – насыпать), но все равно элемент возвышения (приближения) к Отцу Небесному всегда имел место. Наши пращуры в стародавние времена уже понимали, что все вокруг создано для помощи человеку, потому по закону прямой и обратной связи сам человек должен был заботиться об окружающем мире. Уверенный в себе человек приходил на возвышение (отсюда – возвышенные чувства), чтобы отблагодарить, а неуверенный в себе шел, чтобы просить помочь с определением пути (куда идти?). Взойдя на возвышенность, они громко изрекали свое желание, которое обязательно исполнялось. 

 

Во многих возвышенных местах (оракулах) стали строить однокупольные здания с округлой крышей, в которых поселялись Куда вестники (Кудесники), которые могли помочь человеку обрести уверенность и своим мощным духом могли помочь своим ослабленным соплеменникам в решении их насущных вопросов. 

 

Здесь не грех вспомнить слова из гимна нашего земляка с донской земли Порфирия Корнеевича Иванова: «Где люди возьмутся на этом Бугре, они громко скажут Слово, это наше райское место, человеку слава без смертна!» 

 

Издавна считалось, что мужчина изначально призван обладать мощным духом, чтобы без вреда для своего здоровья мог передать своему потомству образы Духа и Крови, вселить в чад своих Дух Рода своего. По этой же причине мужчина не мог принародно расписываться в своем безсилии и открывать даже близким свою неуверенность. Такие люди пользовались услугами Кудыкиной горы тайком, чтобы не уронить своего авторитета. В настоящее время многие люди уже не помнят истинного значения этой горы, но безсознательно могут ответить на вопрос «Куда?» в соответствии с родовой памятью. 

 

В некоторых праздничных ритуалах, дошедших до наших времен с незапамятных пор, имеется элемент бросания предметов через плечо, чтобы определить, откуда появится суженый и т.д. Этот ритуал в старину назывался «Куды кину» и использовался во многих гаданиях (угадываниях). Не исключено, что аналогичные элементы гадания присутствовали и на Кудыкиной горе. 

-------------— 

 

Возможно, что Кудыкина гора и не существует, как Эверест или, скажем, Монблан, и покорение её альпинистами или активное ковыряние археологами – дело довольно сомнительное. Но, если верить нашим соотечественникам, по посещаемости или по желанию посетить, или даже по сборам в это мифическое место – ни одна вершина мира с Кудыкиной горой не сравнится.

Link to post
Share on other sites
  • 1 year later...

ЧЕРНОБОГ - ОТ КУЛЬТУРТРЕГЕРА ДО ДЕМБЕЛЯ

***

 

В полных записях дуалистического мифа о появлении суши и пересеченного ландшафта на ней есть ряд примеров, говорящих в связи с Чернобогом о земелях бесплодных, каменистых, находящихся в холодных краях: рус. арх. «взял да и рассеял ту землю в северную сторону, и стала тут земля холодная, каменистая и нехлебородная» (Барсов, С. 87), новг. «куда плюнет, там образуется земля неплодородная» (Тенишев 7/1, С. 238), словац. «Отсюда наши граниты Татранские и холмы и каменные горы, неплодородные» (Dobšinský 1871, s. 39). Сюда же: рус. алтай. «он выплюнул землю, из которой образовались голые, безжизненные камни» (Герасимов, С. 77), арх.: «выросла земля неверная, на которой находятся другия государства» (УИМ, № 5). Он либо сотворил их сам, либо был косвенной причиной их появления: подал Богу землю в левой руке (УИМ, № 5), порвал передник с землей, которую нес Бог (Dobšinský 1871, s. 39). С Черным богом, таким образом, соотносятся в том числе и те участки земли, что для человека бесполезны в плане их использования.

 

Оцениваться в том же духе, как нечто малопривлекательное, могут, хотя и с известной долей юмора, территории более-менее освоенные, в каком-то количестве населенные, но при этом расположенные крайне далеко от центра, в холодных и неплодородных краях, находящиеся в упадке (так называемые «депрессивные регионы»), утратившие перспективу дальнейшего развития. Особенно ярко такое их восприятие обнаруживается на контрасте, при сравнении с землями более благополучными, урожайными, вызывающие ассоциации с радостью, солнцем, урожаем, богатством. Более того, эти «худые земли» могут противопоставляться земле вообще, и даже небу со светилами! Традиционная культура в состоянии переосмыслять новые реалии в рамках архаичной модели мира, что произошло в случае с регионами, получившими в народе негативную оценку. Они оказались включены в картину дуалистического мифа в качестве творений Черного бога, хотя и на уровне малых фольклорных жанров: рус. читин. Бог создал Сочи, а черт – Могочи (Пащенко, С. 77), арх. Бог создал небо и землю, а черт – Архангельскую губернию (РДС, С. 613), Бог создал небо и землю, а черт Олонецку губернию (ППЗ, С. 150), Бог создал землю, а черт Вятскую губернию (Симуш, С. 142), Бог создал Кавказ и Крым, а черт – Колыму и Нарым (Уваров, № 1799), Бог создал Крым и Кавказ, а черт – ломбард и Смоленскую область (Зимин-Спирин, С. 415). Ср.: рус. урал. Бог создал Адама и Еву, Адам создал Пензенскую (Пензенску) губернию, а черт сделал уральского казака из кислого молока и покрыл Пензенскую губернию тыквой (Мокиенко 2010, С. 61). 

 

Тема актуализируется в дембельских альбомах современных солдат-срочников, далеко закинутых от родного дома: Бог создал рай, черт – Приморский / Ленинградский / Краснодарский край (Первый Всероссийский конгресс фольклористов, С. 66); Бог – женщину и рай, черт – Сахалинский край; Бог придумал рай, черт – Самарский край (Поэзия в казармах, С. 306); Бог создал рай, черт – солдатский край. 

 

Примеры этих пословиц известны и в разножанровой литературе: Бог создал Крым, а черт – Нарым; Бог создал рай, а черт – Нарымский край (Филатьев), Бог создал Крым, а черт – Нарын (Маркиш, С. 60), Бог создал Крым и Сочи, а дьявол Читу и Могочу (Левин Л. Три капитана), Бог создал Сочи, а черт – Амазар и Могочи (Сахнов С. Есть ли жизнь после 60-ти или вокруг света на велосипеде), Бог создал Сочи, а черт – Сковородино и Могочу (Берденников, С. 439), Бог создал Гагры и Сочи, а черт – Привольск и Ногочи (Осадчий, С. 44), Бог создал Крым и Сочи, а черт – Сахалин и Могочи (Исторические чтения, С. 245), Бог создал землю, а черт – Смоленскую область (Кожухова, С. 202), Господь Бог создал небо и землю, а черт – Дорогобуж, Ельню и всю Смоленскую губернию (Аграновский, С. 57), Бог сотворил небо и землю, а черт – Вятскую губернию (Бондин, С. 20), Бог создал небо и землю, а черт вятскую деревню (Кощеев, С. 8), Бог сотворил небо и землю, а черт – Орловскую губернию (Василенко, С. 132), Бог создал землю и небо, а черт – Минскую и Виленскую губернии (Петров, С. 125), Бог, дескать, создал землю, а черт – Тверской край – лесную, заболоченную Калининскую область (Береговой, С. 39), Бог создал небо, а черт – Тверскую губернию (Забвению не подлежит, С. 175), Бог создал небо и рай, а черт – Мурманский край (Комиссары на линии огня, С. 96), Бог создал рай, а черт, наверное, этот болотный край (Сибирская добровольческая, С. 23), Бог создал солнце и луну, а черт – Судай и Чухлому (Новый мир, С. 147).

 

Противнику Бога отданы во владение, таким образом, помимо известных крупных регионов, также труднодоступные, глухие населенные пункты, вероятно, осознаваемые местными жителями как на редкость непритязательные места на земле. Каждый раз меняются только топонимы, а сама формула остается неизменной. Можно попробовать восстановить примерный ход трансформации пословицы о творении Богом и его антагонистом разных типов земель. Вероятнее всего, исходной была форма где Бог создает небо и землю, а противник – N-скую губернию. Такой образец зафиксирован в тетради с записями пословиц конца XIX в.: Бог создал небо и землю, а черт Олонецку губернию (ППЗ, С. 150). В разных местах губерния могла подставляться своя. Так же нельзя исключить, что параллельно существовала версия, где рифмой к слову «земля» была «деревня», с местным уточнением, о каком крае идет речь. Следующий этап случился после переименований губернии в области. Однако, поскольку исчезла рифма «землю – губернию», на очередном этапе происходит еще одно изменение, также затронувшее и первую часть формулы. Область заменяется обобщенным и более народным определением «край», а то, что создает Бог заменено на слово «рай», продолжающее идею неба. Таким образом происходит восстановление рифмы пословицы, а противопоставление творений демиургов закономерно усиливается. Далее включается обыгрывание заезженных курортных штампов, согласно которым некое конкретное место у моря (Крым, Сочи, Кавказ) – истинный рай на земле. К «райским местам» легко подрифмовываются в качестве антитворений земли, куда менее благоприятные климатически (Нарым, Могочи). На местах могут возникать своеобразные вариации, детализировавшие концепт «небо» исходника: Бог выступает создателем небесных светил, а его противник – неких земных локаций, со светилами рифмующихся. Наконец, на последнем этапе изменений, пословица обретает новую жизнь на страницах дембельских альбомов. Солдат ассоциирует с творениями Черного бога земли, куда закинула его нелегкая служба, а к противоположным творениям Бога добавляется женщина, как предмет мечтаний взрослеющих юношей, лишенных общества противоположного пола.

 

Богумил Гасанов

Link to post
Share on other sites
  • 2 months later...

Забавно, но факт...

С легкой руки Б.А. Рыбакова - археолога и ни разу не этимолога - по миру пошла гулять байка о том, что в древности слово "КОЩУНСТВО" означало вовсе не "осквернение", а очень даже "рассказывание мифов", поскольку де, "КОЩУНА" - это "миф, сказание", а "КОЩУН" - "сказитель". Даже ссылку давать не стану, ибо желающий - да найдет. Версия этакая красивая, пратриотичная, усвоенная многими родноверами и разной степени образованности учеными.

 

Увы и ах, этимологи с такой трактовкой не согласны (по секрету скажу, они даже не в курсе, что археолог занимается этимологиями). По их мнению праслав. *kоščunъ / *kоščuna является производным от глагола *kоstiti, с ярко выраженной семантикой осквернения: ц.-слав. кощуна, коштюна, косщуна «запретный грех», «шутовство, насмешка», рус. кощун «тот, кто кощунит». Указанный глагол *kоstiti опирается на корни *kastь или *kоstь (с а- и о-вокализмом), с ярко выраженной негативной семантикой. 

 

- рус. КАСТИТЬ карел. «пачкать, гадить» (СРГК 2, С. 332), вят. «пакостить, испражняться, извергать рвоту» (Васнецов, С. 104), волог. «жить бесцельно, без пользы для других коптить небо», «пачкать, грязнить» (СВГ, С. 43), яросл. «ругать, поносить, позорить», волог. «мусорить» (ЭССЯ 9, С. 156), «бранить кого-либо, грязнить» (Куликовский, С. 34), печор. «пачкать, грязнить», «ругать, бранить» (СРГНП 1, С. 305), урал. «вредить кому-либо» (СРГСУ 2, С. 20), перм. «испражняться» (СРГЮП 1, С. 374), «марать, грязнить, поганить» (СПГ 1, С. 381), арх. «пакостить, гадить», «ругать, бранить» (СРГС 5, С. 91), «марать, грязнить», «позорить, бесславить, назло ругать», «искажать, портить» (Родина, С. 167), «ругать нецензурными словами» (Дуров, С. 164), смол. «портить» (Добровольский 1914, С. 315), 

 

- рус. КАСТЬ карел. «мусор, что-нибудь ненужное», «о непристойных, бранных или бессмысленных словах» (СРГК 2, С. 332), «грязь» (Куликовский, С. 34), волог. «ругательство, неприличная брань» (СВГ, С. 44), арх. «грязь, мусор, помои», «напасть, неприятность», «пакостливый, вредный, сварливый человек» (СРГС 5, С. 91), «нечистоты, грязь, зловоние, помет, мусор», «ничтожество, непутевый, нечестный, пакостный человек» (Дуров, С. 164), печор. «грязь, сор» (СРГНП 1, С. 305), сиб. «страдание, переживание», «кара» (СРГСиб 2, С. 44), пск. «кал, испражнения», «то, что вызывает отвращение», «ругательство, брань», «порча, вред, убыток», «пакость» (ПОС 14, С. 32), «отбросы на бойнях», арх., пск., твер. «экскременты», арх. «грязь (на дороге), распутица», арх., ленингр., новг., пск., ряз. «о чем-либо вызывающем отвращение, гадливое неприятное чувство», арх. «о бранчливой женщине», олон. чистая касть «о подлом человеке», арх., волог., новг, пск. «ругательство, брань», пск., твер. «порча, вред, убыток», пск., твер. «потрава хлебов», нарым. «наказание» (СРНГ 13, С. 118), 

 

- рус. КОСТЕРИТЬ свердл., нижегор., влад., костр., волог. и др. костерить «сильно ругать, бранить», арх. «говорить пустяки, молоть вздор», нижегор., донск., свердл. «бить» (ЭССЯ 11, С. 153), дон. КАСТЕРИТЬ «бить кулаками» (Ленивов, С. 77).

 

Ж.Ж. Варбот связывает корни *kastь, *kоstь с этимологией слова *pakоstь, и исходное значение их определяет как «очески, отрепье, отбросы» (рус. костра, кострика), а расширенные негативные значения полагает вторичными (Варбот, С. 39). 

 

Вобщем, когда Трехлебов сочинил свои "Кощуны Финиста", он не учел, что по смыслу это обозначает что-то вроде "Помет Финиста", "Отбросы Финиста" или "Матюки Финиста" :)))

 

Богумил Гасанов

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...