Jump to content
Форум - Замок

О татуировках славян


Recommended Posts

ЗАМЕТКИ О ТАТУ

 

Вопрос о татуировках у славян – довольно проблематичная тема. Сведений очень мало: это хрестоматийное описание татуировок у Ибн Фадлана (нач. Х в.): «И от края ногтя (ногтей) кого либо из них (русов) до его шеи (имеется) собрание деревьев и изображений (вещей, людей?) и тому подобного» (209б) и татуировки боснийских женщин (Ć. Truhelka: Die Taetowierung bei den Katholiken Bosniens und Hercegowina. U: Wissenschaftliche Mittheilungen aus Bosnien und Hercegowina (Beč) 4, 1896, S. 493-508). Суммируя этот разновременной материал, мы имеем некоторый набор: присутствуют изображения как реалистичные, так и графические символы. Татуировки известны и у других индоевропейских народов, в частности у фракийцев: «Татуировка [на теле] считается у них [признаком] благородства» (Геродот. История. V.6), представителей ирано-самодийской пазырыкской культуры и современных индийских народов, в частности у конкани (Гоа). 

Знание о наличие татуировок у славян не равно знанию об их значениях, о том, какой смысл содержал тот или иной знак. Допустить простое толкование – татуировки делались исключительно для красоты – затруднительно, хотя бы потому уже, что в мире древности не было чисто утилитарных явлений. Всё и всегда имело смысловое наполнение, явное или вторичное, позволяющее применять что угодно в разных других качествах, не присущих объекту изначально. Украшение служит для красоты лишь на первый взгляд, в плане же магическом, это обережное изделие (включает в себя металлы, драг. камни и т.д.), в плане социальном – оно подчеркивает статус владелицы, указывает на материальное состояние ее семьи, а так же (в более раннее время) маркирует происхождение из того или иного рода-племени, в плане религиозном (уже в более позднее время) – оно может нести в себе сакральные изображения или символы вероисповедания. Таким образом, украшение полифункционально. Посему татуировка – все же украшение, но не только и не столько оно. 

В современной языческой среде татуировка востребована, но всем хотелось бы знать, что из символов/образов наносить на тело, какие значения они включают. В традиции ответов нет, поскольку татуировка исчезла из активного бытования простого народа (возродившись лишь в маргинальной среде преступников разного пошиба и, отчасти, в среде солдат срочной службы и контрактников). Нет ни знаков (кроме указанных выше источников), ни толкований. Сейчас каждый тату-мастер волен в своих толкованиях образов, и дело заказчика, полагаться на их авторитет или нет, имея свое мнение. Но традицией этот подход назвать трудно. 

Впрочем, есть некая общая канва по знакам. В принципе, она вырисовывается сама собой в силу логического осмысления. Предметы / символы / животные / деревья, соотносимые с определенными Божествами (Велес – А-образный символ Велеса, трезубые вилы, медведь, змея; Перун – громовое колесо, молнии, оружие, дуб, вепрь; Марена – Маренин крест, серп, череп и т.д.), могут служить как выражением определенных идей (в частности, в профессиональных средах и субкультурах) – силы, отваги, обладания колдовскими умениями, так и восприниматься в качестве защитных символов (оберегов). Помимо сказанного, животные могут прочитываться как тотемы – волшебные помощники человека, с которыми он ощущает некоторым образом свое родство, обнаруживает близкие меж ними и собой черты, возводит свой род (например, опираясь на типичную «звериную» фамилию – Волков, Медведев и т.д.). В этом русле можно двигаться дальше, обогащая тематический ряд толкований, вовлекая в него новые и новые образы / символы, углубляя момент личного подхода в случае амбивалентных образов, ища полутона. 

Но это еще не все. Остается еще одна возможность понять смысл древних татуировок и значения их для наших далеких предков. Возможность не бесспорная, однако, если придерживаться взвешенной логики, позволяющая увидеть вопрос о татуировках в новом свете. Нужно пробовать рассмотреть материал о татуировках у народов, сохранявших их долгое время, примерить их знание о данной теме к возможности аналогичного подхода к татуировкам и у ранних славян. Не претендуя на полноту ответа, я могу лишь предложить в качестве набросков следующие моменты, извлеченные мной из капитального труда: Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала ХХ в. – М.-Л., 1954. 

У казымских хантов женщины и мужчины татуировали фигуру птицы «вурсик» (синица?) на плече – «Она, по мнению хантов, должна была помогать человеку после его смерти, при прохождении через океан в «страну мертвых», и связывалась с представлениями о душе» (Иванов, С. 46). Бытовала и традиция делать татуировку птицы перед смертью – она «должна была «помочь» душе переправиться летным путем в загробный мир. Зимой в таких случаях татуировали фигуру тетери, летом – утки» (Иванов, С. 47). Образ души-птицы – для славян более чем характерен: «Душа вылетает из покойника /…/ птичкой: кукушкой или сизым голубком: «Птушкый вылитила из яго душа»» (Добровольский 2, С. 307), «Душа вылитаить /…/ птичкый /…/ и в таком виде садится на теле усопшего» (Добровольский СОС, С. 197), «Душа з чалавека вылетае галубком» (Federowski 1, № 1029). Переправа в иной мир с помощью птицы – один из возможных способов в сказочной прозе: герой сказки перелетает «на конец света» верхом на моголь–птице (Пушк, № 35), Когда ему требуется попасть «на той бок мора», то переправу осуществляет могучая «пцiца», вызванная для него «Пташачым царом» (ЧС 1, № 66), «Старик Иванушку на орла посадил, привязал, и полетели они. Летели, летели, долетели до высокой–высокой горы. Орел на гору залетел и говорит: «Ну все, Иванушка, довез я тебя» (Черных, № 36), «Посадил дед Ивана Петровича на сильную птицу, на орла», чтобы доставить его до Хрустального города (СиБ, № 23). Хотя, чаще всего, на птице он возвращается обратно, в мир живых: просит орла вынести его из подземного царства: «Вынеси меня на этот свет» (РГСС, № 11), и птица его «на этот свет подняла» (Аф, № 171), «Да i вынясла яго на гэты свет» (ЧС 1, № 10). В плачах обращаются к кукушке, как посреднице меж мирами, с просьбой слетать на Тот Свет: «Узлетай, кукушечка шерая! // Злетай на чужую дальнюю сторонушку!» (Никитина, С. 129; Гура, С. 707); «Пашлю /…/ зязюленьку, жаласну пташку, на той свет па баценька» (Песнi Беласточчыны. — Мн., 1997, № 313). Птицы по осени, как известно, улетают в Рай-Ирий: «Что были пташечки — в ирей полетели» (СД 2, С. 423). Таким образом, мы имеем непротиворечивую близость символов: птица на плечах или спине может отражать идею гарантированного перехода души в мир иной. Впрочем, разумеется, не только это, но и многое иное, тематически близкое. Например, сюда же относится и тема шаманского путешествия в иные миры (птица, возвращающая из Ино) … 

Чукчи «человеческую фигурку татуировали на лице (обычно на лбу), на плече или на руке. Согласно В.Г. Богоразу, она означала личного «защитника» /…/ «Защитники должны оказывать помощь» тем людям, которым принадлежали» (Иванов, С. 444). Духи-помощники – типичная картина для русской традиции. Их имел каждый колдун во множестве: «С тех пор "шуты стали за ним ходить", т.е. сделались его помощниками» (Никитина Н.А. К вопросу о русских колдунах // Русское колдовство, ведовство, знахарство. – СПб., 1994, С. 186). Их имеет и каждый человек, но одного – это представление трансформировалось в народно-христианский образ ангела-хранителя. Отсюда недалеко и до «тотемного животного» (хотя это и некорректно, применять данный термин в русле славянской этнографии). 

Таким образом, задел есть. Следует поднять массив информации и проанализировать его, сравнивая со славянским материалом.

 

Богумил Гасанов

x1AlMqrrlhM.jpg

Link to comment
Share on other sites

Каша какая-то прыгал человек с темы на тему ....Не понял если честно ничего....

Думается , что наколки если и были то , только у волхвов или как их правильно назвать , остальные если и наносили что либо , то краска , кровь или тип того ....

Не думаю , что вместо охоты мужик сидел татуху бил ....

Link to comment
Share on other sites

Не, Сань.

Немного иначе...

Базовый рисунок должен был являться результатом инициации...

И по рисунку встретив даже незнакомого человека - должна была

быть понятна и тотемная принадлежность и общественный статус...

 

Собственно - ничего и не изменилось ...

И сегодня рисунок сразу показывает и спецуху преступника...и его статус...

И у наших преступников...и у якудза...и у триад...

Если же анализировать системы тату и шрамированния у наших совремкнников

живущих на уровне первобытно-общинного строя...например в Полинезии...

или в Ю.Америке...в Африке - меняются рисунки...а суть - все та же...

Главное - родовая/тотемая принадлежность и общественный статус...

Link to comment
Share on other sites

Ну...об этом писали уже..

Мы не можем знать точно...но если брать то,

что мы знаем о туту у тех-же японцев - учитывается...

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...