Перейти к публикации
Форум - Замок

Бабий Яр


Рекомендованные сообщения

Опубликованное фото


Е. Евтушенко
Опубликованное фото
Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно.
Мне сегодня столько лет,
как самому еврейскому народу.
Мне кажется сейчас -
я иудей.
Вот я бреду по древнему Египту.
А вот я, на кресте распятый, гибну,
и до сих пор на мне - следы гвоздей.
Мне кажется, что Дрейфус -
это я.
Мещанство -
мой доносчик и судья.
Я за решеткой.
Я попал в кольцо.
Затравленный,
оплеванный,
оболганный.
И дамочки с брюссельскими оборками,
визжа, зонтами тычут мне в лицо.
Мне кажется -
я мальчик в Белостоке.
Кровь льется, растекаясь по полам.
Бесчинствуют вожди трактирной стойки
и пахнут водкой с луком пополам.
Я, сапогом отброшенный, бессилен.
Напрасно я погромщиков молю.
Под гогот:
"Бей жидов, спасай Россию!"-
насилует лабазник мать мою.
О, русский мой народ! -
Я знаю -
ты
По сущности интернационален.
Но часто те, чьи руки нечисты,
твоим чистейшим именем бряцали.
Я знаю доброту твоей земли.
Как подло,
что, и жилочкой не дрогнув,
антисемиты пышно нарекли
себя "Союзом русского народа"!
Мне кажется -
я - это Анна Франк,
прозрачная,
как веточка в апреле.
И я люблю.
И мне не надо фраз.
Мне надо,
чтоб друг в друга мы смотрели.
Как мало можно видеть,
обонять!
Нельзя нам листьев
и нельзя нам неба.
Но можно очень много -
это нежно
друг друга в темной комнате обнять.
Сюда идут?
Не бойся - это гулы
самой весны -
она сюда идет.
Иди ко мне.
Дай мне скорее губы.
Ломают дверь?
Нет - это ледоход...
Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно,
по-судейски.
Все молча здесь кричит,
и, шапку сняв,
я чувствую,
как медленно седею.
И сам я,
как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я -
каждый здесь расстрелянный старик.
Я -
каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
про это не забудет!
"Интернационал"
пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам,
как еврей,
и потому -
я настоящий русский!
1961

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На «Бабий Яр»
А. Марков

Опубликованное фото
Какой ты настоящий русский,
Когда забыл про свой народ,
Душа, что брючки, стала узкой,
Пустой, как лестничный пролет
Забыл, как свастикою ржавой,
Планету чуть не оплели,
Как за державою держава
Стирались с карты и с земли.
Гудели Освенцимы стоном
И обелисками дымы
Тянулись черным небосклоном
Всe выше, выше в бездну тьмы.
Мир содрогнулся Бабьим Яром,
Но это был лишь первый яр,
Он разгорелся бы пожаром,
Земной охватывая шар.
И вот тогда - их поименно
На камне помянуть бы вряд, -
О, сколько пало миллионов
Российских стриженых ребят!
Их имена не сдуют ветры,
Не осквернит плевком пигмей,
Нет, мы не требовали метрик,
Глазастых заслонив детей.
Иль не Россия заслонила
Собою амбразуру ту ..???
Но хватит ворошить могилы,
Им больно, им невмоготу.
Пока топтать погосты будет
Хотя б один космополит, -
Я говорю :
"Я - русский, люди!"
И пепел в сердце мне стучит.
1961

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На «Бабий Яр»
С. Маршак (?)


Опубликованное фото

Марков к Маркову летит,
Марков Маркову кричит.

Был в царское время известный герой
По имени Марков, по кличке "Второй".
Он в Думе скандалил, в газетах писал,
Всю жизнь от евреев Россию спасал.
Народ стал хозяином русской земли.
От Марковых прежних Россию спасли.
Но вот выступает сегодня в газете
Еще один Марков - теперь уже третий.
Не мог он сдержаться: поэт-нееврей
Погибших евреев жалеет, пигмей!
И Марков поэта долбает "ответом" -
Обернутым в стих хулиганским кастетом.
В нем ярость клокочет, душа говорит!
Он так распалился, аж шапка горит.
Нет, это не вдруг: знать, жива подворотня -
Слинявшая в серую черная сотня.
Хотела бы вновь недобитая гнусь
Спасти от евреев Пречистую Русь.
И Маркову-третьему Марков-Второй
Кричит из могилы: "Спасибо, герой!"»
1961

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На «Бабий Яр»
К. Симонов

Опубликованное фото
Две разных вырезки из двух газет.
Нельзя смолчать и не ответить. Нет!

Над Бабьим яром, страшною могилой,
Стоял поэт. Он головой поник.
Затем в стихах со страстностью и силой
Сказал о том, что пережил в тот миг.

И вот другой берётся за чернила.
Над пылкой фразой желчный взгляд разлит.
В стихах есть тоже пафос, страстность, сила.
Летят слова: "пигмей", "космополит".

Что вас взбесило? То, что Евтушенко
Так ужаснул кровавый Бабий яр?
А разве в вас фашистские застенки
Не вызывали ярости пожар?

Или погромщик с водкою и луком
Дороже вам страданий Анны Франк?
Иль неприязнь к невинным узким брюкам
Затмила память страшных жгучих ран?

Прикрывшись скорбью о парнях убитых,
О миллионах жертв былой войны,
Вы замолчали роль антисемитов,
Чудовищную долю их вины.

Да, парни русские герои были,
И правда, что им метрики - листок.
Но вы бы, Марков, метрики спросили -
Так и читаю это между строк.

И потому убитых вы не троньте -
Им не стерпеть фальшивых громких слов.
Среди голов, положенных на фронте,
Немало и еврейских есть голов.

Над Бабьим яром памятников нету,
И людям непонятно - почему.
Иль мало жертв зарыто в месте этом?
Кто объяснит и сердцу, и уму?

А с Евтушенко - каждый честный скажет:
Интернационал пусть прогремит,
Когда костьми поглубже в землю ляжет
Последний на земле антисемит.
1961

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Взбудораживший общество "Бабий Яр" Евгения Евтушенко был опубликован 19 сентября 1961 года в "Литературной газете". Это произошло исключительно благодаря мужеству заместителя главного редактора В.А.Косолапова (1919-1980). Отправляя стихотворение в печать, Валерий Алексеевич знал, что за этот поступок он будет уволен. Поэтому свое решение он предварительно согласовал с женой, которая его одобрила. Увольнение последовало незамедлительно после публикации.

 

 

Опубликованное фото

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Анатолий ШАРИЙ.

Добить Бабий Яр


29-го числа месяца сентября 1941 года в сторону Лукьяновки двинулись тысячи киевлян. Они шли, нагруженные вещами, с котомками...



...в руках, с чемоданами, с узелками. Несли грудников, вели совсем маленьких за руки, катили перед собой коляски с неходячими стариками. Процессию, состоящую из сотен ручейков и вливавшуюся в огромный бурлящий поток, выплескивающийся на улицу Артема, сопровождали сотни людей. Кто-то провожал соседей, кто-то просто вышел поглазеть на невиданный доселе «исход».


Мы не смеем забывать этот крик. Это не
история. Это сегодня. А что завтра?
Анатолий Кузнецов, «Бабий Яр»

29 сентября

По воспоминаниям моих родственников, переживших киевскую оккупацию, в подавляющем большинстве люди к евреям были настроены доброжелательно. В Киеве вообще всегда, до очень недавних пор, живо было понятие «добрососедство». Мегаполисом здесь и не пахло.

29 сентября 1941 года злобствующее шипение в стиле «повезло жидам – вывозят» терялось в общем потоке прощаний, по-настоящему теплых объятий и фраз.

Человеческий поток двигался к пересечению улиц Мельникова и Пугачева. Здесь людей встречали автоматчики, и обратно никого уже не отпускали.
Улицы Дорогожицкая и проселочная дорога (ныне – улица Коротченко) были перекрыты фашистами с собаками. Людей гнали группами по 500 человек, потом дробили на более мелкие «партии», отнимали одежду, продукты. Многие поняли, что происходит. Но поверить все-таки не могли.

По воспоминаниям прошедших через ужас Бабьего Яра, то, что должно было произойти, в головах не укладывалось. До последнего не верили люди, даже тогда, когда их сквозь строй прогоняли, даже тогда, когда их избивали хохочущие гитлеровцы. Даже тогда, когда раздели их, а в нескольких метрах пулеметные очереди звучали. Даже тогда не верилось. Убить такую колоссальную массу людей? Уничтожить детей, женщин, стариков? Зачем?! Да быть такого не может!

Опубликованное фото
Опубликованное фото


Дело в том, что геноцид еврейского народа, осуществляемый Гитлером, советской прессой замалчивался. Гитлер был другом, надежным товарищем, но никак не монстром, готовым уничтожать сотни тысяч людей ради какой-то там идеи. Многие вспоминали 18-й год, когда вежливые оккупанты были учтивы и обходительны с местным населением. Но в 41-м году в Киев вошли другие немцы...

Апокалипсис

Воспоминания тех, кто выжил, обошли все СМИ мира. Вот показания людей, видевших ад:

«В конце территории кладбищ людей гнали вправо вдоль Бабьего Яра, где был выстроен как бы живой коридор из автоматчиков, и все невольно попадали на большую ровную площадку. Кто пытался уклониться в сторону, того жестоко избивали палками и травили собаками. Людей били и без всяких на то причин. Нам все время приходилось уклоняться от ударов...

У края площадки были возвышения, а между ними узкие проходы, ведущие в овраги, в которых фашисты уничтожали мирных граждан. На этой площадке гитлеровцы срывали с людей одежду и полураздетых гнали к месту казни. Люди метались с одного места на другое, как обезумевшие, крики обреченных и автоматные очереди слились в сплошной гул».

Опубликованное фото

«Обреченным велели... сложить все свои вещи в кучу. Люди становились в колонны по сто человек... Из кладбищенской сторожки было хорошо видно, как первая колонна остановилась у крутого обрыва, как людей раздевали догола, как аккуратно в штабели складывали их одежду, как расстреливали из автоматов и пулеметов на краю пропасти, как хватали женщин, за ноги поднимали детей и швыряли их в Бабий Яр».

Опубликованное фото
Вот воспоминания немцев:

«Сразу после моего прибытия на место казни я вместе с другими товарищами должен был отправиться вниз в этот овраг. Это длилось недолго, и вскоре к нам по склонам оврага были приведены первые евреи. Евреи должны были ложиться лицом к земле у стен оврага.

В овраге находились три группы стрелков, в совокупности около 12 стрелков. К этим группам по расстрелу одновременно сверху все время подводились евреи. Последующие евреи должны были ложиться на трупы ранее расстрелянных евреев. Стрелки стояли за евреями и убивали их выстрелами в затылок...»

«Раздетых евреев направляли в овраг примерно 150 метров длиной, 30 метров шириной и целых 15 метров глубиной. В этот овраг вело 2 или 3 узких прохода, по которым спускались евреи...

Расстрел производили всего два шуц-полицейских. Один из них действовал в одном конце оврага, другой – в другом...

Проходя по телам убитых к следующей жертве, которая успела лечь за это время, автоматчик тут же расстреливал ее...

Я наблюдал за всем этим недолго. Подойдя к яме, я настолько испугался того, что увидел, что не мог долго туда смотреть. В яме я увидел трупы, лежавшие в ширину тремя рядами, каждый примерно 60 метров. Сколько слоев лежало один на другом, я разглядеть не мог... Кроме двух автоматчиков, у каждого прохода в овраге находился один «укладчик» – это был шуц-полицейский, который так укладывал жертву на трупы, что проходившему мимо автоматчику оставалось только сделать выстрел.

Когда жертвы сходили в овраг... их тут же хватали «укладчики» и присоединяли к остальным».

Очень сильное воспоминание, опубликованное в книге Анатолия Кузнецова «Бабий Яр», можно прочесть здесь.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Убивали фашисты

Каждый вторник и субботу, на протяжении 102 недель, в Яру расстреливали. По различным данным, всего здесь было умерщвлено от 150 до 200 тысяч людей.

 

За два с половиной месяца до освобождения Киева советскими войсками фашисты начали спешно уничтожать следы своей «деятельности» в Бабьем Яру. Заключенных Сырецкого концлагеря накормили и отправили выкапывать трупы.

 

Из воспоминаний Михаила Матвеева, выжившего узника Сырецкого концлагеря:

 

«Землекопы раскапывали ямы, обнажая залежи трупов, которые были сизо-серого цвета, слежались, утрамбовались и переплелись. Вытаскивать их было сущее мучение. На некоторых телах, особенно детей, не было никаких ран – это те, кого засыпали живьем. Тела некоторых женщин, особенно молодых, были, наоборот, садистски изуродованы, вероятно, перед смертью.

 

От смрада немцы зажимали носы, некоторым становилось дурно...

 

Крючники вырывали трупы и волокли их к печам. Им выдали специально выкованные металлические стержни с рукояткой на одном конце и крюком на другом...

 

Топайде (руководитель расстрелов в 1941-м и руководитель извлечения трупов в 1943-м) же после многих экспериментов разработал систему вытаскивания трупа, чтобы он не разрывался на части. Для этого следовало втыкать крюк под подбородок и тянуть за нижнюю челюсть, тогда он шел целиком, и так его волокли до места.

 

Иногда трупы так крепко слипались, что на крюк налегали два-три человека. Нередко приходилось рубить топорами, а нижние пласты несколько раз подрывали...»

 

По прошествии шестидесяти лет в интернете появятся статьи неких «исследователей», которые обоснуют – в Сырецком лагере никого не убивали, военнопленные сами «умирали». А в Бабьем Яру никого не расстреливали, все – выдумки сионистов. Но об этом чуть ниже...

 

Убивали коммунисты

У фашистов спрятать Бабий Яр не получилось. Сжечь такое количество трупов они попросту не успели физически.

 

В 1957 году, спустя почти пятнадцать лет после освобождения Киева, украинский Центральный Комитет партии решил стереть Бабий Яр с лица земли путем тотальной застройки.

 

В Яр начали свозить пульпу из карьеров. Идея заключалась в следующем – вода стечет через желоба, а грязь уплотнится и навсегда сокроет от грядущих поколений трагедию Яра. Так на месте массовых расстрелов появилось мутное озеро...

 

Плотину высотой с 6-этажный дом прорвало в 1961 году. 13 марта огромный вал грязи на скорости смыл десятки домов и похоронил под собой тысячи людей.

 

Уже через год после трагедии на место казни сотен тысяч граждан были брошены огромные силы в виде техники и живой силы. Бабий Яр зарыли и проложили поверх него шоссе.

 

Там, где находился концлагерь, воздвигли целый жилой массив. Еврейское кладбище выкорчевали. Могилы вместе с гробами вскрывали, взлохмачивали, как сорняки, и построили там телецентр, который вещает и сегодня на всю страну разумное, доброе, вечное.

 

В 1965 в самом центре Яра решили построить стадион и парк развлечений, да через год, после выступлений и митингов, проводимых неравнодушными на месте расстрелов, затею оставили.

 

На сегодняшний день эпицентр расстрелов являет собой заросший парк, находящийся в отдалении от «официального» монумента, расположенного очень «сбоку» от реального места трагедии. В парке молодежь распивает пиво, а на пропитанной кровью земле по выходным устраиваются веселые «пикнички»...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Убивали в СМИ

Когда я впервые наткнулся на статью, «разоблачающую ложь Бабьего Яра», моему негодованию не было предела.

 

Вот кусочек из глубокомысленного очерка о «великой лжи 20-го века»:

 

«Русским и украинским читателям будет особенно интересно узнать, что ревизионисты разоблачили ложь о резне в Бабьем Яру более 33 000 евреев. Их якобы расстреляли и потом сбросили в овраг в конце сентября 1941 года в виде возмездия за взрывы, устроенные евреями, борцами Сопротивления.

 

Затем немцы, мол, засыпали овраг. Через два года, а именно 19-28 августа 1943 года, когда фронт придвинулся необычно близко, немцы якобы заставили киевлян вырыть трупы и СЖЕЧЬ их. Вот почему никаких следов не осталось. Как обычно, доказательствами служат только свидетельские показания.

 

Валенди пункт за пунктом разбил эту легенду в «Хисторише Татзахен» N51. Его выводы подтвердила немецкая аэросъемка, обнаруженная в США. На снимке от 26.9.1943 – когда трупы якобы вырывали и сжигали, видно, что никаких работ в овраге нет: ни раскопок, ни костров, ни складов горючего. Этим доказывается, что резня в Бабьем Яру изобретена пропагандой ужасов. Хотя вполне возможно, что евреев осенью 1941 года расстреливали под Киевом».

 

Вот такая трактовка. Взрывы в Киеве устроили бойцы еврейского Сопротивления (???), и никто никого в Яру не расстреливал. Под Киевом – возможно, а в Яру – нет.

 

Растерянность вызвал тот факт, что данная гнусность была опубликована не на форуме для недоумков, а в «социальной сети журналистов» ХайВей. Издание ХайВей опубликовало эту компиляцию нелепиц, и под «статьей» разгорелась оживленная дискуссия на тему «Ах, уж эти хитрые евреи!».

 

Интересный комментарий (орфография, конечно же, сохранена):

 

Аквілон

+0 | -0

Рекомендує цей матеріал

Чому? Меня радует смелость автора. Чувствуются козацкие корни! Правда всегда лучше лжы - чтобы кто не говорил»

 

На мое гневное письмо с требованием снять статью, главный редактор издания с чисто украинской фамилией Дубилет не ответил...

 

Мерзкая статья, одна из сотен таких же мерзких статей, плевков в лицо тем, кто имеет еще разум, висят на страницах украинских интернет-изданий и сегодня, в годовщину Трагедии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Добивали националисты

Сегодня украинская власть не делает ничего для того, чтобы открыть, наконец, эти страшные страницы истории Украины. Возводятся монументы Голодомору, а в темном киевском парке, ставшем свидетелем Апокалипсиса, одна лишь минора служит напоминанием о сотнях тысячах безвинно убиенных.

 

И не надо убиенным очередных глыб и проектов многосотмиллионных. Им бы правды да упоминаний на государственном уровне. Нет упоминаний. Есть все то же желание замылить, спрятать, припорошить забвением...

 

В книге Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» в воспоминаниях Дины Проничевой есть ключ к разгадке этого на первый взгляд необъяснимого скотства, проявляемого сегодняшней властью по отношению к сотням тысяч убитых советских граждан:

 

«Обезумевшие люди вываливались на оцепленное войсками пространство – этакую площадь, поросшую травой. Вся трава была усыпана бельем, обувью, одеждой.

 

Украинские полицаи, судя по акценту – не местные, а явно с запада Украины, грубо хватали людей, лупили, кричали:

 

– Роздягаться! Швидко! Быстро! Шнель!

 

Кто мешкал, с того сдирали одежду силой, били ногами, кастетами, дубинками, опьяненные злобой, в каком-то садистском раже».

 

Не вписывается расстрел мирного населения в историческую концепцию «боевого и бесстрашного» движения, вылупившегося на Западной Украине. С кем воевали западноукраинские националисты в Бабьем Яру? С детьми? С беременными киевлянками?

 

Что вдалбливается в головы маленьким украинцам сегодня при помощи учебников по истории? Почитайте – удивитесь. Вы узнаете, что главной трагедией Бабьего Яра стал... расстрел украинской националистки Елены Телиги.

 

И Виктор Ющенко каждый год после прочтения написанного на бумажке скорбного текста демонстративно отдельно возлагает цветы к памятному кресту, воздвигнутому в честь погибших в Яру активистов ОУН. Он так и бегает – от памятника, построенного при Союзе, к Миноре, от Миноры – к кресту.

 

14 фамилий националистов отделены от 200 тысяч фамилий НЕнационалистов, чьи имена никого не интересуют. Чьи имена исчезли, чьи кости развеяны по ветру, чьими черепами играли в футбол лимитчики-метростроевцы, вырывшие станцию «Дорогожичи», для которых Бабий Яр – ничего не значащая точка на карте Киева...

 

Кузнецов пишет:

 

«Я не раз слышал такие разговоры киевских коммунистов: Это в каком Бабьем Яре? Где жидов постреляли? А с чего это мы должны каким-то пархатым памятники ставить?»

 

Ничего не напоминает? Сегодняшняя власть – это власть вчерашняя. Та власть, которая каталась вчера на черных Волгах, сегодня уже на Мерсах рассекает. Те же лица.

 

Та же чванливость и все то же непробиваемое жлобство. Это те же морды, что сорок лет назад говорили о памятнике «пархатым», сегодня размышляют на тему «а был ли Бабий Яр?».

 

Последний мировой скандал, связанный с планами постройки в Бабьем Яру гостиницы с одноименным названием, подтверждает опасения по поводу того, что у нынешней украинской власти не осталось не только совести и чести, но и элементарного здравого смысла.

 

Нами управляют сумасшедшие, больные психи. И дело не только в киевском мэре – потенциальном пациенте больницы Павлова. Дело во всей вертикали власти. Ведь не встрепенулся Президент, не полетели головы, не началось расследование. Тихо, мирно замяли...

 

Пройдет еще двадцать лет, и вместо тупых косноязычных «интернет-исследований» появятся вполне «научно обоснованные» труды. В которых будет поставлена под сомнение не только трагедия Бабьего Яра, но и вообще сам факт оккупации Киева.

 

Возможно, будущим поколениям расскажут о том, что наиболее светлым пятном древнего города в 20-м веке как раз таки и была фашистская оккупация.

 

Те, у кого еще есть разум, не смеют забывать. Мы не смеем забывать этот крик. Это не история. Это сегодня. Сегодня мы еще можем раскопать за навалами лжи и недомолвок правду. А что завтра, украинцы?..

 

Анатолий Шарий

 

http://www.from-ua.com/voice/6eeb912701b2d.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Анатолий Кузнецов. Бабий Яр

Роман-документ *

 

 

 

 

НЕОБХОДИМОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ

 

Все в этой книге -- правда.

Когда я рассказывал эпизоды этой истории разным людям, все

в один голос утверждали, что я должен написать книгу. Да и сам

я чем больше живу на свете, тем больше убеждаюсь, что обязан

это сделать.

Дело в том, что сам я родился и вырос в Киеве, на

Куреневке, недалеко от большого оврага, название которого в

свое время было известно лишь местным жителям: Бабий Яр.

Как и прочие куреневские места, Бабий Яр был, как это

говорится, местом моего детства, местом наших игр и т. п.

Потом сразу, в один день, он стал очень известен.

Два с лишним года он был запретной зоной, с проволокой под

высоким напряжением, с лагерем, и на щитах было написано, что

по всякому, кто приблизится, открывается огонь.

Однажды я даже побывал там, в конторе, но, правда, не в

самом Яре, иначе бы эту книжку не писал.

Мы только слышали пулеметные очереди через равные

промежутки: та-та-та, та-та... Я это слышал два года изо дня в

день, и это стоит в моих ушах сегодня.

В конце второго года оккупации над оврагом поднялся

тяжелый, жирный дым. Он шел оттуда недели три.

Когда немецкие войска были выбиты из Киева и все кончилось,

мы с другом, хоть и боялись мин, пошли посмотреть, что же там

осталось.

Это был огромный, можно даже сказать, величественный овраг

между тремя киевскими районами: Лукьяновкой, Куреневкой и

Сырцом. По его дну всегда протекал очень симпатичный ручей.

Склоны крутые, обрывистые, иногда просто отвесные. И в Бабьем

Яре часто бывали обвалы. Но в общем он выглядел довольно

обыкновенно; там есть еще соседний Репьяхов Яр, такой же, и

другие, их много там.

С одной стороны оврага на другую перебирался оборванный дед

с торбой, и по тому, как уверенно он шел, мы поняли, что он

ходит здесь уже не первый раз.

-- Дед! -- спросил я. -- Евреев тут стреляли или дальше?

Дед резко остановился, оглядел меня с ног до головы и

сказал:

-- А сколько тут русских положено, а украинцев, а всех

наций?

И ушел.

Мы знали этот ручей как свои пять пальцев, мы в детстве

запруживали его, устраивая "гатки", и купались.

В нем был хороший крупнозернистый песок, но сейчас он был

весь почему-то усыпан белыми камешками.

Я нагнулся и поднял один, чтобы рассмотреть, Это был

обгоревший кусочек кости величиной с ноготь, с одной стороны

белый, с другой -- черный. Ручей вымывал их откуда-то и нес.

Из этого мы заключили, что евреев, русских, украинцев и людей

других наций стреляли выше.

И так мы долго шли по этим косточкам, пока не пришли к

самому началу оврага, и ручей исчез, он вытекал многими

источниками из-под песчаных пластов, отсюда-то он и вымывал

кости.

Овраг здесь стал узким, разветвлялся на несколько голов, и

в одном месте песок стал серым. Вдруг мы поняли, что идем по

человеческому пеплу.

Рядом, тут, размытый дождями, обрушился слой песка, из-под

него выглядывал гранитный тесаный выступ -- и слой угля.

Толщина этого угольного пласта была примерно четверть метра.

На склоне паслись козы, в трое мальчишек-пастушков, лет по

восьми, усердно долбили молотками уголь и размельчали его на

гранитном выступе.

Мы подошли, Уголь был зернистый, бурого оттенка, так

примерно, как если бы паровозную золу смешать со столярным

клеем.

-- Что вы делаете? -- спросил я.

-- А вот! -- Один из них достал из кармана кусочки чего-то

блестящего и грязного и подбросил на ладони.

Это были полусплавившиеся золотые кольца и еще что-то.

Они добывали золото.

Мы походили вокруг, нашли много целых костей, свежий, еще

сырой череп и снова куски черной золы среди серых песков.

Я подобрал один кусок, килограмма два весом, унес с собой и

сохранил. Это зола от многих людей, в ней все перемешалось --

так сказать, интернациональная зола.

Уже тогда у меня была мысль, что надо бы об этом

рассказать, с самого начала, как это было на самом деле,

ничего не пропуская и ничего не вымышляя.

Вот это я делаю, потому что чувствую, обязан это сделать,

потому что, как говорено в "Тиле Уленшпигеле", пепел Клааса

стучит в мое сердце.

Таким образом, слово "документ", проставленное в

подзаголовке этого романа, означает, что здесь мною приводятся

только подлинные факты и документы и что ни малейшего

литературного домысла, то есть того, как это "могло быть" или

"должно было быть", здесь нет.

 

Книга здесь:

 

http://lib.ru/PROZA/KUZNECOW_A/babiyar.txt

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

15/05/2009
Бабий Яр
Отношение власти и общества в советское время к трагедии Бабьего Яра

29-31 сентября 1941 года в Бабьем Яру (Киев) фашисты расстреляли 33 тысячи евреев, позже количество жертв увеличилось до 100 тысяч. Казалось бы, у власти не было причин скрывать эту трагедию, однако, начиная уже с официального сообщения Чрезвычайной государственной комиссии («Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР», создана в ноябре 1942 г.), началось замалчивание того, что гитлеровцы уничтожают прежде всего евреев на оккупированной ими территории. Из официального сообщения были убраны все упоминания о евреях. Вместо слова «евреи» появился традиционный для советского языка эвфемизм – «мирные советские граждане».

На 1950 год было запланировано открытие памятника жертвам фашистского террора в Бабьем Яру, однако, из-за начавшейся (под маской борьбы с космополитизмом) в 1948 году антисемитской кампании, проект не был осуществлен .
После войны местные власти превратили Бабий Яр в городскую свалку и разрушили старое еврейское кладбище, где в том числе находились и могилы выдающихся деятелей еврейской культуры. Бабьему Яру было отказано в праве быть местом памяти, местом скорби – в конце 1940-х годов в местной печати поднимался вопрос о том, не разбить ли на склонах Бабьего Яра живописный парк, была даже идея построить танцплощадку. В 1950 году было решено уничтожить овраг, а на его месте построить стадион и разбить парк. Но этот проект не осуществился: в 1959 году против этого выступил писатель Виктор Некрасов, а весной 1961 года из-за неправильных инженерных расчетов (овраг не засыпали, а замывали) целый район Киева был залит жидкой грязью, было много человеческих жертв, однако официально было объявлено только о 145 погибших. Среди киевлян возникло суеверие, что «Бабий Яр мстит» за надругательство над жертвами войны. В 1962 году была предпринята третья и самая серьезная попытка уничтожить Бабий Яр. Бабий Яр был всё-таки засыпан, через него проложили шоссе и построили жилые дома. Кроме того было уничтожено еврейское кладбище, которое находилось рядом, а на его месте был построен телецентр. Между домами и телецентром возник огромный пустырь.
В 1960-е годы тема холокоста, символом которого стал Бабий Яр, становится довольно значимой темой для интеллигенции. В сентябре 1961 года в «Литературной газете» было опубликовано стихотворение Евтушенко «Бабий Яр». Стихотворение получило широкий резонанс в обществе. Стихотворение «Бабий Яр» (наряду с другими стихами Евтушенко) было использовано Дмитрием Шостаковичем для создания в 1962 году Тринадцатой симфонии, которая, как и само стихотворение, подверглось партийной критике. Так, 17 декабря 1962 года на встрече с интеллигенцией, секретарь ЦК по идеологии Леонид Ильичев сказал: «Антисемитизм – отвратительное явление. Партия с ним боролась и борется. Но время ли поднимать эту тему? Что случилось? И на музыку кладут! Бабий Яр – не только евреи, но и славяне. Зачем выделять эту тему?» .
В 1966 году под давлением общественности вблизи Бабьего Яра был установлен гранитный обелиск . В 1972 году началось строительство памятника . В 1976 году памятник был установлен, но это был типичный официозный памятник, который, конечно, не отражал характера трагедии. Кроме самого памятника, возмущение и протесты евреев вызвало то, что памятник был поставлен в стороне от настоящего места расстрелов.
В двадцать пятую годовщину Бабьего Яра (1966 год) произошел резкий всплеск интереса общества к этой трагедии. В журнале «Юность» выходит документальная повесть Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». Однако, уже через несколько месяцев после выхода, книга вызвала гнев в ЦК ВЛКСМ, затем в ЦК КПСС, публикация «Бабьего Яра» вообще была признана ошибкой, переиздание запрещено, в библиотеках книгу перестали выдавать.
Ещё одним значимым событием стал траурный митинг в Бабьем Яру. В 1966 году в Бабьем Яре прошел первый неофициальный митинг памяти, на котором было не менее 1000 человек, в том числе представители украинской интеллигенции: Виктор Некрасов, критик Иван Дзюба, режиссёры Рафа Нахманович, Гелий Снегирёв, хирург Николай Амосов, авиаконструктор Олег Антонов, скульптор Валентин Селибер. На этот митинг приехал ряд представителей московской интеллигенции – Владимир Войнович, Петр Якир, Юлий Ким, Феликс Светов и другие.
Бабий Яр стал для евреев местом национального самосознания.
Каждый год, начиная с 1966 года, в Бабьем Яру проходили два митинга – официальный, Молотовского райкома, и неофициальный митинг еврейских активистов . От митинга к митингу число участников неофициального митинга росло, если в 1968 году их было 60-70 человек, то в 1969 уже 300-400, а в 1970 – 700-800 человек. Милиционеры и КГБ разгоняли эти митинги памяти, снимали с поездов тех, кто ехал из других городов, срывали траурные ленты с надписями на идише, сажали на 15 суток и т.д. Пойти 29 сентября к Бабьему Яру было своеобразным гражданским подвигом – вас могли оштрафовать, избить, уволить с работы. Были и более серьезные репрессии. Состоялось, по крайней мере, три суда над диссидентами, на которых обвиняемым среди прочего инкриминировались выступления на митингах памяти или статьи, описывающие разгон этих митингов.
Неофициальные митинги запрещались под формальным предлогом, что там «похоронены не только евреи», но реальным поводом, конечно, был официальный антисемитизм и неприятие властью любой неконтролируемой общественной активности.
В заключение можно привести слова Евтушенко: «Бабий Яр был преступлением фашизма. Но наше многолетнее замалчивание чужого преступления стало преступлением собственным. Замалчивание – это тоже убийство, убийство памяти» .

Литература по теме:

1) Альтман И. Мемориализация Холокоста в России: история, современность, перспективы // Неприкосновенный запас. 2005. №2/3 (40/41). (http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/alt28.html)
2) Кузнецов А. Бабий Яр. Роман-документ / А.Кузнецов. - М.: Советский писатель: Олимп, 1991.
3) Макаров А. Бабий Яр: память общества - забвение государства // Мы не можем молчать. Школьники и студенты о Холокосте. Выпуск 2: Сб. / Сост.: А.Е. Гербер, Д.В. Прокудин / под ред. И.А. Альтмана. - М.: Фонд «Холокост», 2006. - С.365-366.
4) Русская литература о Холокосте: хрестоматия / Сост. М.М. Альтман. - М.: НПЦ «Холокост», 1997.

Алексей Макаров
http://urokiistorii.ru/memory/place/2009/05/babii-yar
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ № 791/2006

 

 

О награждении орденом «За заслуги»

 

За мужество и самопожертвование, проявленные в годы Великой Отечественной войны в спасении лиц еврейской национальности от фашистского геноцида, сохранение памяти жертв Холокоста постановляю:

 

Наградить орденом «За заслуги»

 

( Список награжденных - 124 имени )

 

Президент Украины Виктор ЮЩЕНКО

 

27 сентября 2006 года

 

Источник: http://prezident.gov.ua/ru/documents/4978.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Выступление Президента Украины на Международном форуме по случаю 65-й годовщины трагедии Бабьего Яра

8 Окт, 2006 @ 21:06

 

С каждым из вас, с представителями всех народов, чья боль покоится на украинской земле, я разделяю чувство общей скорби.

Особое братское послание обращаю к мировому еврейскому сообществу, с которым наш народ живет неделимым горем единой трагедии.

Трагедии Украины с расстрелянным еврейским сердцем.

В течение целых десятилетий память о Бабьем Яру превращали в безликий, безымянный и безнациональный прах.

Из этого праха, из сотен яров, которыми посечена наша судьба, Украина поднимает неистлевшее слово о своих детях и впервые, в полный голос обращается к человечеству именем катастрофы, чье значение – планетарное.

Именно так, именно в глобальном контексте я вижу тяжкую печать Бабьего Яра.

 

( Полный текст )

Источник: http://prezident.gov.ua/ru/news/data/11_10601.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

я вот одного не пойму никак - с чего вообще возникли столь негативные чувства именно к евреям? Почему к ним-то?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Выступление Президента Украины на Международном форуме по случаю 65-й годовщины трагедии Бабьего Яра

8 Окт, 2006 @ 21:06

 

С каждым из вас, с представителями всех народов, чья боль покоится на украинской земле, я разделяю чувство общей скорби.

Особое братское послание обращаю к мировому еврейскому сообществу, с которым наш народ живет неделимым горем единой трагедии.

Трагедии Украины с расстрелянным еврейским сердцем.

В течение целых десятилетий память о Бабьем Яру превращали в безликий, безымянный и безнациональный прах.

Из этого праха, из сотен яров, которыми посечена наша судьба, Украина поднимает неистлевшее слово о своих детях и впервые, в полный голос обращается к человечеству именем катастрофы, чье значение – планетарное.

Именно так, именно в глобальном контексте я вижу тяжкую печать Бабьего Яра.

 

( Полный текст )

Источник: http://prezident.gov.ua/ru/news/data/11_10601.html

Это Ющенко был судя по дате.

Я вот думаю, что если нормально о собственных ветеранах не могут позаботится, о тех, кто подарил нашему поколению

победу и свободу от окупации, то что говорить о погибших в Бабьем Яре...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

я вот одного не пойму никак - с чего вообще возникли столь негативные чувства именно к евреям? Почему к ним-то?

Это наверное длинный разговор бы получился.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это Ющенко был судя по дате.

Я вот думаю, что если нормально о собственных ветеранах не могут позаботится, о тех, кто подарил нашему поколению

победу и свободу от окупации, то что говорить о погибших в Бабьем Яре...

Ну вообще-то они тоже были "собственными",гражданами этой страны....
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну вообще-то они тоже были "собственными",гражданами этой страны....

Да, получилось, как свой не свой, вообще хотела акцент сделать на живых и уже к сожалению тех, кто ушел в мир иной
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

я вот одного не пойму никак - с чего вообще возникли столь негативные чувства именно к евреям? Почему к ним-то?

Хороший вопрос!
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

просто. если из-за предательтсва Христа или мацы( или что там евреи из крови младенцев делают)))) , то это просто смешно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

я вот одного не пойму никак - с чего вообще возникли столь негативные чувства именно к евреям? Почему к ним-то?

я тоже не пойму, несмотря на обилие тем здесь - все-равно не ясно. Вчера задала этот же вопрос знакомому дедушке -еврею, очень начитанному...но ничего нового не услышала и ответы не удовлетворили вполне..

 

P.S. одну из основных причин - "кровь невинных младенцев" или убийство Христа - тоже считаю ерундой..

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ир,спрашивать,наверно,нужно не сам предмет ненависти ))...IMXO

Убили Христа,кстати,римляне.НО при этом почему-то никто не возненавидел итальянцев ......

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ир,спрашивать,наверно,нужно не сам предмет ненависти ))...IMXO

Убили Христа,кстати,римляне.НО при этом почему-то никто не возненавидел итальянцев ......

Это формально - т.е. исполнители были римляне, но само решение о казни было принято под нажимом Синедриона. Но опять же - я не считаю это - причиной..

И вообще подозреваю, что началось все гораздо раньше..

 

Из всего что я прочитала и услышала, думаю наиболее вероятны 2 причины:

 

1) не похожи на других, в смысле исповедуют свою веру и в основном предпочитают жениться на своих - т.е. узкий круг избранных - отсюда вытекает такое высокомерие (раз избранные) с точки зрения остальных окружающих.

 

2) умные и хитрые.

А когда любили умных, богатых и удачливых? да никогда

 

3) Это уже не причина- это следствие...

Привычка, усиленная годами. Этакий хвост, который тянется и тянется..Поскольку длится давно. А еврейский народ тысячелетиями не меняется- та же религия, те же порядки, устои, традиции.

Поскольку евреи перемещались по всему миру и каждый раз привносили в новую страну свои традиции и тд. Вот еще - люди не любят иных.. Тем более если со временем эти иные проявляют качества как в п. 2..

 

Все остальные причины - наносные и поверхностные..Но это то, что видится мне ..и то, все равно..под вопросом..

 

P.S. надеюсь никого не задела своими выводами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Каббалисты считают,что остальные народы в обиде на нас потому,что мы не выполняем миссию,на которую нас "избрали"...кто знает....

Это подсознательная обида.А проявляется по-разному-от бытовой неприязни до более опасных выражений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Людям не нравится слышать это слово избранные. Но ведь совсем немногие видят и понимают (кстати, и сами евреи),что речь идет не о превосходстве над другими. Речь идет о том,чтобы нести учение Б-га людям.Конкретно-Любовь,Добро и Свет. Увы...

Он выбрал именно народ Израиля для этой цели.(Если верить написанному,то он был единственным народом,согласившимся принять это учение )). А еще речь идет о том,что и спрашивает Он с евреев гораздо больше,чем с других. Опять же,по причине "избранности"...ИМХО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...