Jump to content
Форум - Замок

Буси-До...или Путь Воина...


Recommended Posts

Каждому, кто слышит слово Япония , сразу приходит на ум слово "самурай".

И по ассоциации с ним - Буси-До...т.е. Путь Воина.

Хотя между понятиями "самурай" и "буси"(воин) есть определенная смысловая разница.

Самурай - обязан был быть воином. Но воин - мог не быть самураем.

Самурай - находился на службе у императора...сёгуна...или у дайме

(владетеля провинции, князя). Самурай не находящийся на службе

назывался "ронин". Не будучи самураем - он оставался воином.

Как мог быть воином и служитель буддистского или синтоистского храма.

Link to post
Share on other sites

По мнению историков самурайское сословие сформировалось в VII-VIII веке н.э.

Первыми самураями становились воины групп подобных казацким в России,

которые двигаясь на север Японии вытесняли коренное население северных

островов - "айнов". Они захватывали новые территории. Важаки этих групп

становились "дайме"...т.е. владетелями округов, а воины - становились наемными

воинами - владетелями деревень в округе своего важака.

 

Формирование самурайского сословия в целом завершилось в X - XIвв.

Но кодекс воинской и дворянской чести начал формироваться много раньше.

Но изначально кодекс был во многом иным, т.к. опирался не на потребности

рыцаря-меченосца, а на подребности воина-лучника. Его первые своды появились

в VIII веке...в книгах "Кодзики" и "Нихонги"...

Link to post
Share on other sites

Тогда...в 10-14 веках...о Кодексе чести не говорили , как о Пути Воина, а говорили

как о Пути Лука и стрелы ("Юмия-но Мити") или о Пути Лука и коня("Кюба-но Мити").

Именно такое простое и обычное оружие , как лук, стало символом воинской чести.

 

Стрельбе из лука самураи придавали огромное значение и посвящали тренировкам

много времени, так как роль лука в войнах той поры была очень велика. Стрельба

из лука , по японским мировоззрениям, выходила за рамки рационального разума .

Стрелку, считалось в этом мистическом искусстве, принадлежит лишь второстепенная

роль как-бы посредника и исполнителя "идеи", при которой выстрел производится

до какой-то степени без его участия. Прицеливание...выстрел...попадение в цель

происходили на уровне слияния души воина и Будды. В луке и стрелах стреляющий

мог и длжен был видеть лишь "путь и средства" для того, чтобы стать причастным к

"великой тайне" стрельбы из лука.

Link to post
Share on other sites

Трансформация философии Пути Лука в Путь Меча произошла много позднее...в XVI веке под

влиянием книг выдающихся японских философов Юдзана Дайдодзи написавшего трактат

Бу-До Сесин-Сю (Напутствие вступающему на Путь Воина) и Янамото Цунэтомо,

написавший Хагакурэ(Сокрытое в листве).

Именно в этих, появившихся в первой половине XVII века книгах и были изложены идеи,

ставшие Кодексом самурайской чести - Буси-До, в традиционном современном понимании

этого слова:

 

- Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.

 

- К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.

 

- Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.

 

- Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

 

- В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.

 

- Уважать правило "ствола и ветвей". Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители - ствол дерева, дети - его ветви.

 

- Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.

 

- На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.

 

- Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.

 

- Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.

 

- Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.

 

- Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.

 

- Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.

 

- Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.

 

- Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.

Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник.

Link to post
Share on other sites

Неизощренному уму европейца принять такой кодекс - не просто...

И по-этому существует адаптированный вариант, в котором все

логично поделенно на небольшие разделы:

 

1. ВЕРНОСТЬ

 

Верность государю и любовь к отечеству

- Верноподданный должен гореть искренним чувством почитания государя и чувством патриотизма, не иметь частных интересов.

- Любовь к родителям и привязанность к братьям

- Следует почитать своих предков, любить родственников и детей.

 

Усердие

- Следует быть усердным и прилежным, иметь чувство ответственности.

 

2. ВЕЖЛИВОСТЬ

 

Уважение и любовь

- Следует уважать и почитать вышестоящих, служить им с искренностью и быть дружным с собратьями по оружию.

 

Скромность

- Не следует кичиться своими заслугами и хвастаться своими способностями.

 

Утонченность

- Следует быть любезным и элегантным, любить книги и изящные искусства, быть великодушным, уметь чутко относиться к чужим чувствам.

 

3. МУЖЕСТВО

 

Храбрость

- Следует быть храбрым в исполнении долга и смелым в опасности, уметь действовать в трудной обстановке.

Твердость и хладнокровие

- Следует быть отважным и невозмутимым, никогда не поддаваясь страху.

 

Терпеливость и выносливость

-Следует побеждать свои чувства, пренебрегать своими интересами, быть терпеливым в нужде и лишениях, быть стойким и выносливым, стараться достигнуть цели, преодолевая все затруднения.

 

Находчивость

- Следует быть сообразительным, проявлять смекалку, обладать предприимчивостью и инициативой в любых трудных случаях, уметь верно рассчитать момент для действия.

 

4. ПРАВДИВОСТЬ

 

Прямота и искренность

- Следует выполнять обещания, быть верным слову, ненавидеть хитрость и раболепство, твердо следовать своим убеждениям.

 

Честь

- Следует всегда дорожить своей честью и авторитетом.

Справедливость

- Следует всегда уметь отличать личное от общего, понимать, что соответствует принципам нравственности.

 

5. ПРОСТОТА

 

Простота

- Не подобает гнаться за роскошью, следует избегать бесполезных трат.

Скромность и чистота

- Не подобает гнаться за дутой славой. Следует во всем соблюдать простоту и умеренность, не быть тщеславным.

Link to post
Share on other sites

Архи писал в теме о Карме:

Смерть? Ну вот лично у меня нет детей, нет жены и каких-то особо близких людей которые нуждаются во мне. В принципе я могу их оставить не переживая о их судьбе. Но у большинства людей всё как раз наоборот.

Вот он - центральный с точки зрения европейцев вопрос Буси-До - СМЕРТЬ! Хотя, на мой взгляд, это не совсем так.

Таковым он стал для европейцев благодаря коментариям к Хагакуре Ю.Мисимы.

 

В "Хагакуре" написано...буквально в первых строках:

Я постиг, что Путь Самурая — это смерть.

 

В ситуации "или - или" без колебаний выбирай смерть. Это нетрудно. Исполнись решимости и действуй.

Только малодушные оправдывают себя рассуждениями о том, что умереть, не достигнув цели, означает

умереть собачьей смертью. Сделать правильный выбор в ситуации "или - или" практически невозможно.

Но вот оправдывает ли Буси-До смерть...и если да - то в каких случаях?

Ответ на это мы видим в канническом варианте Буси-До:

- Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.

Следовательно оправдывается ТОЛЬКО смерть ради высокой цели - защиты Родины, семьи, командира.

Либо ради спасения чести.

Link to post
Share on other sites

Честь - настолько широкое понятие, что теперь я понял, почему так привлекателен для европейцев Путь Самурая, даже в экзистенциальную эпоху, когда человек чувствует себя отдельным от всего, в том числе родины, командира, семьи... Понятие чести остается незыблемым... И в наши дни оно может быть для каждого - своим...

Link to post
Share on other sites

Честь - настолько широкое понятие, что теперь я понял, почему так привлекателен для европейцев Путь Самурая, даже в экзистенциальную эпоху, когда человек чувствует себя отдельным от всего, в том числе родины, командира, семьи... Понятие чести остается незыблемым... И в наши дни оно может быть для каждого - своим...

Дань!

Как раз Кодекс Буси-До - и определяет понятие слову "Честь".

И те пункты , которые я привел. И есть еще "48 принципов Буси-До",

которые выделяют современные философы боя. Они чуть более

противоречивы, чем Кодекс. Но в них сконцентрирована

великая Мудрость. Я их столько лет уже читаю...и все время

нахожу что-то новое, т.к. чем глубже в них вникаю, тем больше

понимаю, как далеко мне еще до истины.

Link to post
Share on other sites

Долго думал с какого-же из 48 Принципов начать...и решил остановиться на этом,

как на одном из важнейших, т.к. учит нас тому, почему нужно стать на Путь Самурая:

8. Объективность праведности

 

Бороться с несправедливостью и отстаивать правоту нелегко. Более того,

если ты будешь стараться всегда быть праведным и будешь прилагать для

этого усилия, ты совершишь много ошибок. Путь - это нечто более возвышенное,

чем праведность. Убедиться в этом очень трудно, но это есть высшая мудрость.

Если смотреть на все с этой точки зрения, вещи наподобие праведности покажутся

довольно мелкими. Если человек не понимает этого сам, понять это нельзя вообще.

Однако есть возможность стать на Путь, даже если ты не понимаешь этого. Это

можно сделать, советуясь с другими. Даже тот, кто не постиг Пути, видит других со

стороны. Это напоминает поговорку игроков в го: "Тот, кто видит со стороны,

смотрит восемью глазами".

 

Изречение: "Мысль за мыслью мы осознаем наши собственные ошибки" также

сводится к тому, что высочайший Путь обретают, прислушиваясь к мнению

других людей. Книги и предания старины учат нас отказу от рациональных

измышлений и пониманию мудрости древних.

Link to post
Share on other sites
  • 5 months later...

Традиции это конечно традиции. Однако, я думаю, что слепо всему следовать не стоит. Ведь, развиваемся мы - развивается мир.

И также важно иметь свое собственное мнение обо всем.

 

 

 

Согласен, Алесь?

Конечно согласен.

Ведь именно этому и учит Буси-До - не стоять на месте и заниматься самосовершенствованием.

И в этом ценность Пути Воина - он сам не стал раз и навсегда сформированной и закостенелой

догматичной конструкцией. Он направляет людей к осмыслению старого опыта, и через него

к моделированию современности и будущего.

Link to post
Share on other sites

Красивая философия...

Но я устал в свое время от чистой теории...

Ушел в практику...т.е. в Буси-До...

Link to post
Share on other sites
  • 2 months later...

Вот, нарыла в сети. Оч понравилось.

 

Сенрико и свет истины

 

 

Однажды вечером к мастеру Сенрико пришел знакомый самурай, любитель поговорить о мудром. Сенрико усадил гостя на почетное место, и у них завязалась возвышенная беседа. После второго кувшина сакэ гость спросил:

 

- Какая польза человеку от Бусидо?

 

- А как иначе ты узнаешь путь? - спросил Сенрико.

 

- Но ведь обычные науки точно так же могут указать путь.

 

Сенрико задумался, потом зажег фонарь и предложил гостю:

 

- Давай пройдемся в одно место, и там я всё окончательно объясню.

 

Через некоторое время они подошли к мрачному болоту. Сенрико предупредил самурая, чтобы тот шел след в след, если ему дороги жизнь и рассудок, и повел за собой по тропинке, освещая дорогу фонарем. Когда они добрались до середины трясины, Сенрико спросил:

 

- Полезен ли был нам свет фонаря? Он исправно освещал дорогу?

 

- Да, - согласился самурай.

 

Тогда Сенрико, не говоря ни слова, погасил фонарь и ушел, по приметам, известным ему одному.

 

Вскоре после восхода самурай добрался до дома Сенрико, присмиревший.

 

- Я понял, - сказал он. - Бусидо подобно солнцу освещает не только узкую дорогу под ногами, но и все вокруг.

 

На самом деле мораль истории совсем в другом. Никакой трясины там не было, и можно было смело идти напрямик, но это знали только старые мастера Бусидо.

Link to post
Share on other sites
  • 1 year later...

Существуют правила воспитания ребенка в семье самурая. С младенчества нужно поощрять в нем смелость, никогда не дразнить и не запугивать. Ведь если ребенок с детства привыкнет бояться, он пронесет этот недостаток через всю жизнь. Ошибку совершают те родители, которые учат детей бояться молнии, запрещают им ходить в темноте или рассказывают ужасы, чтобы те перестали плакать. Кроме того, если ребенка много бранить, он станет застенчивым.

 

 

Нужно избегать формирования у детей плохих привычек. Ведь если плохая привычка укоренилась, сколько ни упрекай ребенка, он не исправится. Что же касается правильной речи и хороших манер, нужно постепенно приучать детей к ним. Пусть ребенок не ведает о корыстолюбии. Если в этом отношении он будет воспитан правильно, все остальное приложится само собой.

 

 

Ребёнок, выросший в неблагополучной семье, будет непослушным. Это естественно. Даже птицы, и звери подражают поведению окружающих особей. Кроме того, отношения между отцом и сыном могут ухудшиться вследствие неправильного поведения матери. Мать любит свое дитя превыше всего на свете и поэтому склонна заступаться за него, когда отец делает ему замечания. Если мать становится на сторону ребенка, между ним и отцом не будет согласия. Часто мать заботится только о том, чтобы ребенок опекал ее в старости...."Хагакуре"

Link to post
Share on other sites

Воин должен быть внимателен в своих действиях и не допускать даже незначительных оплошностей. Более того, он должен быть внимателен в подборе слов и никогда не говорить: "Я боюсь", "На твоем месте я бы убежал", "Это ужасно!", или "Как больно!".

 

Таких слов нельзя произносить ни в дружеской беседе, ни даже во сне. Ведь если проницательный человек слышит от другого такие высказывания, он видит его насквозь. За своей речью нужно следить....."Хагакуре"

Link to post
Share on other sites
  • 6 years later...

Алесь, я сейчас смотрю на ошибки статью, пардон, не ошибусь, сказав "дилетанта" об Иайдо в России (его мне муж подогнал, нужный ему парень, а самому некогда этим заниматься). Но я профан ещё больший, нежели этот парень, просто чувствую языки и чегоненадописать... И в связи с этим вспомнила, как ты в какой-то из бесед здесь в Замке упомянул специальный термин, означающий мгновенное убийство противника (помню, мне пришлось лезть в гуглю...) но поскольку память девичья, то помню только впечатление (потрясающее). Весь флуд про боевые перечитала - там нет))) Где исчо можно порыть, а главное, ЧТОЭТОБЫЛО?

(на всякий случай уточняю, что в светской статье "у нашего дурака" было расписано это искусство встречать сидя пошагово, дословно (мгновенное убийство) - которое я, естессно, заменила на мгновенное поражение противника, и открытым текстом третье действие: очистка меча от крови (заменила на просто очистка меча...)

Но впечатление-то проснулось! Вот вспомнила, сунулась... но тема там, скорее, сопутствующая была, просто пример тогда к слову пришелся... И уж не об Иайдо точно... Этот термин универсален для нескольких школ, что ли? Напомнишь?

Наверно, надо было во флудилке по боевым написать?..

Вот, котелок начал варить на эту тему - там шла речь об искусстве отсроченной смерти...

Насколько уместно Иайдо с его искусством мгновенного убийства в наше время в России, как твоё мнение?

Link to post
Share on other sites

Ну...если говорить о мгновенной смерти - то как-раз Иай-До

- по сути ближе всего...вот только это искусство зарубить

человека из положения сидя, когда меч в ножнах...скорость

удара - доли секунды...

 

Но ты скорее всего имеешь ввиду Дим-Мак...

Это китайский термин...хотя аналогичные или похожие техники

есть и в Японии...и в Индии и т.д...и при чем - не одна...

 

Все они построены на глубоком знании энергетики человека...

т.к. удары наносятся по энергетическим точкам и каналам...

 

Кто знает Дим-Мак - знает и точечный массаж...и иглоукалывание...

и должен прилично знать медастрологию...

 

Что до актуальности...

Иай-До - есть в России спецы...но сегодня эта система прикладного

значения - не имеет...чистое искусство...

 

А вот системы Дим-Мак...

Владеют ими - единицы...и допускаются к изучению - тоже единицы...

требования морально-этические к ученикам - зашкаливают...

Да и процесс - уж слишком длительный...

Начальные требования - лет 10-15 стажа в боевых искусствах...

и каждая ступенька мастерства в Дим-Мак - берет лет 5....

Link to post
Share on other sites

Ну...если говорить о мгновенной смерти - то как-раз Иай-До

- по сути ближе всего...вот только это искусство зарубить

человека из положения сидя, когда меч в ножнах...скорость

удара - доли секунды...

 

Но ты скорее всего имеешь ввиду Дим-Мак...

Это китайский термин...хотя аналогичные или похожие техники

есть и в Японии...и в Индии и т.д...и при чем - не одна...

 

Все они построены на глубоком знании энергетики человека...

т.к. удары наносятся по энергетическим точкам и каналам...

 

Кто знает Дим-Мак - знает и точечный массаж...и иглоукалывание...

и должен прилично знать медастрологию...

 

Что до актуальности...

Иай-До - есть в России спецы...но сегодня эта система прикладного

значения - не имеет...чистое искусство...

 

А вот системы Дим-Мак...

Владеют ими - единицы...и допускаются к изучению - тоже единицы...

требования морально-этические к ученикам - зашкаливают...

Да и процесс - уж слишком длительный...

Начальные требования - лет 10-15 стажа в боевых искусствах...

и каждая ступенька мастерства в Дим-Мак - берет лет 5....

Спасибо, всё так и есть. Вот не думала, что придется столкнуться с такой темой.

Я просто в непонятках, как можно нашим... питекантропам "школу киллеров" разрешать...

Реально чуть ли не в 15-ти городах России есть Иай-До... Но семинары - во Франции... (прям почти в Японии)

Всё это с 2005 года - статья в честь 10-летия школы. И идут они так же - от физического к духовному, но на мой взгляд, весьма условно, судя по автору статьи - такие вещи открыто не пишут (я про способы стряхивания крови с меча, которые я заменила словом очищение, дабы мужу не надрали в Смольном задницу).

Link to post
Share on other sites

Э, Жанн...

 

Питекантропы - к этому делу мало пригодны...

Катана - очень не простое оружие...

 

С одной стороны - дорогое...от 5000 баксов...

 

С другой стороны - острая она...очень...

Прежде чем за нее берутся - лет 5 боккеном

(деревянным мечом) - машут...

 

А с третьей - катана - это ТАКАЯ философия...

Это тебе не гладиаторский гладиус...и даже

не рыцарский цвайхандер...

 

Катана - Душа воина...

Link to post
Share on other sites
  • 4 years later...

Житель Японии получил первый в мире диплом магистра-ниндзя

Он не только изучил документы и боевые искусства, но и в полной мере ощутил практический аспект пути воина-наёмника.

 
 
 
 

Житель Японии Дженичи Мицухаси получил первый в истории диплом магистра-ниндзя, сообщает издание Japan Times.

45-летний мужчина провёл два года в магистратуре Университета Ми в Центральной Японии, который находится на исторической родине самого первого клана ниндзя. Он не только изучал документы и слушал лекции, но и в полной мере ощутил практические аспекты воинского искусства.

— Я читал, что утром ниндзя работали фермерами, а днём тренировались в боевых искусствах, — поделился Мицухаси, добавив, что помимо многочисленных занятий он выращивал овощи. — Наёмные убийцы в чёрных одеждах обладали всесторонними навыками выживания.

 

Японец также изучил кунг-фу и японское боевое искусство, известное как сёриндзи-кэмпо. Теперь он обучает навыкам ниндзя в своём собственном додзё и управляет местной гостиницей, одновременно занимаясь докторской диссертацией. Покидать научное учреждение мужчина пока не планирует.

В 2017 году Университет Ми основал первый в мире исследовательский центр, посвящённый ниндзя, а год спустя открыл магистратуру. Профессор японской истории Юдзи Ямада был удивлён преданностью Мицухаси своей задаче. Он отметил, что не ожидал от ученика поведения настоящего воина.

Для зачисления студенты должны сдать экзамен по истории Японии и тест на чтение исторических документов. Руководитель образовательного учреждения рассказал, что ежегодно туда поступают три абитуриента. Тем не менее сенсей уверен, что этот курс позволяет узнать о ниндзя, но не стать им.

Ранее студентка, изучавшая историю ниндзя, сдала профессору чистый лист и получила отлично.

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...