Перейти к публикации
Форум - Замок

Страна Любви


Leo

Рекомендованные сообщения

В Большой галерее экспонируются и полотна Микеланджело да Караваджо. К раннему периоду творчества художника относится его «Гадалка». Женщина с лукавым взглядом в белой кофте и плаще, небрежно перекинутом через руку, предсказывает юноше судьбу. Молодой человек облачен в шелковый камзол и плащ, на шляпе красуются страусовые перья. Он стоит, лихо подбоченясь, уверенный в себе и наверняка будет обманут гадалкой. Это полотно красноречиво свидетельствует о тяге живописца к изображению реальной повседневности в ее конкретном облике. Биограф Караваджо Беллори рассказывает, что однажды некто предложил мастеру следовать классическим образцам; в ответ на это Караваджо «протянув руку и, указав на толпу, ответил только, что для мастера достаточно натуры. И чтобы придать убедительность своим словам, он позвал цыганку, которая случайно проходила по дороге, привел ее в мастерскую и изобразил предсказывающей судьбу…»

В зрелый период творчества Караваджо написал «Успение Марии» (1605-1606). Здесь ничего не напоминает о божественности. Перед зрителем, скорее просто сцена из крестьянской жизни. Помещение темное, тесное. В нем толпятся старики-апостолы, пришедшие проститься с покойницей. Они склонили лысые головы, украдкой смахивают слезы. На маленьком стульчике сидит девушка, сломленная горем. Она горько плачет, спрятав лицо в ладонях. Мария, молодая еще женщина, лежит на коротком ложе. Ее платье бедно, на лице – след тяжело прожитой жизни. Смерть уже наложила печать на ее облик – бледны руки и ноги, тело кажется одутловатым. Так реалистично еще никто из художников не осмеливался трактовать евангельский сюжет. Естественно, что и заказчик – римская церковь Санта-Мария делла Скала – решительно отказалась от нее. Благодаря Рубенсу картина попала в коллекцию герцога Мантуанского, затем к Карлу I, а потом – в Лувр.

Испанских художников в Лувре немного. Их картины не соответствовали царившему во Франции духу классицизма, когда заказчиков более занимала нежность и мягкость колорита, а также трогательность сюжета.

В музее экспонируются полотна Эль Греко – «Святой Людовик» и «Распятие». Персонажи на этих полотнах в своем стремлении к Богу так вытягиваются вверх, что почти отрываются от земли; в широко раскрытых глазах живет фанатичная вера и мистическая надежда на чудо.

Еще один замечательный испанский художник – Хусепе Рибера представлен полотном «Хромоножка», на котором изображен маленький бездомный ребенок с изуродованными руками и ногами. Его лицо откровенно некрасиво и обветренно, однако улыбка ясная и по-детски чистая. Он радуется жизни несмотря на нищету и уродство.

Работ Веласкеса в Лувре совсем немного, но замечателен портрет королевы Марианны и инфанты Маргариты. Обе героини облачены в тяжелые, негнущиеся платья. Их лица не особенно красивы, однако девочка мила и обаятельна. С удивительным мастерством художник показывает фактуру тканей, лент и вышивок, гладкость ухоженной кожи и мягкость пушистых волос. Крамской любил говорить о Веласкесе, что тот «пишет и, как у Господа Бога, все шевелится, смотрит, мигает, даже и в голову не приходит ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего».

Так же немного в Лувре картин представителей нидерландской и немецкой школ. Живопись Северного Возрождения находится в Малых кабинетах, которые как нельзя лучше подходят к небольшому формату картин этих художников. В экспозиции находятся произведения нидерландских, немецких и французских мастеров XIV-XVI столетий. Рядом с Яном ван Эйком можно увидеть мастера из Авиньона, с Дюрером и Гольбейном – Жан Клуэ.

Во втором кабинете со стороны Сены экспонируется самое известное творение нидерландской школы XV столетия – «Мадонна канцлера Роллена» Яна ван Эйка. Такое необычное название полотно получило по имени заказчика. Кстати, сам Роллен изображен слева. Он опустился на колени, молитвенно сложив руки. Его одеяние дорогое, отороченное мехом. На втором плане вырисовываются мраморные колонны с изящными капителями. Однако в первую очередь привлекают внимание не эти нарядные детали, а выразительное лицо канцлера. Взгляд человека суров, его высокий лоб красноречиво свидетельствует о незаурядном уме, а подбородок, сильно выступающий вперед – о властности, сильной воле, граничащей с жестокостью.

Рядом с реалистичной фигурой канцлера образ Мадонны представляется очень условным, несмотря на то, что мастер изобразил типичную фламандку. На коленях Богоматери сидит худенький серьезный ребенок. Богоматерь и канцлер находятся в лоджии. Они отделены от всего окружающего стройной колоннадой, за которой просматривается тщательно выписанный городской пейзаж. Большинство искусствоведов считает, что на полотне показан Льеж, настолько точно переданы и широкая извивающаяся река, и дома, разбросанные по ее берегам, и церкви.

В 1913 году Лувр приобрел так называемый триптих Брака Рогира ван дер Вейдена. Этот триптих заказала Екатерина Брабантская в память своего супруга, Жана Брака. На деревянной доске изображены пять фигур. На боковых створках – Мария Магдалина и Иоанн Креститель, в центральной части – Иисус Христос, Богоматерь и евангелист Иоанн. Все персонажи живут напряженной внутренней жизнью: Христос тревожен, Иоанн задумчив, Мария печальна.

Творчество Рогира ван дер Вейдена оказало значительное влияние на Квентина Массейса, шедевр которого «Меняла с женой» находится в Лувре. С удивительной, почти педантичной, тщательностью, мастер пишет многочисленные предметы, заполнившие небольшую комнату – монеты, зеркало, весы. Молитвенник настолько детально изображен, что можно разглядеть изображение Богоматери на зеленом фоне, прочитать заглавную букву на раскрытой странице. В зеркале отражается часть улицы, которая видна через окон. С помощью этого приема мастеру удалось раздвинуть границы тесной лавки и связать людей с окружающей средой.

Приблизительно в одно время с «Мадонной канцлера Роллена» неизвестным художником была написана «Пьета из Авиньона», однако различие этих картин поразительно. «Пьета» условна до предела. Весь второй план покрыт сплошным золотым фоном. Тело Христа, лежащего на коленях Богоматери изогнуто и угловато, показано характерной готической экспрессией. Драматизм образу сообщают мертвенная бледность, полуоткрытый страдальческий рот и кровоточащая рана. Подчеркивают напряженность и цвета – зеленоватые тона тела и темно-синий плащ Богоматери. Более тепло написаны люди, окружающие скорбящую Богоматерь. Их лица почти нежны и лиричны. Очень индивидуально лицо человека слева. Видимо, это портрет заказчика.

Еще один шедевр Лувра – «Мария Магдалина и дарительница», созданная мастером из Мулена около 1490 года. Мастер из Мулена работал для семейства Бурбонов, для королевского двора. Он считается одним из выдающихся художников раннего французского Возрождения. Композиция, экспонирующаяся в Лувре скорее всего является левой частью триптиха, остальные части которого утеряны. Некоторые искусствоведы высказывают предположение, что дама, показанная в традиционной молитвенной позе донатора, это Мадлен де Бургонь де Лааж. Святая и заказчица картины почти соприкасаются друг с другом, однако внутренне они разобщены. Настроение Магдалины можно определить как тихую и благостную созерцательность. Она по-девически чиста и настолько поэтична, что этот образ считается вершиной искусства XV столетия. Лишь белый сосуд объединяет между собой персонажей картины. С исключительным мастерством изображены украшения и одеяния женщин, замечательно передан колорит, где в единой гармонии звучат темно-коричневый и зеленый, алый и золотистый, белый и небесно-голубой цвета.

В XIV столетии во Франции одним из культурных центров наравне с Авиньоном был город Тур. Там работал крупнейший портретист своего времени Жан Фуке. Сначала художник находился при дворе короля Карла VII, после – Людовика XI. Судя по портрету короля Карла VII о Фуке можно говорить как о реалисте, настолько беспощадно автор дает характеристику своей модели. Зритель видит человека незначительного, пресыщенного и боязливого. Король изображен в малиновом одеянии с золотисто-коричневым мехом, на голове синяя шляпа с золотым узором. Только одежда придает фигуре некую монументальность – плечи, развернутые параллельно плоскости холста, кажутся чрезмерно широкими. Маленькие колючие глазки монарха смотрят на зрителя настороженно и недоверчиво. Собственно, именно таким Карл VII, предавший Жанну д’Арк, которой был обязан короной, и вошел в историю.

Этот портрет еще в XVIII столетии хранился в Бурже, в Сент-Шапель. По распоряжению Людовика XV картина попала в коллекцию Лувра.

В XVI столетии, в период правления Франциска I и Генриха II, искусство становится изысканным и аристократичным. В это время работал Франсуа Клуэ, карандашные портреты которого реалистичны, но живописные парадны и декоративны. Франсуа Клуэ изображал в основном портреты королевской семьи и ее приближенных. Замечательный поэт Ронсар называл Клуэ «честью Франции». Портрет королевы Елизаветы Австрийской написан незадолго до ее смерти. Здесь внимание мастера сосредоточено на передаче фактуры роскошного одеяния – коронационного платья королевы - и драгоценностей, узора ткани, рисунка кружев. В то же время мастер с исключительной силой показывает душевные качества своей героини, ее утонченность, одухотворенность. Нежное лицо семнадцатилетней королевы несет на себе отпечаток замкнутости и отчужденности, и в то же время – непосредственности еще по-детски не сформировавшегося характера. В этой работе замечательно передан колорит, состоящий из холодных (голубоватых) и теплых (золотистых, розовых) нюансов.

Центром французского искусства стал дворец Фонтенбло, где работала группа живописцев под руководством итальянцев Россо и Приматиччо. Так сложилась школа Фонтенбло. В дворцовой галерее Франциска I и сейчас можно увидеть декоративные панно, лепнину и резные деревянные панели. В Лувре работы школы Фонтенбло размещены в Квадратном салоне.

В Малых кабинетах, выходящих в сад Тюильри, экспонируется «Автопортрет» Альбрехта Дюрера, творчество которого явилось вершиной немецкого Возрождения. Эту работу двадцатидвухлетний мастер исполнил в 1493 году для своей невесты Агнессы Фрей. Для нее специально написан и цветок чертополоха – символ верности, который жених сжимает в руке.

...............................

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 574
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

Лувр обладает и четырьмя портретами, принадлежащими кисти Ганса Гольбейна – архиепископа Кентерберийского, английской королевы Анны Клевской, астронома Кратцера и писателя Эразма Роттердамского. Позже Эразма Роттердамского стали называть «Вольтером XVI века». Этого гуманиста художник изобразил сидящим за столом. А фоне ковра виден четкий и острый профиль. Узловатые руки привычно сжимают карандаш, опущенные глаза следят за бегущими по бумаге строчками. Саркастическая улыбка играет на тонких губах. Возможно, сатирик пишет в этот момент свое знаменитое «Похвальное слово глупости».

Нидерландские художники XVI столетия экспонируются в кабинете Брейгеля, воплотившего в своем творчестве все лучшее, что было в нидерландском Возрождении. В Лувре находится лишь одна картина Брейгеля – «Калеки», которую мастер создал за год до смерти. Это полотно стало откликом на трагические события в Нидерландах – жестокое подавление герцогом Альбой национально-освободительного движения. Картина страшна по своему настроению. Люди на ней представлены жалкими обрубками с отчаянными выражениями лиц, неспособными двигаться без палок и подпорок.

В XVII столетии произошел расцвет искусства Фландрии. Настоящей звездой фламандской живописи стал Питер Пауль Рубенс. Он говорил о себе: «Мой талант таков, что как бы ни огромна была работа, она еще ни разу не превзошла моих сил».

В Лувре находятся «Портрет Едены Фоурмен с детьми» и двадцать одно полотно, созданное по заказу Марии Медичи для Люксембургского дворца. Сейчас эти работы находятся в «Галерее Медичи». Скромные рамы – черные, с позолотой – не мешают наслаждаться буйством красок и сложностью изображенных сцен. Все эпизоды, освященные королеве, исполнены значительности и величия. Рядом с Марией Медичи, Генрихом IV и Людовиком XIII Рубенс пишет Юпитера и Юнону, Меркурия и Аполлона, а также аллегории Процветания, Изобилия, Времени и Франции. В воде игриво плещутся наяды и тритоны, весь воздух заполнен крылатыми амурами и славами. Под мощными порывами ветра колышутся тяжелые драпировки, блики света сверкают на обнаженных телах, шелках и бархате. Входя в «Галерею Медичи» посетитель почти физически ощущает этот шум, колыхание и ликование бытия. Это театральное пышное зрелище свидетельствует о великом таланте Рубенса как монументалиста.

В совершенно ином стиле исполнен «Портрет Елены Фоурмен с детьми». Художник создает образы жены и детей словно из прозрачного, золотистого и трепетного света. Молодая женщина задумчиво и ласково смотрит на сына, рядом с ней стоит старшая дочь. Эти образы теплы и проникновенны, отношение художника к своим близким людям настолько нежно и взволнованно, что зритель чувствует это. В то время, когда создавался портрет Елены Фоурмен, Рубенс был немолод, не искал ни учеников, ни заказов. Однако каждое полотно этих лет - шедевр.

В Лувре находится произведение знаменитого фламандца Ван Дейка «Портрет Карла I». В 1635 году, когда был создан портрет, Ван Дейк работал при дворе английского монарха, был окружен вниманием и очень любим самим королем. Порой портреты Ван Дейка этого времени выглядят идеализированными или даже льстящими, однако это не умаляет замечательного таланта мастера. На картине король представлен в позе слегка небрежной и элегантной. Он только что вернулся с охоты. Его слуга, коренастый, с простым грубым лицом держит под уздцы великолепную лошадь. Пейзаж, окружающий людей, поистине роскошен.

И все же пристрастие фламандцев к чувственной стороне жизни особенно заметно, если сравнить их работы с произведениями Рембрандта. В Лувре хранится поздний автопортрет живописца. Впрочем, по нынешним меркам он еще не слишком стар – мастеру немного за пятьдесят, но он кажется гораздо старше из-за перенесенных невзгод и лишений. Лицо мастера покрыто морщинами, одежда небрежна, словно свидетельствует о полном равнодушии к внешней стороне жизни. Однако вся фигура художника исполнена силы духа и творческого горения. В состоянии высокого внутреннего напряжения он стоит перед полотном, сжимая в руке кисть. В его улыбке сквозит горькое разочарование, но взгляд полон доброты и понимания.

Не менее одухотворенным представляется портрет второй жены живописца – Хендрикье Стоффельс. С любовью написано мягкое, внимательное лицо, задушевный взгляд. Хендрикье много раз позировала мужу. Она же изображена в образе библейской героини Вирсавии, которая задумчиво сидит на берегу бассейна, не замечая хлопочущую вокруг нее служанку. Обнаженное тело женщины никак нельзя назвать идеально красивым, однако оно полно женственности и гармонии.

Вообще изображая религиозные сюжеты, Рембрандт старался найти решение морально-этических и философских проблем. Примером этого служит полотно «Христос в Эммаусе». Художник показывает комнату с бедной обстановкой – только голая стена, ниша и дверь. За столом сидят Христос и трое его учеников. Лицо Христа, отмеченное печатью страданий, спокойно, и люди тянутся к нему. Если предшественники Рембрандта старались показать Христа монументальным, то здесь внимание художника приковано прежде всего к лицу, полному внутреннего огня.

В Лувре полотна Рембрандта сосредоточены в Малых кабинетах и в Галерее Рембрандта, где вокруг великого художника группируются пейзажисты Ян Гойен, Соломон и Якоб Рейсдаль, Арт ван дер Неер, классики натюрморта Клаас, Хеда, Кальф. Здесь же находятся работы Питера де Хоха, Яна Стена и Габриэля Метсю.

Однако внимание зрителя приковывает к себе картина Франса Хальса «Цыганка». Мастеру удалось искусно передать подвижность выражения лица женщины. Она чуть скосила глаза, лукаво улыбается и смеется с невидимым собеседником. Этот образ дышит здоровьем и оптимизмом, он весь смеется – и круглое лицо, и грудь, и рассыпанные по плечам волосы.

Рядом с «Цыганкой» находится «Кружевница» Яна Вермеера Делфтского. Многие искусствоведы считают, что мастер изобразил свою жену за работой. Предметов вокруг немного – подушка, столик и коклюшки, однако каждый предмет написан любовно; он кажется согретым теплом трудолюбивых рук.

В Большой галерее экспонируются картины братьев Антуана, Луи и Матье Лененов. Герои этих художников – простые люди, бедно одетые, окруженные предметами домашнего обихода, грубой мебелью и орудиями труда.

Наиболее талантливым из братьев считается Луи Ленен. В Лувре хранится его замечательная работа «Крестьянская трапеза», где особенно выразительным представляется образ старой женщины, которая сидит на стуле, спиной к огню. Одной рукой она поддерживает голубоватый кувшин, в другой держит рюмку. Однако эти предметы она сжимает машинально, так как глубоко погружена в собственные мысли. Морщинистое лицо печально, в углах губ наметились горькие складки, в глазах читается скорбь. Однако в этой женщине нет ничего жалкого, она проста, одухотворенна и благородна. Рядом со старухой изображены члены ее семьи – муж и дети. Все герои сидят так спокойно, словно специально позируют художнику.

Великолепен и современник Лененов Жорж де Латур. В основном он писал картины с религиозными сюжетами, однако эти работы исполнены такой жизненной правды, что представляются бытовыми эпизодами. В подобной манере исполнен «Иосиф-плотник», где изображен старый крестьянин за работой. Его лицо сосредоточенно и напряженно, руки привычно держат инструмент. Рядом с Иосифом мальчик Иисус. Его образ возвышенный, светоносный, почти прозрачный. Вероятно, мастер хотел таким образом сопоставить физическое и духовное начало в человеке. Почти в каждой своей картине Латур изображал свечу. Так и здесь маленький Христос держит в руке свечу, которая отбрасывает на предметы желто-зеленые рефлексы.

Латур всегда любил выразительность локального цвета. Примером этого является полотно «Мария Магдалина». Художник изобразил женщину, погруженную в нерадостные мысли, задумавшуюся о смысле жизни. Она сидит, сложив руки на черепе. На непроницаемо черном фоне полыхает ее красная юбка и ярким пятном выделяется белая кофта.

........................................

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Крупнейшим французским живописцем XVII столетия по праву считается Никола Пуссен. Количество его произведений в Лувре огромно; коллекция Людовика XIV насчитывала тридцать одно полотно мастера, а с тех пор коллекция музея существенно пополнилась.

К раннему периоду творчества художника относится композиция «Вдохновение поэта», где особенно сильно ощущаются истоки творчества Пуссена. Формы напоминают о пластике античных скульптур и гибкости рафаэлевского рисунка. В центре сидит величавый Аполлон, который напутствует поэта, по всей видимости, Вергилия. За Аполлоном стоит муза эпической поэзии Каллиопа. По ее гибкой фигуре струятся складки золотистых и белых одеяний, перехваченные голубой лентой. Золотистые блики лежат на волосах и прекрасных обнаженных руках. У ног Каллиопы расположился резвый кудрявый амур с лавровым венком в руке. Другой амур кружится над Вергилием, готовый по первому знаку божества возложить венок на голову поэта. Сам поэт молод и привлекателен. Его лицо вдохновенно и полно ожидания. Это полотно никого не оставляет равнодушным – настолько оно свежо и искренне.

Пуссен говорил: «Произведения, наделенные совершенством, не должны рассматриваться торопливо, но в течение продолжительного срока, рассудительно и разумно; нужно применять те же средства, чтобы о них судить, как и для того, чтобы их создавать». Таково все творчество Пуссена. Его работы не способны поразить зрителя немедленно; в мир их образов следует входить постепенно, и только тогда сможешь оценить их композиционное совершенство, пластичность рисунка, красоту образов, героических или глубоко лиричных.

С течением времени мастер начинает задумываться о бренности человеческого существования. Вот аркадские пастухи замерли перед надгробием. Еще мгновение назад они были так беззаботны и веселы, но сейчас смутная тревога закралась в их души: они читают надпись на гробнице: «И я жил в Аркадии». Однако мысль о смерти не должна вызывать уныния, лучше всего относиться к этому неизбежному факту спокойно и достойно, как женщина справа – она является центром всей композиции.

В одно время с «Аркадскими пастухами» было создано полотно «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой». Здесь пейзаж не является конкретным; это скорее представление художника об идеально-прекрасном. Все спокойно – и горы, и раскидистые деревья, и люди. И только небо, по которому плывут темные мрачные тучи, предвещает близкую трагедию.

Наряду с полотнами Пуссена Большую галерею украшают холсты Клода Лоррена, мастера лирического пейзажа и Филиппа Шампеня.

Шампень прославился как блестящий портретист. Таков один из выдающихся образцов его творчества – «Портрет кардинала Ришелье». Кардинал неторопливо движется, глядя на невидимого собеседника. Складки его пурпурной мантии расходятся книзу и придают устойчивость фигуре. Голова Ришелье маленькая, но очень выразительная. Шампень убедительно показывает волевого целеустремленного человека. Здесь нет парадной атрибутики, характерной для парадного портрета; главное для художника – не показное величие, а истинное чувство спокойной уверенности в себе и собственного достоинства.

В конце Большой галереи размещен парадный портрет Людовика XIV. Каждая деталь здесь поистине роскошна – мантия, подбитая горностаем, богатые драпировки, скатерть с золотыми королевскими лилиями, высоко взбитый парик, тончайшее кружевное жабо, туфли с бантами на высоких каблуках. Так возникает перед посетителем великий король-солнце, изображенный талантливым Гиацинтом Риго.

Французская культура XVIII столетия кажется вся сотканной из противоречий: здесь и легкомысленное рококо, и суровый реализм, и строгий классицизм.

Один из замечательных представителей французской культуры, Антуан Ватто представлен в Лувре такими полотнами, как «Отправление на остров Цитеры» и «Жиль».

В «Отправлении на остров Цитеры» Ватто рисует пленительную картину. Влюбленные пары медленно идут друг за другом, направляясь к лодкам, которые увезут их на остров Цитеры, остров вечной любви. Он виден издали, окутанный золотистой дымкой. Листва деревьев гармонично перекликается с оранжево-желтыми, нежно-зелеными и розовыми костюмами. Все настолько трепетно и неуловимо, что скорее напоминает мечту, воплощенную на холсте.

«Жиль» считается одной из самых грустных картин Ватто. Вероятно, художник рисовал вывеску для итальянского театра комедии. Задумчивый Жиль, за спиной которого расположились актеры, только что вышел на сцену. Он еще не успел ничего сказать. Хрупкое худое тело скрывает просторный атласный костюм, на ногах туфли, украшенные бантами, на голове серая шляпа. Одежда Жиля театральна, но совершенно не театральны его поза и лицо. Как будто за секунду до начала игры Жиль показал зрителям свой реальный облик – грустного и усталого человека. Картина написана в холодной цветовой гамме: сиреневые, желтые и голубые оттенки напоминают о театральной рампе, переливаются на белом шелке костюма комедианта.

Ватто прожил совсем недолго; он умер в тридцать шесть лет. Его последователи взяли от него только внешнюю форму, но не тонкую пленительную душу.

Так и Франсуа Буше считал себя учеником Ватто, однако творил в стиле развлекательного рококо. Его образы одалисок и пастушек очаровательны, но лишены жизненной правдивости.

Оноре Фрагонар учился у Буше и в ряде работ продолжил традиции рококо («Купающиеся наяды», «Похищение рубашки»). Поздние работы, например, «Портрет художника» более реалистичны. В этом портрете свободно и правдиво переданы вдохновенные черты лица человека, в глазах которого светится ум, а энергичный поворот фигуры свидетельствует о порывистом характере.

Реалистические искания Фрагонара сближают его с Шарденом, его вторым учителем. Шарден любил говорить: «Пользуются красками, а пишут чувствами». Сам он именно так всегда и поступал. Он видел красоту и одухотворенность в кухарках с их скромными платьями и чепцами, в шаловливых мальчиках и в послушных девочках. Восхищенный Дидро говорил Шардену: «Ты берешь воздух и свет на кончик кисти и накладываешь их на холст». В правильности этих слов можно убедиться, посмотрев на натюрморт «Медный бак». Начищенный бак блестит в самом центре полотна, а рядом с ним расположилось позеленевшее от времени ведро. По другую сторону от огромного бака – интенсивно-синее пятно фаянсового кувшина. Очертания предметов зыбкие и так же зыбко звучат цвета: белый делается розовым из-за соседства с красным или серым рядом с синим. Так белый цвет впитывает в себя все колористическое богатство окружающего мира и он же связывает все тона воедино.

Персонажи жанровых картин Шардена очень похожи друг на друга («Молитва перед обедом», «Разносчица», «Трудолюбивая мать»). Этим героиням хорошо и уютно дома, в окружении детей и привычных вещей, на каждой из которых лежит отпечаток их неутомимых рук. Женщины всегда заняты какой-нибудь домашней работой – шьют, вяжут или подают обед. С любовью Шарден пишет детей. Девочки в композициях скромны и деятельны: они стараются быть похожими на своих трудолюбивых матерей. Так, превознося добродетели простого человека, Шарден практически способствовал подготовке Великой французской революции, которая, как известно, прошла под лозунгом «Свобода, равенство, братство».

Работы художников XIX столетия находятся в Лувре в трех местах. Холсты огромного формата помещены в залах Денон, Дарю и Моллиен (эти залы получили названия по именам выдающихся государственных деятелей времен Первой империи). Композиции Делакруа, Энгра, Давида, Жерара экспонируются в залах XVIII века и Бейстегю. Небольшие по размеру картины, ранее находившиеся в коллекциях Тома-Тьери, Моро-Нелатона и Шошара, выставлены на третьем этаже.

Живопись Нового времени начинается с Франсиско Гойи, который стал духовным отцом для живописцев XIX столетия.

В Лувре экспонируются портреты Гойи – посланника французской республики Фердинанда Гильмарде, дипломата Переса де Кастро, маркизы де Солана и маркизы де ла Мерседес. Изображая мужчин, Гойя подчеркивает в них в первую очередь силу и волевое начало; это решительные люди, уверенно идущие по избранному пути. Женщины, наоборот, хрупки, задумчивы и печальны. Портрет маркизы де Солана исполнен в серых, розовых и черных цветах. Лицо модели некрасиво и выглядит болезненным. Однако с исключительным мастерством передана фактура черного платья с бахромой и прозрачной розовой накидки на пушистых волосах маркизы, увенчанных огромным розовым бантом. Все одеяние выглядит просто, но исключительно изысканно; его прекрасным дополнением служат белые перчатки и серовато-желтый веер.

Рассматривать образцы французского портрета XIX столетия лучше всего с Жака Луи Давида. Один из замечательных его портретов – изображение супругов Серезиа. Эти люди еще очень молоды и беззаботны. Они показаны отдыхающими на лоне природы. Настроение беспечности создает и вид голубого неба, едва подернутого легкими облаками, и букет полевых цветов в руке госпожи Серезиа. В колористической гамме преобладают очень нежные оттенки голубого, розового, светло-желтого.

Совсем иной характер имеет «Автопортрет» Давида. Художник изобразил себя в кресле, с палитрой и кистью в руках. Его поза спокойна только на первый взгляд – за внешней невозмутимостью угадывается огромное внутреннее напряжение и борьба. В карих глазах – неприкрытое смятение, темные волосы разметались в беспорядке, лицо явно асимметрично и бледно. И даже серый халат с малиновыми отворотами окутывает фигуру беспорядочными, неровными складками. Обычно столь темпераментная манера письма не была свойственна художнику, однако картина писалась после поражения революции, когда друг Давида Робеспьер был арестован. Таким образом, зритель видит мучительный разговор человека с самим собой, причем, кажется, что он твердит одну и ту же фразу: «Что же будет дальше?»

Блестящий портретист Энгр многому научился у Давида. Это подтверждает портрет Бертена-старшего, редактора газеты «Журналь де деба». Это пожилой мужчина, который сидит в кресле, упираясь в колени пухлыми руками с короткими пальцами. Его тонкие губы решительно сжаты, а темные серые глаза смотрят пронзительно и недоверчиво. Энгру удалось показать на портрете обобщенный образ преуспевающей буржуазии, которая захватила власть в результате революции 1830 года и теперь полноправно распоряжалась в стране. Так портрет превратился в символ целой эпохи. Для Энгра главным выразительным средством являлась линия. Так, в портрете Бертена она пружинистая и кажется упругой, в портрете мадам Ривьер – плавно закругляется, а в потрете дочери мадам Ривьер становится воплощением изящества. Линейный рисунок мастер умело сочетал со светотеневой моделировкой, а цвету отводил вспомогательную роль.

Напротив, для Делакруа цвет – одно из ярчайших выразительных средств. В этом смысле особенно примечателен портрет Фредерика Шопена. Темные тона костюма и красноватый фон подчеркивают бледность и землистые оттенки лица композитора. Так образ Шопена представляется подвижным и изменчивым. Надо сказать, что в этом случае художника не особенно привлекала максимально верная передача внешнего сходства; для него гораздо более важным представлялось отразить напряженную работу мысли, передать творческий поиск и высокий взлет вдохновения.

Правда, в XIX столетии портрет не был ведущим живописным жанром; тематические полотна привлекали знаменитых мастеров того времени – Давида и Гро, Энгра и Делакруа, Курбе и Жерико. Огромные полотна этих художников можно было поместить только в просторных залах с высокими потолками, в таких, как Дарю, Денон и Моллиен. Эти залы посетители музея предпочитают посещать в солнечные дни, поскольку шедевры потемнели от времени и в полумраке обычно теряется их колористическое богатство. В Дарю, Денон и Моллиен лучше проходить со стороны лестницы Дарю, где возвышается Ника Самофракийская; в этом случае наглядно представляется последовательная смена художественных направлений в первой половине XIX столетия.

Выразителем настроений, царивших в обществе в период революции и Первой империи, стал Давид. Его «Клятва Горациев» появилась в одном из Салонов предреволюционных лет, и люди оценили полотно, как непосредственный отклик на происходящие события. Третьему сословию были близки образы престарелого отца, посылающего сыновей в бой за родину, и самих сыновей, дающих клятву либо вернуться с победой, либо погибнуть. Герои античности стали символами уверенности, стойкости и мужества. В подобном полотне нет места психологизму, который зритель видит в «Автопортрете»; важнее художнику представляется идея единства. Поэтому фигуры трех Горациев кажутся одним монолитом, жесты их рук и ног совершенно одинаковы. Таким же героическим пафосом исполнена и фигура отца. Даже женщины выражают не отчаяние, а покорность долгу и воле отца. С помощью светотени художник придает изображению людей объем и скульптурность. Давид использует только локальные цвета – красный, белый и голубой, как в национальном триколоре. Полотно кажется страстной речью, произнесенной с трибуны Национального собрания, или патриотической одой.

Когда прошли годы революции, первый революционный художник Франции, Жак Луи Давид стал первым живописцем императора Наполеона. Такова была естественная логика буржуазной революции, которая формировала судьбы и ее идеологов, и простых участников.

В зале Дарю можно увидеть монументальное полотно «Коронация Жозефины». Его заказал Давиду Наполеон в 1805 году. Теперь художник императора изображает уже суровые образы революции, а роскошную обстановку двора Наполеона. Переливаются белые шелка женских нарядов, блестят расшитые золотом красные бархатные плащи, завораживающе мерцают драгоценности, колышутся пышные плюмажи – все исполнено великолепия и торжественности. Давид пишет маршалов, представителей духовенства, придворных дам, дипломатов и кавалеров. Все они кажутся застывшими в своих величественных, но в то же время напряженных позах, поскольку следят за малейшими изменениями в настроении императора.

В центре десятиметрового полотна изображен император, стоящий на возвышении. Он облачен в белые шелковые одеяния, поверх которых накинута рубиново-красная мантия с горностаевым подбоем. Голову венчает золотая корона. Лицо Наполеона спокойно и бледно, ни одна эмоция не накладывает на него отпечаток. Перед тем, как заказать картину, Наполеон сказал Давиду: «Не точность черт и пятнышко на носу определяют сходство. Никто не осведомляется, похожи ли портреты великих людей. Достаточно, чтобы их гений в них жил». Император остался очень доволен работой Давида. Он рассматривал «Коронацию Жозефины» более часа в полном молчании, а затем произнес: «Давид, я вас приветствую, это не картина, в нее можно войти!», после чего раздались одобрительные возгласы приближенных Наполеона.

Однако нельзя сказать, что Давид хотел изобразить лишь хвалебный гимн императору. Прежде всего «Коронация Жозефины» – картина исторического жанра. Если внимательно изучать полотно, то постепенно перед зрителем откроется сложная картина запутанных отношений между людьми и придворных интриг. Сами собой возникают вопросы. Например, почему папа Пий VII показан таким безвольным и почти вялым, если известен его отдельный потрет, где мы видим человека проницательного, полного чувства собственного достоинства, глаза которого сияют умом. Или почему в улыбке Талейрана сквозит неприкрытый сарказм? Давид и здесь остался верен себе: каждый человек для него был ценен прежде всего своим характером; он не желал изображать только нарядных кукол. Быть может, мастер и не ставил перед собой конкретной задачи, однако, не желая того, показывал, насколько унизительно для специально вызванного на торжество Пия VII присутствие на коронации; что умный Талейран способен видеть в церемонии не только ее внешний блеск.

Рядом с полотнами Давида посетители могут увидеть произведения его ученика – Антуана Гро. После того, как произошла реставрация Бурбонов, Давид был вынужден отправиться в изгнание. Свою мастерскую он оставил Гро, и последний страдал от желания писать так, как учил его Давид и невозможностью осуществить свои замыслы.

Одно из впечатляющих полотен Гро – «Зачумленные в Яффе». Этот эпизод также связан с периодом правления Наполеона. На картине показан момент, когда император в желании поднять упавший дух армии и укрепить солдат прикасается рукой к человеку, больному чумой. На первом плане Гро изобразил умерших и тяжелобольных. Все эти люди написаны с удивительной экспрессией, можно даже сказать, что в них есть что-то, напоминающее манеру великого Микеланджело. Они настолько сильны и красивы, что тем сильнее и трагичнее звучит их отчаяние и боль, тем тяжелее их предсмертные мучения. Художник показывает согнутые спины, глаза, налитые кровью, упавшие руки, спутанные волосы. Мастер использует определенную цветовую гамму для усиления экспрессии: он накладывает темпераментные мазки красных, коричневых, зеленых и серо-синих оттенков. Планы также противопоставлены очень резко, чего Давид никогда не делал – первый план затенен, а второй, главный, предстает в ярком свете, где все кажется залитым теплым золотом.

После Гро зритель обычно направляется к полотнам Теодора Жерико, на приемах творчества которого в равной степени учились и реалисты, и романтики XIX столетия. Мировой известностью пользуется шедевр Жерико «Плот «Медузы». Его сюжет реален. Эта трагедия потрясла Францию. 2 июля 1816 года фрегат «Медуза» потерпел крушение. Удалось спасти 149 человекам, которые находились на плоту в открытом океане в течение одиннадцати дней. Из них к двенадцатому дню выжило всего пятнадцать несчастных, которые тоже почти умирали, обезумев от голода и страданий.

Художник решил показать тот момент, когда потерпевшие кораблекрушение заметили, наконец, парус на горизонте и их безграничное отчаяние уступает место надежде. Эта тема пробуждающейся надежды раскрыта с такой невероятной силой, какой не достигал, пожалуй, ни один художник в мире. На первом плане композиции размещена исполненная скорби фигура отца, который кажется застывшим изваянием над телом умершего сына. Этот человек настолько захвачен горем, что больше не способен реагировать на то, что его окружает.

Центром картины является фигура негра, взобравшегося на бочку. Он с трудом балансирует на своем зыбком постаменте. Его поддерживают товарищи по несчастью, они изо всех сил тянутся к нему руками, как будто хотят отдать ему остатки собственных сил. В отличие от остальных негр изображен не изможденным; его спина и руки полны силы. Темный силуэт этого человека четко выделяется на фоне рассветного, желтовато-розового неба. Картина звучит как гимн человеку, способному вознестись над стихией, человеку, который преодолел невероятное испытание. Видно, как начинают успокаиваться темные сине-зеленые морские волны, как в глубине рассеивается мрак и уходят темные зловещие тучи.

В то же время мастер хочет показать, что его героям удалось победить гораздо большее, чем просто стихию. Они, попавшие в невероятно трудные условия, преодолели отчаяние, победили неверие и отчуждение, то есть все, что могло погубить их всех до единого. Эти люди не утратили своего человеческого облика, и это очень характерно для всего творчества Жерико, который всегда верил в нравственную силу человека. Художник, как и великие мастера Возрождения, хотел показать красивого во всех отношениях человека; такой человек был для него мерилом всего, альфой и омегой.

Жерико умер очень рано, он прожил всего 33 года. Делакруа писал в то время: «К числу самых больших несчастий, которые только могло понести искусство в нашу эпоху, следует отнести смерть удивительного Жерико».

Романтик Делакруа стал продолжателем традиций Жерико. В Лувре находится довольно много полотен этого мастера. Одна из знаменитых картин – «Хиосская резня», которая звучит как разоблачение зверств турецких завоевателей на греческом острове Хиос. Центральное место в композиции – весь первый план занят фигурами пленных греков – мужчин, женщин и детей. Сейчас им предстоит умереть, и люди прощаются друг с другом. Взгляд зрителя притягивает сумасшедшая старуха и мертвая гречанка с ребенком. Старуха настолько бледна, что кажется почти бескровной; ее губы дрожат, в глазах под покрасневшими веками застыли слезы. Рядом с ней - умершая молодая женщина. Художник пишет ее тело сиреневыми и серо-желтыми мазками, отчего тельце ребенка кажется ярко-розовым, почти красным. Устрашающим выглядит сочетание ярких нарядных одежд гречанок с их мертвенно-бледными исступленными лицами. Поневоле зритель задумывается над тем, какой прекрасной и радостной могла бы быть жизнь, если бы не война.

Делакруа любит контрасты. На его полотнах постоянно можно видеть людей разных возрастов и характеров. Он показывает жизнь и смерть, героев стойких и отчаявшихся. Так же и в цвете, главном выразительном средстве, чередуются тона теплые и холодные, звучные и приглушенные, они дополняют друг друга, изменяются в тени и становятся особенно волнующим на свету.

В зале Моллиен рядом с «Хиосской резней» находится «Свобода на баррикадах», которую мастер написал под впечатлением революционных событий 1830 года. В одном из писем Делакруа отметил: «Я обратился к современному сюжету, баррикаде… и если я не сражался за отчизну, то по крайней мере напишу для нее». В отличие от предыдущих картин, живописец на этот раз использует сдержанную колористическую гамму. Синие, желтые, сиреневые и голубые оттенки приглушаются, из-за чего основной акцент смещается на красную полосу знамени, а отсюда привлекает внимание к уверенной и монументальной фигуре Свободы. Это смысловой центр полотна. Свобода идет вперед, через баррикаду, и за ней стремится, увлеченный ее силой, народ – рабочий и интеллигент (автопортрет Делакруа), парижский гамен, размахивающий пистолетами, и студент… Выразительна и экспрессивна фигура раненого, изо всех сил тянущегося к Свободе. Второй план окутан пороховым дымом, сквозь который просматриваются очертания собора Парижской богоматери. Эта картина так похожа на революционную песню, что ее часто называют «Марсельезой французской живописи». Один из зрителей, увидев это полотно Делакруа, не удержался от восклицания: «Вы говорите – глава школы? Скажите лучше – глава мятежа!»

................................

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

После «Свободы на баррикадах» Делакруа писал главным образом исторические полотна, из которых одним из лучших является «Въезд крестоносцев в Константинополь». Красота Востока звучит в роскошных красных, синих и малиновых одеяниях, шитых золотом и серебром, дорогой посуде, разбросанной по земле, в темно-зеленых колоннах храма с позолоченными капителями. В центре композиции изображена группа крестоносцев на фоне покоренного города. Рыцари представлены грубым завоевателями, растоптавшими роскошную и благоуханную культуру Востока. Они беспощадны к жителям города и могут сеять вокруг лишь смерть и отчаяние.

Третий этаж Лувра представляет собой своеобразную прелюдию к большим залам. Здесь вывешены произведения Давида, Жерико («Бег свободных лошадей»), Делакруа («Данте и Вергилий», «Обнаженная в чулках», «Интерьер квартиры графа Мортни», «Туфли). Именно здесь по-настоящему можно оценить мастерство Энгра. На третьем этаже экспонируются его «Одалиска» и «Купальщица», исполненные поэтичности и искреннего чувства. Молодые женщины на полотнах Энгра трепетны и нежны, с движениями ритмичными и музыкальными.

Здесь же зритель может ознакомиться с такими художниками, которые не создавали масштабных полотен: жанристы, портретисты, пейзажисты барбизонской школы.

Реалистический пейзаж XIX столетия представлен такими именами, как Камиль Коро, Теодор Руссо, Жюль Дюпре и Шарль Добиньи. Эти художники не стремились запечатлеть на полотне необычные эффекты, они не экспериментировали, но писали Францию такой, какой ее видели простые люди. Они изображали прохладную зелень леса Фонтенбло, дороги и поля Барбизона, берега Уазы, тень лесов Виль д’Овре.

Замечателен небольшой этюд Теодора Руссо «Коровы на водопое». Художник не помещает в пейзаж ни мифологических, ни библейских героев, как это любили делать, например, Пуссен или Лоррен. Он пишет заболоченное озеро, покосившиеся деревца и животных, пришедших на водопой. Вечернее солнце бросает последние отблески на небо и верхушки деревьев в то время как первый план уже погружается в темноту. В наступающем мраке продолжает светиться лишь озеро. Так показывает Руссо изменчивую природу. Пройдет всего несколько минут, и исчезнут золотистые отблески, женщина и коровы пойдут домой; темнота окутает поле, лес, озеро и деревушку, что виднеется вдалеке.

Что касается Коро, то ему больше нравились окрестности Парижа – Виль д’Овре, Мортефонтен, Мант и Пьерфон. Даже сейчас излюбленные уголки художника, так чутко уловившего дух Иль-де-Франса, узнать очень легко. Этот художник мастерски изображает рассветы и сумерки, трепетность леса и стройность архитектурных строений. Очень характерным для пейзажей Коро является «Мост в Манте», поступивший из собрания Моро-Нелатона. Здесь нельзя увидеть ни одного яркого пятна – приглушенная зелень травы, темные стволы деревьев в облачках листвы, спокойная гладь реки, где отражается голубое небо и розовато-пепельный мост с четкими арочными пролетами и прибрежными строениями. Переходы одной краски в другую практически незаметны; они то наполняются светом, то этот свет в них гаснет. В картине лишь один маленький, но очень звучный мазок – это красное пятно шапки рыбака.

Лувр по праву гордится и великолепными портретами работы Коро. Художник всегда изображал женщин одного типа. Все они созерцательны и целиком погружены в свою мечту. Такова «Женщина с жемчужиной», поза которой напоминает позу легендарной «Джоконды» одинаковым положением сложенных рук и легким поворотом головы и фигуры. Однако выражение лица героини Коро иное: оно серьезно, меланхолично и сосредоточенно. В этой картине много серого цвета, и живописец поистине творит с ним чудеса: то становится теплым из-за близости к красным оттенкам, то холодным из-за соседства с голубыми и синими; то он совсем светлый, а то приобретает коричневый оттенок. Иногда искусствоведы называют этот портрет Коро «симфонией серого». Мягкий серый цвет говорит о душевной мягкости и уравновешенности героини.

Коро находился в дружеских отношениях с графиком, живописцем и скульптором Оноре Домье хотя натуры этих людей были очень различными. Коро – созерцателен, тогда как Домье всегда отличался активным отношением к жизни. В Лувре нет возможности получить исчерпывающее представление об искусстве Домье. При жизни его знали в основном как графика. По-настоящему оценили мастера лишь в XX столетии, но в это время в основном все картины Домье находились в других музеях Европы или в частных коллекциях. Благодаря «Обществу друзей Лувра» в музее сейчас находятся несколько композиций Домье, в числе которых «Скапен и Криспен», «Прачка» и «Республика 1848 года».

Последняя работа является эскизом, который художник подал на конкурс, объявленный в 1848 году. Домье показал Республику в образе женщины, которая кормит и обучает своих детей. Одной рукой она прижимает к себе ребенка, а в другой руке сжимает трехцветное знамя. Аллегория Республики исполнена в теплых коричневато-золотистых тонах, она поражает своей мощью и создает впечатление монументальности.

«Прачка» была написана Домье в 1860 году. Она свидетельствует об умении мастера видеть величие в самых обыденных вещах. Героиня картины со свертком только что выстиранного белья медленно поднимается по ступеням набережной. Она изображена наклонившейся к маленькому ребенку, которому помогает преодолеть высокие ступени. Этот образ скорее обобщенный, вмещающий в себя рассказ о нелегком труде, материнской нежности и гордом сознании собственной силы и достоинства.

«Скапен и Криспен» свидетельствует о способности Домье к глубокому проникновению в психологию человека. Здесь он изображает мир театра. На втором плане картины, в глубине полотна, показаны театральные декорации: грубо нарисованное синее небо и желто-сиреневые деревья. На этом фоне в свете призрачного освещения рампы, на первом плане, показаны два традиционных персонажа комедий Мольера – Скапен и Криспен. Они беседуют между собой. Скапен сложил руки, совершенно скрытые широкими рукавами, на груди; его губы кривятся в ядовитой ухмылке. Отблеск огней играет на его лице розовыми и красными рефлексами, отчего облик кажется почти сатанинским. Криспен облачен во все черное; оживляет одежду лишь белый воротник с длинными концами. Этот персонаж, прикрыв рот рукой, что-то горячо шепчет на ухо Скапену.

Интересно сравнить «Жиля» Ватто со «Скапеном и Криспеном» Домье. Если актер у Ватто с грустьюб вглядывался в мир, то у Домье они полны сарказма и горечи. С помощью этих героев мастер изобразил собственное разочарование в жизни; за их ядовитыми улыбками скрыты невидимые слезы. Домье всегда был художником современным, какое бы время на своих картинах он ни изображал: будь то Мольер, Лафонтен или Сервантес, мастер прежде всего проводил аналогии с современностью и в героях любого времени искал черты своего века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Достаточно разнообразно представлено в Лувре творчество реалиста XIX столетия Жана Франсуа Милле. Он часто изображал на своих работах хорошо знакомый ему крестьянский труд и домашние заботы – художник родился в семье нормандского крестьянина и в юности ему приходилось помогать отцу в полевых работах.

Люди на полотнах Милле исполнены величия; чувствуется, что они господствуют над природой, что их окружает. Ритм, свойственный трудовому процессу, отражается в чередовании человеческих фигур и в спокойных неторопливых жестах сельских тружеников. Монументальность Милле создает при помощи рисунка и мастерской моделировки, а поэтичность и тихую гармонию – применением приглушенных тонов. Милле как никто другой чувствовал пластику формы. Он создавал ее плотными густыми мазками подобно Лененам и Шардену.

Карьера художника для Милле началась в Париже, он в 1849 году он переехал в Барбизон и оставался там до конца жизни. Художник жил в доме на Гранд-рю, где сейчас находится музей, и гости могут увидеть обстановку, в которой создавал свои работы мастер, его столовую, где он принимал друзей и сад, где Милле писал картины по утрам.

Полотна главы французского реализма Курбе находятся в зале Моллиен, где экспонируются большие полотна с изображением современников художника. Как правило, это обычные люди.

О самом себе художник рассказывает в композиции «Ателье». В центре полотна изображен сам мастер за работой: он изображает на полотне пейзаж провинции Франш-Конте. Рядом с художником стоит, наблюдая за его работой, натурщица, сбросившая платье. Возможно, этот образ должен свидетельствовать о том, что Курбе хочет видеть мир без прикрас, таким, какой он есть на самом деле. Мальчик около художника – тоже аллегория. Он олицетворяет любознательность народа. Справа Курбе изобразил своих друзей – философов, поэтов, критиков, тех, кто помогал ему советами. Слева зритель видит представителей французского народа – рабочего, крестьянина, торговца, охотника, священника и нищенку. Это вдохновители его музы, откровенно плебейской. Картина читается как своеобразный живописный манифест, направленный против официального академизма. Вероятно, именно так оно и есть, поскольку Курбе всегда любил чувствовать себя в самой гуще жизни; он был в центре и политической, и эстетической борьбы своего времени. В 1871 году в Париже провозгласили Коммуну, а Курбе немедленно стал ее членом, возглавил «Федерацию художников».

Здесь же, рядом с «Ателье» находится шедевр Милле – «Похороны в Орнане». На полотне представлены почетные граждане города, одетые в черное, носильщики, священник, служки в белых церковных облачениях, причетники в красных шапках и плащах, могильщик, старики в серо-голубых костюмах, одетые по моде XVIII столетия, женщины в черных платьях и белых чепцах. Эти представители провинциального общества, сдержанные и исполненные чувства собственного достоинства стоят перед открытой могилой. Они спокойны, и их фигуры как будто образуют подобие фриза, который повторяют очертания виднеющегося вдали плоскогорья. Черный и белый цвет, кое-где оживленный пятнами зеленого и красного, звучат торжественными аккордами, однако в эту торжественную мелодию вплетаются ноты почти гротескные. Служки откровенно скучают, слушая священника, могильщик торопится поскорее закончить дело, почему-то усмехается одна из женщин. А взгляд причетников и вовсе мутный, пьяный. Таким образом, художник хочет сказать, что в жизни трагическое неотделимо от комического и именно в этом и состоит ее сложность и противоречивость.

Главным принципом для Курбе всегда было неуклонное следование натуре. Но, тем не менее, подобно большинству живописцев XIX столетия он тщательно изучал наследие великих мастеров прошлого. В Лувре становится понятным, кто именно служил для живописца образцом. Прежде всего это испанские художники XVII столетия. Именно у них Курбе перенял лаконизм колористической гаммы и особую сочность письма, как и они, он понял, что черный цвет обладает особой звучностью. Подобные приемы помогали мастеру осязаемо передавать материальность предметных форм, создавать их при помощи цвета. Краску Курбе наносил плотными слоями, корпусно.

Эти приемы особенно видны не только на полотнах с предметной тематикой, но даже в пейзажах. Например, такова «Битва оленей», созданная в 1861 году. Здесь, как и в картине «Похороны в Орнани» проводится излюбленная мысль художника о том, что в жизни неразрывно слиты трагедия и непобедимая радость бытия. На полотне изображены олени, схватившиеся в смертельном поединке. Их ноги мощно упираются в землю, с усилием то поднимаются, то опускаются морды, глаза налиты кровью. На втором плане, позади сражающихся животных, высятся деревья, напоминающие колоны античного храма и изобильно льется живительный солнечный свет. Курбе как никто другой способен чувствовать силу природы в любом ее проявлении – когда показывает лесную глушь или горные отроги, или морскую стихию.

Скорее всего, это понимание самой сути земли Курбе приобрел в родной Орнани, где природа исполнена небывалой мощи, где огромные стволы деревьев обвивает плющ, где камни покрыты слоем мха, где журчат многочисленные водопады и ручьи. В этом городе на берегах реки Лу находится и дом, где Курбе проживал долгие годы. Центральную площадь города украшает скульптура – «Статуя рыбака». Это подарок художника родной Орнани. Когда Курбе стал членом Коммуны, лавочники разбили статую. Прошло много лет, прежде чем создание Курбе удалось восстановить в прежнем виде.

Курбе является последним крупным живописцем, картины которого можно увидеть в Лувре. Ранее в музее находились и полотна импрессионистов, в частности, знаменитая «Олимпия» Эдуарда Мане, но в настоящее время картины младших современников Курбе можно увидеть недалеко от Лувра, на левом берегу Сены, в созданном в 1947 году музее Гар д’Орсэ.

Когда посетитель покидает залы Лувра, он поневоле чувствует себя несколько утомленным, поскольку каждый шедевр великого музея требует долгих размышлений. Однако каждый, кто способен внимательно смотреть и глубоко чувствовать, покидает Лувр духовно обогащенным и безмерно счастливым, поскольку соприкоснулся с искусством, прекрасным и вечным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.

×
×
  • Создать...