«Похожей на апартеид» назвал систему, существующую в Латвии и Эстонии, немецкий журналист Кено Версек. Свои впечатления от царящих в названных постсоветских странах порядков он изложил в материале для Der Spiegel.

flagi-300x162.jpg

Около 330 тысяч жителей Латвии и Эстонии считаются «негражданами», констатирует Версек. Это те, кто по тем или иным причинам остался жить в Прибалтике после распада СССР, а также их потомки. «Неграждане» лишены права голоса, не могут работать на госслужбе, занимать многие должности в госкомпаниях и получать пенсию, сравнимую с латвийцами и эстонцами. При этом выезд за границу для «неграждан» требует такого количества бюрократических процедур, что многие просто не могут покинуть ущемляющую их права страну.

Нормальный человек сразу же идентифицирует описанную систему, как апартеид, убежден немецкий журналист. После выхода Эстонии и Латвии из Советского Союза статус «неграждан» был назван временной мерой, которая должна была действовать только в переходный период, отмечает Версек. Однако, спустя четверть века ситуация не изменилась, несмотря на требования ЕС и потерю самого смысла «негражданства».

Почти все «неграждане» — русскоязычные. Их доля сегодня составляет 35% всего населения Латвии и 28% в Эстонии. Таких людей — русских, белорусов и украинцев по происхождению — латыши и эстонцы открыто называют «бывшими оккупантами», обвиняя их в низкой лояльности к независимым государствам Балтии и отсутствии «сочувствия за советскую оккупацию».

Положение русскоязычных в Латвии и Эстонии лишь усиливает напряженность в регионе, где без того наблюдается непростая экономическая и социальная ситуация. Возможно, ситуацию исправит предоставление гражданства детям «неграждан», родившимся в Латвии, о чем в последнее время заговорили в Риге, подытоживает Кено Версек.