Перейти к публикации
Форум - Замок

Почему люди врут???


Рекомендованные сообщения

Почему ребенок врет?

 

Автор: Елена Шубина.

 

Передо мной растерянная мама. В глазах боль и недоумение. "Мой ребенок постоянно врет. Врет по пустякам, все время выкручивается, увиливает. Я уже запуталась, где правда, а где ложь. Почему это происходит, подскажите, что делать, ведь я его этому не учила!"

 

Почему дети врут? Если сразу и одной фразой – потому что в какой то момент жизни поняли, что так проще!

 

Дело в том, что человеку вообще свойственно идти по пути наименьшего сопротивления. Человек не менее механическая система, чем шарик, который катится с горы. И если под ногами ребенка однажды появилась дорога лжи, а все остальные оказались более извилистыми и трудными, то стоит ли удивляться, что он пойдет по ней?

 

Ложь или фантазия?

 

По одной из версий охотно принимаемой некоторыми родителями дети не врут вообще. Они фантазируют. Между тем, грань между ложью и фантазией довольно очевидна. Фантазируя, ребенок не ощущает никакого психологического дискомфорта. Фантазия становится его миром, сказкой и одновременно реальностью и все это вызывает только улыбку и понимание со стороны взрослых. Ложь же корыстна и напряженна. У лжи практически всегда есть мотив, как правило, достижение цели. Фантазия сама по себе является мотивом.

 

Помню, со мной в классе училась девочка Маша. У нее не было отца и она часто рассказывала о том, как папа спасся после кораблекрушения, разыскал ее по письмам в газету, прислал огромную посылку. Мы были маленькими, но уже тогда хорошо понимали, что Маша фантазирует защищая себя от боли. Никто не осмелился обвинить ее во лжи. Зато когда дворовый хулиган Сашка разбил в учительской окно и попытался свалить это на малышей-первоклашек весь класс восстал против него. Это была ложь и никто не сомневался, что это называется именно так.

 

Ложь действительно имеет множество смыслов и значений. Ложь во спасение. Ложь, как способ манипуляции. Ложь, ради самой лжи, "для красного словца". Чем старше ребенок, тем более изощренно он использует ложь. Вначале почти неосознанно, потом вполне осознанно и расчетливо. И как только ложь становится инструментом для достижения цели ребенка пора призывать к ответу. Здесь заканчивается детство и начинается взрослая ответственность за свои слова.

 

Когда ребенок начинает лгать?

 

Дети взрослеют очень по-разному. Тихая домашняя десятилетняя девочка может быть намного менее адаптирована в жизни, чем шестилетний цыганский пацаненок. И чем спокойнее жизнь ребенка, чем меньше в его окружении создается поводов для лжи, тем позднее он осознает эту сторону психологической реальности.

 

Нижняя планка начала лжи колеблется где-то около 3-х лет. Пока это еще безобидные "врушки". Многие психологи связывают ложь с формированием речи. В тоже время можно увидеть кроху, который на строгий вопрос: "Кто написал в штанишки?!!!", еще не умея говорить, ткнет пальцем в маму. "Ай-ай-ай, какой врунишка!", скажет мама и ребенок узнает, как называется то, что он сделал. Мама смеется и довольна, сын проявил хитрость, значит растет, развивается, умнеет! Гораздо правильнее было бы выразить недоумение и показать – я расстроена, ты поступил нехорошо. Но детская первая ложь так уморительна и мила, что родители сами того не понимая поощряют ее. А потом возмущаются глядя на повзрослевшего нагловатого лгуна – мы этому не учили!

 

С чего начинается вранье? С определенного возраста ребенок начинает копировать поведение взрослых, и если родители лгут, то у него будет куда больше шансов вырасти таким же, как они. И здесь надо пояснить, что ложь далеко не всегда бывает осознанной. По крайней мере, половина неправды в нашей речи, проходит вообще минуя сознание. Мама, которая кричит из кухни "Сделай сейчас же тише музыку, у меня голова раскалывается!" вряд ли на самом деле страдает от головной боли, а значит – она соврала. Так стоит ли удивляться, что в следующий раз в ответ на просьбу вынести мусор ребенок ответит, что у него болит живот?

 

А что стоит использование ребенка, как инструмента для лжи. Мама звонит своему начальнику – ребенок заболел, разрешите не приходить на работу. А здоровый сынишка сидит рядом и все это слышит. "Скажи тете Свете, что я сплю!", просит мама дочку. Ей не хочется разговаривать с подругой, а попросить дочку соврать – такая мелочь….

 

Ложь великолепно считывается на невербальном уровне. Лгун прячет глаза, его дыхание более учащенное или напротив, он задерживает дыхание. Тело напрягается и учащается пульс, человек уходит от разговора и чаще поворачивается спиной или боком к тому, с кем разговаривает. Дети великолепно это чувствуют. Выросшие в атмосферы лжи они и сами начнут использовать ложь, как инструмент коммуникации, так как не видели иной модели поведения.

 

Хотя первая детская ложь, как правило, выступает, как инструмент защиты. Ребенок расшалился и разбил вазу. В комнату прибегает разгневанная мама. "Что это? Кто это сделал?". И тут взгляд малыша падает на кошку. "Это не я, это она!" Все! Первый стереотип поведения усвоен. Особенно, если "прокатило". Умная мама, в такой ситуации могла бы сказать: "Мне жалко вазу, а кто разбил не так и важно! Я думаю, кошка расстроилась, что так получилось. А мы с тобой пойдем и купим новую вазу". А недальновидная "всыпет" и кошке, и малышу, да еще расскажет об этом вечером папе. Цепочка приведет к тому, что ребенок будет не только запуган и унижен, но и захочет в следующий раз получше скрыть следы своего преступления. Может быть, выкинет осколки в окно…

 

Замкнутый круг.

 

Ложь становится постоянным спутником того, кто не способен отвечать за свои поступки. Однажды ступив на стезю вранья, ребенку уже трудно с нее свернуть, особенно, если дамокловым мечом висит страх наказания. Так появляются патологические лгуны. Школьник, который в преддверии контрольной соврал о болезни бабушки, будет вынужден еще не один раз рассказывать о ее постепенном выздоровлении. Возможно, он уже и сам будет не рад, но одна ложь порождает другую.

 

Ведь врать неудобно. Лгуну приходится все время помнить о своей лжи, чтобы не попасть впросак. На страх быть разоблаченным тратится огромное количество психической энергии. Поэтому с детски лет мы говорим о необходимости воспитывать в ребенке чувство ответственности. Легче признаться во лжи, чем годами носить это в себе. Поэтому, если вы видите, что ребенок унижен и запутался дайте ему шанс бескровно выйти из ситуации. Заранее простите и дайте возможность сказать правду. Не ругайте и не унижайте малыша. Будьте уверены, этот урок он запомнит надолго. А жестокое наказание верный способ превратить ребенка в патологического лгуна.

 

Как избежать детского вранья?

 

Создайте в семье такую атмосферу, при которой ложь будет не нужна в принципе. Если ребенок знает, что может доверить родителям свои тайны, его поступки обсуждаются и принимаются, а наказание, не используется как инструмент воспитания, то мотива для лжи может никогда не возникнуть.

 

Прежде чем гневно пресекать обман и выводить врунишку на чистую воду постарайтесь понять мотивы его поступка. Даже у самого тяжелого проступка бывает другая сторона. Например, восьмилетний Алеша соврал маме, что не ходил гулять в парк, а все время находился во дворе. Но в парк Алеша пошел вслед за девочкой Настей, которая ему очень нравится и если бы Настя не отправилась туда, не пошел бы и он. Мама знает о симпатиях Алеши, но все равно наказывает его. А можно было бы просто поговорить с сыном объяснив ему, что будущий мужчина должен нести ответственность за подругу, позаботиться о ее безопасности и не ходить так далеко.

 

Ребенок должен знать, что его поступок не делает его однозначно плохим. Поступок может быть плохим, но не человек! Никогда нельзя спекулировать такими понятиями, как люблю – не люблю. "Уйди отсюда, я не люблю тебя ТАКОГО!" Естественно, в следующий раз ребенок захочет приукрасить себя, чтобы заслужить любовь матери или отца.

 

Большая часть детской лжи проистекает из желания доказать значимым людям: "Я хороший". Школьник, совравший о потере дневника боится не только гнева родителей, но и обвинения в никчемности. "Вот я в твоем возрасте был отличником!" - кричит отец. А ребенок чувствует свою вину! И ложь здесь оказывается просто способом психологической защиты.

 

Как пресекать детский обман?

 

Здесь нет готовых решений, но если вы чувствуете, что ребенок сам тяготится своей лжи, не наказывайте его сурово или вообще промолчите. Порой милосердие оказывается много лучше воспитания.

 

Если не тяготится, значит, проблема не во лжи, как таковой. Имеет смысл обратить внимание на всю ценностную структуру ребенка, и начать заново обсуждать вопрос: "что такое хорошо, а что такое плохо!".

 

Ложь это самая верхушкой айсберга и ее бездумное, авторитарное пресекание, вызовет желание научиться врать ее лучше!

 

Для воспитания лучше подойдет способ поощрения – наказания. Костя порвал джинсы и соврал, сказав, что его покусала собака. Мама в гневе (сама видела в окно, как негодник висел на заборе!). Но идет, и тут же покупает новые. Не лучше ли сказать – "Я знаю, что ты солгал и поэтому не куплю тебе новую пару, походишь в старой. Но если бы ты сказал мне правду, мы пошли бы и купили новые прямо сегодня". Правда, новые джинсы все-таки стоит купить, но попозже. А вот если ребенок в следующий раз не соврет – тогда, как бы жестока не была его провинность – поощрите правдивость, а поступок просто обсудите.

 

Елена Шубина

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 181
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

Позабавила меня статья...

 

Чтобы не портить ту тему - вынес ее в отдельное обсуждение...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Позабавила меня статья...

 

Чтобы не портить ту тему - вынес ее в отдельное обсуждение...

Сань, а что забавного в этой статье?

С чем ты несогласен?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Практически любая наша деятельность обуславливается двумя мотивами. Стать счастливее и избежать страдания. Ложь я бы отнес к "избежать страдания". Этот навык на мой взгляд приобретается в детстве до 5-8 лет из-за ранней ответственности за свои поступки. Ребёнок (я говорю только об этом возрасте) совершает поступок. Есть два пути 1) его поймали 2)его не поймали (сразу, так как всё тайное рано или поздно становится явным).

 

Если его поймали и начался допрос с пристрастием, то так как разум ещё не сильно развит (трудно делать логические цепочки, слабо развито аналитические способности), а сильны чувства именно ими он и воспринимает ситуацию. Ребёнок плохо различает "я сделлал плохо" и " я - плохой". Он понимает, что вызвал гнев родителей и меня здесь не любят. Получает низкую самооценку (так круг значимых отношений ещё очень узок, то информацию о себе ребёнок считывает с отношения к себе родителей).

 

Если его не поймали сразу, то он доволен (в принципе, каждый ребёнок понирмает, когда он поступает плохо), то у него закрепляется паттерн, что меня наказали за то, что я поймался.

 

мой вердикт ранняя ответственность за свои поступки сильно вредит.

 

Не помню или приводил я этот пример, но у меня в детстве был случай. Я нашёл ниточку и гаечку. Мне показалась классной идея связать гаечку и раскрутить ))) ниточка порвалась и сосед оказался без стекла. У меня и в мыслях не было убегать, молчать или врать. Я просто пошёл к папе и сказал об этом. МЕНЯ НИКТО НЕ РУГАЛ И НЕ УПРЕКАЛ. Папа взял стекло и стеклорез и меня, для извинений ))). Мы так пришли к соседу. Я извинился, папа понес ответственность (вставил стекло).

 

Я на всю жизнь получил урок, что гораздо проще не думать как скрыть, а как исправить ошибку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Практически любая наша деятельность обуславливается двумя мотивами. Стать счастливее и избежать страдания. Ложь я бы отнес к "избежать страдания". Этот навык на мой взгляд приобретается в детстве до 5-8 лет из-за ранней ответственности за свои поступки. Ребёнок (я говорю только об этом возрасте) совершает поступок. Есть два пути 1) его поймали 2)его не поймали (сразу, так как всё тайное рано или поздно становится явным).

 

Если его поймали и начался допрос с пристрастием, то так как разум ещё не сильно развит (трудно делать логические цепочки, слабо развито аналитические способности), а сильны чувства именно ими он и воспринимает ситуацию. Ребёнок плохо различает "я сделлал плохо" и " я - плохой". Он понимает, что вызвал гнев родителей и меня здесь не любят. Получает низкую самооценку (так круг значимых отношений ещё очень узок, то информацию о себе ребёнок считывает с отношения к себе родителей).

 

Если его не поймали сразу, то он доволен (в принципе, каждый ребёнок понирмает, когда он поступает плохо), то у него закрепляется паттерн, что меня наказали за то, что я поймался.

 

мой вердикт ранняя ответственность за свои поступки сильно вредит.

 

Не помню или приводил я этот пример, но у меня в детстве был случай. Я нашёл ниточку и гаечку. Мне показалась классной идея связать гаечку и раскрутить ))) ниточка порвалась и сосед оказался без стекла. У меня и в мыслях не было убегать, молчать или врать. Я просто пошёл к папе и сказал об этом. МЕНЯ НИКТО НЕ РУГАЛ И НЕ УПРЕКАЛ. Папа взял стекло и стеклорез и меня, для извинений ))). Мы так пришли к соседу. Я извинился, папа понес ответственность (вставил стекло).

 

Я на всю жизнь получил урок, что гораздо проще не думать как скрыть, а как исправить ошибку.

Молодец папа!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так какие-же астрологические показатели отвечают за ложь?

 

Первый виновник - Меркурий...он же Гермес...

 

Герме́с (др.-греч. Ἑρμῆς < Ἑρμέας < Ἑρμείας[1], микен. e-ma-a2[2]), который был известен в Древнем Риме как Меркурий (от лат. Mercurius) — бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов[3]. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп — проводник душ) в подземное царство Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей.

 

Вот так...

 

Человек с сожженным или пораженным Меркурием - потенциальный лжец...

причем лжет он вполне сознательно(т.к. Меркурий отвечает и за мышление)...

И что интересно - он порой совсем не является тотальным лжецом...

Лжет он обычно по ситуациям где стоит сам или поражающая его планета...

При чем врет сознательно...тщательно обдумывая ложь и готовя заранее

все с ней связанное...

 

Пишу это не просто так...а со знанием дела...

У самого Мерк в Близнецах и 12 доме в квадрате с Марсом...Рыбы в 10 доме...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сань, а что забавного в этой статье?

С чем ты несогласен?

Да многое...

 

И в первую очередь то, что ложь - это не что-то единое...

 

Есть несколько разновидностей лжи...и работать с ее проявлениями

- нужно по разному...учитывая астро- и психо- логические причины...

 

Разговор это не простой...и не короткий...

 

Потому и поднял этот разговор в отдельной теме...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Меркурию в Рыбах - сложно всегда говорить правду, т.к. для него фантазии - способ мышления. И еще можно сказать, что рациональное мышление очень близко приближается к границе иррационального, что трудновато понять какому-нибудь Козерожьему мерку, поэтому проще сказать "Врешь!", особенно ребенку, чем вдаваться в эти тонкие материи...))

 

Меркурий в Скорпионе склонен скрытничать. Умалчивание правды=ложь?

 

Сложно все...

 

Легко только мне (нам) - обладателям Лилит в Близнецах, которая с молодых ногтей учит не по-деЦки "За базар отвечать!" ;))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Второй виновник человеческой лживости - Нептун...

 

При его негативной работе(сожжение, поражение, напряжение)

- проявляются следующие качества:

- Пассивность, нерешительность, робость, застенчивость, леность, вялость, рассеянность. Нечистоплотность, неряшливость, непостоянство, ненадежность, непрактичность, инертность. Беззаботность, потворство слабостям. Сильное стремление к уюту и удобствам, к наслаждениям и удовольствиям. Слабость к соблазнам, тайные любовные связи, противоестественные склонности. Чрезмерное воображение. Навязчивость, коварство, жадность, фальшь, лживость, интриганство.

 

НО!!!

 

Человек врущий по Нептуну - он собственно не врет...он ФАНТАЗИРУЕТ...

Помните - "Остапа несло..." - это классический пример...

 

В зависимости от планеты вредителя и положения Нептуна в карте

- типы лжи, естественно, будут разными...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да многое...

 

И в первую очередь то, что ложь - это не что-то единое...

 

Есть несколько разновидностей лжи...и работать с ее проявлениями

- нужно по разному...учитывая астро- и психо- логические причины...

 

Разговор это не простой...и не короткий...

Караул!!!

Неужели нельзя поискать причины земные, не втягивая и сюда астрологию?! Надеюсь, ты понимаешь, что далеко не все психологи, в том числе весьма уважаемые, увлечены астрологией?

Кстати, где ты увидел, что ложь - единое целое?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Один из самых сложных вариантов лжеца - это напряженная

аспектация между Меркурием и Нептуном...

 

Т.е. совмещение 2 базовых типов...когда человек по сути

- врет спонтанно(по Нептуну)...но после - он включает

Меркурий и так обосновывает свою ложь, что сам в нее

нередко начинает верить...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Караул!!!

Неужели нельзя поискать причины земные, не втягивая и сюда астрологию?! Надеюсь, ты понимаешь, что далеко не все психологи, в том числе весьма уважаемые, увлечены астрологией?

РАюсь.

 

Психологи - это просто недообразованные астрологи...

Нормальный психолог, например, - Юнг...который изрядно

знал астрологию и применял ее в своей работе...

 

Можно ли обойтись без астрологии?

Можно...как можно обойтись и без психологии...

Без психологии - намного проще...

 

Ведь психология, как наука, - существует чуть более 100 лет...

 

А астрология - даже если считать только от появления первых

астрологических учебников - более 2000 лет...

 

Ты пойми.

 

Для кого-то писанина Шубиной - нечто из разряда "ОТКРЫТИЕ"...возможно...

 

Для меня - нет...для меня - все сложнее...и интереснее...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати, где ты увидел, что ложь - единое целое?

А ты увидела в статье некую классификацию явления лжи?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

мой вердикт ранняя ответственность за свои поступки сильно вредит.

 

Я на всю жизнь получил урок, что гораздо проще не думать как скрыть, а как исправить ошибку.

Валер, замечательная идея и истрия!

 

ты мне скажи вот в нынешних условиях жизни - возможно ли детям без ранней ответственности? в учет бери нашу среднестатистическую жизнь в странах СНД - когда государственная политика не направлена на поддержания ни детей, ни молодых родителей...то есть родитель как атлант прет все на своих плечах. в таких условиях возможно ли избежать формирования ранней детской ответственности?

 

очень хорошо, что тебе вот пришло в голову об исправлении ошибки...а зачастую ложь выглядит привлекательней чем какое-либо исправление ошибки. дети не только берут пример с родителей, но и сближнего окружения - школа, садик, двор. переступая порог 6,7 лет - они видят совершенно другой мир, где их родителей очень мало (разве что вечером это чтение сказки и короткий разговор). ранняя ответственность и социальное окружение - это долгий очень разговор.

 

по поводу лжи - квадрат Мерк - Нептун (напряженные аспекты). и то мне кажется, это склонность не объективно воспринимать информацию. все, что пришло в голову. и то - не знаю замешана ли астрология в характеристики "он - лжец".

по знакам я бы не расписывала Мерк как потенциальных врунов. это очень индивидуальные вещи, зависящие от ценностных наработок личности. так мне кажется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ир.

 

А ты отследи по картам людей, которых хорошо знаешь...

 

Да и сделано это уже нашими предшественниками...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А. Нилл: быть на стороне ребенка

 

В школе А. Нилла жили дети от шести до шестнадцати лет. Большинство из них при поступлении считались детьми «трудными», или «проблемными». По убеждению Нилла, трудный ребенок – это несчастливый ребенок, и свою задачу он видел в том, чтобы вернуть детям счастье, насколько это было в его силах. Выше уже говорилось, что в его школе дети могли не посещать уроки, если они этого не хотели. Дети много играли и занимались тем, что их интересовало. Спустя некоторое время, иногда месяцы, а иногда и годы (!), они начинали посещать занятия и не потому, что им говорили, что это «надо», а потому, что у них появлялось собственное желание учиться. Как в учебе, так и в поведении дети проходили интересные фазы. Вот что пишет об этом Нилл:Я вижу плоды несвободы и подавления в тех новых учениках, которых ко мне переводят из приготовительных и монастырских школ. Эти дети – смесь неискренности с невероятной вежливостью и фальшивыми манерами.Их реакция на свободу стремительна и предсказуема. Первую пару недель они открывают дверь перед учителями, обращаются ко мне «сэр» и тщательно умываются. Они смотрят на меня с «уважением», в котором легко прочитывается страх. Через несколько недель свободы они показывают себя истинных: становятся грубыми, неумытыми и утрачивают все свои манеры.Они делают все то, что раньше им запрещали: сквернословят, курят, ломают вещи, при этом сохраняют неискреннюю вежливость в глазах и в голосе.На то, чтобы расстаться с неискренностью, у них уходит, по крайней мере, полгода. По истечении этого срока они утрачивают и притворную почтительность обращения к тем, кого считали властью. Всего через шесть месяцев они становятся естественными здоровыми детьми, которые говорят то, что думают, без смущения или грубости.Эти результаты поражают. Возникает много вопросов. Прежде всего, почему дети после «свободной жизни» начинают учиться? Почему после периода «искусственной вежливости» наступает период грубого и распущенного поведения, а потом «выздоровление»? Почему так влияет предоставление свободы? В чем состоит эта свобода? И какой психологический механизм стоит за ней?Все эти вопросы – вызов, который предъявляет психологии практика А. Нилла. Сначала посмотрим, какое главное убеждение лежит в ее основе:Мы взялись создать школу, в которой детям предоставлялась свобода быть самими собой... Все, что требовалось, – это вера в ребенка: в то, что он по природе своей существо доброе, а не злое. Более чем за 40 лет вера в добрую природу ребенка ни разу не поколебалась и, скорее, превратилась в окончательную уверенность.Итак, ребенок по природе добр. В других местах Нилл говорит больше: дети мудры, справедливы, доброжелательны. Откуда же у них берется ложь, воровство, хулиганство?Ответ Нилла – от принуждений и наказаний. Принуждая и наказывая ребенка, родитель (воспитатель) проявляет насилие. А всякое насилие сопряжено с ненавистью! Это чувство возникает и у наказывающего родителя, и у ребенка. Накопленные обиду, гнев и ненависть ребенок обращает на взрослого, на общество и на самого себя – в форме непослушания, асоциального поведения, саботажа усилий взрослых, наконец, вывода: ну и буду плохим! Он становится «несчастливым ребенком». Оба, взрослый и ребенок, попадают в «заколдованный круг». Вот как он получается:– взрослый добивается правильного поведения, применяя меры контроля и принуждения (оценка, критика, давление, наказание);– эти меры вызывают в ребенке негативные эмоции и сопротивление;– взрослый раздражается, в гневе усиливает нажим;– у ребенка нарастают чувства обиды и ненависти; на почве (не всегда осознаваемого) гнева развиваются безразличие ко всему, лень, отвращение к учебе, открытое сопротивление, отрицание ценностей взрослых, асоциальное поведение;– давление и наказания «воспитателя» усиливаются еще больше, «круг» замыкается.Итог – ребенок становится неуправляемым, родители и учителя оказываются беспомощными.Где и как можно разорвать эту порочную цепь? Нилл, похоже, нашел главные «точки» вмешательства. Это – снятие давления на ребенка и устранение негативных эмоций, порождаемых воспитанием. Коротко говоря, «вылечивает» вера (в его положительную природу), принятие и добро.В чем же состояла положительная программа действий Нилла? Она разрабатывалась более 40 лет и описана в его книге. Мы остановимся лишь на некоторых важных его открытиях и примерах.О первом решительном шаге уже говорилось: ребенок освобождался от обязательного посещения уроков. Именно в устройстве обычных школ, а также других образовательных учреждений, включая университеты, Нилл видит источник режима несвободы и подавления, с которого начинаются все проблемы. Родители сами выросли в такой несвободе и воспроизводят ее в домашнем воспитании с раннего возраста. Главная беда – в их уверенности, что они знают лучше, что? нужно ребенку, и начинают его «формировать».Свободный ребенок много играет. «Я не знаю, почему дети и котята играют, – пишет Нилл. – Полагаю, дело в энергии». По его убеждению, это энергия свободно растущего организма, и ей надо дать ход. Свободный и самоопределяющийся ребенок лучше «знает», куда и как ему развиваться.В этом надо доверять его природе. Поэтому в школе Нилла игре отводилось первостепенное место, учеба была, по крайней мере, на втором (!). Дети в нашем обществе не успевают наиграться, считает Нилл, и от этого происходят не только психологические проблемы, но и пороки цивилизации.Итак, два практических вывода Нилла:– Снять принуждения и дать детям наиграться.– Дети нуждаются в эмоциональной поддержке.У меня ушли годы на то, чтобы осознать, что моя главная забота состоит с том, чтобы ...одобрять все то, что ребенок не любит в себе. Иными словами, я пытаюсь разрушить ненависть к себе, навязанную ребенку извне.Нилл оказывал поддержку ребенку иногда в особой, несколько неожиданной для «здравого смысла» форме. Как правило, он делал это в личных беседах, особенно с «проблемными» детьми.Однажды, – пишет Нилл, – я попросил четырнадцатилетнего мальчика зайти ко мне поговорить. Он только что перешел в Саммерхилл из вполне типичной закрытой частной школы. Из прежней школы его исключили за воровство.Я заметил, что его пальцы желты от никотина, поэтому достал свои сигареты и предложил ему закурить.– Спасибо, – пробурчал он, – я не курю, сэр.– Бери, бери, чертов враль, – сказал я, улыбаясь, и он взял...Ох, как бы мне хотелось сфотографировать его лицо во время этого первого интервью!– Я слышал, ты – ловкий жулик, – сказал я. – Как лучше всего надуть железнодорожную компанию и проехать без билета?– Я никогда не пытался их обманывать, сэр.– Э-э, так не годится. Ты должен попробовать. Я знаю массу способов, – и рассказал ему о нескольких.Он разинул рот. Он попал в сумасшедший дом, это точно. Директор школы рассказывает ему, как половчее смошенничать. Годы спустя он признался мне, что этот разговор был самым большим потрясением в его жизни.Что потрясло подростка? Директор школы, обязанный следить за соблюдением правил и морали, учит его обманывать! В голове все переворачивается: получается, что обман и воровство, которые были главным оружием подростка в его восстании против взрослых, теряют свою силу!И что это за странный директор, который понимает и принимает его? Подросток смутно чувствует, что этот человек в глубине души к нему доброжелателен. Но почему?! Он еще никогда не встречался с таким взрослым!Нилл повторял такой же «ход» не раз и с неизменным успехом:В моей практике излечение юного вора не раз начиналось с того, что я вместе с ним отправлялся воровать соседских кур или помогал ему ограбить школьный ящик с карманными деньгами (!).Присоединение к осуждаемым (и самоосуждаемым) подросткам было не просто «приемом», а своеобразным сообщением: «Я тебя понимаю и принимаю таким, какой ты есть. Я полагаю, у тебя есть веские причины для такого поведения. Я с тобой, и мы можем побыть вместе».Вот еще одна история на ту же тему. Она ценна тем, что в ней приводится свидетельство самого подростка.Несколько лет назад, – пишет Нилл, – ко мне прислали подростка, который был настоящим мошенником, воровавшим очень умно. Через неделю после его приезда мне позвонили из Ливерпуля.– Это говорит мистер X (хорошо известный в Англии человек). У меня в вашей школе племянник. Он написал мне письмо, спрашивая, может ли он на несколько дней приехать в Ливерпуль. Вы не возражаете?– Нисколько, – ответил я, – но у него нет денег. Кто оплатит его дорогу? Вы бы лучше связались с его родителями.На следующий день мне позвонила мать мальчика и сказала, что ей звонил дядя Дик. Что касается их с мужем, то они не возражают, чтобы Артур поехал в Ливерпуль. Они проверили стоимость билета – она составляет двадцать восемь шиллингов. Не мог бы я дать Артуру эти деньги?Оба звонка Артур сделал из телефонной будки рядом со школой. Ему удалось превосходно сымитировать голоса – и старого дяди, и матери. Он разыграл меня, и я дал ему денег, прежде чем осознал, что меня провели.Мы с женой обсудили ситуацию и решили, что требовать вернуть деньги назад было бы неправильно, потому что именно к этому обращению парень привык. Жена предложила наградить его. Поздно вечером я вошел к нему в спальню.– Тебе сегодня повезло, – сказал я весело.– Еще бы! – отозвался он.– Да, но тебе повезло даже больше, чем ты думаешь, – продолжал я.– Ты о чем это?– А твоя мать только что снова звонила, – ответил я непринужденно, – оказывается, она ошиблась насчет билета, он стоит не двадцать восемь, а тридцать восемь шиллингов. Так что она просила добавить тебе десять.Я беззаботно бросил десятишиллинговую банкноту ему на кровать и вышел прежде, чем он успел что-нибудь сказать.На следующее утро он отправился в Ливерпуль, оставив письмо... Оно начиналось так: «Дорогой Нилл! Ты лучший актер, чем я». А потом много недель он приставал ко мне с вопросом, зачем я дал ему эти десять шиллингов.Наконец я ему ответил: «Что ты почувствовал, когда я дал их тебе?» На минуту он глубоко задумался, а потом медленно сказал: «Знаешь, это было самое большое потрясение в моей жизни. Я подумал, что ты первый человек в моей жизни, который стал на мою сторону».Я встретился с мальчиком, – заключает Нилл,– который понимал, что любовь есть принятие.Психологическая точность «странного» поведения Нилла состояла в том, что он через присоединение к осуждаемым действиям подростка почти «хирургическим путем» снимал его ненависть к враждебному миру взрослых и одновременно показывал, что именно этот взрослый понимает и принимает его.При всех своих решительных шагах А. Нилл должен был четко разводить свободу и вседозволенность. Между этими понятиями пролегает тонкая грань, особенно, когда приходится иметь дело с «трудными» детьми.Что? из опыта Нилла может прийти здесь на помощь родителю, то есть помочь найти эту тонкую грань и удержаться на ней?Одного рецепта нет; скорее всего, мер много. Прежде всего не следует всякое нарушение оценивать как проявление вседозволенности. Приходится запастись терпением, понять неизбежность своевольных действий свободного ребенка и знать, что со временем он «войдет в колею».С другой стороны, нельзя оправдывать все действия идеей предоставления свободы. Должны существовать немногие, но категорические «нет!». Например, в Саммерхилле безусловно запрещалось играть с огнем, использовать пневматические ружья, сражаться опасными мечами (последние должны были быть деревянными и обмотаны тряпками). Стоит заметить, что......когда запретов немного, дети относятся к ним вполне терпимо.В связи с запретами, конечно, встает вопрос о наказаниях. Нилл считал совершенно недопустимыми наказания физические. Но в его школе детей штрафовали. Санкции применялись в случае нарушения правил, которые были приняты самими детьми на общем собрании путем голосования, причем голос директора имел тот же вес, что и голос шестилетнего ребенка. Не пропускались также действия, которые наносили вред другому лицу – его правам и интересам, его личной собственности (требовалось не мешать работать или спать, не брать без спроса личные вещи, не портить чужие инструменты, в случае разбитых лампочек или окон – компенсировать из карманных денег). При этом пострадавший (не важно, младший ребенок или сотрудник) мог громко заявить о своем уроне на собрании. Важно, что это заявление делалось в форме, как мы теперь бы сказали, «Я-сообщения». В нем пострадавший объявлял о личном ущербе, но без гневного выпада в адрес виновника.Обычно нарушитель соглашался с приговором собрания без обиды. Но если наказание казалось ему слишком суровым, то «дело» рассматривалось повторно и с особой тщательностью; как правило, второе решение было более щадящим.Описанная процедура назначения наказаний – еще одна замечательная психологическая находка Нилла. Заметим, что санкции приходили не от человека, облеченного властью, а от детского сообщества, справедливого и достаточно доброжелательного. Процедура предполагала обсуждение, то есть высказывания «за» и «против». Голоса «за», конечно, были попытками понять проступок, и если не оправдать, то смягчить вину; они были психологической поддержкой ребенка. Это уменьшало вероятность накопления гнева и ненависти, о которых говорил Нилл как о причинах общего неблагополучия детей.Можно спросить, а как быть в семье, где нет «общего собрания» и детского суда? Ответ, думаю, в следующем. И в семейном воспитании можно сохранить главные черты подхода, с которым мы только что познакомились. Если говорить о наказаниях, то их функция – поддерживать уважение к правилам как общим установлениям, в противовес личной власти или «злой воле» родителя.Что же касается общего пути воспитания ребенка, то лучше привести слова самого Нила, обращенные к родителям:Отмените власть.Дайте ребенку быть самим собой.Не подталкивайте его все время.Не учите его. Не читайте ему нотаций.Не пытайтесь его превозносить.Не заставляйте его делать что бы то ни было.«Возможно, – добавляет автор, – этот ответ вам не подходит. Но, отвергая мой, вы обязаны найти лучший.»

 

http://www.e-reading-lib.org/chapter.php/1...nkom._Tak_.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

как называется, когда человека постоянно тянет на отсебятину, как меня например, иной раз как начну , и потом ведь только понимаю, что почти все придумала

ето снова у меня Нептун хозяйничает??

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пишу с планшета, поэтому нет возможности разделить текст абзацами для более удобного прочтения. Если кому-то интересно, но читать в таком формате неудобно, под текстом есть ссылка, по ней нормально сформатированная страница.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А ты увидела в статье некую классификацию явления лжи?

А должна быть классификация? Это вообще возможно? По каким признакам?

Я пока не очень понимаю, что ты имеешь в виду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А. Нилл: быть на стороне ребенка

Раюсь.

 

Ну давай сюда еще "Республику ШКИД" - притащиим...

А можем - всего Песталоцци...

 

Есть очень талантливые педагоги с задатками психологов,

которым удается добиться тех или иных результатов...

 

Но это не значит, что их методики пригодны абсолютно

для всех...и одновременно - не говорит об их непригодности...

 

Есть единственная таблетка от всех болезней, в которую я

ограничено верю" - Таблица Умножения...

 

В остальном - Мир разнообразен...и в каждом конкретном

случае - нужно искать некую смесь тех или иных техник,

которые помогут...

 

Именно этим и отличаются высококлассные педагоги

и психологи - тем, что зная кучу всяких техник и методик,

они ухитряются в каждом конкретном случае найти эту

самую смесь...

 

Но смесь эта годна только в варианте:

- конкретный психолог+конкретный человек...

 

Если эту-же методику к этому конкретному человеку применит

другой психолог - может и не сработать...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А должна быть классификация? Это вообще возможно? По каким признакам?

Я пока не очень понимаю, что ты имеешь в виду.

Ну...может и не должна...

 

Но я - вижу эту классификацию в рамках моего убогого ума...

не могу не видеть...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Раюсь.

 

Ну давай сюда еще "Республику ШКИД" - притащиим...

А можем - всего Песталоцци...

 

Есть очень талантливые педагоги с задатками психологов,

которым удается добиться тех или иных результатов...

 

Но это не значит, что их методики пригодны абсолютно

для всех...и одновременно - не говорит об их непригодности...

 

Есть единственная таблетка от всех болезней, в которую я

ограничено верю" - Таблица Умножения...

 

В остальном - Мир разнообразен...и в каждом конкретном

случае - нужно искать некую смесь тех или иных техник,

которые помогут...

 

Именно этим и отличаются высококлассные педагоги

и психологи - тем, что зная кучу всяких техник и методик,

они ухитряются в каждом конкретном случае найти эту

самую смесь...

 

Но смесь эта годна только в варианте:

- конкретный психолог+конкретный человек...

 

Если эту-же методику к этому конкретному человеку применит

другой психолог - может и не сработать...

Сань, о том, что все зависит от всего, я даже спорить не собираюсь. Разумеется, приведенные примеры годятся для многих случаев, а для других непригодны. Но, по-моему, невозможно описать абсолютно все случаи, как нельзя дать все рецепты приготовления блюд из картошки, например. Всегда найдется еще что-то неописанное. Но, по-моему, это не повод отказаться от темы напрочь или объяснять ее исключительно расположением звезд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну...может и не должна...

 

Но я - вижу эту классификацию в рамках моего убогого ума...

не могу не видеть...

А дашь классификацию?

Я пока не понимаю, о чем ты. Ложь во спасение, избежание наказания, святая ложь, во имя корысти и т.д.Ты об этом?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сань, о том, что все зависит от всего, я даже спорить не собираюсь. Разумеется, приведенные примеры годятся для многих случаев, а для других непригодны. Но, по-моему, невозможно описать абсолютно все случаи, как нельзя дать все рецепты приготовления блюд из картошки, например. Всегда найдется еще что-то неописанное. Но, по-моему, это не повод отказаться от темы напрочь или объяснять ее исключительно расположением звезд.

Согласен.

 

Но чем отличается научная литература от научно-якобы-популярной?

 

Вот то-то...

 

Не люблю я научно-популярной литературы...разве-что - когда хочу

получить начальную инфу по чем-то, о чем я не хочу иметь каких-то

профессиональных знаний...

 

Теперь - о рецептах для картошки...

 

Можно дать и все...но нужно ли...Важнее - дать общие принципы...

 

Именно для этого - я и открыл тему...

 

Глядя в карту - я сразу проверяю указанные астро-проблемы...

т.к. они сразу дают некие точки отсчета - как человек воспринимает

информацию...и как он ее подает...

 

Если вижу показатели лживости - сразу делю вс, что он говорит, - на 2...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

×
×
  • Создать...