Jump to content
Форум - Замок

Системные расстановки по Хеллингеру.


Recommended Posts

Системные расстановки по методу Хелленгера. ( без автора, с психологического сайта)

 

Виды расстановок

Любое психологическое консультирование, будь то классический или системный подход, начинается с обсуждения проблемы клиента, формирования запроса. Именно на этом этапе психолог определяет, какой вид расстановки будет наиболее подходящим для данного клиента. Существует несколько видов расстановок, о которых мы поговорим далее:

1. Семейная системная расстановка (в том виде, в котором ее изначально разработал Берт Хеллингер).

Этот тип расстановки состоит из двух компонентов:

1.1. Диагностическая расстановка, подразумевающая получение информации о системе,

1.2. Расстановка как поиск решения.

Вид семейной системной расстановки выбирается в зависимости от запроса клиента, его цели и готовности решить проблему. Таким образом, расстановка может включать либо только диагностику – первую часть, либо и диагностику, и поиск решения – обе части, в случае, если система позволяет провести такой вид работы.Как мы уже отмечали, вид расстановки зависит от ее цели, которая проясняется и уточняется как при работе с запросом клиента, так и в процессе самой расстановки. Соприкасаясь с образом реальной системы, мы не можем заранее знать и гарантировать, что в системе есть внутреннее решение или позитивное «движение» в его сторону. Однако практически всегда расстановка может дать диагностическую картину ситуации и понимание процессов в системе.

Важно УВАЖИТЕЛЬНО относиться ко всему, что проявляется в процессе расстановки. Я считаю, что изначально более правильно формулировать запрос как диагностический с возможностью поиска решения. В этом и заключается уважение и к системе, и к реальности, что является важным фактором в успехе расстановки.

Если же система не раскрывается, не проявляются движения к улучшению, или находится в «стабильном» положении, когда у заместителей нет мотивации к изменениям, расстановщик имеет право прервать работу. Считается, что такая расстановка может иметь даже больший терапевтический эффект для клиента. Сам факт того, что «клиент видит правду», способен запустить сильные психические процессы. Например, Хеллингер в большинстве случаев проводит быстрые небольшие расстановки, определяя суть вопроса. Решение же приходит в жизнь клиента уже после расстановки. По словам самого Хеллингера: «Если мы оставляем клиенту самому найти решение, то мы делаем его сильным». Расстановка в этом случае служит импульсом для решения проблемы.

Каждый расстановщик использует свой, наиболее близкий и удобный для него подход. Кто-то придерживается диагностического стиля, а кто-то старается подойти к решению максимально близко. Оба варианта имеют право на существование и являются адекватными во всех практиках.

Вид расстановки так же во многом зависит от запроса и проявляющихся в расстановке динамик.

Порой расстановщик и вовсе может отказаться от проведения расстановки. В таком случае он объясняет клиенту причины отказа. Обычно это случается, если у человека отсутствует или недостаточная мотивация к изменениям. Например, клиент может находиться во вторичных чувствах.

Но, несмотря на такую, казалось бы, незначительную внешнюю работу, как прояснение запроса и возможный отказ от расстановки, это может иметь очень сильный терапевтический эффект. Поэтому считается правильным оплачивать данную работу терапевта как за расстановку, полностью или частично.

Решение о форме расстановки принимается консультантом на основании целого ряда критериев. Каждому из них уделяется отдельное внимание при профессиональном обучении терапевтов.

2. Структурная расстановка. В данном виде расстановки присутствуют фигуры абстрактных понятий, симптомов болезней, чувств, состояний и других феноменов. Заместитель занимает место перечисленных фигур, а затем изучаются его взаимоотношения с другими элементами системы. В структурной расстановке могу ставиться фигуры, замещающие как людей, так и различные понятия.

Существует две разновидности структурной расстановки:

2.1. Симптомная расстановка. В данном виде обычно присутствует фигура, замещающая симптом, болезнь, физическое или эмоциональное состояние.

2.2. Диагностика вариантов выбора (тетралемная расстановка). При таком варианте расстановки у нас появляется возможность посмотреть чувства клиента и других лиц в отношении различных действий или событий.

Структурные расстановки, как правило, занимают больше времени и являются более сложными по технике проведения.

3. Организационная расстановка. Этот вид расстановки напоминает обычную семейную системную расстановку. Но она имеет ряд отличий. Во-первых, в процессе работы расставляется система предприятия. В нее могут входить сотрудники компании, клиенты и внешние учреждения, связанные с данной организацией. Во-вторых, она менее эмоциональна, нежели семейная расстановка. В-третьих, законы взаимоотношений внутри системы так же дифферентны. В отличие от семьи, человек может покидать организацию. Кроме того, и функции, и статус сотрудников в организации могут изменяться. И, наконец, свои особенности так же имеют и пространственные правила для фигур.

Системный подход

В настоящее время существует множество различных подходов, помогающих разрешить наши внутренние вопросы и достичь психологического равновесия.

Мы можем условно объединить их в две категории: классические методы психологии – несистемные и системный подход, включающий в себя системные семейные расстановки, как один из методов.

Для классических методов объектом исследования и коррекции является личность человека и его поведение. Например, при решении проблемы детско-родительских отношений в рамках данного подхода консультант будет рассматривать особенности личности ребенка, матери и их отношений. А именно: особенности воспитания ребенка, наличие у него обид или других непрожитых эмоций по отношению к матери или ошибки в поведении родителя. После чего психолог сможет предложить действия по коррекции существующей модели взаимоотношений. В большинстве случаев накопленный человечеством опыт в сфере классических методов достаточен и позволяет эффективно решать возникающие вопросы.

Но в психологической практике встречаются ситуации, когда классические методы не дают 100% результата. Иногда проблема или вопрос «не решаются» и годами присутствуют в нашей жизни. Зачастую мы можем услышать подобные фразы: «Я уже все перепробовал», «У меня особый случай, все, что бы я не пытался делать, не работает» и т.п. Для решения таких проблем и нужна специальная, «тяжелая артиллерия» - системный подход.

Главное отличие системного подхода от классического заключается в объекте исследования. Им является не личность человека или его поведение, а система, в которую он входит.

Каждый из нас является членом различных систем. С самого рождения мы принадлежим системе наших родителей, в том числе и каждого из них в отдельности. Вступив в брак, мы создаем новую, собственную систему – свою семью.

Все системы находятся в постоянном развитии. Основной их функцией является собственное выживание и продолжение. При этом существуют определенные законы, по которым системы живут и развиваются. Если они нарушаются по каким-либо причинам, система запускает компенсаторные механизмы, позволяющие восстановить ее равновесие.

Возьмем приведенный выше пример детско-родительских отношений. С точки зрения системного подхода, поведение ребенка может быть продиктовано именно такими механизмами. В таком случае оно является следствием нарушения каких-либо системных законов. Для коррекции поведения ребенка необходимо найти причину, то место в системе, где они были нарушены.

Например, плохое поведение ребенка может быть следствием «конфликта лояльности», который возникает при «неправильном» разводе родителей. Пока семья была одним целым, ребенок знал, что может одинаково любить и маму, и папу. После развода он видит, что мама обижена на папу: она расстраивается из-за того, что ребенок хочет проводить время с отцом. Тогда ради мамы ребенок может отказаться от общения с папой и начать его игнорировать. Но при этом, согласно системным законам, он может начать злиться на маму, так как именно из-за нее ему приходится отказываться от отца. Кроме того, ребенок может начать выражать матери то недовольство отца, которое он сам не может выразить ей прямо. Например, за то, что она препятствует их общению. Результатом же может стать «плохое» поведение ребенка по отношению к матери, которое доставляет ей боль, и по поводу которого она обратилась к психологу.

Этот пример отлично показывает, что работать в данном случае следует не с ребенком, а с системой в целом. Она должна прийти к равновесию и адаптироваться в новой ситуации. Тогда и ребенок изменит свое поведение.

Системный подход основывается на понимании того, что каждый человек помимо обычных эмоций и чувств испытывает еще и определенные системные чувства в зависимости от своего «положения» в системе. Если он занимает «неправильное место», имеющее отклонение, это приносит и человеку, и окружающим дискомфорт и страдания.

Если у человека существует проблема, которая не решается с помощью классических методов, он может обратиться к системному консультанту. Тот в свою очередь может посмотреть на историю семьи человека, характер взаимоотношений старших поколений, наличие системных «нагрузок»: тяжелые судьбы, преступления, семейные тайны и др., изучить возможные отклонения и «переплетения» в отношениях других членов семьи.

Рассмотрим следующий пример. Допустим, дедушка клиента в свое время был отвергнут семьей и забыт по каким-либо причинам. В таком случае плохое самочувствие этого человека, как один из возможных вариантов, может быть связано именно с этим. В данной ситуации классические подходы дадут только временный или поверхностный эффект. Проблема со здоровьем или любая другая, имеющая причину в отвержении дедушки, не сможет разрешиться, пока мы не рассмотрим ее на более глубоком, системном уровне и не найдем для дедушки «хорошее место».

Именно поэтому метод системных расстановок получил свое собственное предназначение и смог занять определенную нишу среди других психологических подходов.

Для того чтобы лучше понять, какого рода вопросы можно решать с помощью системных расстановок, рассмотрение теоретической основы подхода следуют начать с изучения четырех уровней чувств.

Четыре уровня чувств

Чувства порождают в человеке энергию к действию. Таково их предназначение и таков механизм действия психики человека. Мы испытываем определенные чувства посредством оценки и восприятия окружающего мира. Они же в свою очередь дают нам некоторый импульс, внутреннее состояние потребности и готовности к действиям.

Мы можем выделить четыре уровня чувств.

Первичные чувства. Когда мы живем и действуем исходя из первичных чувств, мы испытываем удивительную полноту жизни. К сожалению, в реальности редкий человек живет в 100% согласии со своими первичными чувствами. Причин их подавления множество. Порой человеку невыгодно действовать, исходя из своих первичных чувств. Иногда это оправдано с точки зрения безопасности или морали. Иногда может возникнуть сразу несколько противоречивых первичных чувств, и тогда какая-то часть из них так же подавляется. Например, измена мужа причиняет жене боль. Но она не проявляет это чувство, боясь потерять мужа. Или же из страха потерять работу, подчиненный не высказывает начальнику все, что о нем думает. Ребенок может злиться на родителей за что-то, но не проявлять злобы, потому что не знает, как совместить ее с любовью в сердце.

На мой взгляд, механизм подавления чувств является своеобразным приспособлением выживания человека в социальном мире. Более того, у нас может возникать сразу несколько первичных чувств, как реакция на какое-либо событие. Например, в одной и той же ситуации мы можем испытывать сразу несколько противоречивых чувств по различным аспектами психотипа. В таких случаях наша психика запускает сложные механизмы подавления и вытеснения чувств, ради сохранения равновесия и единства.

На место подавленного или вытесненного первичного чувства приходит вторичное чувство. Это яркое, циклическое, драматичное по выражению чувство, которое не ведет к действию. Смысл вторичного чувства – заполнить время и пустоту при отсутствии выражения первичного. Мы можем жить исходя из вторичных чувств очень долго. Но, по сути, мы просто «варимся» в нем, потому что в таких чувствах нет энергии. Говоря: «Отбросим эмоции, будем делать дело», - имеют в виду как раз вторичные чувства.

Вот что пишет о чувствах Г.Вебер в книге «Кризисы любви» (второе издание называется «Два рода счастья»):

«Я хотел бы кое-что сказать о чувствах. Главное, что нужно различать, заставляют ли чувства человека действовать или же это чувства, которые поглощают энергию к действию и потому от действия отвлекают? Чувства, которые ведут к действию, — это чувства, которые делают человека сильным. Чувства, которые делают слабым — это чувства, не дающие действовать, они оправдывают бездействие и служат подменой действию. Чувства, ведущие к действию — это первичные чувства, а те чувства, которые ведут к сомнениям, и действовать мешают — это чувства вторичные. Точно так же можно различать и разного рода знание или информацию; ведет ли информация к решению или же она решению мешает.

Чувства, ведущие к действию — это первичные чувства, и они очень просты. Их не нужно долго объяснять, это чувства без всякой драмы. Поэтому они обладают определенным покоем, кроме тех случаев, когда речь идет действительно о драматических вещах. Тогда чувство тоже драматично, но это совершенно адекватно.

Большинство тех чувств, которые демонстрируются, — это чувства вторичные, они являются подменой действия. Так как они призваны убеждать других в том, что человек действовать не может, они должны быть преувеличены и драматизированы. Человек, испытывающий вторичные чувства, чувствует себя слабым, как, кстати, и другие присутствующие, которые тоже чувствуют себя слабыми и призванными что-то сделать, но при этом видят, что здесь все равно ничего не поможет.

Если чувства первичны, то те, кто при этом присутствуют, испытывают сочувствие, но чувствуют себя свободными, потому что человек, который демонстрирует подобные чувства, силен. Распознать это очень легко. Человеку, испытывающему вторичные чувства, приходится затемнить реальность, потому что это чувство он поддерживает с помощью внутренних образов.

Так как первичные чувства ведут к цели, они кратки. Они сразу оказываются у цели, тут нет окольных путей. Вторичные же чувства, напротив, длятся долго. Они направлены на то, чтобы сохранить ситуацию бездействия. И если позволить человеку их выражать, то будет становиться все хуже. Поэтому так долго длятся те терапии, где пестуют подобные чувства. У вторичных чувств есть также титул чувств «прекрасных». Они драматичны и волнующи, но человека они обессиливают и являются ложными.

Я хотел бы привести один пример, касающийся первичной и вторичной печали. Первичная печаль — это, к примеру, очень сильная боль разлуки. Если человек переживает эту боль, то печаль быстро проходит, и тогда человек снова свободен и может начать действовать. Вторичная печаль проявляется, например, в жалости к самому себе. Такое чувство может длиться всю жизнь. Эта печаль не служит новому началу. Она является подменой первичной боли.

Месть — это тоже вторичное чувство и нередко реакция на прерванное движение любви к... Но это чувство может быть и системно перенятым из какой-либо вышестоящей системы. Упреки — это всегда подмена принятия.

Человек часто начинает испытывать злость, причинив вред другому, хотя все основания злиться должны бы быть у другого. Злость зачастую является подменой просьбы в отношениях. «Ты ведь должен был видеть, что я...» Ему нужно было всего лишь попросить. Или, к примеру, человек полагает, что заслуживает повышения зарплаты, и вот он садится за свой письменный стол и злится на шефа, вместо того чтобы подойти к нему и попросить о повышении зарплаты. Это подмена действия. Страдания часто бывают вторичным чувством и подменяют собой действие».

Многие тренинги личностного роста помогают человеку выйти из вторичных чувств и прийти к первичным. И это, надо сказать, дает прекрасный эффект. Зачастую после таких тренингов люди чувствуют эмоциональный подъем и даже эйфорию. Вопрос, который необходимо задавать, идя на такой тренинг: «Насколько экологичен метод перевода человека от вторичных чувств к первичным?». У всех вторичных чувств есть свои причины и место. Поэтому важно, чтобы процесс трансформации был контролируемым самим человеком, в том числе и после тренинга.

Третья категория чувств – системные чувства. Именно с этим видом чувств работает метод системной семейной расстановки. Находясь в системных чувствах, человек искренне не понимает их природы. Обычно люди пытаются найти какие-либо внешние причины, чтобы объяснить их появление. Но в глубине души человек все равно не понимает, почему он чувствует именно это. Нередки случаи, когда системные чувства путают с характером или врожденной особенностью человека. Это связано с тем, что многие системные чувства, связанные с нашей родительской семьей, мы проживаем с раннего детства.

Природа образования системного чувства достаточно сложна. Оно возникает как механизм компенсации дисбалансов в системе. Если ее равновесие нарушено, у определенных элементов системы, в нашем случае у клиента, может возникнуть чувство, смысл которого – исправить нарушение баланса и восстановить гармонию. Например, системное чувство, возникшее у клиента, может быть следствием несправедливости, совершенной по отношению к одному и его предков. В таком случае оно проявляется для восстановления то самой справедливости.

То же самое может происходить, если в семье отвергают одного из ее членов, совершают преступления, пытаясь забыть о нем, или же если существуют какие-либо семейные тайны.

Нередко потомки могут идентифицироваться с кем-либо из членов своей семьи. Таким образом, они проживают чувства, которые были у их предков. Если человек всю свою жизнь живет исходя из этих перенятых системных чувств, его судьба начинает повторять историю кого-то из предков. Именно поэтому он и не понимает природу своего чувства. Ведь изначально оно возникло у другого человека и к тому же очень давно.

«Третью категорию составляют системно перенятые чувства. В этом случае человек не в себе. Он отчужден от себя самого, и сделать с ним тоже ничего нельзя, так как он находится в чужом чувстве. Здесь сразу можно распознать, что человек находится в некой совершенно иной ситуации». (Г.Вебер «Кризисы любви»).

Я выделяю два критерия, по которым можно диагностировать системное чувство клиента при проведении расстановки:

Искреннее непонимание клиентом природы своего состояния или проблемы, а, следовательно, их причин и предыстории.

Клиент не может понять или осмыслить системное чувство, потому что он уже «сроднился» с ним. Например, человек вырос с этим чувством и считает его частью своего характера. Некоторые из клиентов говорят нечто вроде: «Я не понимаю, и я даже не понимаю, почему не могу понять…».

И последняя, четвертая категория чувств - мета-чувства. В повседневной жизни мы очень редко сталкиваемся с чувствами такого рода. По большому счету мы даже не можем управлять этими чувствами. Мы можем лишь входить в мета-чувства и выходить из них, подобно тому, как человек входит и выходит из реки.

Мета-чувства – это проявление в нас нечто большего, чем наша личность. В моем понимании, эта категория чувств проживается как некая отрешенность и в то же время растворенность наряду с сосредоточенностью. Мета-чувства часто связаны с духовными переживаниями.

«Есть и еще одна, четвертая, категория чувств, которые я называю мета-чувствами. Эти чувства обладают совершенно иным качеством. Это чувства без эмоций. Они являются чистой, сосредоточенной силой. К этим чувствам относятся, например, мужество, смирение (как согласие с миром таким, какой он есть), спокойствие. Существует также мета-любовь, некая вышестоящая любовь. Когда один человек что-либо причиняет другому, не будучи при этом на него злым, как, к примеру, хирург, а иногда и психотерапевт, это я называю мета-агрессией. Раскаяние, например, также является мета-чувством. В этом случае человек сосредоточен, и он знает о том, что ему положено. Он чувствует это, и этому он следует.

Если же человек уклоняется от того, что ему положено, тогда он фиксирует что-то, что опять же является родом совести, духовной совести в отличие от ну, скажем, совести действий. Она как-то связана с мета-чувствами, к примеру, когда человек изменяет самому себе.

Венцом всех мета-чувств является мудрость. Она связана с мужеством, смирением и силой. Мудрость — это чувство, с помощью которого человек может различать, что имеет значение, а что — нет. Мудрость не означает, что я что-то знаю, она означает, что в определенной ситуации я распознаю, что возможно, а что — нет и что мне нужно делать. Мудрость всегда ориентирована на действие. Действия человека мудрого не являются следствием неких выводов, он непосредственно воспринимает то, что правильно. Поэтому люди мудрые всегда поступают не так, как от них ожидают.

Когда возникают мета-чувства, они воспринимаются как подарки. Их нельзя достичь, добиться, они даются нам как милость. Они являются вознаграждением за опыт, за усилия — как спелый плод.

То, что человек всегда, во всех областях и, прежде всего в отношениях испытывает чувства, является частью того, из чего складывается полнота жизни. Мета-любовь придает отношениям силу и безопасность, из нее вытекают ответственность, надежность и верность». Г.Вебер «Кризисы любви».

Подходить к анализу мета-чувств следует очень аккуратно. Часто то, что мы предполагаем как мета-чувство, оказывается системным или первичным чувством.

Например, если у человека прерван поток любви с одним из его родителей, он может испытывать внутреннее ощущение близкое к экстазу, очень похожее на прекрасное духовное переживание. Это чувство не относится к мета-чувствам, а представляет состояние «ухода от жизни», замыкания в себе.

Находясь в мета-чувствах, человек с полной силой включается в жизненный поток, и это не вызывает «побочных эффектов» или других трудностей. Поэтому я редко прибегаю к анализу мета-чувств в повседневной жизни и расстановочной практике.

Итак, мы рассмотрели все уровни чувств. Получившаяся картина наглядно показывает границы метода и во многом объясняет, в чем отличие и особенность системного подхода и системных расстановок в сравнении с классическими методами.

Теперь мы можем перейти к рассмотрению основных положений системного подхода. Начнем с обсуждения законов равновесия систем.

Три закона равновесия системы

Человек ощущает гармонию в жизни, когда его система находится в равновесии. Выделяют три соответствующих системных закона:

1. Закон принадлежности.

2. Закон обмена.

3. Закон порядка (субординации).

Закон принадлежности звучит следующим образом: система гармонично существует, когда все ее члены имеют одинаковое право на принадлежность.

Это означает, что все члены семьи имеют одинаковое право быть в системе. Если из семьи «исключают» кого-либо из родственников, в системе возникает дисбаланс. Выравнивание системы в данном случае происходит с помощью механизма компенсации. Один из потомков начинает вести себя или проявлять те же чувства, что присутствовали и у «исключенного» члена семьи.

Например, прадедушка совершил преступление, отрекся от семьи или несправедливо обошелся с кем-либо из ее членов. В результате семья перестала с ним общаться, вспоминать о нем и решила ничего не рассказывать об этом человеке следующим поколениям. Как следствие происходит нарушение системного равновесия, а система начинает искать компенсацию. Она пытается показать потомкам на «исключенного». Именно поэтому кто-то из следующих поколений начинает проживать его чувства. Для восстановления равновесия система должна «вспомнить» про «исключенного» члена и найти ему «хорошее место». В нашем примере потомки должны будут вспомнить про дедушку. Этого можно добиться, в том числе, и с помощью расстановки.

Закон принадлежности основан на изначальной привязанности к группе. В случае с семейными системами, соответственно, к семье.

«Как дерево не выбирает, где ему расти, и на широком поле разви­вается иначе, чем в лесу, а в защищенной долине не так, как на незащищенной вершине, так и ребенок, не задавая вопросов, входит в свою первую группу. Он предан ей с такой силой и последовательностью, которые сравнить можно разве лишь с чеканкой. Эта привязанность переживается ребенком как любовь и как счастье вне зависимости от того, даст ли ему эта группа возможность процветать, или он обречен в ней зачахнуть, как не важно и то, кто его родители. Ребенок знает, что тут его место, и это знание, и эта привязанность и есть любовь. Я называю ее изначальной или первичной любовью. Эта связь уходит так глубоко, что ради нее ребенок готов пожертвовать даже своей жизнью и своим счастьем. Привязанность — это первое базовое условие, чтобы отношения сложились». Г.Вебер «Кризисы любви».

Второй закон - закон обмена или равенства «давать» и «брать».

«Во всех живых системах постоянно происходит уравновешивание противоположных тенденций. Это закон природы. И поддержание баланса между «давать» и «брать» является лишь одним видом проявления этого закона для систем социальных. Баланс между «давать» и «брать» — это второе базовое условие для того, чтобы отношения сложились. Потребность в сбалансированности «давать» и «брать» делает возможным взаимоотношения между людьми. Взаимоотношения поддерживаются тем, что люди постоянно «дают» и «берут», а общая для всех членов социальной системы потребность в справедливости их регулирует. Как только равновесие достигнуто, отношения могут закончиться. Это происходит, например, когда человек возвращает именно то и ровно столько же, сколько получил. А путем возобновления процесса «давать» и «брать» отношения могут быть восстановлены и продолжены.

Происходит это следующим образом: например, мужчина дает что-то женщине, а женщина, приняв это, попадает под давление. Итак, если мы от кого-то что-то получили, то, как бы хорошо это ни было, мы теряем какую-то долю независимости. Тотчас дает о себе знать потребность в компенсации, и, чтобы избавиться от этого давления, женщина отдает что-то мужчине. Из предосторожности она дает ему чуть больше, и снова возникает неравновесие — так все и продолжается. Ни тот, кто дает, ни тот, кто берет, оба не находят покоя до тех пор, пока не наступит равновесие — когда и берущий что-то даст, и дающий что-то возьмет…

… Счастье в отношениях зависит от оборота «давать» и «брать». Небольшой оборот приносит небольшую прибыль. Чем больше оборот, тем глубже счастье. Есть в этом, правда, один большой недостаток — это еще больше привязывает. Кто хочет свободы, должен лишь совсем понемногу давать и брать.

Это как при ходьбе. Когда мы удерживаем равновесие, мы стоим, и шагаем вперед, если непрерывно его теряем и обретаем снова.

Большой оборот «давать» и «брать» сопровождается ощущением радости и Полноты. Но это счастье никому не падает с неба, оно создается. Когда сбалансирован обмен при большом обороте, мы испытываем ощущение легкости, справедливости и согласия». Г.Вебер «Кризисы любви».

Равенство «давать» и «брать» является формулой гармонии для равноправных партнеров. В отношениях же родителей и детей процесс обмена строится по другим принципам.

«Описанное выше уравновешивание «давать» и «брать» возможно только между равными. Между родителями и детьми это выглядит по-другому. Это в том числе связано с тем, что родители стоят в системе выше детей. Дети не могут вернуть родителям ничего равноценного. Они бы и с удовольствием, но не могут. Здесь господствует такой разрыв между «брать» и давать», ликвидировать который невозможно. Хотя родители и получают что-то от своих детей, а учителя от своих учеников, равновесия это не восстанавливает, а лишь смягчает его отсутствие. Дети всегда в долгу по отношению к родителям, потому они от них и не «отделываются». Так именно из-за невыполнимости потребности в компенсации привязанность детей к родителям становится еще более прочной и сильной.

Выход в том, чтобы дети передавали дальше полученное от родителей, причем в первую очередь своим детям, то есть следующему поколению (или по роду своей деятельности другим людям). Тот, кто пользуется этим выходом и передает полученное дальше, может много взять у родителей.

То, что действительно для отношений между родителями и детьми, учителями и учениками, относится и к остальным. Везде, где компенсация путем возврата или обмена (больше) невозможна или она несоразмерна, мы все же можем еще освободиться от обязательств и снять с себя вину, если передадим дальше что-то из в свое время полученного. Таким образом, все люди, дают ли они сейчас или берут, подчиняются одному и тому же порядку, одному и тому же закону». Г.Вебер «Кризисы любви».

И, наконец, третий закон равновесия систем – закон порядка.

«Третьим базовым условием для того, чтобы отношения сложились, является порядок. В первую очередь я говорю здесь о правилах, которые направляют совместную жизнь группы по определенному руслу. Во всех подолгу длящихся отношениях развиваются общие нормы, ритуалы, убеждения и табу, которые становятся тогда обязательными для всех. Так из отношений вырастает система со своим порядком и структурой. Это скорее порядок «согласованный», находящийся на переднем плане. А за ним действуют порядки заданные, ни согласовать, ни договориться о которых невозможно». Г.Вебер «Кризисы любви».

«Порядок» в системном подходе - это глубоко заложенные в подсознании принципы взаимодействия в системе. За многие тысячелетия, когда люди жили в группах, племенах, сформировались устойчивые подсознательные механизмы психического восприятия. К ним мы можем отнести почитание родителей и приоритет старших над младшими. Например, это касается детей, как младшего поколения. Слово «старший» имеет в нашем контексте значение - «появился в системе раньше».

Существует механизм, способствующий регулированию баланса системы. Это личная совесть - термин, принятый в рамках системного подхода. О нем мы поговорим в следующем разделе.

Мужские и женские энергии

Прежде чем поговорить о мужских и женских энергиях, хотелось бы сказать пару слов общих слов об энергиях и энергетических потоках, существующих у каждого человека и в каждой семье.

Сила энергий передается от поколения к поколению через потоки любви. Это своеобразный энергетический канал, через который протекает энергия жизни. Старшие члены системы, родители, дают энергию, в младшие, дети, питаются ею как из источника.

Можно выделить несколько видов потоков.

Первый - основной поток жизни. Это та связь с матерью, иногда с отцом, которая дает жизненную силу. На практике факт прерванного основного потока наблюдается редко. Люди в отсутствии этого потока как будто замирают, кажутся не живыми. У них понижен жизненный тонус, что опосредует малое количество энергии. Иногда они могут надевать маску активности, но ощущения собственной жизни у них именно такие. Очень часто им просто становится страшно жить, так как мир кажется непонятным, а собственные силы отсутствуют. Нередко такие люди ищут глобальную замену основному потоку. Они могут уйти в духовные искания, заняться энергетическими практиками, найдя учителей и авторитетов, в которых можно раствориться. Истинный же мотив такого поведения – получить энергию жизни.

Иногда прерванный поток проявляется не столь тотально, а лишь как одна из сторон жизни. Например, человек может адаптироваться на работе, оставаясь при этом беспомощным и зависимым в личной жизни.

Основной поток жизни дает нам силы и желание жить и быть самостоятельными. Он возникает с самого рождения ребенка и формируется до 4-х лет, присутствуя в дальнейшем на протяжении всей жизни.

Наряду с основным потоком существуют материнский и отцовский потоки. Это энергии, которые становятся доступными детям в возрасте от 4 лет. Но форма, в которой ребенок принимает эти потоки, зависит от его пола.

После 4 и примерно до 12 лет (точный возраст перехода условен и может варьироваться в каждом конкретном случае) ребенок переходит в зону родителя противоположного пола. Девочка «очаровывается» папой, а мальчик мамиными энергиями. Это не означает, что второй родитель не важен в этот момент. Просто потребность ребенка в потоках больше связана с энергиями родителя противоположного пола. Например, если женщина развелась с мужем и сама воспитывает сына, то, говоря условно, это комфортно для него, пока ребенку не исполнится 11-12 лет, и он не начнет испытывать внутреннюю потребность в мужских энергиях. Девочка, которая воспитывается одной мамой, будет внутренне связана с папой уже с 4-5 лет. Если же у нее не сформировался контакт с отцом, она будет испытывать дискомфорт, или связь с папой будет проходить на глубоком психологическом уровне.

Энергии (потоки) никак не связаны с географией, и не зависят от наличия физических контактов между людьми. Они так же не связаны с тем, жив родитель или нет. Например, если отец ушел на войну и погиб, когда ребенок еще не появился на свет, то при отсутствии системных переплетений, препятствующих потоку, у ребенка будет нормальная энергетическая связь с отцом.

Зона родителя противоположного пола характеризуется энергией определенного эротизма. Девочку привлекают мужские энергии, которые «очаровывают» и манят ее. А мальчика, в свою очередь, привлекают женские потоки. Он желает понять их и раствориться в очаровании женского проявления. Именно в этом возрасте закладываются многие эротические предпочтения и стереотипы. При этом на данном этапе они не обязательно будут носить сексуальный характер. Это происходит где-то глубже.

Начиная с 11–12 лет, ребенок должен встать в зону родителя своего пола. Это означает резкое появление интереса к жизненным вопросам, касающимся своего пола. Прежде всего, это проявляется в том, что мальчики начинают интересоваться «мужскими» темами (к примеру, оружием, охотой, мужскими разговорами, спортом или военной тематикой), а девочки - «женскими» (например, они учатся быть женщиной, становятся хозяйками в доме, перенимают накопленный житейский опыт у матерей и других женщин). Не случайно в культурах различных народов юноши и девушки проходили обряды инициации именно в этом возрасте.

Со временем эротизм, приобретенный в предыдущей зоне родителя противоположного пола, обогащается «взрослым» пониманием отношений и определенной самодостаточностью в виде отсутствия болезненных зависимостей в отношениях. Это происходит потому, что часть интересов в жизни начинает связываться с энергией и интересами своего пола.

В терминах системного подхода девочка, не вошедшая в зону матери в подростковом возрасте называется «папина дочка», а мальчик, не вошедший в зону отца - «мамин сын».

Если же девочка встала в зону матери, ее называют «мамина дочь», а мальчика, у которого есть связь с отцом – «папин сын».

Соответственно, в личной жизни партнеры могут создать успешный союз, в случае если «мамина дочка» объединится с «папиным сыном». Такие отношения можно будет назвать «взрослыми».

Достаточно стойким получается так же союз «папиной дочки» с «маминым сыном». Но этот вид отношений может быть достаточно сложным по форме взаимодействия, так как не исключены конфликты и некоторая жестокость. Но и влюбленность так же может проявляться очень сильно.

Помимо перечисленных существуют еще потоки от других членов семьи: родственников или людей, значимых в истории семьи. Они могут привнести в жизнь человека что-то важное и значительное. Например, определенную традицию или достижения рода. Разные члены семьи могут проявлять различные личностные качества. Например, дедушка мог быть очень активным и смелым, а отец наоборот - спокойным и домашним. В таком случае, если у человека есть доступ, потоки, ко всем членам своей семьи, он может перенять в свою жизнь и те и другие качества.

Итак, подведем итоги.

Ребенок в процессе своего взросления проходит поочередно 3 зоны:

Зону матери: от 0 до 4-6 лет (энергия жизни и безопасности).

Зону родителя противоположного пола: от 4-6 до 11-13 лет (эротическая энергия).

Зону родителя своего пола: от 11-13 лет (половая энергия).

Соответственно, когда мы говорим о женщинах с мужскими энергиями, мы понимаем, что внутренне они остановились на второй зоне и не смогли перейти в зону матери в подростковом возрасте. Они очарованы мужскими проявлениями в жизни, и сами стараются подражать им. Часто это - деловые, успешные женщины, жесткие и прямолинейные. В качестве компенсации они могут одеваться очень сексуально и соблазнительно, быть активными в личной жизни. Но это остается на внешнем уровне. В глубине души они связаны со своими отцами и, сознательно или нет, сравнивают с ними всех остальных мужчин. При этом не важно, обожают они папу, или отвергают. В моем понимании фильм «Секс в большом городе» прекрасно описывает жизнь и психологию женщин с мужскими энергиями.

Когда мы говорим о мужчинах с женскими энергиями, то имеем в виду, что они не смогли выйти из второй зоны - зоны очарования женскими энергиями. Внешне это нередко нежные, утонченные молодые люди, ласковые и гибкие в отношениях. В качестве компенсации они могут окружать себя атрибутами мужественности, но это, так же как и в случае с женщинами с мужскими энергиями, остается на внешнем уровне. Например, образ мужчины–мачо - это образ мужчины с женскими энергиями. Они могут проявляться и в скандальности, «истериках», обидчивости. Поскольку «мамин сын» внутренне связан со своей мамой, то в отношениях с другими женщинами он может быть достаточно жестоким.

В жизни мы можем встретить людей, не обладающих ни мужскими, ни женскими энергиями. Со стороны кажется, что они будто «застряли в детстве». На самом деле они просто не вошли во вторую зону и не встали ни в зону матери, ни в зону отца. Такие люди могут быть очаровательными и беспечными, как дети. Обычно это милые собеседники, которые располагают нас к себе своей непосредственностью и податливостью. Их внутренний возраст от 3-х до 8-ми лет. Как правило, в этом возрасте дети очень послушны и милы. Обратной стороной медали бывает их капризность, но мы часто готовы простить им это.

Единственной реальной сложностью в отношениях с такими людьми является их безответственность. Она очень искренняя, детская, поэтому начальнику на работе, или партнеру в отношениях придется полностью взять всю ответственность на себя.

Результаты метода

- Выявление оснований семейных и межличностных конфликтов и их возможное устранение, нормализация и гармонизация отношений между членами системы.

- Поиск оптимальных решений в сложных ситуациях (отношения при разводах; любовные "треугольники"; семьи, где есть дети от разных партнеров или приемные дети и многое другое).

- Работа с симптомами заболеваний, навязчивыми состояниями (на уровне системной составляющей).

- Устранение зависимостей различного рода: алкоголизм, наркомания, лишний вес, зависимость от отношений и другие.

- Решение вопросов, касающихся личной жизни, карьеры и самореализации.

Link to post
Share on other sites
  • Replies 717
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Posted Images

Можно выделить несколько видов потоков.

Первый - основной поток жизни. Это та связь с матерью, иногда с отцом, которая дает жизненную силу. На практике факт прерванного основного потока наблюдается редко. Люди в отсутствии этого потока как будто замирают, кажутся не живыми. У них понижен жизненный тонус, что опосредует малое количество энергии. Иногда они могут надевать маску активности, но ощущения собственной жизни у них именно такие. Очень часто им просто становится страшно жить, так как мир кажется непонятным, а собственные силы отсутствуют. Нередко такие люди ищут глобальную замену основному потоку. Они могут уйти в духовные искания, заняться энергетическими практиками, найдя учителей и авторитетов, в которых можно раствориться. Истинный же мотив такого поведения – получить энергию жизни.

Разве редко такое встречается?
Link to post
Share on other sites

Разве редко такое встречается?

В расстановках считается что прежде всего поток прерван, например, у сирот, попавших в детский дом в младенчестве, или у тех, кто никогда не видел свою мать или отца, и жил только с одним из родителей или с бабушками-дедушками. Конечно таких людей не мало, но все-таки не большинство.

 

А те, кто из относительно полной семьи и имели возможность построить хоть какие-то отношения с родителями, считаются имеющими жизненный поток. Хотя част он слабый или какой-нибудь ущербный.

Link to post
Share on other sites

В расстановках считается что прежде всего поток прерван, например, у сирот, попавших в детский дом в младенчестве, или у тех, кто никогда не видел свою мать или отца, и жил только с одним из родителей или с бабушками-дедушками. Конечно таких людей не мало, но все-таки не большинство.

 

А те, кто из относительно полной семьи и имели возможность построить хоть какие-то отношения с родителями, считаются имеющими жизненный поток. Хотя част он слабый или какой-нибудь ущербный.

Спасибо за квалифицированное объяснение....))
Link to post
Share on other sites

Вот подумалось....

Ведь поток, что считается прерванным, как у сирот, по своему негативному влиянию может быть меньше, чем чем в полной семье, но где ребенок никто.

Ведь сирота ищет себе альтернативу родителям, а ребенок формально имеющий таких родителей, лишен и этого.

Вакансия занята.

Link to post
Share on other sites

Вот подумалось....

Ведь поток, что считается прерванным, как у сирот, по своему негативному влиянию может быть меньше, чем чем в полной семье, но где ребенок никто.

Ведь сирота ищет себе альтернативу родителям, а ребенок формально имеющий таких родителей, лишен и этого.

Вакансия занята.

 

Вот с точки зрения классической психологии, ты 1000 раз прав.

 

А с точки зрения Берта Хеллингера, нужно прежде всего восстанавливать отношения с биологическими родителями, какими бы замечательными не были приемные. Потому что ребенок прежде всего часть семейной системы, связанной кровными узами, и лишь потом уже часть семейной системы семьи приемной. И потом, не забывай, что ребенок-сирота в большинстве случаев имеет глобальную обиду на своих родных родителей, и эта обида разъедает его изнутри, как ржавчина, вне зависимости от того, как складывается его жизнь в приемной семье. Нужно отпустить обиду, которая тянет из человека большое количество энергии, и обесточивает его.

 

А дети, живущие в родной семье, все-таки имеют возможность энергетической подпитки. Они испытывают к родным спектр чувств, пусть и не всегда позитивных. Ведь по сути даже ненависть к родителю - это энергетический ресурс.

 

Хотя, каждая семейная ситуация очень индивидуальна. Очень!

Link to post
Share on other sites
  • 3 weeks later...

Maria Mirabella, хотела узнать про изгоев рода в методе Б.Хеллинга,и как решаются проблемы когда один из членов рода.чтобы род не прервался становиться алкоголиком,убийцей или наркоманом. Когда судьбы давно умерших родственников повторяются. Когда в роду семейные отношения не складываются . Однажды видела расстановки, сказкотерапию,но представления не имею как это исправляется. :10_4_6:

Link to post
Share on other sites

Maria Mirabella, хотела узнать про изгоев рода в методе Б.Хеллинга,и как решаются проблемы когда один из членов рода.чтобы род не прервался становиться алкоголиком,убийцей или наркоманом. Когда судьбы давно умерших родственников повторяются. Когда в роду семейные отношения не складываются .

Я хочу сразу оговориться, что я не специалист-расстановщик, а просто участник и поклонник метода.

 

В любой из описанных Вами ситуаций обычно ставят заместителей изгоя, алкоголика, убийцы и т.д. и остальных членов рода. Дальше, как правило, члены рода просят у него прощения, а расстановщик ставит изгоя на его законное место в семейной системе. Если заместителю изгоя комфортно на нем, значит расстановка прошла успешно и можно ожидать позитивных изменений в семейных отношениях. Но это в очень упрощенном виде. На самом деле, когда вся семейная система будет выстроена заместителями пойдет малопредсказуемый полумагический процесс, и что там реально произойдет и вылезет ведомо лишь Высшим силам))).

 

Когда судьбы давно умерших родственников повторяются, то обычно ставят много-много народу порядка 5-7 поколений и ищут с кого все началось. А дальше уже работают с человеком - источником проблемы, возвращают ему его судьбу.

 

Насчет "отношения не складываются" не могу никак прокомментировать, потому что формулировка очень размытая. Не складываться можно по всякому-разному...

 

А вообще, если вас метод зацепил почитайте Берта Хеллингера "В середине тебе станет легко" Он в этом труде не экономил на примерах, может сыщете и ответ на свой вопрос.

 

И еще я 27 апреля иду на очередную расстановочную сессию могу задать расстановщику вопросы, которые вас волнуют.

Link to post
Share on other sites

И еще я 27 апреля иду на очередную расстановочную сессию могу задать расстановщику вопросы, которые вас волнуют.

О!

Успешной тебе расстановки! если так можно выразится...))

Link to post
Share on other sites

О!

Успешной тебе расстановки! если так можно выразится...))

Спасибо, но я сама расставляться не буду. Пока не готова колыхать энергетику моих суицидальных родственников.

Я просто хочу теории черпнуть и заместителем побыть)

Link to post
Share on other sites

Насчет "отношения не складываются" не могу никак прокомментировать, потому что формулировка очень размытая. Не складываться можно по всякому-разному...

 

А вообще, если вас метод зацепил почитайте Берта Хеллингера "В середине тебе станет легко" Он в этом труде не экономил на примерах, может сыщете и ответ на свой вопрос.

 

И еще я 27 апреля иду на очередную расстановочную сессию могу задать расстановщику вопросы, которые вас волнуют.

Maria Mirabella ,вот такая ситуация прадед умер очень рано проблема с желудком была,на прабабушке остались 3 маленьких детей,1925 год сложно -голод,а если это село и нет хозяина очень сложно. У всех этих 3 детей семьи несчастливые один бил свою жену,детей ,жена погибла от эл. тока. Другого во время войны угнали в Германию на работы оттуда на Урал (психологическая травма)молчалив ушел в себя -жена любила выпить ,хозяйство вел сам,частые скандалы и унижения со стороны жены. Третью выдали замуж 1944,не до выбора,как сказала мама-всю жизнь везла хозяйство на себе, муж бегал с топором ,хотел оставить дочь и жену без дома. И следующие поколения все в разводе. Нет ни одной семьи кто счастливо жили, следующее поколение все имеют такую-же проблему.

 

27 апреля очередная расстановочная сессия,если это в Москве, ссылочку можно , и конечно буду очень признательна если узнаете что это за проблема. Спасибо .книгу найду и прочитаю.

Link to post
Share on other sites

Maria Mirabella ,вот такая ситуация прадед умер очень рано проблема с желудком была,на прабабушке остались 3 маленьких детей,1925 год сложно -голод,а если это село и нет хозяина очень сложно. У всех этих 3 детей семьи несчастливые один бил свою жену,детей ,жена погибла от эл. тока. Другого во время войны угнали в Германию на работы оттуда на Урал (психологическая травма)молчалив ушел в себя -жена любила выпить ,хозяйство вел сам,частые скандалы и унижения со стороны жены. Третью выдали замуж 1944,не до выбора,как сказала мама-всю жизнь везла хозяйство на себе, муж бегал с топором ,хотел оставить дочь и жену без дома. И следующие поколения все в разводе. Нет ни одной семьи кто счастливо жили, следующее поколение все имеют такую-же проблему.

Откровенно говоря, в такой ситуации я почти уверена, что теория поможет мало. Надо расставлять всех перечисленных вами родственников, чтобы через заместителей ушла негативная энергия, и члены семьи хотя бы в первом приближении примирились друг с другом.

 

Вообще ваша проблема часто-часто на расстановках всплывает, потому что в России и бывшем СССР тема ВОВ поломала не одну судьбу и наших предков, и нас настоящих. Да и революция тоже... А если еще всех абортированных детей вспомнить, то вообще обнять и плакать... У вас еще не самый жуткий вариант, поверьте...

 

27 апреля очередная расстановочная сессия,если это в Москве, ссылочку можно , и конечно буду очень признательна если узнаете что это за проблема. Спасибо .книгу найду и прочитаю.

Нет это не в Москве. Точнее расстановщики московские, но едут к нам в Калугу по приглашению, чтобы показать метод нашим студентам. Я могу вам в личку скинуть координаты Московского центра семейного консультирования, с которым мы давно сотрудничаем и из которого зовем спецов. Там постоянно проводят расстановки, отзывы очень хорошие.
Link to post
Share on other sites

Нет это не в Москве. Точнее расстановщики московские, но едут к нам в Калугу по приглашению, чтобы показать метод нашим студентам. Я могу вам в личку скинуть координаты Московского центра семейного консультирования, с которым мы давно сотрудничаем и из которого зовем спецов. Там постоянно проводят расстановки, отзывы очень хорошие.

Буду благодарна.
Link to post
Share on other sites

Maria Mirabella ,вот такая ситуация прадед умер очень рано проблема с желудком была,на прабабушке остались 3 маленьких детей,1925 год сложно -голод,а если это село и нет хозяина очень сложно. У всех этих 3 детей семьи несчастливые один бил свою жену,детей ,жена погибла от эл. тока. Другого во время войны угнали в Германию на работы оттуда на Урал (психологическая травма)молчалив ушел в себя -жена любила выпить ,хозяйство вел сам,частые скандалы и унижения со стороны жены. Третью выдали замуж 1944,не до выбора,как сказала мама-всю жизнь везла хозяйство на себе, муж бегал с топором ,хотел оставить дочь и жену без дома. И следующие поколения все в разводе. Нет ни одной семьи кто счастливо жили, следующее поколение все имеют такую-же проблему.

Светлана, я спросила у расстановщика про описанную вами проблему- повторяемость сценариев судьбы. Сказал, в общем-то, достаточно очевидные вещи. Проблема повторяется в том случае, если человек - основоположник этой проблемы ее не отреагировал эмоционально в своей жизни. Если он ее не прокричал, не проревел, не прочувствовал, а загнал внутрь и всю жизнь носил в себе глухой болью. Тогда его потомки эту глухую боль наследуют, и их задача ее вывести наружу, осознать и прореагировать. Тогда негативный сценарий прекратит свое существование, и появится возможность пожить своей жизнью.

 

Конечно, вашу проблему надо ставить и искать того, с кого все началось. И вовсе не факт, что это будет именно тот человек, на которого вы грешите. Расстановка может показать совершенно на другого. Я, например, была убеждена, что несу негативную энергетику отцовской линии, а в поле моей семьи выяснилось, что проблема едет по линии матери. Это малопредсказуемые вещи.

 

В целом, я очень довольно сегодняшней работой мастера. Качественно, четко, несопливо. Понравилось))

Link to post
Share on other sites

Maria Mirabella .я очень благодарна. Я уже использовала те координаты которые Вы указали ,читаю материалы,и собираюсь сходить поприсутствовать на расстановках.

:219: :219:

Link to post
Share on other sites

Maria Mirabella .я очень благодарна. Я уже использовала те координаты которые Вы указали ,читаю материалы,и собираюсь сходить поприсутствовать на расстановках.

:219: :219:

SVETLANA, кинь и мне координаты , пожалуйста. Я в процессе созревания посещения расстановки. Как-то мне близки эти расстановки. Уже и Вебера и Хелленгера почитала. Прониклась!

Когда сходишь поделишься впечатлениями?

Link to post
Share on other sites
  • 3 months later...

Не знаю как проходят расстановки у его последователей,

и насколько они также эффективны, как и у него самого.

Но в том, что у Б.Хеллингера есть эзотерические способности, я не сомневаюсь.

Более того, я даже в этом уверена.

Link to post
Share on other sites

Читала несколько лет назад про этод метод на немецком. Поэтому поняла не досконально. Самостоятельно такой эксперимент не проведёшь, вроде. Поэтому и забыла) А вообще интересно, мне кажется.

Link to post
Share on other sites
  • 1 year later...

Размещаю тут небольшой отрывок о личной вине человека из книги Б.Хеллингера.

Мы часто говорим о том, что можем чувствовать вину за что-то...мне кажется, очень полезный отрывок.

 

 

Хартмут: После расстановки семьи Роберта, видя, как он скорбит о рано ушедшей из жизни сестре, я долго думал о проблеме принятия на себя вины. Мне кажется, что я всю жизнь поступаю по какой-то опреде¬ленной программе погашения долгов, заглаживания вины и даже нашел для этого оправдание в структурах христианской религии.

Б.Х.: Все, кто подчиняется христианским догматам, стараются заг¬ладить какую-то вину или чувствуют себя обязанными это делать. И что еще хуже, они уверены, что это им по силам.

 

Личная вина человека - источник силы, при условии, что он при¬знает ее. У того, кто признает, что он виноват, пропадает чувство вины. Чувство вины появляется тогда, когда человек старается вытеснить ее или внушить себе, что он не виноват.

Признавший свою вину таким образом получает силу. Вина превращается в силу. Но когда мы отрицаем свою вину или стараемся убежать от ответственности и последствий, тогда мы испытываем чувство вины и становимся слабыми. Признанная вина способствует достижениям, на которые мы иначе не были бы способны.

С другой стороны, когда человек берет на себя чужую вину и ее последствия, это делает его слабым. Он не в состоянии совершить ничего полезного. Наоборот, под влиянием чужой вины он совершает только плохое. Кроме того, он еще и ослабляет того человека, от которого перенял на себя вину, потому что, принимая вину другого на себя, он лишает его силы, необходимой для достижения чего-то хорошего.

Когда какой-либо индивидуум принимает на себя вину другого, слов¬но он его заместитель, это с любой точки зрения производит плохое воздействие. Поэтому ты должен был сказать своей матери: «Какой бы ни была проблема вины между тобой и отцом, я все же уважаю вас как родителей. Я принимаю все, что вы мне дали, а в остальном оставлю вас в покое!» Произнеся эти слова, ты оставляешь вину и ее последствия у ро¬дителей. Твоя новая позиция позитивно отразится на них, даже если ты не произнесешь эти слова вслух. Твои родители должны посмотреть в глаза этой вине и ее последствиям, и ты станешь свободным, для того чтобы заняться своей собственной виной.

...

Б.Х. (участникам): Есть у вас еще какие-то вопросы на эту тему?

Клаудия: Я еще не все хорошо поняла. Тот, кто принимает на себя вину другого, делает себя слабым, не так ли?

Б.Х.; Он делает слабым и того, чью вину он взял на себя, и себя самого.

Клаудия: Я поняла, что это делает слабым другого. Но и самого себя?

Б.Х.: Да. И самого себя. Это всегда ослабляет. У того, кто несет чужой крест, не остается никаких сил для осуществления позитивных действий.

Но когда кто-то несет свой собственный крест, свою вину и судьбу, это делает его сильным. Он несет его с высоко поднятой головой, и эта сила позволяет ему совершать великие дела.

Link to post
Share on other sites

Ирина, спасибо.

Я только что прочитал последнюю книгу БХ "Исцеление". Немного разочарован. Наверное потому что у меня нет болезней ))

я очень надеялся найти описание ключей к расстановкам. Например -

 

смотрит в пол - там лежит кто-то из ушедших ранее

сжимает кулаки - испытывает гнев

 

судя о всему ты прочитала одну или несколько книг БХ. Есть ли в них такие расшифровки?

Link to post
Share on other sites

Ирина, спасибо.

 

судя о всему ты прочитала одну или несколько книг БХ. Есть ли в них такие расшифровки?

Рада, что заинтересовало:)

 

Я сама пытаюсь найти расшифровку и те, знания, на кот-х базируется его система. По книгам вижу, что у него есть ученики, так что не думаю, что найти расшифровку будет легко. Все-таки это практика. Есть у него и интуитивный подход и что важно знание по энергетике не поверхностное. Но также, думается, есть простой каркас, на кот-м все держится.

То, что БХ называет системой - в моем понимании очень классное исследование родового и семейного (как его части) эгрегоров в динамике. Когда в теории рассматривается статика, то тут движение в наглядных примерах.

В любом случае если я что-то встречу принесу сюда:) Мне тоже очень интересно)

 

п.с. пока читаю только вторую книгу. надо поднатаскаться))

Link to post
Share on other sites

Рада, что заинтересовало:)

 

Я сама пытаюсь найти расшифровку и те, знания, на кот-х базируется его система. По книгам вижу, что у него есть ученики, так что не думаю, что найти расшифровку будет легко. Все-таки это практика.

видео с практических курсов для психологов с пояснениями предостаточно в открытом доступе. Многие вещи я уже осознал и подсмотрел. У него есть курсы в Германии. Жаль мои финансы поют романсы, а то бы двинул )))

Link to post
Share on other sites

видео с практических курсов для психологов с пояснениями предостаточно в открытом доступе. Многие вещи я уже осознал и подсмотрел. У него есть курсы в Германии. Жаль мои финансы поют романсы, а то бы двинул )))

к видео еще не дошла:-)
Link to post
Share on other sites

к видео еще не дошла:-)

это же самая что ни на есть практика

))))

часто с практических семинаров, обучающих самих психологов и

с его пояснениями.

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

×
×
  • Create New...