Перейти к публикации
Форум - Замок

Крым: Татарский вопрос...


Алесь

Рекомендованные сообщения

совершенно верно..Турки там давно уже суетятся - школы, мечети открывают..

И по сути своей, если я не ошибаюсь - крымские татары - это ближе к туркам, чем к татарам..

Скорее у них корни одни(или предки), в смысле у татар и турков (это мне так муж говорит).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 99
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Скорее у них корни одни(или предки), в смысле у татар и турков (это мне так муж говорит).

да, именно это я и имела ввиду - только у крымских татар и турок...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

да, именно это я и имела ввиду - только у крымских татар и турок...

 

А чем, в плане корней, наши татары (казанские) от крымских отличаются?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А чем наши татары (казанские) от крымских отличаются?

незнаю..не копала еще )) но разница как выяснилась есть..Я задала вопрос настоящей татарке, живущей в России - как там ваши-то в Крыму? Она категорически открестилась от них и сказала, что крымские татары - это практически турки. У них и язык ближе к турецкому.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Татарско-турецкий фактор в судьбе полуострова

В Крыму, несмотря на все местное этническое разнообразие — а проживают на полуострове представители более чем 80 национальностей, — всегда был только один народ-«эндемик», а именно крымские татары (если не брать в расчет малочисленные этнические группы или народности, такие как крымчаки или караимы). На сегодняшний день татары составляют около 15 процентов населения полуострова (приблизительно 300 тысяч человек) и воспринимаются как неотъемлемая часть самого Крыма. В большинстве своем татары социально активны и занимают четко выраженную проукраинскую позицию. В связи с этим «татарский фактор» может сыграть определяющую роль в дальнейшей — и без того непредсказуемой — судьбе полуострова.

 

Татары

Крымско-татарский этнос сформировался на рубеже XIV–XV веков в результате слияния тюркских племен (гуннов, тюрко-булгаров, печенегов, кипчаков, огузов) с оседлым населением горных и прибрежных районов Крыма (потомков тавров, скифов, греков, готов, аланов и прочих). Само слово «Крым» тоже тюркского происхождения, предположительно произошло от «кырым», что означает ров, укрепление.

 

К началу XV века Золотая Орда, в состав которой входил Крым, ослабла в результате междоусобиц, походов Тамерлана и прочих внешних факторов, и полуостров стал фактически независимым. При поддержке Великого княжества Литовского власть в Крыму захватил Хаджи Гирей — первый из династии Гиреев, правившей Крымским ханством на протяжении всего периода его существования — до конца XVIII века. За это время крымские правители, относившие себя к Чингизидам, то есть потомкам Чингисхана, совершили десятки опустошительных набегов на украинские и русские земли. Один из ханов, а именно Девлет Гирей, в 1571 году сжег Москву, поставив все Русское государство на грань полного краха.

 

Крымские татары в своем подавляющем большинстве — мусульмане-сунниты, испытавшие сильное влияние турецкой культуры. Уже во второй половине XV века Крымское ханство попало в зависимость от Османской империи, основная часть прибрежных городов полуострова — Гезлев (Евпатория), Кафа (Феодосия) и прочие — находились под непосредственным управлением султана. В качестве турецкого вассала ханство существовало до 1774 года, когда по Кучук-Кайнарджийскому миру между Россией и Турцией оно наконец получило независимость. Впрочем, независимость продолжалась недолго — уже в 1783 году российская императрица Екатерина II выпустила манифест, которым присоединила земли ханства к территории России.

 

Население полуостровной части Крымского ханства (помимо собственно Крыма в его состав входили также территории Северного Причерноморья и Кубани) ко времени его присоединения к России, по оценкам историков, составляло около полумиллиона человек, причем на 92 процента состояло из крымских татар. Российская экспансия вызвала массовую миграцию татар на земли Османской империи — к концу XVIII века в Крыму насчитывалось чуть более 100 тысяч татар. Вторая волна миграции пришлась на период после окончания Крымской войны в середине XIX века. На сегодняшний день в Турции проживает более пяти с половиной миллионов потомков крымских татар.

 

Третья волна миграции татар, чьи попытки во время революции и Гражданской войны создать собственное государство пресекались и белыми, и красными, была насильственной: в 1944 году более 200 тысяч татар были выселены в Среднюю Азию. Предлогом для депортации послужило то, что татары, по данным советских властей, активно сотрудничали с немецкими оккупантами. С фактами спорить трудно: действительно, гитлеровцы широко использовали татар для борьбы с партизанскими отрядами, а общее число вооруженных коллаборационистов из числа крымских татар достигало 20 тысяч человек. В то же время, с оккупантами сотрудничали представители и других национальностей, а тысячи татар воевали и в рядах Красной армии — самым известным из них стал дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. При этом в Берлине и слышать ничего не желали о намерениях татар построить в Крыму собственное государство — а именно из этих соображений некоторые лидеры татарской общины пошли на сотрудничество с немцами. Власти Германии же планировали включить полуостров непосредственно в состав Третьего рейха.

 

Возвращаться на историческую родину татары начали в конце 1980-х годов. Причем в борьбу за право вернуться в Крым они вступили задолго до распада СССР — одним из самых активных защитников прав соплеменников, проживавших тогда на территории Узбекистана, стал Мустафа Джемилев, будущий председатель Меджлиса (этнического парламента) крымских татар.

 

Еще в 1956 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о снятии с депортированных народов режима спецпоселения. Но этот документ не касался крымских татар, поскольку не снимал с них обвинения в измене родине. Тем не менее, в среде депортированных начали формироваться инициативные группы по сбору подписей под петициями к властям. В этих петициях авторы пытались убедить руководство страны в лояльности крымских татар и просили позволить общине вернуться на историческую родину. Однако власти в ответ лишь начали преследования активистов. Тем не менее, начиная с 1960-х годов крымско-татарcкая общественность проводила массовые акции в городах Узбекистана, где проживало наибольшее число депортированных, в поддержку требований, изложенных в петициях.

 

К началу 70-х годов множество крымско-татарских активистов было арестовано и протестное движение пошло на спад. Некоторым из татар все же удалось в те годы вернуться в Крым, но большинству ненадолго — паспортный режим на полуострове был усилен, и переселенцев попросту выгоняли из домов. Только в 1987-м году под председательством Андрея Громыко начала работать Госкомиссия по вопросам возвращения крымских татар. На тот момент они составляли один процент от населения полуострова (и один процент от населения Узбекистана, в количественном выражении — немногим больше 180 тысяч человек), но уже в последующие годы репатриация приняла массовый характер.

 

Если по переписи 1989 года в Крыму проживало 38 тысяч татар, то через десять лет после этого их было уже 250 тысяч. При этом возвращение коренных жителей привело к череде конфликтов с местными — поводом для ссор в первую очередь служили так называемые «самозахваты». По данным Республиканского земельного комитета, с 1991-го по 2007 год на полуострове было захвачено более 40 тысяч гектаров земли, на которых расположились около 300 поселков компактного проживания крымских татар. В ряде случаев для усмирения татар и их противников властям приходилось вызывать спецназ, пускать в ход слезоточивый газ и светошумовые гранаты. В основном татары, которым изначально запретили селиться на Южном берегу Крыма и в Севастополе, «осваивали» земли в районе Симферополя, вдоль Евпаторийской трассы, в Судаке, Алуште, Партените.

 

К концу 2000-х годов масштаб самозахватов существенно сократился, но отношения между татарами и русскоязычным населением до сих пор остаются прохладными. Перспективы этого «холодного мира», видимо, стоит оценивать с учетом заявления Джемилева, прозвучавшего в прошлом году. По его словам, ожидается, что в Крым должны вернуться еще около 100-120 тысяч крымских татар, все еще проживающих в странах бывшего Союза. Правда, теперь, когда обстановка на полуострове больше напоминает фронтовую, а его статус поставлен под вопрос, еще неизвестно, захотят ли они покидать обжитые места.

Сразу же после того, как первые татарские репатрианты прибыли в Крым, они попытались заявить и о своих политических правах. 26 июня 1991 года в Симферополе был созван национальный съезд, высший полномочный представительный орган крымско-татарского народа — Второй Курултай (первый прошел еще в 1917 году). А уже 6 июля того же года состоялось первое заседание Меджлиса крымско-татарского народа. На курултае была принята декларация о национальном суверенитете татар. В ней, в частности, утверждалось, что Крым является «национальной территорией» крымско-татарского народа, на которой только он «обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международных правовых актах, признанных мировым сообществом». Там же указывалось, что «земля и природные ресурсы Крыма, включая его оздоровительно-рекреационный потенциал, являются основой национального богатства крымско-татарского народа и источником благосостояния всех жителей Крыма» и «не могут использоваться помимо воли и согласия крымско-татарского народа».

 

Впервые «татарский фактор» сыграл свою роль 1 декабря 1991 года, когда — благодаря в том числе и голосам 80 тысяч татарских избирателей — 54 процента крымчан поддержали на референдуме провозглашение независимой Украины.

 

В 1994 году татарам предоставили 16 мест в парламенте Крыма на основе национальных квот для «депортированных народов». В следующий парламент представители Меджлиса не прошли, но впоследствии крымско-татарские политики проникали в законодательную власть по спискам других партий, например Народного руха Украины. В этой связи стоит отметить, что татары изначально взяли курс на сотрудничество с проукраинскими партиями, ибо политический противник у тех и других был один — силы, ориентированные на Россию. В Крыму позиции украинских националистов всегда были крайне слабы, поэтому на защиту украинской государственности здесь встали именно татары.

 

Это, впрочем, не мешало им регулярно обвинять как крымские, так и украинские власти в том, что те игнорируют их интересы и таким образом подталкивают татар к противозаконным действиям, то есть тем самым самозахватам. По словам Джемилева, с 1991-го по 2012 год недофинансирование программ помощи репатриантам составило 438 миллионов гривен (более 50 миллионов долларов). «Таким образом, я могу смело утверждать, что государство практически отстранилось от решения проблем депортированных», — утверждал татарский лидер в прошлом году.

 

Тем не менее 26 февраля 2014 года на площади перед зданием Верховного совета Крыма в Симферополе, где собрался митинг под российскими флагами, татары в очередной раз продемонстрировали, что в противостоянии Москва — Киев они выбирают сторону последнего. Более 15 тысяч татар совместно с украинскими патриотами оттеснили оппонентов от здания парламента и даже прорвались внутрь. Это, однако, не помогло — следующей же ночью парламент был захвачен «неизвестными вооруженными людьми», и с тех пор власти Крыма круто развернули автономию в сторону России.

 

Татары пока занимают выжидательную позицию и на улицы не выходят. Рефат Чубаров, сменивший Джемилева на посту председателя Меджлиса, отказался признать легитимным новое правительство Крыма во главе с Сергеем Аксеновым и призвал всех жителей полуострова вне зависимости от национальности бойкотировать предстоящий референдум по вопросам о присоединении Крыма к России или о сохранении расширенной автономии в составе Украины (дата плебисцита — 16 марта). Вместе с тем Чубаров признал, что новое руководство автономии сулит татарам те самые блага, которых они тщетно добивались все годы независимости Украины — и финансовую помощь, и места в новом парламенте и правительстве. По словам Аксенова, крымским татарам предлагается выделить должности одного вице-премьера, двух министров, а также должности замминистра «практически в каждом министерстве», включая силовые ведомства.

 

В свою очередь, вице-премьер нового крымского правительства Рустам Темиргалиев пообещал, что Россия гарантирует соблюдение всех социально-экономических прав крымских татар. «Что дала Украина крымским татарам? 150 миллионов долларов за 22 года независимости для почти 300 тысяч человек? Хоть как-то были защищены права крымских татар, вернувшихся на Родину после депортации?» — написал Темиргалиев на своей странице в Facebook. По его словам, Россия за два года решит все инфраструктурные вопросы в местах компактного проживания татар.

 

Чтобы склонить татар на пророссийские позиции, Крым посетила делегация во главе с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, однако в Меджлисе своего отношения к происходящему пока не меняют. «В условиях, когда на улицах войска, — говорит Чубаров, — в условиях, когда идет полная правовая вакханалия, объявление какого-либо референдума, а также при отсутствии законодательства — это является действием для дальнейшей дестабилизации ситуации в Крыму».

Говоря о будущем крымских татар, Чубаров возвращается к событиям 70-летней давности. «В отношении крымско-татарского народа в ХХ столетии был совершен геноцид, когда мы утратили половину своей численности, — заявил он «Ленте.ру». — Последствия катастрофы, усугубленные насильственным удержанием в изгнании без малого 50 лет, не устранены и сегодня. И поныне на свою родину смогли возвратиться лишь около 300 тысяч крымских татар, более 150 тысяч все еще остаются в изгнании, поскольку не имеют возможности самостоятельно преодолеть все препятствия на пути к возвращению домой».

 

Нынешний статус Крыма лидера крымских татар не устраивает (как не устраивает он и русскоязычных граждан), но это, по его мнению, еще не является поводом для выхода автономии из состава Украины. «Безусловно, сегодняшний статус Крыма нуждается в переформатировании, — говорит председатель Меджлиса. — Необходимы кардинальные изменения в конституции Крыма, позволяющие и крымским татарам быть уверенными в своем развитии, сохранении своей языковой, культурной и религиозной идентичности. Как вы понимаете, у крымских татар за пределами Крыма нет иной исторической территории или этнически тождественного государства, где они могли бы реализовать свое право на самоопределение. Однако сегодняшний статус Крыма совершенно не учитывает эту особенность… Но нас вполне устраивает будущее Крыма в составе независимой Украины, которая, в свою очередь, органично вольется в Европейский союз».

 

Турки

В любой дискуссии по поводу статуса Крыма, в которой татары фигурируют как «третья сила», часто упоминается и Турция. Дескать, Анкара имеет столько же прав на полуостров, сколько и Москва с Киевом, и татары якобы готовы поддержать притязания бывшего сюзерена, если таковые будут продемонстрированы.

 

О реакции татар на возможную активность турок на крымском направлении можно только догадываться, но сами турки никакой активности пока не проявляют. Правда, некоторые турецкие издания, в частности Hurriyet, уже предположили, что в случае провозглашения Крымом своей независимости (а речи об этом пока не идет) Анкара имеет право объявить полуостров турецкой территорией. Издание отмечает, что еще в 1991 году, после распада СССР и провозглашения независимости Украины, Турция имела формальное право вернуть себе Крым. «Однако правительство Турции, которое тогда возглавлял Тургут Озал, учитывая геополитические изменения на севере страны и изменения общей мировой конъюнктуры, не стало отстаивать эту позицию. Турция ограничилась тем, что потребовала восстановления прав крымских татар, проживающих в Крыму в меньшинстве», — заключает Hurryet.

При этом турецкая газета, как и многие «эксперты», рассуждающие о правах Турции на Крым, ссылаются на некий пункт российско-турецкого договора 1783 года, в котором якобы сказано, что Крым не может провозгласить независимость и не принадлежать никакой третьей стороне, — он якобы обязательно должен находиться в составе либо Российской, либо Османской империи. «Экспертов» при этом не смущает, что в указанном году никакого договора между Стамбулом и Санкт-Петербургом не заключалось. Этим годом датирован манифест Екатерины о присоединении Крыма и только. В нем ничего подобного не утверждалось, равно как не могло этого утверждаться в Кучук-Кайнарджийском договоре, который провозглашал независимость Крыма, и в последующем Ясском договоре, закреплявшем принадлежность полуострова России.

 

Доподлинно неизвестно, откуда взялась теория о правах Турции на Крым, но эту позицию, например, еще в 2004 году высказывал лидер крымских коммунистов Леонид Грач. Очевидно, распространение этой «утки» было выгодно различным пророссийским политикам, пугавшим свой электорат ростом влияния Турции — и, как следствие, исламистских настроений — на полуострове.

 

«Ваххабизм проник в Крым более трех лет назад. Сначала это была "ползучая интервенция", теперь — явно выраженная тенденция… В Бахчисарае они организовали "штаб" преступной группировки, контролирующей Сакскую, Бахчисарайскую и Ялтинско-Алуштинскую зоны. Лагерь боевиков обнаружили даже на горе Ай-Петри», — рассказывал Грач о «крымских ваххабитах» десять лет назад.

 

Сегодня тональность высказываний на эту тему со стороны пророссийских политиков почти не изменилась. «Пока русские и украинцы выясняют отношения, очень классно и грамотно работают турки и остальные», — говорит один из лидеров казачьего движения Крыма Юрий Першиков. По его словам, в том случае, если Крым вдруг обретет независимость, он сразу «получит экспансию Турции и экспорт радикального ислама». «Многие говорят: "НАТО, НАТО", — рассуждает Першиков. — Для нас же ближайшая страна НАТО — это Турция. И мы понимаем, что, если здесь не будет Черноморского флота, сдерживающего фактора в Севастополе, там будет стоять турецкий флот со всеми вытекающими отсюда последствиями».

 

Однако, сколько бы ни говорили о лагерях ваххабитов в предгорьях Роман-Коша или Ай-Петри, до сих пор обнаружить их не удавалось. И все равно тема с присутствием в Крыму банд радикальных исламистов, непосредственно поддерживаемых Турцией, продолжает вбрасываться в СМИ.

 

По мнению историка Сергея Балмасова, турецкие спецслужбы, в том числе такая известная, как MIT, взаимодействовали с крымско-татарской общиной на протяжении всего постсоветского периода. Кроме того, влияние Анкары, полагает эксперт, поддерживалось и за счет развития финансово-экономических связей с Меджлисом. В частности, с помощью Турции был создан собственный крымско-татарский банк «Имдат» («Возвращение»). Деньги банка использовались для финансирования строительства жилья, а также якобы для приобретения оружия.

Если же абстрагироваться от ваххабитов и боевиков, то поддержка Турции действительно могла бы укрепить позиции крымских татар. Правда, желания влезать в дела полуострова Анкара пока не демонстрирует. Еще в прошлом году Мустафа Джемилев жаловался, что единоверцы с другого берега Черного моря не выполнили свои обещания перед крымскими татарами, хотя ранее премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган обещал финансово поддержать строительство Соборной мечети в Симферополе, крымско-татарского культурного центра и трех национальных школ.

 

Тем не менее надежда на Турцию все еще сохраняется. «Глава МИД Турции Ахмет Давутоглу мне сказал такие слова: "Не сомневайтесь, если крымские татары будут подвергаться опасности, Турция будет первой страной, которая придет на помощь"», — заявил на днях Джемилев. По его словам, Турция готова оказать татарам «всестороннюю помощь — в экономическом плане, дипломатическую помощь». Однако несмотря на эти заявления и митинги в поддержку крымских единоверцев, прошедшие в Турции, сложно себе представить, чтобы Анкара решилась на какие-то кардинальные меры — по всей видимости, она ограничится традиционной дипломатической «озабоченностью». По крайней мере, на официальном уровне.

 

В заявлении МИД Турции от 7 марта говорится, что политический кризис на Украине должен быть урегулирован с учетом территориальной целостности страны и в соответствии с международным правом и соглашениями. Провозглашенный в Симферополе референдум, как полагают в Анкаре, не будет способствовать стабильности на полуострове. Во внешнеполитическом ведомстве также призвали все стороны конфликта следовать здравому смыслу и проявлять сдержанность.

 

Сдержанность турецкой позиции ранее подтвердил сам глава МИД Ахмет Давутоглу. «Действующая власть может попытаться превратить вопрос с Крымом сначала в кризис между крымскими татарами и Россией, а затем — между Россией и Турцией. Но мы не позволим этому случиться. Крым — в первую очередь проблема Украины, а уже потом — всего остального мира», — заявил министр.

 

На этом фоне предположения СМИ о том, что давнишнее противостояние России и Турции из-за Крыма может возобновиться, вряд ли имеют под собой веские основания.

 

Петр Бологов

 

http://lenta.ru/articles/2014/03/10/tatar/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

незнаю..не копала еще )) но разница как выяснилась есть..Я задала вопрос настоящей татарке, живущей в России - как там ваши-то в Крыму? Она категорически открестилась от них и сказала, что крымские татары - это практически турки. У них и язык ближе к турецкому.

Да что ты? Кто бы мог подумать? А зачем тогда президент Татарстана Минниханов ездил в Крым?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да что ты? Кто бы мог подумать? А зачем тогда президент Татарстана Минниханов ездил в Крым?

Так они ж там оказались совершенно случайно!

Совпадение чистой воды! Мимо проезжали вроде...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так они ж там оказались совершенно случайно!

Совпадение чистой воды! Мимо проезжали вроде...

Просто мимо проехали или чего-то наобещали? )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да что ты? Кто бы мог подумать? А зачем тогда президент Татарстана Минниханов ездил в Крым?

Зачем сейчас политики туда ездят - ласковые слова сказать о мире, о дружбе )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Просто мимо проехали или чего-то наобещали? )))

Ага. Наобещали. Тесного сотрудничества...

Они же вроде как "один народ", надо вместе держаться...

Или ещё чего. Меня там, к сожалению, не было. Или к счастью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Зачем сейчас политики туда ездят - ласковые слова сказать о мире, о дружбе )))

Ага. Наобещали. Тесного сотрудничества...

Они же вроде как "один народ", надо вместе держаться...

Или ещё чего. Меня там, к сожалению, не было. Или к счастью.

А крымские татары как отреагировали? Будут дружить семьями или нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А крымские татары как отреагировали? Будут дружить семьями или нет?

Кстати, туда одним из первых Жириновский ездил. Можешь представить, что он там говорил..))

 

Не знаю, что обещал Миниханов и как отреагировали татары. Видела только в новостях, что вместе посидели в мечети, помолились..Видать дружбу и поддержку обещал. Татарам сейчас в РФ живется хорошо... Это я знаю точно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А крымские татары как отреагировали? Будут дружить семьями или нет?

Я точно помню, что выкладывала статью,

где упоминался этот приезд. Но вот где? :))

Татарам что-то не понравилось. Не в восторге.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я точно помню, что выкладывала статью,

где упоминался этот приезд. Но вот где? :))

Татарам что-то не понравилось. Не в восторге.

На предыдущей странице. Статья от Форбс. Ближе к концу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На предыдущей странице. Статья от Форбс. Ближе к концу.

Помню эту статью, всерьёз даже не приняла. Была дважды в Бахчисарае, посёлок городского типа, даже численностью не возьмут, а значит ничего не решают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Наташ, ну вот сейчас находясь в Казани и спросив у настоящего татарина еще раз подтверждаю- наши татары и крымские татары- это разные народы.

Как мне сейчас сказал умный татарин у нас говорит даже фенотип разный - о как! )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Наташ, ну вот сейчас находясь в Казани и спросив у настоящего татарина еще раз подтверждаю- наши татары и крымские татары- это разные народы.

Как мне сейчас сказал умный татарин у нас говорит даже фенотип разный - о как! )))

Ир, так я верю. А что они ещё говорят, не против присоединения Крыма к России?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ир, так я верю. А что они ещё говорят, не против присоединения Крыма к России?

А им -то что? )) нее, они не против Во всяком случае кого я успела "опросить" в Казани, включая даже таксиста - вообще считают, что Крым и был Российский..И ему точно хуже не будет, потому что очень уж низкий уровень жизни там..Т.е. не проиграют в любом случае

У татар наших в свое время тоже были ведь идеи отделяться, в смутные 90-е кажись Давно оставили эту идею Потому как неплохо им живется в составе России

Я еще почему Казань люблю Сам город так себе, не в моем вкусе (разве что мечеть ну очень красива и вид сверху на город), мне там нравится как раз атмосфера спокойствия и благожелательности Живут там татары с русскими и как-то не парятся своими национальностями, хотя верхние посты естественно татары занимают.. Хотя ну и что? вообщем правильно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А им -то что? )) нее, они не против Во всяком случае кого я успела "опросить" в Казани, включая даже таксиста - вообще считают, что Крым и был Российский..И ему точно хуже не будет, потому что очень уж низкий уровень жизни там..Т.е. не проиграют в любом случае

У татар наших в свое время тоже были ведь идеи отделяться, в смутные 90-е кажись Давно оставили эту идею Потому как неплохо им живется в составе России

Я еще почему Казань люблю Сам город так себе, не в моем вкусе (разве что мечеть ну очень красива и вид сверху на город), мне там нравится как раз атмосфера спокойствия и благожелательности Живут там татары с русскими и как-то не парятся своими национальностями, хотя верхние посты естественно татары занимают.. Хотя ну и что? вообщем правильно

Ага, были, были тёрки у Татарстана с Россией в 90-ых, чуть до войны не дошло, но хватило ума остановится.

А я вчера почитала Симферопольский форум. Так вот некоторые писали, общаясь с западными украинцами и киевлянами, в свой адрес слышат только проклятия. В смысле вы крымчане такие сякие, предатели и все о...фонарели, что хотите проводить референдум и вообще в Россию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Крымскотатарский народ заявил о своем праве на самоопределение в составе Украины

 

Об этом говорится в принятом 15 марта 2014 года Обращении Меджлиса к Верховной Раде Украины и ко всему украинскому народу, подписанному председателем Меджлиса крымскотатарского народа Рефатом Чубаровым.

 

В Обращении подчеркивается, что крымские татары категорически отвергают любые попытки определить будущее Крыма без свободного волеизъявления крымскотатарского народа – коренного народа Крыма.

 

Крымские татары призывают Верховную Раду и другие высшие органы государственной власти Украины немедленно и совместно с международными организациями (ООН, ОБСЕ, Совет Европы, Европейский Союз) обеспечить свободное волеизъявление на осуществление крымскотатарским народом неотъемлемого права на самоопределение на своей исторической территории – Крым.

 

Полный текст Обращения Меджлиса крымскотатарского народа:

 

Меджлис крымскотатарского народа – высший полномочный представительный орган крымскотатарского народа,

 

- в условиях реальной угрозы безопасности и свободе крымских татар и всех жителей Крыма, независимо от их национальности,

 

- представляя масштабы последствий, неизбежных в результате прямого военного вмешательства и планах аннексии Крыма иностранным государством,

 

- осознавая исключительную ответственность перед нынешним и будущими поколениями крымскотатарского народа,

 

- помня обо всех потерях, унижениях, лишениях и репрессиях, которые пережил крымскотатарский народ со времени аннексии Крыма в 1783 году и утраты им своей многовековой государственности,

 

- стремясь не допустить повторения геноцида 18 мая 1944 года, когда крымскотатарский народ подвергся насильственной депортации со своей исторической Родины,

 

- отстаивая традиционные методы ненасильственной борьбы за свои права,

 

- основываясь на общепризнанных нормах международных документов, гарантирующих право на самоопределение — Устава ООН, резолюции № 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 года, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой 24 октября 1970 года, и других,

 

- опираясь на Декларацию ООН «О правах коренных народов» от 13 сентября 2007 года, предусматривающей, в частности:

 

а) право коренного народа на самоопределение (статья 3),

 

б) право коренного народа на автономию и самоуправление (статья 4),

 

в) право коренного народа на полноценное участие — по собственному выбору — в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства своего проживания (статья 5),

 

г) что военная деятельность не может вестись на территории коренного народа без его согласия или его просьбы об этом (статья 30),

д) право коренного народа на доступ и быстрое решение в рамках справедливых процедур урегулирования конфликтов и споров с государствами и другими сторонами (статья 40);

 

е) что положения Декларации не могут быть использованы или истолкованы в ущерб территориальной целостности или политического единства суверенного и независимого государства (статья 46),

 

- базируясь на Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа, принятой II Курултаем крымскотатарского народа 28 июня 1991 года,

 

- считая, что Украинское государство не сделало все от нее зависящее для восстановления прав крымскотатарского народа и определения статуса крымских татар как коренного народа в Крыму, в результате чего крымские татары подвергались дискриминации со стороны официальных властей,

 

обращаемся ко всему Украинскому народу, его представителям в Верховной Раде Украины со следующим:

 

1) подтверждаем свое признание Украины как суверенного и независимого государства в существующих границах;

 

2) решительно осуждаем акт агрессии со стороны Российской Федерации и план по аннексии Крыма, рассматривая эти действия как грубое нарушение международного права, дестабилизирующее существующую систему межгосударственных отношений;

 

3) не признаем крымский референдум 16 марта 2014 года, проводимый с целью изменить территориальную принадлежность Крыма, легитимным и соответствующим международном праву и Конституции Украины;

 

4) категорически отвергаем любые попытки определить будущее Крыма без свободного волеизъявления крымскотатарского народа – коренного народа Крыма.

 

5) право решать, в каком государстве жить крымскотатарскому народу, принадлежит исключительно самим крымским татарам;

 

6) убеждены, что восстановление прав крымскотатарского народа и реализация им права на самоопределение на своей исторической Родине должны осуществляться в составе суверенного и независимого Украинского государства;

 

7) считаем, что любая власть в Крыму должна формироваться и осуществлять свою деятельность лишь при условии свободно выраженной воли и согласия крымскотатарского народа;

 

8) обращаемся к Верховной Раде Украины с призывом присоединиться к Декларации ООН о правах коренных народов;

 

9) призываем признать и закрепить законами и иными правовыми актами Украины статус крымскотатарского народа как коренного народа Крыма;

 

10) призываем Верховную Раду и другие высшие органы государственной власти Украины немедленно и совместно с международными организациями (ООН, ОБСЕ, Совет Европы, Европейский Союз), с целью реализации естественных прав крымскотатарского народа, предусмотренных международными актами о правах коренных народов, обеспечить свободное волеизъявление на осуществление крымскотатарским народом неотъемлемого права на самоопределение на своей исторической территории – Крым.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Для справки:

Крымские татары / Этногенез крымцев

 

Ногайский компонент в этногенезе крымских татар

 

Формирование татов как этнической основы современных крымских татар

 

Ялыбойлю - особая культурная и антропологическая группа крымцев

 

Христианский и шиитский пласт в истории крымцев

 

Современная ситуация в Крыму

 

Крымские татары (крымцы), как этнос, сформировались в Крыму и являются потомками различных народов, переселявшихся в Крым. Основные этнические группы, населявшие в разные времена полуостров - это тавры, киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, греки, готы, гунны, римляне, протоболгары, хазары, печенеги, половцы, монголо-татары, итальянцы, черкесы, малоазийские турки.

 

Люди. Крымские скифы. Реконструкция костюма.Несомненно, что все перечисленные народы в разной мере оказали (или совсем не оказали!) влияние на формирование современного крымкотатарского населения Крыма. Самые ранние, известные нам из античных источников, житетели Крымского полуострова - тавры и киммерийцы исчезли, как культурные общности, за долго до н.э., растворившись в более многочисленных пришельцах - античных греках и скифах. Хотя физический тип этих народов, несомненно, мог сохранятся ещё длительное время в различных изолированных популяциях, проживавших в горном Крыму.

 

Из имеющихся археологических материалов с полной уверенностью можно утверждать, что изначальные жители этих мест - тавры, были автохтонным населением, реликтом мегалитической эпохи, оставившем характерные памятники (менгиры, кромлехи, дольмены) по всему Средиземноморью. По характеру захоронений, а отчасти и керамики, тавры были близки к населению Западного Кавказа, где отмечается наибольшая концентрация мегалитических памятников в пределах бывшего Советского Союза.

 

Близость двух регионов обусловила значительные этнические контакты между Крымом и Кавказов и в последующие исторические эпохи.

 

С полной увереностью можно сказать, что определяющим этническим (культурно-лингвистическим) компонентом в формировании крымских татар был тюркский: кипчако-половецкий в Степном Крыму и огузский (малоазийские тюрки) - на Южном берегу Крыма. Но это утверждение больше относится к области культуры и языка, подверженных значительным измениям в историческом плане, но не показывающем генетические связи народа.

 

Люди. Крымцы. Гравюра 19 века из собрания Крымского краеведческого музея.По вопросу о происхождении современного крымскотатарского этноса более ясную картину дают антропологические и генетические исследования, проводившиеся в разное время среди населения Крыма.

 

По современным генетическим исследованиям на основе наследования по Y-хромосоме большинство крымских татар относится к гаплогруппе R1a1 (индо-арийская гаплогруппа, сформировавшаяся в Восточной Европе и участвовашая в заселении Индии) - 32%. Для сравнения среди других народов: худжандские таджики (64 %), киргизы (63 %), ишкашими (68 %), лужичане Германии (63 %), поляки (ок. 56 %), русские (52 %), белорусы (52 %), украинцы (ок. 48 %), казанские татары 34 %, болгары - 14.7%. В Европе имеет довольно незначительное распространение: Исландия - 23 %, Швеция - 18-22 %. В то же время, поразительным фактом является абсолютный максимум у брахманов индийских штатов Западная Бенгалия и Уттар-Прадеш - 72 % и 67 %. В Иране данная гаплогруппа представлена лишь 25 %.

 

Также значительную долю среди крымских татар имеют носители гаплогрупп J1 (ближневосточная группа, характерная для еврейского населения) и G (западнокавказская) - 18%.

 

В настоящее время гаплогруппа G с наибольшей частотой встречается среди осетин (до 75 %), терских казаков (53%) и шапсугов (около 80 %). До 17 века Черкессия (Западный Кавказ) также была частью Крымского ханства, между двумя регионами происходили значительные миграции населения (в крымской топонимике довольно часто встречается топоним "черкес", "черкес-кермен").

 

J2 (ближневосточная группа) имеет среди крымских татар тоже значительный процент - 14.

 

Следствием монгольского завоевания Крыма является распространение среди татар, прежде всего, степных (ногаев), гаплогруппы C, характерной для Центральной Азии, - 9%.

 

Гаплогруппы E и I - по 5% каждая. Основной ареал распространения имеют на Балканском полуострове и юге Италии. Гаплогруппа E (хамитская), кроме Балканского полуострова, представлена в Северной Африке (Египет, Марокко) и Эфиопии, где как считается она и возникла.

 

Среди крымских татар полностью отсутствует гаплогруппа N, представленная в основном среди финно-угорских народов (среди русских - 16%). В целом, если говорить о генофонде крымцев, то у них отмечается один из мировых максимумов по по количеству гаплогрупп - 26 гаплотипов по Y-хромосоме. Для сравнения - среди украинцев восемь (проект Генография).

 

Ещё в 1926 году Г.А. Бонч-Осмоловский произвёл основательные антропометрические исследования населения Крыма, которые дали возможность Н. Теребинской-Шенгер выделить в рамках крымко-татарского народа три основных антропологических типа, имевших в то время конкретную географичекую привязку на полуострове:

 

1. Степные татары.

 

2. Горно-предгорные татары.

 

3. Южнобережные татары.

 

Ногайский компонент в этногенезе крымских татар

 

Степные татары (ногаи) в расовом отношении европеоиды с элементами монголоидности (около 10 %). Они имеют меньший рост, меньшую высоту черепа, меньший размер длины глазной щели и больший угол косого разреза, чем у других типов.

 

Люди. Кибитка крымского татарина.К этому можно добавить описание Густава Радде (1856 г.): "...желтоватый и темный цвет лица, нередко переходящий в медно-красный; глаза темные; нос небольшой и почти всегда сплюснутый; волосы черные и борода весьма редкая".

 

Обе характеристики указывают на несомненное присутствие монголоидного расового комплекса, характерного для средневекового населения южнорусских степей - монголо-татар и смешавшихся с ними кипчаков (половцы древнерусских источников).

 

Диалект степняков принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков.

 

На значительный кипчакский компонент в Крыму указывают многие источники: арабский географ ал-Идриси (12 век), монах-францисканец Вильгельм Рубрук (13 век).

 

Турецкий путешественник 17 века Эвлия Челеби так охарактеризовал население Степного Крыма: "Татары говорят на 12 языках, а язык одних понимают через переводчика...Есть там прежде всего язык чагатайский (староузбекский), а затем язык кумыкский, язык монгольский или ногольский, язык туркменский, ногайский, кайтацкий, моракский, хешдекский, дагестанский, аджамский, хинди, узбекский и болгарский. Люди все эти татары. Этот народ татарский не знает наговоров, клеветы, недоверия, ненависти, высокомерия или зависти, он не склонен кого-либо предавать бесчестию, настраивать одних против других...Слыша, что должен прийти сплетник или клеветник, люди эти убегают от него. Вреждебность свою и ненависть показывают только тогда, когда идут с войной на другие народы или когда на них нападают и грабят...Питаются они всегда мясом. Едят они мясо всякого зверя, а в его шкуру одеваются, то есть делают из него шубу....смешав кровь с пшеном, пьют кровь всякого зверя, как похлебку. Есть также несколько тысяч татар, которые в жизни своей никогда не пили воды. Пьют они вместо этого разновидность молока кобыльего (кумыс). Кроме этого народа ногаев, живут на полуострове Крымском люди, привыкшие сторониться других, сведущие в ремесле и науках. Люди эти называются бадыраками."

 

Формирование татов как этнической основы современных крымских татар

 

Горно-предгорные татары относятся к среднеевропейскому расовому типу и внешне похожи на представителей народов Центральной и Восточной Европы. Довольно часто встречаются переходные и светлопигментированные типы. По росту, высоте черепа, длине и разрезу глазной щели они ближе к степным группам, а по другим размерам анатомического строения лица - к южнобережным татарам.

 

Люди. Горные крымские татары. Рисунок Де Палдо 18 век.Нужно заметить, что приведённые данные по антропологии горных татар до некоторой степени являются обобщёнными, так как население практически каждой деревни горного Крыма имело свои особенности.

 

Диалект горных татар также относится к группе кипчакских языков, но с уже большим количеством огузских заимствований и заметным числом арабских и греческих слов.

 

Густав Радде так описывал горных татар: "...они высокого роста и хорошо сложены, цвeт лица у них более светлый, приближающийся к цвету кавказского племени, глаза большие и темные, волосы и борода густые и черные."

 

Необходимо отметить, что среди населения горного Крыма (район Бахчисарая) нередок и светлопигментированный тип (светлые волосы, голубые глаза).

 

Некоторые исследователи считают их потомками готов (германских племён эпохи Великого переселения народов): в частности антрополог Г.И. Петров, проводивший исследования в деревне Черкес-Кермен в 1920-х годах. По исследованиям Г.И. Петрова, у жителей деревни сохранились некоторые черты, как он считал, физического облика крымских готов - высокий рост, светлая окраска волос, глаз и кожи.

 

Люди. Крымский тат-лучник.Ещё в 16 веке немецкий путешественник барон Бусбек встречал в Константинополе крымских готов, не забывших родной язык (некоторые слова крымских готов он записал, составив небольшой словарик). Они сообщили ему о существовании в горном Крыму готских поселении, которые продолжали сохранять язык, обычаи и воинственость предков (крымские таты обязаны были выставлять для армии турецкого султана и крымского хана отряды лучников, также участвовавших в походах на сопредельные страны).

 

Исключительно интересным фактом является преемственность населения горного Крыма на протяжении многих столетий, отмеченная советским антропологом В.П. Алексеевым (1980, 1989) в ходе изучения мусульманских могильников датированных 18-19 вв.

 

"Лицевой скелет умеренно широкий и средней высоты; нос при средней ширине грушевидного отверстия относительно узкий; черепная коробка короткая и низкая, при этом очень широкая, что приводит к резко выраженной брахикрании. Таким образом, наблюдается комплекс признаков, который в различных модификациях распространён в восточных районах расселения представителей европеодной расы, а с эпохи бронзы, раннего железа и раннего средневековья зафиксирован у населения, оставившего могильники в Средней Азии и Поволжье. Этот комплекс признаков фигурирует во многих описаниях типов европеоидов: северный вариант понто-загросской расы, туранская раса, раса Среднеазиатского междуречья."

 

Судя по этнической и политической карте Восточной Европы, которая известна из описаний авторов 1-2 вв. н.э., на рубеже и в начале нашей эры в Северном Причерноморье обитали алано-скифы.

 

Люди. Крымское духовенство.Изучение раннесредневекового могильника Чуфут-Кале, горная часть Крыма, (Соколова, 1958) также указывает на связь с древними скифами: "Население раннесредневекового Чуфут-Кале принадлежит к сармато-аланской группе, которая по своему морфологическому типу близка к скифам, в частности к типу из некрополя "Неаполь Скифский" (район современного Симферополя), либо этнически являлась позднескифской, но усвоила сарматский обычай деформации головы."

 

На искусственную затылочную деформацию указывает и Г.Ф. Дебец (1949), изучавший средневековые некрополи: Эски-Кермен, Мангуп-Кале и Херсонеса.

 

Сармато-аланский расовый комплекс археологи связывают с салтано-маяцкой культурой широко распространнёной в степях Восточной Европы вплоть до IХ века. Любопытно, что при изучении двух памятников 8-10 веков - Верхнесалтановского (аланского) и Нейталовского (протоболгарского), расположенных на противоположных берегах Печенежского водохранилища (Харьковская область Украины), вместе с характерными (деформированными) черепами алан в Верхнесалтановском памятнике нередко встречаются вещи характерные для протоболгар, а в протоболгарском Нейталовском, где преимущественно брахикранные и мезокранные черепа, вещи характерные для алан. Подобное смешение двух культурных комплексов было характерно и для хазарского Саркела.

 

Начиная с 4 века в Причерноморские и Приазовские степи проникают тюркские племена (гунны, протоболгары, хазары) постепенно ассимилировавшие аланское население, которое переходило на тюркский язык. Тюркские племена (протоболгары, хазары) в свою очередь воспринимали более развитую местную аланскую культуру. Именно с хазарского периода начинается языковая ассимиляция населения Северного Причерноморья, и в частности Крыма. Но несмотря на переход на тюркский язык, сармато-аланский культурный комплекс сохранялся среди населения Крыма вплоть до начала 20 столетия (в том числе и в одежде: любопытные параллели видны при сравнении скифского костюма с крымскотатарским).

 

Крымская татарка в национальном костюме.Характерная для алан искусственная деформация головы была отмечена у крымских татар Я.Я. Рогинским (1928) и К.С. Мережковским (1890), но уже у современного им населения Южного Берега Крыма. То есть этот древний признак сохранялся у крымцев даже в начале 20 века.

 

Нашествие гуннов, вообще, увлекло алан своим потоком в Европу, где аланы входили в племенной союз гуннов и участвовали в завоеваниях. В своём движение на запад аланы прошли Италию, Францию, Пиренейский полуостров и оказались в Северной Африке. Особенно прочно аланы закрепились в Паннонии (Венгрия), где венгерские короли даровали им земли (Ясшаг) и аланы длительное время сохраняли своё этническое самоназвание под этнонимом асы.

 

Последующие волны тюрков-кочевников (печенеги, половцы) оттеснили аланское население из степей Северного Причерноморья в горы Кавказа и Крыма.

 

Но ещё в 13 веке Вильгельм Рубрук на пути из Судака к Перекопу в степи встречал алан.

 

Другой источник 13 века - христианский миссионер Феодор, указывал, что в Юго-Западном Крыму близ Херсонеса расселены аланы, охранявшие подступы к городу. Эту территорию он назвал Малой Алание, в противовес кавказской - Большой Алании.

 

Из описания Аммиана Марцелиана (4 в.н.э.) следует, что у алан также, как и готов, был светлопигментированный тип: "...почти все аланы высоки ростом и красивы; с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом очей..."

 

Говоря о доминировании готского или аланского компонентов в светлопигментированных популяциях татов горного Крыма, следует отметить, что уже к 15 веку, благодаря культурному сближению в рамках греческой православной церкви, оба народа смешались, получив наименование готаланы. Венецианский купец Иосиф Барбаро (15 век) писал: "...За Каффой, по изгибу берега, находится Готия, за ней - Алания. Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы; они завоевали эти страны и смешали своё имя с именем аланов. ...ввиду смешения одного племени с другим они называют себя готаланами." Как видно из этого описания данный антропологический и культурный комплекс должен был сохраниться и на Южном берегу Крыма.

 

Ялыбойлю - особая культурная и антропологическая группа крымцев

 

Южнобережные татары имеют больший, чем другие группы, рост, а также большую высоту черепа и длину глазной щели. В расовом отношении южнобережные татары принадлежат к южноевропейской (средиземноморской) расе и внешне похожи на греков, итальянцев, турок. Однако встречаются отдельные представители этой группы с ярко выраженными чертами "североевропейского" типа (светлая кожа, светлые волосы, голубые глаза). Например, жители деревни Кучук-Ламбат (ныне Кипарисное) и Никита относились именно к этому типу.

 

О происхождении этого расового комплекса от готаланов уже выше сказано. Однако среди большинства южнобережных татар всё же преобладали южноевропейские расовые признаки в различных его вариациях.

 

Густов Радде так охарактеризовал южнобережных татар: "Они высокого роста и крепкого телосложения; цвет лица у них смуглый, но не желтый, как у ногайцев; лицо продолговатое и приятное; нос прямой, нередко греческий или римский; волосы и глаза черные."

 

Интересный антропологический комплекс среди населения Южнобережья во время своих путешествий по Крыму обнаружил Паллас: "Жители Кикинеиза, Лимены и Семеиса - отличаются своей странной и необыкновенной наружностью. Очень длинное лицо, длинный и горбатый нос с удлиненной, приплюснутой у висков головой придают им смешной вид. Татары, обитающие здесь (в Алупке), имеют сходство с симеизскими и лименскими: то же удивительное строение головы и лица, светлые или каштановые волосы, что редко встречается у крымских татар, так же как у греков или турок." Паллас высказал предположение, что это возможно потомки генуэзцев, хотя, как уже отмечалось, обычай деформации головы характерен как раз для исконного сармато-аланского населения Крыма.

 

Южный Берег Крыма вплоть до Кючук-Карнайджийского договора (1778 г.) входил сначала - в состав генуэзских колоний, потом - Османской империи, и не подчинялся крымским ханам. Потомки генуэзцев также оказали влияние на формирование горно-прибрежной группы крымцев. Ещё Иоганн Тунманн (18 век) отмечал, что на расстоянии 1 мили от Бахчисарая, селение Сорташ, проживают потомки различных генуэзских родов - Дория Гримальди, Спинола и другие. Эти земли им были дарованы турецким султаном после завоевания Кафы.

 

Турецкий путешественник 17 века Эвлия Челеби о населении Южного Берега Крыма оставил следующее описание: "Народ тамошний - это народы греков и лазов (прим.: лазы - субэтнос грузин-картвелов, проживающий на черноморском побережье в пределах современной Турции), говорящих между собой по гречески, но имеют другой язык и выражения... не язык иудейский или язык народов аланов...когда они между собой разговаривают, человек весьма удивляется (скорее всего, данный отрывок относится к готам)." Тот же автор отмечает, что ханская гвардия - "капыкулы", расселённая в районе Бахчисарая (горный Крым), состояла из кавказских народов: ... однако они не татары, но потомки абхазов, черкесов и грузин."

 

Другим кавказским компонентом в населении Крыма были армяне. Причём, в Крым армянские переселенцы начали проникать ещё с 8 века. Наиболее массовый поток их устремился на Крымский полуостров в 13 веке, после разрушения монголами древней столицы Армении Ани. В основном они селились в городах и сёлах восточного Крыма: Каффа, Солхат (Старый Крым), Карасубазар (Белогорск). Армяне составляли большинство населения Каффы (46 тыс. из 70 тысячного населения), которая становится их культурно-религиозным центром за пределами исторической Армении. Начиная с 14 века в европейских хрониках за Восточным Крымом закрепилось даже название - Морская Армения.

 

Монастырь Сурб-Хач (около Старого Крыма) становится религиозным центром для армян всей Восточной Европы. Любопытны писменные источники армян того периода (14 в.), характеризующие этнические и культурные процессы среди населения, населявшего в то время Крым. Судебные книги и переписка купцов написаны армянским письмом, но на тюркском (кипчакском) языке. Лингвисты выделяют особый армяно-кипчакский язык (тюркский в основе, но включавший в себя грецизмы, арменизмы и германизмы). Этим же языком армяне пользовались и в повседневной жизни, на родном же языке велось лишь богослужение.

 

Ещё один значительный пласт в населении Южного берега составляли малоазийские тюрки (огузы): об этом сообщают Гийом Рубрук и арабский путешественник Ибн-Батута (13 в.), а в греческом синаксарии Судака (того же периода) упоминается множество христиан с тюркскими именами. Особенно много переселялось в Причерноморье ремесленников-огузов, в которых остро нуждались развивающиеся города Крыма.

 

Христианский и шиитский пласт в истории крымцев

 

Поразительное описание культуры прибрежного Крыма оставил Ибн-Батута, побывавший в Керчи: "Я увидел церковь, направился к ней, застал в ней монаха, и на одной из стен увидел изображение мужчины арабского в чалме, опоясанного мечом и с копьём в руке. Перед ним горела лампада. Я сказал монаху: "Что это за изображение?" Он ответил: "Это изображение пророка Али", - и я удивился ответу его" (Тизенгаузен, 1884, с.279).

 

По мнению Сидоренко В.А. ("Тюркские народы Крыма" М.: "Наука", 2003) это свидетельствует о мусульманско-христианском двоеверии, что так же не лишено основания, но больше говорит о факте присутствия в Крыму значительного числа мусульман-шиитов (приверженцев имама Али), для которых характерен значительный религиозный синкретизм.

 

Тот же Сидоренко отмечает, что массовая эмиграция огузов в Румелию и Северное Причерноморье была вызвана подавлением в Турции шиитского восстания Баба-Исхака (1239 г.), выступившего под лозунгами социальной справедливости и прихода власти махди (мессии из рода Али).

 

Особенно значительна была миграция огузского рода тахтаджи. Любопытно то, что под этим этнонимом в современной Турции известны тюрки алавиты (нусайриты), для религии которых характерно обожествление как имама Али, так и Христа, и отмечающих все основные христианские праздники - Рождество и Пасху. (Прим. Нусайриты - это "радикальная шиитская секта", близкая али-иллахам и исмаилитам, распространённая в основном в Сирии и Ливане).

 

Какие же факты ещё могут говорить о шиитском влиянии на религиозные представления крымцев?

 

Подобных фактов в современной культуре крымских татар осталось немного, но они есть. Один из них - это празднование одого из главных шиитских праздников - Ашура, "День Поминовения Пророков и Посланников Аллаха" (у крымских татар - Ашир-Куню)!

 

Этот день отмечается и среди ортодоксальных мусульман (суннитов), но не носит траурной окраски: "В этот день родился пророк Ибрахим, вознесся на небо пророк Иса (Иисус), спасся от преследования фараона пророк Муса..." У шиитов праздник носит траурную окраску - день поминовения внука пророка Мухаммеда, и сына Али, имама аль-Хусейна ибн Али (626 - 680 гг.). Эта особенность пресуща и крымским татарам (конечно же, без крайних проявлений траура, как в Иране или Ираке): после праздничной трапезы обязательно произносилась молитва: "За упокой души Асана, Усеина."

 

Почему же нет других культурно-исторических фактов о присутствии шиитов в Крыму?

 

Как известно, одной из главных особенностей оппозиционного шиитского ислама была "такийя" - сокрытие своей веры от непосвящённых. Показательно, что значительная часть исмаилитов Синда (Индия) после утраты духовной и политической связи со своим имамов, спустя несколько поколений, обратилась в суннизм, в значительной мере утратив особенности своего вероисповедания. Тот же процесс мог произойти и в Крыму - после вхождения всей территории Крыма, включая бывшие османские владения, в состав Крымского ханства (суннитский ислам), а затем и Российской империи (непонимание специфики региона и исламских традиций со стороны царского правительства вызвала значительную эмиграцию с полуострова).

 

Ещё один факт заставляет задуматься! В.А. Сидоренко отмечает: в фирмане последнего крымского хана Шагин-Гирея предусматриается налог на иноверческое население?! Откуда взялись в 1783 г. иноверцы (христиане?) в Крыму, если незадолго до того, в 1778 г. из Крыма было выселено всё христианское население (греки-румеи, греки-урумы и армяне)? В камеральном описании Крыма, составленным генерал-порутчиком Ингельстромом значится 1042 двора иноверцев, проживающих в горной части Крыма.

 

В преданиях греков Приазовья (переселённых из Крыма) отмечается, что процесс был болезненным и многие были вынуждены принять ислам, чтобы не покидать родину. Схожие факты можно узнать и от современных представителей старого поколения крымских татар, говорящих о том, что их предками были греки. То есть часть греков сменила религию и, поэтому, никак не могла оказаться в числе иноверцев. Стоит оговориться, что под понятием грек в средневековом Крыму понималось население исповедующее греческое православие, среди которого, как уже отмечалось, были и потомки алан, и готов, и тюрков (кипчаки, огузы).

 

Таким образом, вопрос остаётся открытым - кого в фирмане подразумевали под иноверческим населением? Возможно, это и есть оставшиеся на полуострове мусульмане-шииты... Общеизвестено, что ортодоксальное суннитское духовенство отрицательно относится к шиитам, а ряд направлений (нусайриты, исмаилиты, ахл-и-хакк) откровенно подвергались преследованиям даже в Иране (со стороны шиитов-имамитов).

 

Скорее всего, к 20 столетию шиитское население Крыма ассимилировалось (приняло суннитский ислам) или отчасти покинуло полуостров с одним из многочисленных потоков мигрантов, оставив незначительный культурный след на полуострове.

 

Интересен тот факт, что помимо тахтаджей, в современной Турции, шиизм исповедуют также и потомки балканских тюрков, в число которых могли попасть и выходцы из Крыма (эмиграция татар из Крыма была направлена не только на территорию современной Турецкой республики, но и в Румынию и Болгарию).

 

Удивительным явлением на полуострове, о котором упоминают многие исследователи (М.А. Араджиони, В.А. Сидоренко), является мусульманско-христианское двоеверие среди населения Горного Крыма. В рамках одной семьи были как христиане, так и мусульмане. В книге судейских решений Мангупского кадылыка (17 век) зафиксировано: "Мусульманка Фатьма из с. Богатырь, дочь Гавриила, просила, чтобы из её дома христиане вынесли крест, оставшийся после отца, и этот крест был перенесён в дом христианки Вении, дочери Мухаммеда..." (М.А. Араджиони, "Крымские греки").

 

Суфийские ордена, имевшие распространение на территории Крымского ханства (мевлеви, джельветия, накшбенди и др.), имели также неортодоксальные взляды на ислам. На вопрос Эвлия Челеби об отце пророка Мухаммеда дервиши Акмесджида (сов. Симферополь) ответили: "...мать Иисуса, пророка казаков, воюющих с нами, была Мать Мария, и наши казаки любят Его доброго отца."

 

И не случайно, что многие традиции крымцев также во многом пропитаны христианской культурой: 6 мая отмечался празник Хадырлёз (праздник святого Хадыра и Ильяса), совпадавший с празднованием у христиан дня Св. Георгия и Ильи; день зимнего солнцестояния - Йыл Геджеси, или Календа (у южнобережных татар) повторяет во многих чертах христианское Рождество; многие праздники отмечались совместно с соседями христианами и традиционно заканчивались коллективным танцем - "хоран" (общим, как для крымских татар, так и для современных приазовских греков).

 

Примечательным явлением является и то, что многие крымские ханы давали деньги на поддержания христианских монастырей (Успенский монастырь) и на постойку церквей, что говорит о существенной веротерпимости (как принято сегодня говорить - толерантности) среди населения Крыма.

 

Заслуживает внимания другое: по приказу атамана Ивана Сирко (1653 г.) были убиты 3 тысячи русских невольников, которых он освободил из плена. Пленники не пожелали возвращаться на родину (уходить из Крыма). Тогда атаман, исходя из своим религиозным убеждения, казнил все три тысячи человек, - чтобы "спасти их от Страшного Суда".

 

Многие "невольники" в Крыму принимали мусульманство и их отдельные поселения фиксировались даже в начале 20 века .

 

Современная ситуация в Крыму

 

Завершая этнографичекое описание крымских татар, необходимо добавить, что, исходя из доступных нам статистических данных о современном крымскотатарском населении полуострова, большинство ныне живущих в Крыму репатриантов-крымцев являются потомками именно горных и южнобережных татар, и лишь 13% прибывших на полуостров являются выходцами из Степного Крыма: Евпатория, Джанкой, Белогорский и Сакский районы (В.В. Степанов, "Тюркские народы Крыма"; М.: "Наука", 2003).

 

В ходе эммиграции крымских татар 18-19 вв. значительная часть степного Крыма была практически лишена коренного населения. Чтобы вернуть эти земли в экономический оборот Российской империи, царским правительством было принято решение о переселение на "освободившиеся" земли безземельных горных татар, а также крестьян из России и Украины.

 

Таким образом, часть населения степного Крыма является также потомками горных и прибрежных татар.

 

Интересные исследования были проведены в 1997-1998 гг. среди крымскотатарского и ногайского населения современной Турции Хенриком Янковским (Польша). Несмотря на то, что в настоящее время принято объединять ногайское и крымскотатарское население Крыма в один народ, в Турции в ходе исследований были отмечены некоторые отличия в самосознании двух групп (несмотря на многовековые связи двух народов). Как правило, в Турции они расселены отдельными поселениями (провинции: Анкара, Конья, Эскишехир, Адана).

 

Некоторые ногайцы заявляют, что они не имеют ничего общего с Крымом, а являются выходцами "из Москвы", "с Кавказа", "с Волги" или "с Кубани".

 

В свою очередь среди крымцев принято несколько высокомерное отношение к ногайцам, которых они называют - "ат эти ашагъан арам ногъай", т.е. "грешниками - ногайцами, которые едят конину". Как одна, так и другая, группа постепенно утрачивают родной язык, на котором разговаривает в основном старое поколение.

 

Кроме татарских и ногайских сёл, в Турции есть ещё и поселения крымских цыган, также говорящих на крымскотатарском языке. Парадоксально, но крымские татары, проживающие в Турции, считают, что именно у цыган татарский язык сохранился особенно хорошо...

 

Все перечисленные факты говорят о том, что попытки внести вражду между крымцами и другими народами Крыма, а также радикализировать ислам среди кымских татар, исторически и культурно не состоятельны. Детальное изучение истории Крыма (многие факты взаимоотношения Крыма с Россией и Турцией, просто, не афишировались) тоже дают повод к размышлениям...

 

Источники: "Тюркские народы Крыма" М.: "Наука", 2003; turkolog.narod.ru/info/crt-73.ht.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Крымские татары могут провести свой референдум

 

Крымские татары обеспокоены своим будущим после присоединения полуострова к России и могут провести собственный референдум, чтобы сделать выбор между Киевом и Москвой. Такой возможности не исключил председатель меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров, подчеркнув, что крымские татары должны самостоятельно определять свою судьбу:

 

“Нас здесь, в Крыму, 300 тысяч. Нас меньше, чем этнических русских или даже этнических украинцев, но это наша земля, за пределами Крыма у нас нет другой земли. Никто не спросил нас ни перед референдумом, ни перед введением войск, как мы хотим жить, в каких условиях”.

 

По словам Чубарова, в субботу 250 членов меджлиса проведут консультации о будущем, в ходе которых обсудят и возможный референдум. Пока же он рекомендовал крымским татарам не отказываться от получения российских паспортов, но при этом сохранять и украинские.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мустафа Джемилев, бывший командир крымских татар заявил с экрана телевизора, что результаты референдума в Крыму объявлены с ложными цифрами.

На самом деле он имел возможность видеть секретный документ, направленный новыми крымскими властями в Москву, с настоящими цифрами. Согласно этому документу за присоединение к России проголосовало около 35% избирателей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мустафа Джемилев, бывший командир крымских татар заявил с экрана телевизора, что результаты референдума в Крыму объявлены с ложными цифрами.

На самом деле он имел возможность видеть секретный документ, направленный новыми крымскими властями в Москву, с настоящими цифрами. Согласно этому документу за присоединение к России проголосовало около 35% избирателей.

Не хочу никого обижать , но Татары есть Татары....
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не хочу никого обижать , но Татары есть Татары....

И да...и нет...

 

Понимаешь...

Их деды и прадеды - еще во времена русских царей

встали в позу обиженных...По том при Сталине и т.д.

- этих обид добавилось...И до сих пор - не все смогли

встать из этой позы...

 

Те, кто помоложе, - по проще смотрят...

Думаю - пока поколение обиженных не вымрет - будут

страдать...Помнишь - Моисей водил евреев по пустыне

40 лет...пока не умер последний, кто познал рабство...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

×
×
  • Создать...